Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЦАРЁВА Надежда Павловна

ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО, кандидат педагогических наук

Концепция коллективного творческого воспитания

(первое знакомство)

Эта страничка для тех, кто только начинает знакомиться с концепцией коллективного творческого воспитания. Нырять сразу очень глубоко бессмысленно, да и опасно, потому что можно захлебнуться. Нырять в глубины воспитания нужно постепенно, приучая себя думать над прочитанным. Для первого погружения мы предлагаем ответы на некоторые вопросы, дающие общее представление об этой концепции.

Вопрос первый, самый распространенный:

В чем выражается специфика коллектива, создаваемого на основе данной концепции воспитания?

Прежде всего, в естественной нравственности поступков на пользу и радость людям. Добро твориться весело, без принуждения, как само собой разумеющееся. В коллективах много песен, шуток, всевозможных розыгрышей и, в тоже время, напряженная работа мысли, интересные встречи, неожиданное открытие мира в доселе привычном и обыденном. Привлекает красота межличностных отношений. И ребята, и взрослые ощущают свою нужность, полезность. Они созидатели, творцы, им действительно есть чем гордиться, они умеют слушать друг друга и высказывать свое мнение, обосновывать точку зрения и искать совместно максимально точное решение жизненно-практической задачи. Здесь не страшно ошибиться, сказать что-то невпопад. Здесь серьезно занимаются самообразованием, самовоспитанием. Здесь естественно желание стать лучше, научиться жить в соответствии с законами коллектива. Законы в коммунарских коллективах похожи, т. к. источник один — КЮФ (Коммуна Юных Фрунзенцев). Как бы не модернизировались они, как бы ни дополнялись, они растут из одной сущности воспитания.

Отсюда и второй вопрос:

В чем сущность воспитания, позволяющая безошибочно увидеть принадлежность коллектива к данной концепции?

Это общая творческая гражданская забота ребят и взрослых об улучшении окружающей жизни.

Подобное понимание сущности воспитания становится реальной движущей силой жизни коллектива, если каждый педагог осознает и примет ее как личностную профессиональную позицию. Считаю необходимым обратить внимание на содержательное наполнение каждого слова в этом определении сущности воспитания.

Центральную нагрузку несет понятие Забота, как реальное действенное проявление гуманизма, как нравственно мотивированная деятельность. В русском языке слово Забота означает деятельность на благо кого-либо. Заботливый человек, следовательно, осуществляет какое-либо благое дело, поступает рачительно, по-хозяйски, доводя работу до значимого полезного и желательного результата. Забота становится общей для воспитателей и воспитанников, когда она вместе действуют на благо кого-либо, при этом добровольность и бескорыстие участия в общей заботе является объединяющим нравственным смыслом деятельности. В общей заботе люди взаимообогащаются опытом, способностью понимать другого человека. Труд-забота (по определению А. С. Макаренко) несет в себе колоссальную нравственную силу, является основой личностного роста любого человека.

Общая забота будет не только морально, но и экономически эффективной, если реализуется творчески, с максимальным использованием интеллектуальных и духовных сил человека. Только творчески, решая жизненно-практические задачи, ребята и взрослые привыкают каждый раз анализировать все обстоятельства, жизненные ситуации, сопоставлять возможные пути решения, отбирать из них наиболее соответствующие реальной ситуации. Уровень творческого решения каждый раз колеблется, т.к. прежде всего, отражает состояние образованности и культуры участников общей заботы, а движение от естественно достигнутого уровня обеспечивает продвижение в развитии личности.

Общая забота имеет гражданскую основу. Именно гражданственность определяет выбор дел, влияет на приоритеты в отборе содержания воспитания. Гражданская значимость действий — это путь к демократической правовой культуре, т.к. именно в гражданском обществе человек соединяет в своем поведении мораль и право.

Вопрос третий:

Отличаются ли воспитательные коллективы какой-либо особенностью в отношениях между ребятами, между ребятами и взрослыми? Как они возникают? От чего зависят? Кто обеспечивает такие отношения?

Этот вопрос ключевой, так как воспитательные отношения — ведущее условие успешности воспитательного процесса. Поиску ответа и его обоснованию отдано много времени. Впервые научное объяснение этого явления дал И. П. Иванов в 1971 г. Сейчас это уже не звучит так сенсационно и спорно, сейчас ко многому уже привыкли и все-таки хочу дать максимально полный ответ.

Воспитательные отношения (как один из видов объективных общественных отношений) являются реальным объективным взаимодействием воспитателей и воспитанников в конкретной жизнедеятельности коллектива. Способы, приемы, формы этого взаимодействия определяют позицию и меру включенности в деятельность каждого человека. То, как и что предпочитает делать педагог, зависит от осознания и принятия им сущности воспитания.

Если педагог принимает идею общей творческой гражданской заботы, то взрослый и ребенок объединены важным значительным делом.

Взрослый занимает позицию старшего товарища, который вместе с ребятами стремиться, как можно лучше решить жизненную проблему, тем самым совершенствуя жизнь, улучшая окружающий мир. Взрослый не присваивает право решать, как лучше поступить и почему именно так, а не иначе. Он побуждает детей к глубокому разнообразному социальному анализу, приучает видеть дело значимое для общества, убеждает в важности участия в решении каких-либо проблем, вызывает чувство социальной ответственности за происходящее, за сделанный выбор и его реальное воплощение. Реальной деятельной основой такого взаимодействия является общий труд, что и дало возможность, назвать этот тип воспитательных отношений — сотрудничество. И взрослый и ребенок трудятся на пользу и радость людям, при этом, естественно, совершенствуя себя. Дело, которое приносит конкретную реальную пользу людям, вызывает высочайший духовный подъем, глубокую удовлетворенность. Ребята, пережившие минуты такого подъема, никогда его не забудут, это нравственное возвышение над самим собой и есть духовное взросление, путь к социальной зрелости.

Совместный труд взрослых и детей, как физический, так и умственный, приучает задумываться над логикой действий, над способом достижения результата. Мастерство взрослого проявляется в естественной ситуации деятельности и вызывает у ребят уважение, здесь зарождается истинный авторитет педагога построенный на знании, на творчестве, на культуре межличностных отношений.

В совместном труде ребенок постепенно осознает необходимость соотносить личные запросы с общественными нуждами, учится взаимодействовать с другими людьми на основе согласования, а не конфронтации. Отношения сотрудничества дают возможность видеть и оценивать как себя, так и других. Доверие к педагогу позволяет обратиться за советом, за помощью, за поддержкой. Совместные размышления об общем деле выявляют достигнутый ребенком уровень развития, состояние его связей с окружающим его миром. Воспитание, сущностью которого является общая забота воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни, реализуется также в воспитательных отношениях творческого содружества поколений. Для него характерно, как согласованное взаимодействие в общем деле, так и в разнообразных формах общения. Взаимодействие регулируется не только логикой трудового процесса, но и эстетическими нормами, моральным законом, бережным отношением к чувству собственного достоинства каждого человека. Содружество проявляется в моральной заботе друг о друге, в умении видеть, чувствовать, понимать, другого человека, своевременно и тактично прийти ему на помощь. Данный тип воспитательных отношений помогает развивать интерес к окружающим людям видеть самоценность каждого человека. Когда моральное сознание формируется в реальном гуманном усилии, тогда этические категории перестают быть абстрактными, а приобретают эмоциональную окраску, закрепленную в социальном опыте. Взаимодействуя с людьми разного возраста, ребенок преодолевает отчужденность, перестает бояться взрослых, а учится вместе с ними созиданию, при этом обогащение личности возрастает многократно, т. к. живой реальный опыт невозможно заменить ничем.

Эти отношения являются антиподами других достаточно распространенных воспитательных отношений. Достаточно часто возникает ситуация, когда взрослый затевает что-либо с детьми, не отдавая себе отчета, к какому типу отношений тяготеет. Он думает, что следует определенной методике, но результата желамого нет. Чаще всего этому мешает какой-либо из типов воспитательных отношений, о которых и пойдет сейчас речь.

При передаче готового опыта активная роль принадлежит всегда педагогу. Именно он определяет, что важно, а что нет. Что и для кого хорошо с его точки зрения. Ребенку остается пассивная роль, согласно с которой он должен точно и своевременно выполнять поручения. Исполнительность, безоговорочное послушание воспринимается, как положительный результат работы, а всякое сомнение, рассуждение, возражение порождает статус трудного ребенка. Активность взрослого и пассивность ребенка при передаче готового опыта младшим от старших — неоднородна, она имеет яркие принципиальные отличия, которые позволяют выделить регрессивные типы воспитательных отношений. Авторитарный тип широко известен — его главный порок в подавлении воли и стремления думать над тем, что делаешь. Педагоги этого типа энергичны и деятельны, они не способны ждать, когда ребенок поймет и захочет, для них главное собственное мнение, свой «единственно верный» взгляд на мир. Они могут быть бестактны, невнимательны, и даже грубы и жестоки. Решая за детей что, почему, когда и как делать, они лишают их самого главного — чувства ответственности за свои поступки и, в конечном счете, за свою жизнь. Дети вырастают в ожидании хозяина, который скажет им, что делать, ждут человека, на которого можно переложить ответственность за происходящее и, даже страдая, ничего не способны предпринять, т.к. никогда сознательно не принимали значимых для своей жизни решений, у них нет чувства перспективы, они живут сытостью текущего дня.

Противоположность авторитарному типу воспитательных отношений составляет тип чрезмерно мелочной опеки. Он свойствен педагогам, с любовью относящимся к детям и потому считающим себя в праве решать за них и для них. Действуя за детей и для детей, педагог также лишает их самих права думать, обосновывая это тем, что у них слишком мал жизненный опыт. Тщательно продумывая и интересно организуя жизнь детей, такие педагоги выращивают особо эгоистичных потребителей — иждивенцев. Не задумываясь над тем, кем и как создаются, почему и откуда возникают в их жизни те или иные удовольствия, за что они их получают, дети привыкают получать готовое не затрачивая усилий. Даже включаясь в придуманные педагогом дела, они ждут прежде всего удовольствий и развлечений, никак не связывая свои поступки с социальной ответственностью, осознанием действий, с личностными возможностями и способностями.

Очень распространен сейчас тип «свободного» воспитания или другое его определение либерально-попустительский тип. Здесь сущность воспитания трактуется, как неприкосновенность свободы индивида, его права на свой жизненный путь, неповторимость личности, но игнорируется социальный закон о том, что человек, во всей своей индивидуальности живет среди людей. Индивидуальность заметна только среди других индивидуальностей, а не в одиночестве и неприкаянности. Исповедуя такую педагогическую сущность, взрослый предоставляет детей самим себе: ищите, находите, принимайте решение, я вам не мешаю. Методом проб и ошибок выкарабкиваются дети в жизнь, усвоив равнодушие и отчужденность взрослого поколения, и уже ни при каких обстоятельствах не принимают мораль старшего поколения, перенося на всех боль одиночества и непонимания.

Воспитательные отношения в том или ином виде присущи каждому воспитательному коллективу. Более четверти века известна педагогике их роль, однако далеко не каждый педагог задумался над тем, какому типу отношений он тяготеет и, следовательно, каким будет характер результата его работы.

Вопрос четвертый:

В каких формах работы максимально проявляются отношения общей творческой гражданской заботы?

К таким формам мы относим коллективные творческие дела (КТД).

В чем же специфика этого средства воспитания и одновременно образа жизни коллектива?

Уже первоначальный период приобщения к коллективной творческой деятельности постепенно обнажает педагогическую позицию, и дети либо вступают во взаимодействие, либо избегают его.

Ребят привлекает возможность участвовать в чем-то необычном, но одновременно посильном, конкретном, реально значимом. Деятельность, в которую вовлекаются ребята, связана с какой-то жизненно важной или интересной задачей. В деле всегда есть конкретный опыт, возможность научиться чему-либо, проявить свои способности. Здесь переплетается игра, романтика, фантазия и реальность конкретного преобразования окружающей жизни.

Это именно дело, т. к. имеет предметный осязаемый результат — подарок далеким друзьям, фабрику сувениров, детскую площадку, рукописный журнал и т.д. В деле каждый реализует себя, находит или пытается найти место, максимально раскрывающее его способности. Дело от мероприятия отделяет забота. В деле есть нравственный мотив улучшения, совершенствования, созидания; есть внутреннее напряжение интеллектуальных и духовных сил, все участники дела стремятся достичь результата с максимальным успехом, а значит есть основа для социального творчества.

Творчество, как способность фантазировать, создавать новые способы достижения результата, как умение выстраивать социальную перспективу, как способ одухотворенной жизнедеятельности — есть важнейший элемент КТД. Можно сказать, что педагоги, владеющие этой методикой, так подбирают и дела, чтобы разбудить творческий потенциал человека.

Дело, полезное по конечному продукту, но бездуховное по состоянию тех, кто создавал продукт, не имеет к гуманному воспитанию никакого отношения.

Есть в копилке КТД «Город веселых мастеров», есть в копилке пионерской организации «Игра по станциям». И там, и там, в разных помещениях происходит нечто интересное.

В Городе мастеров, человек назвавший себя мастером знакомит с продуктами своего таланта. Его мастерская работает, как и положено от и до с перерывом. Любой может прийти в любую мастерскую: фото, ИЗО, театр, спорт, вязание и т.д. Одно условие — мастер радует своим талантом, а не хвастается. В мастерской можно быть столько, сколько хочешь, пока тебе интересно, пока она работает. По станциям же нужно ходить строго по графику и всей группой, при этом активно участвовать удаётся не всем, сменность станций достаточно быстрая, и задачи, чаще всего, заключаются в проверке каких-либо знаний и умений, в получении большего количества очков, в стремлении занять первое место, победить других.

Возможно, мне возразят, приведут массу примеров интересных путешествий по станциям, и все же, дорогие друзья, очень важно почувствовать разницу. Именно личностная причастность к происходящему, позволяет увидеть коллективную природу творческого дела. Хотелось бы выделить только три признака. Во-первых, в КТД люди добровольно объединились для его осуществления; во-вторых, они чувствуют друг перед другом ответственность за происходящее; в-третьих, дело направлено на пользу людям и каждый участник общего дела понимает, для кого и почему оно важно, видит смысл собственного участия и испытывает духовное удовлетворение от того, что он делает.

Довольно часто педагоги относят к КТД и праздники, и игры. Считаю важным показать отличие, специфику состояния участников, что будет определять успешность результата и педагогическую целесообразность применения.

Коллективные творческие праздники являются событиями жизни, но основа их уже в радости, торжестве, особом ритуальном действии, которое закрепляет в эмоциональной памяти нечто особо значимое в жизни данного народа, общества, государства.

Праздник, как ритуальная память народа чрезвычайно важен. Именно через праздники дети входят в историю народа, осознают то, что признано всеми или группой населения как нравственно-культурная ценность.

Какие именно события в истории страны, в ее культурном становлении вызывают радость, восторг, стремление разделить эту радость с другим, зависит от того, какой уровень культуры и духовности преобладает в данное время, в данном сообществе.

Выбор праздничного события доброволен, т. к. невозможно смеяться и развлекаться насильно; невозможно насильно преодолевать трудный путь, чтобы поклониться святому месту или оказаться в палаточном лагере на фестивале самодеятельной песни. Один человек мобилизует свои силы, чтобы в день рождения А. С. Пушкина оказаться на литературном празднике в Михайловском, а другой, в тоже время, счастлив от участия в спортивной эстафете.

Каждый педагог может самым тщательным образом продумать, через какие духовно-нравственные события пройдут его дети. Какие ценности этих событий станут для них жизненно необходимы, будет зависеть от того, насколько творческий и коллективный характер они приобретут, от меры личной сопричастности, от глубины осмысления и переживания.

Творческие ролевые игры несут в себе потенциал личностного социального опыта, освоения жизненных ситуаций, апробирования многообразных социальных ролей. Игра, как особый вид человеческой деятельности, имеет и колоссальное психотерапевтические воздействие. В роли другого человека бывает легче понять собственные проблемы, преодолеть личностные комплексы, изменить самооценку. Ребятам бывает трудно произвольно выполнить какие-либо действия, но, войдя в роль, они не замечают, как освоили очень сложную часть социального опыта.

Игра опирается на творческую фантазию, воображение, перевоплощение. Предметы могут выполнять несвойственные им функции, какая-то деталь костюма, минимальный грим позволяют придать тому или иному человеку определенный статус и взаимодействовать с ним уже в новой ролевой ситуации.

Ролевые игры имеют разный уровень сложности, продолжительности, содержательной основы. Следует помнить, что слишком длительное пребывание в вымышленном мире, может привести к эффекту привыкания. Люди уходят из реальности, т.к. не могут в ней состояться, а в игровом пространстве происходит культовое перерождение личности.

Помня великую силу игры, ее необходимо разнообразить, сочетать с другими средствами. Игра — это, прежде всего, самореализация в воображаемых ситуациях. Педагогически организуемая игра это одновременно и социальный тренинг, в котором ребенок получает возможность преодолевать преграды, одерживать победы, достойно проигрывать, соблюдать множество правил, согласовывать способы взаимодействия.

Сочетание дел, праздников и игры делает жизнь воспитательных коллективов необыкновенно притягательной. У некоторых новичков возникает ощущение необыкновенной легкости воспроизвести то, что видел то, в чем участвовал в другом месте, с другими людьми. Вот здесь-то и следующий вопрос:

Каков механизм, позволяющий добиваться такой жизни коллектива?

Этот вопрос имеет особенно важное значение для понимания организации жизнедеятельности коллектива В этом вопросе «соль земли», т. к. он касается управления. Этой удивительной социальной науке принадлежит будущее. Она должна найти ответы на вопросы: Кто решает как нам жить? Как именно принимаются решения? Кто должен выполнять решения? Кто отвечает за последствия принятых решений?

Этот перечень можно продолжить, но сила педагогики общей заботы в том, что был найден вариант ответа, и не просто найден, а скрупулезно проработан. Была открыта и обоснована методика коллективной организаторской деятельности, говоря современным языком, методика демократического управления жизнедеятельностью, коллектива где каждый человек принимает участие в улучшение окружающей жизни, думает над тем, как это делать и отвечает перед товарищами за результат.

Коллективная организаторская деятельность (КОД), в строгой научной логике, имеет ряд последовательный стадий.

Первая — планирование. Как положено детской природе, оно строится через игру и начинается с разведки дел и друзей, где взрослые и дети вглядываются в окружающую жизнь, анализируют увиденное, отвечая на вопросы: Что важно сохранить в окружающей нас социокультурной и природной среде? Что требует изменения, переделки? Кому и в чем нужна помощь? Какие важные события ожидают впереди и как на них откликнуться? и опять перечень вопросов проходит по линии гражданской заботы.

Разведка — дело творческое, требующее особых качеств, здесь включается мужское достоинство следопыта. Именно разведка приводила и приводит младших подростков в детские общественные объединения, через нее, через разведку ребята выходят на построение жизненных планов. Совершенно естественно входит в сознание человека — наблюдение — анализ — выводы — проект — подбор ресурсов — движение к цели — осмысление достигнутого.

Сами нашли дело, сами нашли вариант движения к цели и вторая стадия просто и естественно строится, как выполнение намеченного. Коллективная подготовка — мощнейший педагогический инструмент. Здесь соединяются желание у ребят сделать что-то и возможность у педагога побудить их к самовоспитанию, осознанному отношению к себе. Создавая вместе с ребятами нечто общественно значимое, педагог убеждает личным примером, совместными размышлениями, спорами и массой других конкретных методов, что духовное богатство, широта кругозора, социальная ответственность становятся достоянием личности только тогда, когда человек умеет дарить радость людям, имеет что-то важное в себе, что делает его особенным. В таких коллективах много ярких индивидуальностей, т. к. процесс реального социального творчества создает все условия для того, чтобы человек мог проявиться всеми своими гранями. Эти индивидуальности тем значимее, чем больше несут в себе социальной ответственности, чем больше их способность вступать в согласованное взаимодействие с самым разнообразным кругом людей.

Подготовка коллективного творческого дела ставит всех в естественную ситуацию ученичества, т. к. все без исключения участники учатся делать нечто в новых для них условиях или с новыми людьми.

Сам кульминационный момент достижения поставленной цели — всегда яркое событие. Здесь очень важен момент реально достигнутого личностью уровня развития. Со стороны это не всегда выглядит зрелищно, высоко эстетично, но ведь до этого нужно дорасти. Сами же участники бывают в восторге от открывающегося таланта, от того, что смогло вызвать интерес и уважение окружающих. Положительный результат, переживание успеха и есть самоактуализация личности в полном и точном смысле этого понятия. Однажды пережитое — это состояние будет востребовано человеком вновь и вновь, именно оно держит людей в коллективе.

Завершение дела предполагает подведение итогов — это четвертая стадия. Побудить ребят к глубинному размышлению о прожитом периоде жизни может только тот педагог, который всей душой, искренне привязан к детям. Анализ может помочь ребятам увидеть себя глазами друзей, в чем-то увидеть совершенно по-новому. Анализ — ключ к личностному продвижению в развитии, к способности взаимодействовать с миром, а значит, к возможности быть хозяином своей жизни.

Применение в практике коллективных творческих дел и коллективной организаторской деятельности породило много споров, в них сомневались, их запрещали, их восхваляли, пытались одномоментно сделать состоянием всех.

Однако система имеет защиту, она дается в руки не каждому. Внешний эффект скоро угасает и, если нет великого труда души, напряжения интеллекта, нравственного стержня, то желание пользоваться этой методической системой угасает. Не желая признать личную несостоятельность, педагог винит методическую систему, винит под разными предлогами, но гуманистический путь цивилизации все равно пойдет через демократию управления, через социальное творчество, через общую заботу граждан о своем Отечестве.

Елена 22 марта 2011 - 19:41
Как это здорово. Я сразу школу вспомнила. Замечательное было время  =)
[Ответить]
Валентина 16 марта 2013 - 15:18
Вот тут и надо брать всё для модернизации нашего образования.Новое - хорошо забытое старое. И не надо снова изобретать велосипед.Это в том случае, если стране нужны ДЕЙСТВИТЕЛЬНО такие люди, о которых говорят с экрана телевизора и печатают в документах. На самом деле пока другие ощущения от настоящих действий власть имущих.
[Ответить]
Анна Ник. 26 марта 2013 - 19:50
Ребята, скажите, где есть действующие коммунарские группы?
[Ответить]
Андрей 06 апреля 2013 - 22:11
В Перми по сей день существует объединение "Союз Друзей"(коммунарское по происхождению)
[Ответить]
Светлана 20 мая 2013 - 14:53
Туристический отряд Африка, руководители: Терехина Нина Владимировна и Терехин Максим Борисович. Сейчас работают в Москве в школе №192
[Ответить]
Валерий Хилтунен 08 июня 2013 - 22:47
Я, признаться, обалдел, набрав в поисковиках сочетание "коммунарский сбор" - столько современной информации выпрыгнуло! От Хабаровска до Питера. Мы победим!
[Ответить]
Эльвира Прозорова 21 октября 2015 - 14:30
Уже 26 лет, 1 раз в год, проводим в школе 3-х дневный коммунарский сбор. СЧАСТЛИВЫ, что все получается! Дети самостоятельно его готовят, проводят и потому крепнет разновозрастный коллектив учащихся и педагогов школы. Школа у нас сельская, детей 170, учителей - 25. А новым задумкам и идеям нет конца! А последняя фраза: "гуманистический путь цивилизации все равно пойдет через демократию управления, через социальное творчество, через общую заботу граждан о своем Отечестве" справедлива и верна!
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=