Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Антон Семёнович Макаренко

Антон Семёнович Макаренко

Антон Семенович Макаренко — самое громкое имя в советской педагогике. За семьдесят лет советской власти никого из знаменитых педагогов так часто не упоминали и не цитировали, как А. С. Макаренко. До сего дня не утихают научные диспуты по поводу его педагогической теории и практической работы.

Противники говорят: он работал в заведениях закрытого типа, он воспитывал малолетних уголовников, он подчинил личность воспитанника воле коллектива, он вводил в своих коллективах товарищеские суды… Всё это — чистая правда.

Сторонники возражают: Макаренко создал воспитательную систему настолько эффективную, что попадавшие к нему на воспитание карманники, «форточники», малолетние проститутки и просто беспризорники становились студентами вузов, выходили в жизнь инженерами, врачами, педагогами. Все без исключения становились убежденными сторонниками коммунистических идей. Его метод не давал осечек, он универсален. И это также чистая правда.

А. С. Макаренко создал уникальную воспитательную систему, которая в течение почти ста лет привлекает внимание мировой педагогической науки и практики. В основе этой системы — создание воспитательного коллектива, особой человеческой общности, в которую входят воспитатели и воспитанники и через которую происходит воздействие на личность каждого. Макаренко придумал и реализовал сложную организацию жизни такого коллектива, которая обеспечивала и управление коллективной деятельностью, и урегулирование внутриколлективных отношений. Он ввёл в педагогику понятие перспективы, целого комплекса перспектив — ближних и дальних, личных и коллективных. Он определил характер содержания коллективной деятельности, указав, что это должны быть «дела государственного значения». Он подробно описал процесс создания такого коллектива и организации такой деятельности, который был осуществлён им дважды — сначала в Колонии имени Горького, затем — в Коммуне имени Дзержинского.

Но — обо всём по порядку.

Антон Семёнович родился 13 марта 1888 года в г. Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье старшего маляра железнодорожного депо. Кроме него, в семье росли ещё трое детей: сёстры Саша и Наталья, и брат Виталий. Сын рабочего в глухой провинции, обстоятельствами своего рождения он был обречен, казалось бы, на жизнь неяркую. Но талант, воля, сила и обаяние личности обусловили этому человеку совершенно особый жизненный путь.

С образованием было нелегко. Сначала семилетнего мальчика отдали в двухклассное училище — другого в Крюкове, где тогда жила семья, не было. Затем, пятью годами позже, он поступил в Кременчугское четырехклассное, с отличием окончил его и стал слушателем педагогических курсов, дающих право преподавать в начальной школе. 1 сентября 1905 года (в 17 лет) А. С. Макаренко начал работать учителем русского языка, рисования и черчения в Крюковском двухклассном железнодорожном училище.

В этот период начинающий педагог серьёзно занимался самообразованием. Виталий Макаренко пишет: «Сколько я ни помню А. — я вижу его постоянно с какой-нибудь книгой. Он обладал колоссальной памятью, и его способность ассимиляции была, прямо, неограниченна… Тут была и философия, и социология, и астрономия, и естествознание, и художественная критика…». Больше всего Антон увлекался отечественной историей, читал Ключевского, Платонова, Костомарова. На втором месте шла философия: он изучал Ницше и Шопенгауэра. Что касается художественной литературы, то Виталий, перечисляя книги брата, вспоминает чуть ли не всех знаменитостей начала двадцатого столетия: от Ибсена до Тэффи.

В 1914 году А. С. Макаренко поступил в Полтавский учительский институт, откуда был призван на военную службу, но вскоре по слабости зрения демобилизован. Окончив институт с золотой медалью, работал сначала учителем, а потом и директором начального училища.

После Октябрьской революции 1917 года стал на сторону большевиков. В семье по этому поводу единодушия не было. Отец и Виталий были против революции, а вот родня со стороны матери (и Антон) критиковали правительство и желали перемен.

В 1920 году 32-летний педагог принял предложение Полтавского отдела народного образования организовать и возглавить колонию для беспризорных и несовершеннолетних правонарушителей. Эту колонию он возглавлял восемь лет — с 1920 по 1928 год. Именно здесь и сложилась та уникальная воспитательная система, которая прославила имя А. С. Макаренко и обеспечила своему создателю стойких союзников, восторженных почитателей и лютых врагов.

С первых дней существования колонии новый заведующий столкнулся с характерными для того времени проблемами: полуразрушенными зданиями, где не хватало самого необходимого, невозможностью обеспечить воспитанников и воспитателей полноценным питанием, прочной обувью, красивой одеждой. Вдобавок подростки, уже хлебнувшие и детдомовского житья, и уличной вольницы, и воровского промысла, намеревались превратить колонию в воровскую «малину» — вести привычный образ жизни, игнорируя педагогический персонал. Воспитатели оказались со всем этим один на один, без малейшей помощи со стороны.

Усвоенные в учительском институте знания в этой ситуации оказались абсолютно бесполезны. Позже Антон Семёнович с горечью напишет: «Сейчас у нас вместо воспитательной системы только и есть, что несколько лозунгов, безобразно брошенных к ногам революции. К этим лозунгам давно уже пристроились несколько десятков бесталанных людей, а то и просто спекулянтов, которые вот уже несколько лет размазывают словесную кашу в книжках, речах и брошюрах и непосвященному смертному представляются учеными. На деле из этой словесной каши нельзя воспользоваться ни одной строчкой».

Для того чтобы справиться и с бытовой неустроенностью, и с решением педагогических проблем, ему пришлось создать собственную систему воспитания. О том, как постепенно водворялся в колонии порядок, как шаг за шагом создавался коллектив, как изживались воровство, картёжные игры, антисемитизм, саботаж — можно прочитать в «Педагогической поэме», которую Макаренко начал писать в 1925 году. К этому моменту колония насчитывала уже 140 воспитанников, располагала налаженным фермерским хозяйством, которым руководил собственный агроном; в колонии появилась комсомольская организация; открылся колонийский театр; началась переписка с А. М. Горьким. Антон Семенович очень высоко оценивал книги Горького и невероятно уважал его самого. А колонистов завораживала биография Горького, который смог стать знаменитым писателем, хотя в ранней юности был почти таким же, как и они сами, беспризорником.

А. С. Макаренко одержал победу над голодом, холодом, разрухой и собственной педагогической беспомощностью. Его воспитанники на глазах менялись, становясь из вчерашних тунеядцев, бродяг, воров — работниками и учениками. Однако то, как он это делал, противоречило тогдашним установкам официальной педагогики. Наркомпрос требовал, чтобы детей воспитывали без наказаний, без поощрений, без отметок, безо всяких соревнований, без понятия чести — а всего этого в практике Антона Семеновича было немало. Пока «завкол» голодал, холодал и обуздывал дикие инстинкты колонистов, его не замечали. Но, когда, достигнув успеха, он счел нужным обнародовать свой опыт, сразу же началась жесткая критика, очень похожая на травлю.

В 1926 году Макаренко добивается расширения колонии. В восьми километрах от Харькова, в Куряже, в бывшем монастыре базировался Всеукраинский детский дом, находившийся в безобразном состоянии. Повальное воровство, порча имущества, грязь и распущенность воспитанников дошли до того, что терпеть это дальше власти не могли. Детдом расформировали, причем 280 человек были зачислены в Колонию имени Горького, которая из благоустроенного к тому времени имения Трепке переехала в Куряж.

Сплоченный коллектив колонистов быстро справился с проблемами Куряжа — куряжане стали новым поколением горьковцев, грязь и нищета остались в прошлом. Такого блестящего успеха коллеги-педагоги стерпеть уже не смогли. В марте 1928 года на заседании секции социального воспитания НИИ педагогики Наркомпроса УССР была принята резолюция, осуждающая воспитательные методы А. С. Макаренко. А после того, как Н. К. Крупская, выступая на съезде ВЛКСМ, назвала его «крепостником» и призвала «всячески бороться» с подобным опытом, Антон Семёнович был вынужден подать заявление об уходе.

К счастью, ещё в 1927 году он принял предложение ГПУ возглавить создаваемую в системе этого ведомства детскую трудовую Коммуну имени Ф. Э. Дзержинского. Чекистам были глубоко безразличны наркомпросовские рекомендации, их интересовал конкретный результат. Целый год Макаренко, разрываясь, руководил двумя крупными коллективами, а осенью 1928 года, оставив Горьковскую колонию, полностью сосредоточился на работе в Коммуне.

Если колония была, по характеру трудовой деятельности, сельскохозяйственной артелью, то в коммуне развернулось серьезное производство. Вначале коммунары выполняли заказы на изготовление табуретов и прочей немудреной продукции, позже освоили выпуск электросверлилок и фотоаппаратов. Марка «ФЭД» — по инициалам Дзержинского — пользовалась популярностью долгие годы. О жизни этого коллектива написаны две книги: «Флаги на башнях» и «Марш 30-го года».

Антон Семёнович руководил коммуной почти восемь лет, а летом 1935 года был назначен помощником начальника отдела трудовых колоний Наркомата внутренних дел УССР и переехал в Киев. Из письма Горькому: «Работа у меня сейчас бюрократическая, для меня непривычная и неприятная, по хлопцам скучаю страшно. Меня вырвали из коммуны в июне, даже не попрощался с ребятами».

В последние четыре года жизни он много выступал перед общественностью, написал «Книгу для родителей», «Методику организации воспитательного процесса», массу статей, очерков, сценарий «Командировка».

1 апреля 1939 года выдающийся педагог умер от разрыва сердца в вагоне пригородного поезда.

Спустя полвека его идеи получили признание в мировом масштабе: в 1988 году решением ЮНЕСКО А. С. Макаренко был признан одним из четырёх педагогов, определивших развитие мировой педагогической мысли в XX веке.

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=