Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Научные исследования учеников и последователей И. П. Иванова

Научная школа обычно гордится количеством научных разработок, осуществленных последователями учёного, выдвинувшего перспективное направление в науке. Развитие научной школы Иванова сильно отличается от традиционных признаков. Под непосредственным научным руководством Игоря Петровича выполнено только три работы.

Первой его аспиранткой (примерно 1962-1966 г.) была Матрёна Денисовна Гермогенова из Якутского государственного университета, которая писала о трудовом воспитании октябрят. Иванов всегда с глубоким уважением отзывался о Матрёне Денисовне, которая очень много сделала для развития и распространения методики в Якутии. В университете долгие годы действовала Коммуна «Факел».

Второй, успешно защитившейся, стала Маргарита Алексеевна Бесова, член Коммуны имени Макаренко. Работа исследовала организацию жизнедеятельности октябрятского коллектива в школе (примерно 1967-1970 г.). Бесова М. А. работала в Могилёвском педагогическом институте, много внимания уделяла распространению методики в Белоруссии. У неё много публикаций о работе с октябрятским коллективом, она особо выделяла значение работы с микроколлективом, т. е. с октябрятской звёздочкой.

Параллельно с М. А. Бесовой в научную работу И. П. Иванов включил ещё нескольких членов КиМа, стремясь воссоздать на новом уровне научно-исследовательскую работу на подобии СЭНа. Однако, этот опыт не принёс успеха.

Третьей аспиранткой была Н. П. Царёва (1978-1982 г.). Тема исследования «Воспитание у младших школьников заботливого отношения к людям».

В этот же период к диссертационному обобщению своего опыта приступили Дмитриенко Т. В. и Мартынова С. П. Каждая из них имела непосредственное отношение к реализации методики в реальной практике.

Мартынова С. П. несколько лет работала в «Орлёнке», руководила лагерем «Дозорный». Имея огромный опыт организации пионерской работы в условиях лагеря, она приступила к работе, завершить которую не смогла, т. к. по семейным обстоятельствам вынуждена была уехать и связь прервалась на несколько лет.

Дмитриенко Т. В., «сибирское чудо» как назвали её в одной из публикаций, работала на кафедре педагогики Тюменского университета. Уникальный опыт был раскрыт и обоснован в её диссертации, защищать которую пришлось в другом городе, с другим научным консультантом, т. к. к моменту завершения работы, Иванов уже был тяжело болен. Он очень радовался завершению работы, гордился и высоко ценил Тамару Владимировну.

В связи с болезнью Иванова, на разной стадии завершения, оказались диссертационные исследования: Сергеичевой Г. Г., Макаренко С. Е., Аспановой К. Т., Нагавкиной Л. С. Все работы этих аспирантов были доведены до защиты, но руководить их завершением он уже не мог. Большую помощь в завершении работы над диссертациями оказала доктор педагогических наук, профессор К. Д. Радина.

Некоторые кимовцы, друзья Коммуны или те, кто разделял взгляды Иванова И. П., осуществили научные исследования под руководством других учёных, что естественно, внесло некоторую трансформацию в развитие основных идей и принципов. По мере работы над материалами сайта, мы надеемся максимально собрать диссертационные исследования или научные публикации рассматривающие идеи данной концепции воспитания.

Сергеичева Г.Г. 12 сентября 2012 - 10:57
Поднят очень важный для России, просто судьбоносный вопрос: не только знать, что было, но и то, что есть и каковы перспективы того, что наработано И.П. Ивановым и его соратниками.
Представленная информация нуждается в дополнении.
[Ответить]
женя 04 ноября 2014 - 08:51
я думаю для начала нужно хотя бы эту информацию распространить. Ну и, конечно, работа должна вестись во всех направлениях. Дополнять нужно обязательно.
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=