Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

«Союз Энтузиастов» (СЭН)

Защитив кандидатскую диссертацию, И. П. Иванов стал научным сотрудником Ленинградского НИИ педагогики. В это же время он активно включился в работу семинаров для старших пионервожатых, которые в тот период организовывал методический кабинет городского Дворца пионеров им. А. А. Жданова. От семинара к семинару Иванову становилось ясно, что широкое просвещение вожатых очень слабо влияет на изменение практики работы. Перед ним остро встал вопрос о поиске единомышленников, тех, кто готов участвовать в разработке методики коллективной организации пионерской работы.

Первого единомышленника Игорь Петрович нашел в лице Майи Витальевны Жежко, которая в 1956 году поступила в аспирантуру НИИ педагогики и стала работать под его научным руководством. Майя Витальевна имела десятилетний стаж работы сначала старшей пионервожатой в школе, потом методистом районного Дома пионеров и пользовалась большим авторитетом в вожатской среде. Именно она взяла на себя миссию разыскать и договориться с самыми интересными, самыми творческими вожатыми Ленинграда.

Поначалу их было семь человек. На одной из первых встреч было решено назвать группу «Союзом энтузиастов» (СЭН). Через три года, когда СЭН прекратил своё существование, в него входило уже 18 человек. Ядром объединения помимо И. П. Иванова и М. В. Жежко являлись Л. Г. Борисова (ст. пионервожатая школы № 317), Н. А. Сыч (ст. пионервожатая школы № 157), И. А. Новогрудская (ст. пионервожатая школы № 321), Э. В. Машенина (ст. пионервожатая школы № 189), В. П. Пик (воспитатель школы-интерната г. Пушкин), И. В. Лаврова (ст. пионервожатая школы № 316).

Собирались каждую среду. Рассаживались в тесном кругу и обычно начинали с рассказа о том, что у кого было в школе интересного. О том, что удалось сделать, о трудностях, приятных и неприятных случаях. После такого обмена опытом сэновцы сразу же договаривались о планах на предстоящую неделю. Ведь деятельность «Союза энтузиастов» не ограничивалась встречами по средам. Очень часто по двое, по трое ездили друг к другу в школы и помогали в работе. В некоторых случаях все вместе выезжали туда, где решалась какая-то общая задача.

Важной стороной жизни СЭНа было обсуждение прочитанного. Сэновцы размышляли над книгами Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, обсуждали новинки педагогической литературы, статьи из журнала «Вожатый» и комсомольских газет. Постепенно вырастала главная идея: необходимость всемерного развития самодеятельности пионеров через вовлечение каждого пионера в коллективную организаторскую деятельность.

Очень быстро у каждого из членов «Союза энтузиастов» появилась своя излюбленная тема – та сторона жизни пионерской дружины, которую он особенно увлеченно развивал. Например, Майя Витальевна Жежко больше всего занималась звеном, как первичным коллективом, жизнью звена, взаимоотношениями ребят в звене. Людмила Глебовна Борисова, старшая вожатая 317-й школы, сосредоточила своё внимание на организации повседневной жизни отряда и дружины. Вторым её «коньком» было соревнование. Наталья Александровна Сыч, старшая вожатая 157-й школы, разрабатывала проблему совета дружины.

А все вместе сэновцы, в основном, работали над созданием методики коллективного планирования. В своих школах они пробовали разные варианты, разные приёмы. Были изобретены такие формы как конкурс на самый интересный отрядный план, «шкатулка предложений», «пионерская анкета», «пионерский почтовый ящик» и др.

Все члены СЭНа активно публиковались в журнале «Вожатый», в газетах «Ленинские искры» и «Смена». Провели городскую конференцию старших вожатых, на которой выступили с целой серией докладов о коллективном планировании, об общем сборе как высшем органе, о пионерском звене, о соревновании и о дружбе дружин.

Союз Энтузиастов

В начале 1957 года на одной из «сред» было решено взять какой-нибудь пионерский лагерь и попробовать применить в нём разрабатываемую методику. Горком комсомола одобрил подготовленную сэновцами программу опытной работы и порекомендовал им лагерь завода «Вулкан», расположенный на одном из озёр карельского перешейка. Людмила Глебовна поехала работать старшей пионервожатой, трое сэновцев – вожатыми отрядов, а Игорь Петрович – руководителем фотокружка. Там впервые в истории пионерского движения общий сбор лагеря стал высшим органом его жизни. На общем сборе планировался родительский день, планировалась общелагерная военная игра, планировались все праздники. Тогда же впервые появились вечерние отрядные сборы по итогам дня, которые Людмила Глебовна предложила назвать «огоньками». Появился дежурный отряд, который очень многим занимался в лагере. В разновозрастных отрядах (как у А. С. Макаренко) естественным образом возникала забота старших о младших, а максимальное самообслуживание помогало формированию ответственности.

Опыт СЭНа привлек внимание Центрального совета ВПО им. В. И. Ленина. Осенью 1957 года И. П. Иванова пригласили выступить с большим докладом в отделе школ ЦК ВЛКСМ. Доклад вызвал огромнейший интерес и одобрение. «Союзу энтузиастов» поручили срочно сделать книгу с описанием их опыта. К весне 1958 года сэновцы подготовили к изданию сборник, однако напечатан он так и не был. И вообще работа СЭНа перестала получать поддержку в высших сферах.

Дело в том, что в декабре 1957 года состоялся VIII пленум ЦК комсомола, посвященный пионердвижению. На нём главным методическим направлением была принята работа «по ступенькам», то есть выполнение пионерами определенных заданий в каждом классе. В этой ситуации идея коллективной организации жизни оказалась просто ненужной.

Тем не менее, сэновцы придумали, как работать «по ступенькам», но при этом коллективно и творчески. Так что в их школах даже в этой сложной ситуации никогда не было формального выполнения придуманных кем-то заданий.

К началу 1959 года СЭН разработал Гайдаровскую программу улучшения жизни пионерских дружин, в которой было собрано всё из накопленного опыта. По этой программе стали работать примерно двадцать школ Ленинграда.

Однако в разных инстанциях сэновцам всё время говорили о том, что их успешный опыт ничего не доказывает, потому что они работают с лучшими старшими вожатыми и в лучших школах. Чтобы показать, что новый подход к организации деятельности применим и в обычных массовых школах, Игорь Петрович предложил взять один из районов и организовать работу всех пионерских дружин на основе методики коллективной организации жизни. Выбор пал на Фрунзенский район города Ленинграда.

Но как можно повлиять сразу на все школы района? Решили действовать через выборный актив: членов советов дружин, членов комитетов комсомола школ по пионерской работе, отрядных вожатых. На весенних каникулах 1959 года впервые по распоряжению горкома комсомола должна была состояться учеба актива. В масштабе района планировались различные семинары с советами дружин, со старшими вожатыми, с отрядными вожатыми и так далее. Сэновцы решили сделать всё по-другому. У них возникла идея о создании сводной дружины пионерского актива района, которая должна быть постоянно действующим коллективом и на собственном опыте овладевать методикой коллективной творческой жизни, быть моделью, по которой ребята у себя в школах будут строить жизнь своей дружины.

24 марта 1959 года началась история Коммуны Юных Фрунзенцев. 

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=