Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЦАРЁВА Надежда Павловна

кандидат педагогических наук, ЛГПИ имени А. И. Герцена

Формирование гражданской позиции у школьника

Время, в которое мы живем, необыкновенно интересно. Прежде всего, мы творцы нового типа личности. Эта великая историческая миссия бывает нелегка, но редкий педагог бросает ее. Тем, кто трудится во имя счастья детей, процветания нашей Родины, предстоит в ближайшие годы создать новый тип советской школы.

Гражданина, а не носителя суммы знаний ждет от нас страна. Воспитание гражданина требует нового уровня всей работы школы, широкой связи с жизнью, посильного вклада в строительство реального социализма от каждого человека, независимо от того, сколько ему лет.

Формирование гражданской позиции — дело непростое, оно связано с емкостью, всеохватностью самого этого понятия. Мы часто употребляем слово «позиция». Что же понимает педагогическая наука под этим словом?

Мы рассматриваем позицию личности как систему стержневых личностных отношений. Социально активное ядро личности, стержень ее, составляют те отношения человека к окружающему, которые вытекают из принципов коммунистической морали. Сюда мы включаем отношения к Родине, обществу и его строю, к труду, к людям и к себе как товарищу других людей, как гражданину.

Чтобы воспитать личность, все эти пять стержневых личностных отношений должны находиться в органическом неразрывном единстве. Почему нужно единство именно этих отношений? Давайте поразмышляем. Может ли быть настоящим гражданином тот, кто не любит свою Родину? Безусловно, нет. Но ведь Родина — совершенно конкретное явление, это не только территория с полями, березками, заводами, космодромами и т. д. Это и люди, объединенные определенным общественным строем. Значит, гражданин не только любит и охраняет природу своей страны, он осознает справедливость социального строя, понимает коллективистскую сущность наших общественных отношений, сам является членом какого-то коллектива. Осознающий ценность социалистического строя молодой человек обязательно начинает самоотверженно трудиться, желая своим трудом улучшить окружающую жизнь.

Всё, что делается в нашем государстве, подчинено лозунгу «Всё во имя человека, всё для блага человека». Это значит, что реальный социализм совершенствуется во имя полного гармоничного развития личности. Человек — это главная ценность, отношением к которой выверяется гражданская зрелость каждого. Отношение к другим людям не будет иметь законченности, если не будет сформировано осознание себя, собственной личности среди других людей. В свою очередь такое осознание ставит человека на определенное место в коллективе. Таким образом возникает постоянная зависимость сознания, дел, поступков, мотивов, в которых проявляется личность.

Насколько педагог сможет проникнуть в сущность этой системы отношений, настолько он окажется способным формировать гражданскую позицию личности. Насколько педагог сможет выделить специфику гражданской позиции для каждого возраста, настолько меньше сделает ошибок. Главное — вычленить общую основу, ключ к системе. Его мы определяем как заботливое отношение к людям.

Забота как деятельность на благо людей определена В. И. Лениным как ростки коммунизма. В работе «Великий почин» он писал: «Коммунизм начинается там, где появляется самоотверженная, преодолевающая тяжелый труд, забота рядовых рабочих об увеличении производительности труда, об охране каждого пуда хлеба, угля, железа и других продуктов, достающихся не работающим лично и не их «ближним», а «дальним», т. е. всему обществу в целом, десяткам и сотням миллионов людей…» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. т. 39.— с. 22).

Важно научить людей заботиться друг о друге и через заботу как нравственную сущность любой деятельности, любого труда формировать личность настоящего советского гражданина.

* * *

Рассматривая возможности пионерской организации для формирования гражданской позиции, мы исходили прежде всего из того положения, что забота о людях доступна любому возрасту. Это тот стержень, который, по выражению В. А. Сухомлинского, объединяет и первоклассника, и десятиклассника, и ученика, и учителя. Забота — это азбука нравственности.

Вот такие исходные педагогические идеи положены в основу понимания гражданской позиции. Когда ясно, что формировать и почему, появляется следующий, более сложный вопрос — как формировать?

Формирование — это процесс, то есть последовательная деятельность. Каков характер этой деятельности, какие главные признаки она должна иметь, чтобы получился желаемый результат?

Опыт многих педагогов позволил охарактеризовать ее так: общая творческая гражданская забота.

Забота трактуется как деятельность на благо кого-либо. Значит, действовать можно и на благо себе, и на благо других. Каково это соотношение, чем оно определяется? Вот здесь-то и важно, чтобы, прежде всего, была забота о других людях и о себе как о товарище других людей.

Гражданская забота требует от человека высокой нравственности и политической грамотности. Однако мы знаем, что знания, не окрашенные эмоциями, чувствами, не переходят в убеждения. Лишь тогда, когда гражданская забота наполнена творчеством, происходит полная отдача сил на общее дело, на поиск лучшего решения стоящей задачи.

Творчество — это напряжение духовных и интеллектуальных сил человека, направленных на создание чего-либо нового. Творческая гражданская забота говорит нам о неравнодушном, политически грамотном, нравственно мотивированном действии человека. Но достижение цели коммунистического воспитания зависит еще и от того, насколько каждый осознает себя членом коллектива, участником общего дела. Следовательно, формирование гражданской позиции осуществляется тогда, когда воспитывающая общественно полезная деятельность имеет характер общей творческой гражданской заботы.

Такой характер деятельности, не является чем-то заданным, объективно существующим. Он будет зависеть от педагогической культуры воспитателя, от его собственной позиции в процессе воспитания.

В настоящее время и педагогическая печать, и, особенно, партийная печать много пишут о стиле руководства. Давно и строго осужден авторитаризм как средство подавления личности. Серьезной критике подвергается сейчас мелочная, чрезмерная опека. Однако и тот и другой тип воспитательных отношений еще часто можно встретить в школе. В рамках данной статьи мы не можем рассматривать причины их существования. Скажем только, что они приводят к пассивности людей, формируют не гражданскую, а потребительскую позицию. Это связано с тем, что при таких воспитательных отношениях формирование личности формализуется, идет открытая передача готового опыта, готовых знаний. В этом случае задача педагога — хорошо этот опыт передать, а задача воспитанника — хорошо этот опыт принять. Можно передавать знания, но нельзя в готовом виде передать другому человеку чувства, стремления, желания, потребности, волю, следовательно, всё то, что отличает человека от машины. Живая мысль, живая душа жаждут отклика на события жизни, стремятся к ее преобразованию, к улучшению. Это становится возможным тогда, когда и педагог и воспитанник действуют как товарищи по общему делу.

Позиция старшего товарища как единственно целесообразная доказана опытом классиков нашей педагогики — А. С. Макаренко, С. Т. Шацким, В. Н. Сорока-Росинским, И. В. Иониным, а также нашими современниками В. А. Сухомлинским, Ю. П. Азаровым, И. П. Ивановым и многими учителями-практиками.

В чем воспитательное значение, педагогическая сущность такой позиции? И взрослые и дети совместно действуют, решая общественно важную задачу. Но при этом в ходе общего дела педагоги незаметно решают еще и воспитательные задачи. Таким образом, педагогу не надо лишних усилий, чтобы завоевать у детей авторитет: он возникает естественно в совместной деятельности. Такая позиция не позволяет педагогу фальшивить, подтасовывать результат, казаться лучше, чем он есть на самом деле. Но такую «роскошь» может позволить себе не каждый. Проще отгородиться от ребят и, прикрываясь служебным положением, требовать результат, чем работать над собой, заниматься самовоспитанием и самообразованием и тем самым обогащать себя как человека, гражданина, воспитателя.

* * *

Рассмотренные условия неразрывны с жизнью коллектива.

Что же представляют собой коллективы пионерских отрядов первой высоты? В чем специфика вновь созданных отрядов? Часто можно слышать от старших вожатых такие слова: «Они (пионеры) еще ничего не умеют, большого дела с ними не сделать, им еще нянька нужна; много суетятся, шумят, а результата нет». Насколько справедливы эти оценки, можно ли с ними согласиться? И да, и нет.

Все понимают, что сам факт вступления в пионерскую организацию не может научить ребенка действовать в ней, тем более действовать творчески и самостоятельно. Весь предшествующий период должен быть подчинен этой цели. Вся жизнедеятельность октябрятской группы должна быть построена в соответствии с принципами пионерской организации, должна учитывать, что формирование гражданина идет уже с первых шагов школьной жизни.

Этот процесс удается правильно построить в том случае, когда октябрятская группа создается при пионерском отряде, когда четко действует система отношений «комсомольцы — пионеры — октябрята». Создание октябрятской группы в 1 классе при пионерском отряде 4 класса — основное и, пожалуй, самое сложное дело на первой высоте. Настоящее воспитание возможно лишь тогда, когда есть ответственность за других людей, забота о других людях. Именно поэтому мы обращаем особое внимание на этот период в работе. Он сложен для всех: и для тех, кто только переступил школьный порог, и для тех, кто перешел от одной учительницы ко многим, получил нового классного руководителя, и для самого этого руководителя, и для вожатого, если он новичок.

Принимая 4 класс, готовясь отправиться с ним в долгий и сложный путь, классный руководитель может начать с ними общее дело: операцию «Первоклассник». Слабо зная возможности 10-летних детей, классный руководитель должен опереться на знания и помощь учителя начальных классов, понаблюдать за общением, приемами организации. В операции «Первоклассник» много конкретных, посильных дел. Это могут быть поздравительные плакаты, открытки для родных и близких первоклассников, выступление на линейке, встреча и поздравление в классе, рассказ о первой учительнице, экскурсия по школе. Последнее может быть организовано очень весело и познавательно, стоит только вложить немного фантазии и заботы. Например, при знакомстве со столовой пионеры-шефы могут подготовить для первоклассников инсценированную встречу с Колобком, загадать загадки о хлебе, напомнить некоторые правила поведения. В медицинском кабинете малышей может встретить Айболит, в спортзале все могут участвовать в веселой эстафете. Герои любимых сказок будут ждать детей в библиотеке. В кабинете музыки пионеры могут спеть песни о школе, о дружбе. Друзья из 4-го (пионерского) и из 8-го (комсомольского) классов могут подготовить для первоклассников концерт.

Конкретное дело даст возможность оценить общие усилия и правильнее спланировать будущую работу с первоклассниками. На сентябрь—октябрь она может составлять примерно следующее: операция «Говорящий портфель», где главная задача — первичное овладение правилами поведения школьника; праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики», где первоклассники демонстрируют родным и друзьям-пионерам свои первые успехи, берут старт к празднику Красной звездочки. Подготовка к этому событию требует от организаторов политической грамотности, культуры речи, свободного общения, для того чтобы донести до сознания первоклассников идейно-нравственную сущность понятий «октябренок», «Октябрьская революция», «Страна Октября». Эта работа по силам комсомольцам, а пионеры могут помочь конкретной работой с маленькими группами, «пятерками».

Что же происходит с личностью и первоклассника, и четвероклассника, и комсомольца в этот период? При данной организации воспитательного процесса отсутствует знаменитая «раскачка». В самом начале сентября, как только школа раскрыла свои двери, каждому нашлось конкретное дело, конкретная забота о людях, о школе, об учителях. Малыши смотрят на пионеров и комсомольцев и видят образец, перспективу их начавшейся школьной жизни. Пока они только смотрят. А старшие? Они помогают первоклассникам овладеть хитростями пользования школьными принадлежностями, организуют игры на переменах, помогают в уборке класса. Пионеры-шефы рассказывают интересные события из жизни пионерского лета, своей дружины, готовятся вместе с первоклассниками к праздникам, рассказывают о Правилах октябрят, о традициях дружбы октябрятских групп и пионерских отрядов. Во всех этих делах есть конкретная, понятная цель, виден результат, абсолютно очевидна ответственность. Друзья октябрят принимают на себя ответственность за других людей, систематизируют знания о нормах отношений между людьми, о правилах поведения в школе, о политических символах нашего государства. Всё это делается добровольно, увлеченно, радостно. Гражданский долг старших перед младшими входит в их жизнь естественно и просто.

При соответствующей организации воспитательного процесса в дружине, школе дальнейшая работа пионерского отряда и октябрятской группы строится по тематическим периодам, в каждом из которых есть законченный цикл: от выдвижения цели до коллективного подведения итогов. Постоянная работа классного руководителя 4 класса и учителя начальных классов над осознанием идейно-нравственного смысла предстоящего дела, кропотливое руководство коллективной деятельностью детей на всех ее этапах (планирование, подготовка, проведение, подведение итогов общего дела) приучают ребят не только улучшать окружающую жизнь, но и думать над тем, как это делать.

Коллективная организация дел входит в жизнь первоклассников через опыт четвероклассников, поднимая и тех и других на качественно новый уровень. Сам принцип деятельности остается прежним, усложняются лишь решаемые задачи, объем дел, появляется новое содержание.

Четвероклассники вместе со всей дружиной и друзьями-комсомольцами идут маршрутами пионерского Марша юных ленинцев. В каждом маршруте есть много конкретных дел, которые можно осуществить вместе с октябрятами. Дел таких хватает не на один год — важно, чтобы они были направлены на улучшение окружающей жизни.

* * *

Если вернуться к началу нашего совместного размышления над тем, как формировать гражданскую позицию школьника, можно выделить следующие условия.

Ведущей мы считаем гражданскую позицию самого педагога. Именно он должен быть старшим товарищем в полном идейно-нравственном смысле этого слова. Такая позиция обеспечит единство самодеятельности и педагогического руководства, поддержит игры и романтику, возвысит идейную направленность коллективных дел.

Второе условие: направленность каждого вида деятельности. Для ребят это выражается в ответах на вопросы: для кого делаем, что делаем? Организация общего творческого дела предполагает составление рабочих приемов коллективной организации: с кем вместе делаем? кто участвует? когда? где проводим? как организуем? Это третье условие. Оно влечет за собой содружество октябрят, пионеров и комсомольцев. В этих условиях собираются, концентрируются первые «законы» их жизни. Все члены содружества действуют как старшие и младшие друзья; как участники дел на пользу и радость людям. Все вместе они участвуют в обсуждении всех вопросов их совместных дел.

Когда весь учебный год составляет четкую последовательность тематических периодов, это позволяет рассчитывать силы, видеть перспективу, тщательно готовиться к выполнению задуманного. При такой организации воспитательной работы ни один ученик не будет забыт, никто не останется в стороне, не спрячется за спину товарищей.

Названные условия не являются новостью для тех, кто увлеченно трудится. Однако и такие педагоги могут проверить, насколько глубоко проникли они в сущность каждого условия, владеют методикой реализации их в повседневной практике, как сами выступают в позиции старшего товарища.

Внимательно вглядываться в окружающую жизнь, вместе с ребятами участвовать в решении творческих коллективных дел — это и будет определять правильность выбранного пути по формированию гражданской позиции школьника.

(журнал «Начальная школа», 1987 г., № 1)


Владимир 12 января 2017 - 15:50
Как приложима эта концепция к 2017 году?
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=