Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЖЕЖКО Майя Витальевна

аспирант ЛенНИИ педагогики АПН РСФСР

СЫЧ Наталья Александровна

старшая пионервожатая школы № 157 г. Ленинграда

О пионерских звеньях и соревновании в дружине

Вожатый! Сколько глубокого смысла заложено в этом слове. Быть всегда и во всем впереди, вести за собой детей, растить их сильными духом, служить им примером, влиять на детские умы, воспитывать характер — это и многое другое должен уметь каждый пионерский вожатый.

Должен уметь. Но давайте спросим вожатого, самого хорошего, самого опытного, самого инициативного: что его больше всего волновало и волнует, и он ответит — «неумение распространить влияние на каждого пионера в дружине». И сразу же с болью приведет примеры мальчиков и девочек с алыми галстуками на груди, которых называть гордым словом «пионер» ещё не стоило бы.

Конечно, хорошо, что старший вожатый знает их, требующих особого внимания пионеров, но где гарантия, что все допущенные ошибки в воспитании того или иного пионера удастся исправить, ведь пионеров в дружине несколько сотен, а старший вожатый один.

Да и вообще, можно ли возлагать ответственность за воспитание каждого пионера на одного вожатого? Наверное, нет. Не один старший вожатый воспитывает пионера. Но тогда в чем заключается роль старшего вожатого, что может и должен сделать он, чтобы каждый пионер его дружины вырос настоящим комсомольцем, а не нытиком, пасующим перед малейшей трудностью; чтобы каждому пионеру ещё с детских лет становился ясным его жизненный путь — путь труда, упорной борьбы и радостных побед во имя большой правды всех советских людей?

Ответить на этот вопрос нелегко, поэтому давайте посмотрим вначале,

чему учит нас история пионерской организации.

Уже в первые месяцы существования пионерской организации в качестве основной задачи перед ней была поставлена: подготовить из каждого пионера активного и сознательного борца за коммунистические идеалы. Решить эту задачу можно было лишь при условии вовлечения каждого пионера в повседневную, активную коллективную деятельность.

Именно поэтому «Организационное положение», принятое V съездом комсомола (1922 г.) предусматривало деление отряда на звенья, по 10 пионеров в каждом.

Почему с самого начала жизни пионерской организации именно звено рассматривалось в качестве основного средства привлечения всех пионеров к активной деятельности в отряде?

Вот что рассказывает об этом периоде один из создателей пионерской организации в Ленинградской области А. А. Тарасов: «По мобилизации райкома комсомола в ноябре 1923 г. был я направлен на работу инструктора деткомдвижения в Любанскую волость. Промышленных предприятий в волости не было, но было два детских дома и шесть школ. На базе этих учреждений и стали мы организовывать пионерские отряды. В отрядах ребятишки собирались разные по возрасту. Работать было трудно. Вот мы и делили отряды на звенья, а уж в звенья подбирали примерно одного возраста.»

Однако было бы неправильно считать, что звенья создавались только в силу необходимости группировать ребят по возрасту. Если бы это было так, то со времени перехода пионерской организации в школу, с момента создания пионерских отрядов на базе классов, надобность в звеньях отпала бы.

На это обстоятельство мы считаем нужным обратить внимание, ибо одной из причин забвения роли пионерского звена является как раз мнение, что звенья нужны были только в период существования разновозрастных отрядов.

Несомненно, принцип комплектования звеньев с учетом возраста пионеров — чрезвычайно важен. Но возраст важен не во имя самого возраста, а во имя учета и развития интересов, склонностей, запросов, свойственных данному возрасту. А звено и создает возможности для объединения детей по их интересам, запросам, склонностям. Эта общность, в свою очередь, создает условия для выбора работы, наиболее интересной и посильной для данной группы ребят, что, естественно, повышает эффективность самой работы, её педагогического влияния на каждого пионера.

Нет сомнения в том, что даже среди детей одинакового возраста нет и не может быть совершенно одинаковых характеров. Не только выявить индивидуальные наклонности и запросы, но и использовать их гораздо легче в таком небольшом коллективе, каким является звено.

Звено, кроме того, является коллективом, на жизнь которого реально может повлиять каждый пионер, даже самый младший по возрасту, и это тоже очень важное обстоятельство в деле воспитания наших пионеров.

История пионерской организации наглядно иллюстрирует эту роль звена.

Просмотрим решения съездов и конференций комсомола, перелистаем страницы уже пожелтевших от времени книг по вопросам пионерской работы, чтобы убедиться в этом.

Июль 1924 года. VI съезд комсомола указывает, что основным воспитательным методом детского движения является планомерное вовлечение детей в общественно-необходимую работу. Вовлечение пионеров в эту работу должно идти по линии сохранения и дальнейшего развития самостоятельности самих пионеров.

Формами же, обеспечивающими самодеятельность, съезд признал: выборность вожатых звеньев; совет вожатых звеньев, проводящий практическую работу в отряде и т. д.

1926 год. VII съезд комсомола вновь подчеркивает необходимость оживить работу пионерского звена.

Почему? Потому, что правильная организация работы звена дает возможность ребятам активнее проявлять себя в тех делах, которыми они больше интересуются. Съезд предлагает всем организациям и руководителям добиваться расширения рамок самостоятельной работы звеньев, регулярно собирать вожатых звеньев для организации и обмена опытом работы между ними.

Однако добиться выполнения указаний съезда в ряде организаций в этот период не удается, так как в области методики пионерской работы ведущее место всё больше и больше начинает занимать метод заданий.

Этот метод, рассматриваемый почти как универсальное средство, отрицательно сказывался на развитии самодеятельного характера пионерской организации, не удовлетворял непрерывно растущих запросов и потребностей детворы. В связи с этим положение в организации становится напряженным. Только за первые шесть месяцев 1926 года из организации выбыло свыше 125 тысяч пионеров.

Особенно тревожным был тот факт, что основную массу выбывших составляли не переростки. Последних насчитывалось только 8,1%. Следовательно, такое значительное уменьшение рядов пионерской организации не было естественным процессом ухода из организации пионеров, ставших переростками, а носило болезненный характер.

Ноябрь 1926 года. 3-й Пленум ЦК ВЛКСМ, подтверждая, что работа пионерского отряда должна обязательно строиться по методу заданий, «выполнение которых будет способствовать развитию основных общественных и трудовых навыков, необходимых пионеру», вместе с тем предупреждал против превращения этих заданий в строго регламентированную программу пионерской работы (по типу школьной), так как это привело бы к подрыву самодеятельности, к отрыву от общественной жизни детской коммунистической организации. Поэтому, — указал Пленум — задания должны носить примерный характер. «Дело совета отряда видоизменить задание, даже выдвинуть взамен новый вопрос, но при этом необходимо, чтобы вся работа проводилась самими пионерами, сообразно с силами того или иного звена».

1927 год. 5-я Всесоюзная Конференция ВЛКСМ указывает, что причину ухода пионеров из своей организации надо искать в неумении комсомола удовлетворить возросшие запросы детей, в неумении направить их интересы по руслу интересов коммунистического воспитания.

На конференции говорилось о том, что выход из трудностей, массовое оживление пионерской работы, внедрение ярких, красочных форм возможны только при условии самого широкого развития самодеятельности самих пионеров. Поэтому совершенно необходимо всю работу строить на принципе добровольности пионеров, приспосабливать формы работы к содержанию, не бояться введения кружков, проводить работу индивидуально и по группам, обеспечивая при этом инициативную роль звеньев и отрядов.

Конференция подчеркнула, что при проведении работы по методу конкретных заданий надо все вопросы, связанные с организацией работы, решать не за детей, а вместе с ними — вместе со звеном, советом отряда, отрядом.

Конференция, опираясь на опыт Москвы, Ленинграда и ряда городов Урала, указала, что выход пионеров из организации можно прекратить, если организовать их трудовую деятельность путем создания мастерских, кружков, организовать массовый досуг путем проведения различных утренников, вечеров, соревнований, конкурсов, турниров и т. п.

Жизнь подтвердила правильность намеченного пути. Выход из пионерской организации значительно сократился. Однако, за период с марта 1927 года до мая 1928 года число выбывших пионеров всё же превысило 50 тысяч.

Объяснить продолжающийся выход пионеров из организации несложно. Организация досуга — лишь одна сторона дела. Советский пионер не мог оставаться равнодушным к общей борьбе рабочего класса, он стремился стать активным участником этой борьбы…

Май 1928 года. VIII съезд комсомола.

«Мы должны твердо и последовательно осуществить курс на оживление детского движения, взяв за основу пионерской работы общественно-трудовое воспитание, на базе которого только и можно строить воспитание детей в духе коллективизма и коммунизма».

Но, наметив правильную линию, съезд ещё не смог найти до конца правильных методов организации этой работы, метод заданий не мог быть главным методом воспитания и развития самодеятельности пионеров.

И об этом предупреждала Н. К. Крупская в своем заключительном слове на съезде, говоря, что «…если мы будем ехать только на одних заданиях, будем делать только выговора за неисполнение заданий, то это будет у нас не коммунистическое воспитание, а воспитание старое».

Н. К. Крупская указала, что работа пионерского звена должна быть организована таким образом, чтобы ребятам только показать, что и как можно сделать, а «потом они уже сами разберутся и нащупают, что им надо делать…»

Июнь 1929 года. 6-я Всесоюзная конференция комсомола. Пионерская организация вышла из тяжелого состояния. Вовлечение пионеров в общественно-необходимую работу, организация разумного досуга их привела к прекращению выхода пионеров из организации.

Накопленный практический и теоретический опыт требует выработки определенной системы работы пионерской организации. В. Зорин в книге «Вопросы детского коммунистического движения» давал следующее определение такой системы: «Система пионерработы — это совокупность содержания, организационных форм, методов и стимулов работы, которые в своем единстве и взаимосвязи обусловлены целями коммунистического воспитания, т. е. направлены на воспитание коммунистической смены».

В связи с этим В. Зорин подверг резкой критике звеньевую систему. По его мнению, эта система уже не могла удовлетворить ни ребят, ни вожатых.

«Беда любого звена,— утверждал В.Зорин,— состоит в том, что оно сначала организуется, а потом выбирает себе дело».

Этого же мнения придерживались Колчин и Рейхруд. Не отрицая значения самого звена как первичного коллектива организации, они считали нужным изменить принцип комплектования звеньев. Комплектовать их не по принципу дружбы, а на основе заранее определенного участка работы.

«После обсуждения и утверждения плана работы отряда,— говорили они,— отряд разбивается на звенья по основным участкам работы, вытекающим из намеченного плана».

Эти предложения были попыткой перенести в работу пионерской организации метод проектов, нашедший в то время распространение в школе. Но они не нашли какой-нибудь ощутимой поддержки у большинства работников, а историческое постановление ЦК ВКП(б) от 5 сентября 1931 года, осудившее метод проектов в школе, помог пионерской организации избежать в данном случае вредного экспериментирования.

Гораздо более серьезными были споры о звене в связи с появлением в пионерских отрядах такой формы объединения как ударные бригады. Кружки или группы, широко распространившиеся на основе решений 5-й конференции, не ослабляли роли звена, продолжавшего сохранять характер основной ячейки, первичного коллектива. В звене ребята работали сообща, перед звеном они отвечали за все дела, порученные им и выполненные ими в кружке или группе.

Иначе обстояло дело с ударными бригадами. Возникали они стихийно. Поднявшаяся новая волна пролетарского энтузиазма в связи с первыми итогами социалистической стройки, не могла не захватить и основной массы пролетарских ребят. Лучшие из них, которые не могли ждать, пока придет «дядя» и наладит у них работу, начали создавать бригады в помощь колхозам, бригады для сбора хлебной тары, для борьбы за промфинплан, для разоблачения прогульщиков и пьяниц, дезорганизующих победное наступление социализма. В эти бригады входили лучшие, активнейшие ребята. Они не ждали, пока всё звено загорится энтузиазмом. Они шли на линию огня и сражались вместе с отцами. В этом величайшая заслуга пионерских бригад.

Бригады оказались более подвижными, более боеспособными, чем звенья. Но можно ли было на этом основании ликвидировать звеньевую систему, как это предлагали наиболее горячие приверженцы «бригадной» системы?

Конечно, нет. Бригадные формы работы не могли заменить звено.

Во-первых, далеко не все пионеры вовлекались в работу бригад и получалось нередко, что большое количество ребят оставалось в стороне от общей борьбы, и, в итоге, уходила из-под влияния пионерской организации. Сами пионеры говорили, что всю важную работу в отряде выполняет кучка бригадников. Они работают, получают закалку, участвуют в социалистическом строительстве, а остальные пионеры стоят в стороне.

Во-вторых, бригада создавалась обычно для какой-либо кратковременной работы, создавалась неожиданно, быстро и так же быстро расформировывалась, выполнив свое задание.

И даже противники звеньевой системы вынуждены были признать, что длительная воспитательная работа с каждым пионером требует особой организационной формы и такой формой является звено.

Ноябрь 1930 года. В Москве работает Всесоюзная Партийно-Комсомольская конференция по вопросам детского коммунистического движения.

Выход пионеров из организации прекратился. Но проблема превращения пионерской организации в действительную организацию самих детей полностью ещё не решена,— отмечает конференция.

Неумение организовать работу звеньев в ряде случаев приводит к обезличке в работе.

На это обращает внимание делегатов конференции Н. К. Крупская, подчеркивая важность ответственности каждого пионера при выполнении той или иной работы коллективом.

В связи с этим опять вставал вопрос о наиболее рациональных формах и методах работы звена. Ведь уничтожение обезлички предполагало вовлечение в активную повседневную работу всех пионеров звена, ликвидацию деления на «актив» и «пассив». А это можно было сделать только при правильной организации работы самого звена. К сожалению, решения IX съезда ВЛКСМ (1931 г.) мало помогли в решении этой задачи. Указав, что звено является основной рабочей ячейкой отряда, съезд отметил, что создается оно самими ребятами «на основе избранного ими же самими участка работы».

Такая установка съезда вновь дала некоторым товарищам повод говорить о необходимости замены звеньевой системы системой бригад. Опять появляются предложения о том, чтобы отряд на какой-то срок, например, на полгода, выбирал себе определенную общественно-полезную работу и определял основные участки этой работы. Ребята, выразившие желание работать на этих участках будут составлять звено.

Авторы подобных предложений ссылались при этом на указание съезда, подчеркнувшего необходимость перехода пионерской организации от выполнения отдельных заданий к систематической деятельности на важнейших участках хозяйственного строительства.

Основное внимание обращалось на работу пионеров непосредственно в цехах: отряды должны были выделять ударные бригады по борьбе с браком, прогулами, шефству над станками.

Но и на этот раз жизнь отвергла подобный принцип комплектования звеньев.

Дискуссия, которая была развернута в этот период на страницах «Пионерской правды», показала, что хотя бригада и привлекает пионеров, потому что организует их на конкретные дела, всё-таки отказаться от звена ребята не хотят. Вот характерный разговор с ребятами:

— Ты работал в бригаде?

— Да.

— Нравилось тебе эта работа?

— Да.

— А нравится тебе работа нашего звена?

— Нет.

— А что по-твоему, лучше — звено или бригада?

— Звено всё-таки немножко лучше.

В чем же дело?

Звено — это коллектив ребят, которые чувствуют известную связь между собой. И связь эта должна быть постоянной, она не может меняться каждый раз, как изменяется участок работы, интересующий определенную группу ребят. Становилось всё более ясно, что дело не в принципе комплектования звена, который был совершенно правильным, ибо давал пионерам возможность объединиться на основе общности интересов, товарищеских и дружественных связей, а в отсутствии разработанной методики работы звена.

Превратить пионерскую организацию в организацию самих детей означало научить пионеров самим искать для себя нужную для народа работу, самим эту работу проводить, самим организовывать всех ребят вокруг этой работы и самим отвечать за свою работу. Пути решения этой задачи лежали в правильной организации работы звена, самого маленького коллектива, в котором пионеры имели реальную возможность организовывать самостоятельно свою работу.

Историческое постановление ЦК ВКП(б) о школе изменило характер работы пионерской организации. Установка, данная IX съездом комсомола, была отвергнута жизнью.

В 1932 году ЦК комсомола принимает решение о реорганизации звеньев с таким расчетом, чтобы каждое звено состояло из пионеров определенной школьной группы, за работу в которой несет ответственность.

К X съезду комсомола (1936 г.) пионерская организация пришла с большими успехами. Как показала работа X съезда, успехи ее были достигнуты в результате перенесения центра пионерской работы в школу.

Создались новые, большие возможности для дальнейшего улучшения деятельности пионерской организации, усиления ее роли в общей системе воспитательной работы в школе.

Пионерская организация получала теперь большую помощь со стороны советского учительства. Педагогическая помощь учителей способствовала улучшению работы комсомольцев-вожатых. А постоянный состав отрядов и звеньев обеспечивал усиление влияния коллектива на каждого пионера и рост самого коллектива.

В предвоенные годы деятельность пионерской организации, направленная на решение задач поставленных партией в историческом постановлении 1932 года, приводит к обогащению содержания пионерской работы, появлению новых форм, более глубокому использованию старых форм работы.

Великая Отечественная война показала правильность нашего пути воспитания подрастающего поколения. Неувядаемой славой покрыли себя пионеры, комсомольцы, коммунисты — воспитанники пионерской организации имени В. И. Ленина.

Окончилась жестокая война; народ невиданными в истории темпами восстанавливал разрушенное хозяйство. Перед школой встала задача ликвидировать пробел в знаниях детей — неизбежный результат войны. Именно поэтому в первые послевоенные годы деятельность пионерской организации в основном подчиняется задачам повышения успеваемости пионеров. Работа эта с течением времени приобретает даже несколько односторонний характер, на что указал впоследствии XII съезд комсомола. Запрещение соревнования по успеваемости было распространено и на все остальные участки пионерской работы. Это не могло не сказаться на деятельности пионерской организации, сводившейся в этот период, в основном, к подготовке и проведению отдельных мероприятий; отсутствовала повседневная, систематическая работа пионеров в звеньях и отрядах, а та работа, которая велась, не была направлена на активное вовлечение всех ребят в жизнь народа, страны, в общественную деятельность.

Это, в свою очередь, сказалось на отношении ребят к организации. XII съезд комсомола внес серьезные изменения в характер работы пионерской организации. Введя вновь соревнование, сделав упор на развитие инициативы и самодеятельности пионеров, съезд потребовал усиления внимания к работе пионерского звена.

И если до XII съезда комсомола в литературе мы не имели никаких материалов о работе звена, то после съезда таких материалов с каждым годом становилось всё больше и больше.

История пионерской организации со всей очевидностью доказала необходимость, правильность и важность звеньевой системы.

История развития пионерского звена, рассматриваемая в связи с историей развития пионерской организации имени В. И. Ленина, позволяет сделать следующие выводы.

С самого начала создания пионерской организации звено рассматривалось как форма, которая может обеспечить действительное распространение влияния организации на каждого пионера, подготовку из каждого члена организации сознательного борца за дело Коммунистической партии.

История развития пионерской организации показывает, что действительное воспитание пионеров может идти успешно только при планомерном вовлечении их в общественно-необходимую работу, в активное улучшение окружающей жизни. Звено, как первичный коллектив организации, создает условия для вовлечения каждого пионера в эту деятельность с учетом его собственных интересов и стремлений.

Практическая деятельность пионерской организации со всей очевидностью доказала, что звено является одним из основных условий, позволяющих сохранить и всемерно развивать принцип самодеятельного характера организации.

Комплектуя звенья из пионеров одного возраста, пионерская организация тем самым имеет возможность строить работу не только с учетом возрастных особенностей пионеров, но и с учетом их товарищеских связей, общности их интересов и стремлений. Поэтому несостоятельными оказались все попытки ликвидировать звено, заменив его кружком или бригадой. Кружок, являясь объединением детей с целью удовлетворения и развития тех или иных интересов, не мог заменить собою звено, первичного коллектива организации, призванной организовать разностороннюю жизнь детей, их труд, учение, отдых. Бригада, являясь кратковременным объединением детей, так же не могла организовать повседневной жизни их, так как имела своей целью выполнение какой-либо определенной, чаще всего краткосрочной работы.

По тем же причинам оказались несостоятельными и попытки изменить принцип комплектования, отказаться от принципа учета индивидуальных товарищеских связей и общности интересов, заменив его принципом комплектования звеньев «на основе заранее избранного участка работы».

Вместе с тем практика показала, что наряду с сохранением звена, как постоянного коллектива, организующего жизнь пионера, должны создаваться и временные коллективы — кружки, бригады, организующие пионеров на выполнение какой-либо кратковременной работы (бригады) или объединяющие их по принципу личных наклонностей, интересов (кружки). Наличие таких временных объединений не только не ослабляет звено, но и при правильной организации работы — укрепляет его.

Перенесение пионерской организации в школу, в связи с введением в стране всеобщего обязательного начального образования, создало новые возможности для усиления воспитательного воздействия пионерской организации на детей. Постоянность состава звеньев и отрядов, педагогическая помощь советского учительства, общность интересов детей создали условия для дальнейшего оживления пионерской работы, для дальнейшей активизации самих пионеров, усиления обмена опытом между ними, развития соревнования.

Почему звено, а не отряд является первичным коллективом пионерской организации?

Такой вопрос нередко можно услышать от вожатого. Некоторые говорят: «Нашим первичным коллективом должен быть отряд. Пионер перейти из одного отряда в другой не может, он обязан быть в этом коллективе. А чем для него первое звено отличается от третьего? Деление на звенья приносит даже вред, ибо начинается наушничество, вражда, конкуренция. Без звена всё было бы проще: идет, например, подготовка к сбору, нужны спортивные выступления — собрали спортсменов, не всё ли равно из какого звена.»

Нельзя не признать, что объективные основания для подобных рассуждений имеются. Основной учебной единицей в школе является класс. Пионерский отряд, объединяющий пионеров одного класса, казалось бы, и должен стать первичным коллективом пионерской организации.

Однако, как писала директор 210-й школы г. Ленинграда Т. Е. Конникова, «психологические особенности детей пионерского возраста таковы, что не дают возможности организовать коллективную деятельность сразу в большом коллективе, где детям трудно ещё установить подлинные коллективные отношения с большим количеством сверстников, зажечься общими переживаниями, почувствовать ответственность за своё поведение, организовать руководство и взаимный контроль. Поэтому центром повседневной пионерской работы должно стать звено, организованное как самодеятельный коллектив, реализующий задачи, поставленные отрядом».

А. С. Макаренко с появлением в коммуне школы-десятилетки имел возможность создавать первичные коллективы на основе класса. Класс объединяет детей в повседневной работе. И если соблазниться этим обстоятельством,— говорил Макаренко,— то такой первичный коллектив неизбежно отошел бы от интересов общего коллектива, замкнулся в себе и потерял свою ценность как первичный коллектив.

А что же такое первичный коллектив? Какие требования к нему предъявлял А. С. Макаренко?

«Первичным коллективом нужно называть такой коллектив, в котором отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении».

Значит, само понятие коллектива предполагает объединение ребят, связанных чувствами товарищества, общностью интересов.

В условиях школы выбор отряда не зависит от воли и желания пионеров. Дружба в отряде — результат большой уже проведенной работы. А дружба пионеров, объединившихся добровольно в звено (а такая дружба формируется ещё в октябрятских звездочках в 1-3 классах) — серьёзная предпосылка для совместной деятельности в дальнейшем.

Однако в связи с этим сразу встает вопрос: так может быть надо изменить принцип комплектования отрядов? Не организовывать их на основе класса. Вот тогда и отпадает надобность в звеньях. Нет, не отпадает.

До 30-х годов пионерские отряды существовали вне школы. Выбор отрядов был почти добровольным (хотя и здесь выбор в какой-то степени зависел от местожительства, от предприятия, на котором работали родители и т. д.). И в этих условиях звенья как показывает история и практика, были непременным условием правильной организации работы. Почему?

Потому что отряд в силу своего количества не может быть коллективом, в котором все его члены оказываются в постоянном «деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» (Макаренко), независимо от того будет ли отряд в школе или вне ее, он всегда будет делиться на более мелкие коллективы.

А. С. Макаренко считал, что в первичном коллективе должно быть от 7 до 15 человек. Если меньше семи — он превращается в «замкнутую группу друзей и приятелей», если больше пятнадцати — «всегда стремится к разделению на два коллектива».

А идеалом А. С. Макаренко считал только тот первичный коллектив, «который одновременно ощущает и свое единство, спаянность, крепость и в то же время ощущает, что это не компания друзей, которые договорились, а это явление социального порядка, коллектив, организация, имеющая какие-то обязанности, какой-то долг, какую-то ответственность».

Далее. Во главе первичного коллектива должен быть обязательно единоначальник, одно лицо, которое, по типу своей власти как единоначальника не является диктатором, но которое в то же время является уполномоченным этого коллектива.

Таким образом, и это положение подтверждает правильность рассмотрения звена, а не отряда в качестве первичного коллектива. Ибо во главе первого стоит один руководитель, вожатый звена, избранный самими ребятами, обладающий, с одной стороны, полнотой власти, а с другой — несущий личную ответственность перед избравшими его пионерами.

Во главе же отряда всегда стоит полновластный руководящий орган, будет ли это совет отряда или совет звеньевых, тем более, что и в первом и во втором случае в совет отряда входит ещё и комсомолец — вожатый отряда.

В-третьих, первичный коллектив не может быть замкнутым в себе коллективом — говорил А. С. Макаренко. И может быть именно здесь надо искать корни одного из наиболее сложных и трудно разрешаемых вопросов деятельности пионерской дружины. Речь идет о работе «от сбора до сбора», от мероприятия к мероприятию.

Пионерский отряд, который до сих пор значительной частью работников школы рассматривался как первичный коллектив, невольно замыкается в себе. Даже получая задания от совета дружины, он не перестает быть в какой-то степени замкнутым коллективом, работающим самостоятельно от других отрядов, встречаясь с ними лишь во время проведения каких-либо дружинных дел, а это происходит, особенно в большой дружине, не слишком часто.

Пионерское же звено не может жить длительное время замкнуто. Оно ежедневно сталкивается с необходимостью общения с другими звеньями.

Отсюда вытекает и четвертая особенность первичного коллектива, заключающаяся в том, что «первичный коллектив должен быть основным путем прикосновения к отдельной личности».

Самодеятельный характер пионерской организации требует активного участия каждого пионера в работе своей организации и коллективного воздействия на каждую отдельную личность.

«Потеряв» звено как первичный коллектив, мы тем самым зачастую лишаем себя правильного коллективного влияния на пионера.

Ведь каким бы хорошим и дружным не был пионерский отряд в целом, он сравнительно редко становится «основным путем прикосновения к отдельной личности».

Жизнь пионера не ограничивается рамками его учебной деятельности. Значительная часть ее проходит в труде и отдыхе. И в этот период времени пионер оказывается связанным с небольшой группой товарищей — чаще всего с членами звена. Давно замечено, что между детьми, живущими в одной доме или близко друг от друга, чаще всего устанавливаются товарищеские взаимоотношения — как результат совместных игр, совместного приготовления уроков, чтения книг, просмотра детских телевизионных передач и т. д.

Принцип комплектования звеньев с учетом товарищеских связей в то же время является и принципом комплектования их по территориальному признаку.

Это обстоятельство также является немаловажным фактором, подтверждающим правильность рассмотрения именно звена в качестве первичного коллектива, ибо отряд в целом не может собираться часто, не может оказывать систематического воздействия на каждого пионера.

Реально, повседневно влияет на поступки и мысли пионера сравнительно небольшая группа ребят, его звено.

Итак, исходя из основных признаков первичного коллектива, установленных советской педагогической наукой, нужно сделать вывод, что таким первичным коллективом в нашей организации является звено. Оговоримся, что этот вывод не нов и не нами впервые сделан. В сборнике «Звено юных пионеров» под ред. В. Г. Яковлева (изд. АПН РСФСР, 1956 г.) говорится: «Звену свойственны все основные признаки первичного коллектива, указанные А. С. Макаренко. Для детей, имеющих небольшой опыт коллективной деятельности, звено является наиболее близкой и доступной формой организации».

Мы останавливаемся на этих теоретических посылках лишь потому, что без правильного понимания теории вопроса очень трудно вскрыть причины серьезных неудач, всё ещё имеющихся в нашей работе. Вожатых давно уже беспокоит мысль о слишком явном делении пионеров на сравнительно небольшую группу пионеров-активистов и всю остальную массу пионеров, не принимающих сколь-нибудь активного участия в общей работе.

Оглядываясь на пройденный в послевоенные годы путь, можно с уверенностью сказать, что все поиски вожатых вплоть до XII съезда комсомола не приносили особо значительных результатов.

Перенесение в работу пионерской организации форм учебной работы, смешение задач пионерской и внеклассной работы, ограничение пионерской работы стенами школы не только засушили деятельность пионерской организации, но и привели к потере звена как первичного коллектива этой организации, члены которого должны были бы повседневно ощущать «свое единство, спаянность и крепость».

Одной из причин этой «потери» было нарушение принципов комплектования звеньев. Выбор звена в тот период зависел не от пионера, а от учителя. Каждая колонка в классе — звено, таким стал обычный путь комплектования звеньев. А кому неизвестно, что, рассаживая ребят в классе, учитель или классный руководитель преследует свои, особые цели, не задумываясь порой над необходимостью сохранить товарищеские и дружеские связи детей? Задача классного руководителя состоит в том, чтобы обеспечить максимальные условия для успешной работы учеников в классе, чтобы создать звенья (колонки) равные по силе, имея в виду, прежде всего, успеваемость учащихся.

Что это было именно так, подтверждают факты, к сожалению, встречающиеся еще и в наши дни.

Ещё в прошлом учебном году одна из старших вожатых с горечью говорила: «Очень трудно и до сих пор комплектовать звенья по дружбе. Учителя всё равно считают, что в звеньях должно быть обязательно равное количество хороших и слабых учеников. Есть у нас в отряде две девочки, обе отличницы. И дружат они с первого класса и живут рядом, а быть им в одном звене так и не разрешили».

И пример этот не единственный. В прошлом году нам пришлось быть свидетелями такого случая:

…Небольшая группа пионеров-пятиклассников оживленно обсуждала предстоящее празднование 8-го марта.

Для каждого находилось какое-то свое, особо интересное дело. Лева просил назначить его шеф-поваром. «Я умею ставить тесто и ребят подберу себе в помощь», — убеждал мальчик своих товарищей. Галя выбирает скромную работу официантки. «Можно будет цветы на столы поставить… и рассаживать гостей мы тоже будем».

— Нет,мы, — возражает подруге Марина, попросившая разрешения возглавить группу дежурных.

Ростик и Юра берут на себя оформление сбора. Дел много: надо написать плакаты, украсить помещение, принести патефон, достать пластинки.

Непринужденно, весело идет разговор. Но вдруг… словно темное облачко находит на оживленные лица пионеров. Что же произошло? Ничего особенного, казалось бы, просто взрослый человек, присутствовавший при этой беседе, предлагает ребятам подготовку аттракционов к сбору поручить звеньям.

— По звеньям не надо, лучше кто с кем хочет, — единодушное желание всех пионеров.

Но взрослый настаивает. Пионеры нехотя подчиняются и только обещание помочь звену и провести соревнование, у какого же звена окажется самый интересный аттракцион, несколько примиряет ребят с навязанным им предложением.

Вывод ясен: комплектовать звенья надо по принципу «кто с кем хочет».

Но только ли в этом дело?

Идет сбор в отряде имени Павлика Морозова (6-й класс) в дружине 317-й школы. Здесь звенья с самого начала года комплектовались именно по такому принципу. Но когда вожатая спрашивает: «Кто хочет перейти в другое звено?» — поднимается около десяти рук.

Одни хотят перейти в другое звено, т. к. поссорились со своими прежними товарищами, другие — начали заниматься в кружках и возникли общие интересы с другими ребятами, третьи — просто потому, что «в других звеньях работа интереснее».

Разгорается спор. Приходят к решению создать новое, четвертое звено. В него входят только мальчики: все они дружат давно, живут в одном доме.

Проходит месяц и… четвертое звено прекращает свое существование. Одного желания быть вместе оказалось недостаточным… Как только начали мальчики составлять план — сразу же столкнулись с трудностями. Какое дело ни задумай — сразу чувствуется отсутствие девочек. Пьеску разучить — а кто будет играть роль девочки? В детском саду поработать — но ведь ребятишкам надо не только мебель починить, но и куклам наряды сшить. Нет, одного желания быть вместе — явно недостаточно.

Следовательно, нарушение принципа комплектования звеньев не есть единственная причина наших неудач в работе с пионерским звеном. Есть, значит, другие причины. Но какие?

Вскрыть их для того, чтобы найти пути преодоления имеющихся трудностей и недостатков, будет легче, если проследить процесс того,

как сами вожатые пытались возродить звено.

После решений XII съезда комсомола в работе пионерской организации большое значение стал играть метод соревнования, метод, позволяющий организовать поведение детей, стимулировать их инициативу, творчество, организаторские способности.

В 210-й ленинградской школе ещё в первые послевоенные годы по предложению и под руководством директора школы кандидата педагогических наук Т. Е. Конниковой стали проводиться дружинные игры-соревнования звеньев типа «Будь готов», получившие теперь широкое распространение во всех дружинах города.

В сборе такого типа действительно создавалась реальная возможность для активного участия каждого пионера, прекращалось деление на «выступающих» и «зрителей» неизбежное зло многих дружинных сборов.

Это происходило потому, что основной единицей в сборе было звено, а его успех зависел от участия в сборе каждого члена звена.

Чтобы было ясно, почему это так, давайте посмотрим, как готовился и как проходил один из таких сборов.

Пионерская дружина 476-й школы г. Ленинграда готовилась к сбору, посвященному 250-летию родного города.

Задолго до сбора при входе в школу каждому бросалось в глаза большое красочное объявление:

ПИОНЕР! ОСТАНОВИСЬ! ПРОЧТИ! ЗАПОМНИ!
15-16 марта — дружинный сбор «Я счастлив, что я ленинградец»!
Сбор проводится по станциям, где будут проверять, как пионеры звеньев изучили наш город.
Пионеры! Изучайте историю города, совершите путешествие по памятным местам, осмотрите памятники, разучите стихи и песни о Ленинграде, сделайте подарки, рисунки и фотоснимки, встретьтесь со старшими и знатными людьми нашего города.
Пионер! Собирай материал по истории прошлого и настоящего нашего города.
В дружинном сборе могут участвовать только те звенья, которые выполнят задание совета дружины.
Звенья-победители будут награждены и получат вымпел.
Объявляется конкурс на лучшее оформление станций.
Отряды и звенья! Готовьтесь к дружинному сбору!
Совет дружины.

Во время сбора звенья должны побывать на девяти станциях. Подготовка и оформление их — дело самих пионерских отрядов. Уже до сбора идет соревнование, ведь каждый отряд стремиться оформить свою станцию лучше других, а это нелегко.

Вот станция «Наш район». Её оформляют пионеры 6А класса. Интересная станция! В центре висит большой план Куйбышевского района, на нем есть всё, кроме названий. «Совсем как немая карта по географии», — говорит кто-то из ребят и тут же пытается проверить своё знание района. Найдя мост через Фонтанку, он без труда начинает называть улицы и памятные места.

Рядом с планом лист, разделенный пополам. Это старое и новое название улиц. «Интересно как!» — восклицает маленькая девочка второклассница. Она и не знала, что раньше улица Некрасова называлась Бассейной.

— А почему теперь она называется именем Некрасова? — вновь спрашивает она.

Пионеры, оформляющие станцию, подробно объяснили ей. А вот и ещё одна доска. На ней перечислены все здания района, на которых установлены мемориальные доски. Как их оказывается, много.

А это что за станция? Почему по полу проведена какая-то линия? Недоумение рассеивается, когда замечаем, что в центре комнаты висит искусно сделанный ребятами светофор. Это станция «Знаешь ли ты правила уличного движения?» Много выдумки обнаружили пионеры-пятиклассники при оформлении этой станции. Линии на полу — это улицы, перекресток, площадь. На доске дорожные знаки. Что они обозначают, надо знать каждому.

Но времени осмотреть все станции до сбора не хватает. В зале заканчивается линейка.

Выходя из зала, каждое звено получает красиво оформленный маршрутный листок. В нём указана последовательность прохождения станций, в листке же будут отмечены результаты того или иного звена.

Идем за третьим звеном Лены М. из отряда 6А класса. На одной из станций требуется показать танец.

— Ты будешь танцевать?

— Не буду.

— Что ты, ведь звено подведешь. Мы и так уже получили «тройку», что же нам другие звенья скажут.

— Ладно, буду.

На этой станции звено получает «пятерку». В коридоре навстречу им попадается второе звено того же отряда. Пионеры интересуются успехами друг друга. Узнав, что звено Лены получило «тройку», пионеры второго звена подбадривают друзей.

— Ничего, не унывайте, у нас пока все пятерки. Может быть, всё-таки вытянем отряд на первое место.

— Только смотрите, больше «троек» не получайте, — строго заканчивают они.

Примерно через станцию встречаем пионеров первого звена. У них есть одна «четверка», но они надеются на благополучный исход. А пионеры из звена Лены, несмотря на подбадривание товарищей, всё-таки приуныли. Спрашиваем, что их так расстраивает? Из ответа чувствуется, что им очень не хотелось подводить отряд, обидно за полученную «тройку».

Сбор окончен. Подводятся итоги. По общей сумме очков отряд 6А класса всё-таки победил, а коробка конфет вручается второму звену. Приятно наблюдать, что победители лакомятся последними, вначале угощая своих товарищей.

Этот сбор проводили в 1956/57 учебном году.

Мы не случайно указываем год. Ибо к этому времени накопленный опыт не только позволил более интересно и содержательно проводить сами сборы, но и избежать ошибок, в результате которых возникал вопрос:

соревнование или соперничество?

Один из доводов противников звеньевой системы состоял в том, что усиленное внимание к работе звена, развитие соревнования между звеньями ведет к появлению у части ребят чувства конкуренции.

Слов нет, с подобными случаями мы нередко встречались в первые годы организации соревнования между звеньями.

В. П. Пик, старший вожатый школы-интерната № 1 г. Пушкина рассказывал, как пионеры одного звена отказались помочь неуспевающему мальчику из другого звена.

Л. Салтыкова, старшая вожатая 194-й школы, привела однажды пример, когда в период подготовки к отрядному сбору одно звено готовило выступление по Китаю, другое — по Индии. И девочка из первого звена, знающая индийский танец, не захотела показать его пионерке из второго звена. «Пусть у нас будет лучше, а то покажешь, а потом у нас окажется меньше очков», — сказала она при этом.

Давайте на минуту попробуем продолжить ход рассуждений тех, кто, боясь появления таких ненормальных настроений, вообще решает прекратить соревнование между звеньями.

Если соревнование между звеньями превращается в конкуренцию и мешает в работе отряда, то значит соревнование между отрядами тоже не нужно. Ведь и оно приводит к той же конкуренции. А соревнование дружин в районе? Разве не может оно привести не к улучшению работы дружин всего района, а к превращению дружин в замкнутые группировки, которые боятся рассказать друг другу о своем хорошем опыте…

Ведь такие мысли есть ни что иное, как искажение самой идеи соревнования. Соревнование не может пониматься узко, как только борьба за первое место. Наше социалистическое соревнование именно тем и отличается от капиталистической конкуренции, что оно предполагает широкий обмен опытом. Догоняй сильных, помогай отстающим, добивайся общего подъема — вот основная идея нашего социалистического соревнования.

И коль скоро перед нами поставлена задача воспитания гражданина социалистического общества, мы не имеем права идти по линии наименьшего сопротивления.

Да, организуя соревнование на лучшее звено в дружине, районе, городе, мы имеем некоторую опасность появления у отдельных ребят нездоровых настроений. Но ведь наша задача в том и состоит, чтобы не только устранить возможность появления таких настроений в настоящем, но и привить ребятам умение правильно понимать и воспринимать соревнование, заложить противоядие против возможности появления чувства конкуренции в будущем.

Суть дела здесь, конечно, в самой методике организации соревнования, в его педагогической продуманности и политической направленности.

В первые годы организации такого соревнования мы склонны были допускать серьезную ошибку, заключающуюся в забвении роли звена как первичного коллектива, одной из важнейших особенностью которого является, как подчеркивалось выше, то обстоятельство, что он живет и развивается в большом коллективе, в данном случае — отряде, дружине.

Правда, организуя сборы-игры типа «Будь готов», мы нередко забывали эту роль звена. Стремясь возродить звено, стремясь дать ребятам возможность почувствовать силу этого маленького коллектива, мы подводили итоги сбора только между звеньями, не выделяя отряда, где все звенья достигли хороших результатов. Эту ошибку мы заметили, когда стали организовывать соревнование «на лучшее звено дружины».

Определяя требование к лучшему звену, мы выпускали из вида необходимость обмена опытом между звеньями, роль самого звена в отряде. Это и привело к появлению таких примеров, которые приводили В. Пик, Л. Салтыкова и другие старшие вожатые.

Пересматривая «Ленинские искры» за послевоенные годы, я случайно наткнулась на материалы о звене Бориса Безденежных и живо вспомнила этот период своей работы в качестве старшей вожатой 308-й дружины.

Пионерия Фрунзенского района готовилась к слету. Борьба за Красное знамя шла между дружинами. А в «Положении» о слете было сказано: «Поручить вести слет лучшему звену лучшего отряда лучшей дружины района».

Ведь это означало, что соревнование шло не только между дружинами в районе, оно шло между отрядами в каждой дружине, между звеньями каждого отряда.

Звено Бори Безденежных и оказалось лучшим звеном лучшего отряда и лучшей дружины.

Не этим ли надо объяснить значительное улучшение работы всех пионерских дружин района, о чем свидетельствовало и тогдашнее решение городского совета юных пионеров?

Внимательно анализируя опыт организации такого соревнования, мы пришли к выводу о необходимости отказаться от соревнования между звеньями «в чистом виде», о необходимости превратить его в составную часть соревнования между отрядами, дружинами, районными пионерскими организациями.

Именно поэтому в последние годы сборы-соревнования между звеньями в передовых наших дружинах стали преследовать другую цель: хорошей подготовкой каждого звена добиться победы отряда.

Сбор в дружине 476-й школы, о котором мы уже рассказывали, далеко не единичный пример этого.

Нужно изменить условия соревнования.

Мы поняли это, когда сравнили опыт соревнования на лучшее звено в разных дружинах нашего города.

В одной из них…

Сбор актива 29 января. Из 51 звеньевых пришло всего пятнадцать. Из них только семеро могли кое-как рассказать о своей работе. На сбор актива 5 февраля пришли 17 вожатых звеньев. Из них десять либо просто заявили, что у них «ничего не делается», либо (уже в который раз) говорили о том, что «будет» делаться…

В другой…

Звеньевые собрались, чтобы подвести первые итоги соревнования и вручить победителю вымпел «Лучшему звену». В основном вожатые звеньев говорили только о своих планах. И на этом фоне вырисовывалось звено Наташи Т., которое уже начало готовиться к новогодней елке — репетировало пьесу. Этого, конечно, было мало, но ребята решили считать звено Наташи лучшим и вручить ему вымпел. И это означало уже прямое нарушение условий соревнования. Согласно этим условиям, лучшее звено должно было быть образцом во всех отношениях. Вот они:

1) В звене нет неуспевающих пионеров.

2) В звене строгая пионерская дисциплина.

3) Все пионеры звена знают историю пионерской организации

4) Каждый пионер звена умелец. Звено изготовляет елочные игрушки, подарки делегатам фестиваля и старым революционерам, пионеры звена участвуют в работе кружков, мастерской или цеха.

5) Звено умеет ходить в строю, петь песни.

6) Каждый пионер звена — значкист БГТО или БГСО.

7) Звено (само или вместе с отрядом) шефствует над малышами и старыми революционерами.

8) Звено собирает макулатуру и лом, помогает в озеленении школы.

9) Звено переписывается с пионерами союзных республик или стран народной демократии.

10) Звено участвует во всех отрядных и дружинных делах.

Конечно же, у многих пионеров заранее опускались руки: разве могут они выполнить все пункты. И стоит ли бороться за первое место, всё равно всего не сделаем. А когда что-то делали, как, например звено Наташи Т., то, строго говоря, это «что-то» не давало ещё права на звание «лучшего звена».

А так как подводить итоги соревнования всё-таки нужно, то условия соревнования забываются, с ними не считаются при подведении итогов работы. Лучшим оказывается не то звено, которое соответствует всем требованиям, ему предъявленным, а которое выглядит лучшим на фоне остальных (заметим, чем более слабой является работа большинства звеньев, тем легче одному из них стать «лучшим»).

Сравнивая ход соревнования в ряде дружин города в течение прошлого учебного года, мы пришли к выводу, что звание «лучшее звено» с вручением соответствующего вымпела должно присуждаться редко, не чаще 3-4 раз в год и действительно — только при условии выполнения звеном всех требований, которые выдвинули сами ребята в начале соревнования. Если эти условия, или хотя бы часть из них, не выполнены — пусть лучше не будет «лучшего звена» в дружине. Иначе пионеры привыкнут смотреть на условия соревнования, как на пустые слова.

Одновременно мы пришли к выводу о необходимости введения в дружине нескольких переходящих вымпелов, которые давались бы по ходу соревнования за текущие успехи.

9 сентября на сборе совета дружины 157-й школы присутствовало более шестидесяти пионеров. Здесь были и звеньевые, и вожатые отрядов, и просто те, кому интересно принять участие в составлении плана работы на первую четверть. Но коллективное составление плана — только одна часть сбора. Не менее интересной оказалась и вторая часть — обсуждение продолжающегося в дружине соревнования.

Старшая вожатая говорит ребятам: «Предположим, в течение недели один отряд записал интересный рассказ революционера, а в другом отряде хорошо поработали с малышами. Как мы будем отмечать эту работу отрядов?»

Володя Л. предлагает давать таким отрядам вымпел. «Какой?» — спрашивает вожатая. И тут же добавляет: «И кому же надо дать раньше его: отряду, который записал рассказ революционера и таким образом принял активное участие в игре «Красные следопыты» или второму отряду за работу с малышами?»

— Сначала одному, потом — другому, — предлагает председатель совета дружины Женя В.

— А если таких отрядов будет пять, да ещё десять звеньев? Как же тогда поступить?

В ходе беседы ребята сами вносят предложение иметь в дружине несколько вымпелов. Тут же предлагают и их названия: «За спортивную работу», «За художественную самодеятельность», «За смекалку», «Юным тимуровцам», «Красным следопытам», «За дружбу в учебе».

Последний вымпел пионеры решают вручать звеньям.

При первом подведении итогов соревнования 30 сентября был вручен только один вымпел «За смекалку» — пионерам отряда 6Г класса, которые внесли самые интересные предложения в план работы дружины.

Торжественное вручение вымпела на дружинной линейке, выступление председателя совета отряда Володи Бударагина по школьному радио о том, как соревнование, которое они объявили между звеньями на самые интересные предложения в план работы отряда и дружины, помогло им первым в дружине получить вымпел, значительно повысили интерес пионеров к самому соревнованию.

И если 30 сентября звеньевые в большинстве своем говорили о планах, то уже 7 октября на сборе актива дружины пионеры рассказывали о ряде интересных дел в своих звеньях и отрядах. Так, вымпел «За дружбу в учебе» был вручен звену Нины Г. из 4-го отряда (6А класс).

Давно беспокоили пионеров этого звена Леня Л. и Зоя Р. У Лени плохие отметки были и по английскому, и по русскому языку, и по арифметике. Поговорили с Леней на сборе звена и решили, что из-за своего недобросовестного отношения к занятиям он много пропустил и сейчас без помощи товарищей ему не обойтись. Люся Г. и Таня П. начали заниматься с товарищем. Объясняли непонятное, проверяли, как он выполняет домашние задания. Заниматься посторонними разговорами на уроках Леня теперь не мог, так как никто из пионеров звена, в окружении которых он сидел, не отвечал ему.

Зоя Р. по всем предметам занималась слабо. На помощь ей пришли все пионеры звена, вплоть до Володи И., который раньше сам занимался очень неровно. Зоя теперь часто готовила домашние задания вместе с подругами по звену, не стеснялась обращаться с вопросами и к мальчикам.

Совместные усилия не пропали даром. И Леня и Зоя стали успевать.

На этом же сборе актива был впервые вручен переходящий вымпел «Красным следопытам». Его получили пионеры 9-го отряда 5Б класса. Во главе со своим «командиром» Наташей В. пионеры пошли на мебельную фабрику, расположенную в районе школы. Директор фабрики, секретарь партийной организации тепло встретили пионеров и обещали помочь им узнать историю фабрики. За проявленную инициативу пионеры единодушно решили отдать вымпел этому отряду.

15 октября вопрос о присуждении вымпела «Красным следопытам» вызвал уже споры. В игре «Красные следопыты» стали принимать участие пионеры многих отрядов. Пионеры 5А класса записали рассказ дедушки пионера Заборова — участника трех революций; пионеры отряда 4В класса встретились с мамой пионерки-героини Нины Кукуверовой; следопыты 6А класса, выполняя задание Дома Пионеров, продолжали поиски члена Петроградского совета рабочих депутатов. Но вымпел был вновь присужден пионерам 9-го отряда за проявленную инициативу и наиболее ощутимые результаты поисков. Фотокорреспонденты этого отряда принесли на сбор актива сделанные ими снимки; Наташа В. прочитала записанный ими рассказ старейшей работницы фабрики и рассказала об истории фабрики, о которой они узнали от её директора.

Вымпел «За смекалку» присудили на этот раз отряду Наташи И. (5Г класс) за интересный план сбора в честь 40-летия Великого Октября.

Примеру звена Нины Г., продолжавшему держать вымпел «За дружбу в учебе», последовало и третье звено этого отряда. Вожатый звена Слава Г. сумел добиться такого положения, что все пионеры, добросовестно выполняя домашние задания, внимательно слушая на уроке, поправили все имеющиеся у них плохие отметки.

Вымпел поэтому был присужден обоим звеньям 9-го отряда.

Активисты, собравшиеся на сборе, пристыдили вожатых второго и четвертого звеньев этого отряда, которые не сумели ещё использовать опыт своих товарищей.

Ход обсуждения работы звеньев и отрядов привел пионеров к мысли учредить ещё один вымпел — «Лучшим шефам».

Ещё в сентябре совет дружины решил поручить пионерам пятых классов работу с первоклассниками. Но первых классов оказалось больше, чем пятых, и в работу с первоклассниками включились пионеры 6В класса 6-го отряда. Не в пример пятиклассникам, пионеры 6В класса сумели организовать интересную работу со своими подшефными: читали им сказки, организовывали прогулки в Таврический сад, готовили подарки ко дню вступления малышей в октябрята.

Пионеры решили, что работу шестиклассников надо обязательно отметить. Им и был вручен вымпел «Лучшим шефам».

На сборе актива 21 октября вымпелами была отмечена работа четырех отрядов и пяти звеньев, а на сборе актива через неделю — работу уже семи отрядов.

А на сборе-линейке 6 ноября подводились итоги работы за всю первую четверть.

Много было дел — много оказалось и награжденных. Друг против друга стоят отряды седьмых и третьих классов. Порядок в их рядах служит примером для остальных. Это и понятно: третьеклассники впервые присутствуют на такой большой линейке и им всё интересно: и духовой оркестр, и красивые вымпелы, которыми будут награждены победители, и стопка книг на столе. Особенно подтянуты сегодня и семиклассники. Многим из них будет присвоено здесь почетное звание «пионер-инструктор».

Вымпел «Лучший отряд дружины» вручается пионерам отряда 7В класса.

Почему? Потому что пионеры этого отряда сумели добиться полной успеваемости. В течение всей четверти, несмотря на часто постигающие их неудачи, они настойчиво стыдили нерадивых, помогали отстающим, требовали от всех пионеров внимательного отношения к занятиям. А когда оказалось, что Валерий М. получил несколько двоек по геометрии, потому что не было у него учебника, председатель совета отряда Коля Петров с помощью ребят не только достал учебник Валерию, но и объяснил ему пройденный материал.

Отряд проделал очень большую работу по оформлению пионерской комнаты. Переходящий вымпел им не вручали раньше только потому, что работа не была доведена до конца — ее выполнение требовало времени.

Серьёзно поработали семиклассники и со своими младшими товарищами-четверокласснкиами. Света Ф., Люда М., Таня С., Тамара И., Виталий Я. организовали у них кружки, за что всем им было присвоено звание «пионер-инструктор».

Много интересных и полезных дел было сделано этим отрядом: встреча со старым коммунистом, баскетбольные соревнования, шахматный турнир, работа на овощехранилище. И всё это ребята делали сами — без вожатого и даже без классного руководителя. Ещё в середине четверти заболел Валентин Сергеевич, но ребята не растерялись, созвали сбор совета отряда и решили: мы не маленькие, сами сумеем организовать работу так, чтобы Валентин Сергеевич не волновался.

Отряду 4В класса, который тоже получил право называться «лучший отряд», вручили горн и барабан.

Первому звену 6А класса (звеньевая Люся Г.) совет дружины присвоил звание «Лучшее звено» с вручением соответствующего вымпела. В течение всей четверти не было в звене неуспевающих, а дел интересных было много. Ребята встретились с Агриппиной Ильиничной Кругловой, работавшей с В. И. Лениным, дежурили по дружине, устраивали совместные прогулки, экскурсии…

На этой же дружинной линейке вручаются и переходящие вымпелы. Вымпел «За полезные дела» получает отряд 6Б класса, вымпел «Лучшим шефам» — отряд 6В, «Красным следопытам» — первое звено отряда 6Г класса, «За заботу о школе» — первое звене отряда 5А класса, «За художественную самодеятельность» — отряд 4А класса. Отрядам 4А и 4Б классов вручаются горны и барабаны.

Затем слово предоставляется секретарю комитета комсомола Сергею Ковалеву. Он поздравляет пионеров с праздником и объявляет, что комитет присвоил звание «пионер-инструктор» 27 пионерам седьмых классов.

Звание «Пионерский вожак» присваивается Гале Дегтяренко. Валерию Спиридонову присваивается звание «Инструктора по столярному делу», Пете Лавренко — звание «Инструктора по фото». Один за другим подходят за удостоверениями семиклассники. В честь каждого из них оркестр играет туш.

Окончено вручение удостоверений. Женя Виноградова, председатель совета дружины, называет фамилии восьми пионеров и комсомольцев, которых школа посылает на 1-й городской слет школьников.

Около пятидесяти пионеров получили на линейке благодарность перед строем дружины, двадцать из них совет дружины постановил сфотографировать перед развернутым знаменем дружины и занести в Книгу Почета дружины.

Соревнование между звеньями и отрядами в дружине 157-й школы привело к тому, что уже к концу первой четверти нового учебного года в дружине не стало звеньев, равнодушных к пионерской работе (а раньше таких было много). Правда, одни работали лучше, другие хуже, но работали все. И в этом — одна из главных причин успешности работы всей дружины, которая на районном слете в честь 40-летия Октября заняла второе место и была награждена вымпелом «Лучшая дружина района», горном и барабаном.

Итак, соревнование звеньев, организованное по-новому, уже в первые месяцы показало свои преимущества. В чём же они заключаются?

1. Введение разных переходящих вымпелов дало возможность каждому звену и отряду иметь свою ближнюю коллективную радостную перспективу, значение которой неоднократно подчеркивал А. С. Макаренко. Было покончено с таким положением, когда у пионеров царило нежелание бороться за честь своего звена и отряда — «Что стараться — всё равно нам вымпела не получить».

Соревнование в дружине 157-й школы показало, что из семнадцати отрядов, принимавших участие в соревновании, только три не заслужили в первой четверти права на коллективную награду.

В этих условиях иную роль начинают играть вымпелы «Лучшему звену» и «Лучшему отряду», которые присуждаются 3-4 раза в год. Получение этих вымпелов, а равно и других наград: благодарность перед строем дружины, фотографирование перед Знаменем и т. д. является теперь радостной перспективой более высокого порядка. («средней» по терминологии А. С. Макаренко).

2. Сами названия вымпелов зачастую оказывали помощь пионерам в поисках возможных направлений применения своих сил. А ведь это очень важно. Многие старшие вожатые, жалуясь на отсутствие инициативы пионеров, в своих выступлениях приводят наиболее характерные ответы ребят на вопрос: почему у них нет ничего интересного: «А мы не знали, что делать», или «А нам ничего не говорили». «Набор» разнообразных переходящих вымпелов служит как бы компасом для практической деятельности.

3. Введение разнообразных вымпелов помогло лучше использовать разнообразные интересы, поощрять их развитие, учитывать возрастные возможности пионеров.

Совершенствуя и дальше систему переходящих наград, можно будет окончательно покончить с практикой одновременного огульного вовлечения всех звеньев и отрядов во все виды работы, независимо от того, совпадает ли это с желаниями и возможностями пионеров.

Конечно, отказаться вообще от каких-то общих дел было бы неправильно и вредно, но ещё более вредно побуждать всех пионеров от третьего до восьмого класса выполнять только одни и те же условия соревнования, делать одни и те же дела.

4. Присуждение вымпелов не только звену, но и отряду, и особенно введение вымпела «За дружбу в отряде» сохраняет роль звена как первичного коллектива, помогает преодолеть отрыв звена от жизни отряда.

Большое количество вымпелов, присуждаемых в течение четверти отрядам в 157-й дружине объясняется, прежде всего, хорошей работой звеньев, организацией соревнования между звеньями в отрядах.

Так, вымпел «За смекалку» пионеры отряда 6Г класса получили в результате проведения конкурса между звеньями на лучшее предложение в план работы отряда и дружины. Вымпел «За полезные дела» был вручен отряду 6Б класса за активное участие всех звеньев на строительной площадке мебельной фабрики. Вымпелы «За художественную самодеятельность», врученные отрядам 4А и 4Б классов, также были результатом соревнования между звеньями, активного участия каждого звена в общем деле.

Если соревнование в дружине организовано так, что побуждает пионеров одного звена помогать другим звеньям, бороться за честь отряда, можно добиться подъема всех звеньев и всех отрядов, и превратить звено на деле в первичный коллектив пионерской организации.

ноябрь-декабрь 1957 г.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)

Белоус Галина Анатольевна 08 июня 2015 - 04:39
Спасибо за интересную информацию. Хочу на базе своего 6Б класса создать отряд. Одной из задач взять изучение истории пионерского движения.
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=