Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

АРТЕМЬЕВА Светлана

педагог-организатор работы с детьми и подростками по месту жительства г. Петрозаводска Карельской АССР

Форпост имени А. С. Макаренко

Форпост имени А. С. Макаренко начал свое существование 1 сентября 1977 г. Организаторами клуба стали 20 старшеклассников. До выхода в микрорайон эти ребята около двух лет обучались вожатскому мастерству в Петрозаводском Дворце пионеров. По сути это уже был ребячий коллектив — ядро будущего форпоста.

А было всё так. Почти 20 лет назад при Петрозаводском Дворце пионеров и школьников был создан отряд «Трубач». Со временем «Трубач» стал организатором школы отрядного вожатого. Но шло время, и у коллектива единомышленников, каким стал за прошедшие годы отряд «Трубач», появилась потребность в новом серьезном деле. И вот группа вожатых-старшеклассников нашла новую зону действия — по месту жительства.

Несколько раз в период с 1974 по 1977 г. мы с ребятами бывали на сборах в московском форпосте. Понравилась сама идея — создание силами педагогического отряда разновозрастного многопрофильного ребячьего объединения. В название «форпост» — в переводе с немецкого «передовой пост» — мы вкладываем такой смысл: решение важнейшей, передовой задачи — организация разумного досуга детей и подростков и воспитание через коллектив достойных граждан Страны Советов.

Почему имени А. С. Макаренко?

Педагогическое наследие А. С. Макаренко служит для нас неиссякаемым источником знаний, опыта и вдохновения. Имя А. С. Макаренко было присвоено нам Ленинским райкомом ВЛКСМ Петрозаводска 13 марта 1976 г. с вручением комсомольскому педагогическому отряду Красного знамени (как внеуставной комсомольской организации).

Форпост занимает 4 комнаты: комиссарская (где работают разновозрастные отряды, штабы, советы, творческие группы, педотряд); техническая (кружки технического и прикладного характера); музыкальная (здесь занимаются музыкальные, драматические кружки, проходят массовые заседания клуба самодеятельной песни, интересные встречи и т. д.); игротека (в основном здесь проводят время учащиеся старших классов, техникумов, училищ). Часть комиссарской отведена под кинофотолабораторию. Помещения оснащены всем необходимым оборудованием: современной мебелью, изготовленной своими руками, техническим инвентарем. Для организации кружковой, секционной работы есть всё необходимое оборудование, материалы. (Существуем мы за счет двухпроцентных отчислений от квартирной платы, но многое из оборудования приобретено за счет средств, заработанных в трудовом лагере, во время трудовых десантов).

При форпосте работает совет, в который, входят представители школ (18-й и 30-й), представители Управления связи (базового предприятия), республиканской юношеской библиотеки, ЖЭУ № 1, педотряда.

Раз в квартал совет утверждает совместный план работы на предстоящий год, планирует зимние и летние каникулы, ставит вопросы о расширении базы форпоста, о вовлечении в его деятельность педагогически запущенных подростков, о подготовке клуба к новому учебному году. Управление связи выделяет автотранспорт, базы отдыха, финансирует организацию летнего трудового лагеря. Библиотека снабжает нас необходимой литературой, проводит вечера литературы, организует работу передвижки в форпосте и на лагерных сборах. Школы оказывают помощь в работе форпоста, пропагандируют его дела на пионерских сборах, комсомольских собраниях, где форпостовцы тоже частые гости.

Хорошая связь и поддержка осуществляется координационным советом микрорайона «Онежский», в котором действует форпост.

Родители в основном все поддерживают и приветствуют участие в делах форпоста своего сына или дочери. Сами помогают: учат девочек кройке и шитью на дому, участвуют в родительских собраниях, огоньках, бывают и работают вместе с детьми в трудовом лагере, пропагандируют форпост по месту работы, среди своих сослуживцев. Так появляются в клубе ребята, родители которых дружат между собой.

Большую и непосредственную помощь оказывают наши выпускники. Вспоминается участие форпоста в манифестации молодежи Петрозаводска 9 Мая в честь 40-летия Великой Победы, когда рядом с третьеклассниками встает взрослый человек в такой же форме — выпускник клуба, а Красное знамя несет знаменосец Игорь Трофимов — моряк, семейный человек, но по-мальчишески задорно печатает шаг, а рядом ассистенты — Ирина и Марина Соколовы, учительницы начальных классов. И от этого большой гордостью наполняется сердце подростка — вот какие у нас выпускники уже! Их рассказы, их воспоминания, их конкретное участие в жизни форпоста — это пример, которому подражают и будут подражать новые поколения воспитанников. Ежедневно в среднем в форпост приходят 70—80 детей, подростков, молодежи в возрасте от 7 до 30 лет. Почему они приходят сюда, что притягивает их больше всего?

Система деятельности форпоста позволяет каждого включить в работу с учетом его желания (не всегда и не все желают участвовать в общем труде), есть простор для возникновения неформальных групп: к общению друг с другом тянутся все — и маленькие, и подростки, и взрослые люди. Общение не ради общения, а в ходе общественно полезной деятельности. Стало нормой: приходя в клуб, сделай полезное, доброе дело для товарищей, форпоста, жителей и т. д. Сначала дело, затем занятия тем, что тебя увлекает.

Завоеванием форпоста считаем дружбу ребят разных возрастов, хорошие добрые отношения друг к другу мальчиков и девочек (юношей и девушек), преемственность форпостовских поколений в передаче опыта, накопление традиций и дел, стремление к «вечному» коллективу (заканчивают школы, ВУЗы, создают семью и все равно приходят и работают в форпосте).

А еще забота и внимательное отношение к делам и проблемам друг друга. Темп жизни возрастает, но и потребность во внимании, заботе возрастает тоже.

И еще двумя законами руководствуемся в построении коллектива — законом непрерывного движения коллектива (новые перспективы) и законом параллельного педагогического действия (от коллектива — к личности). «Только воспитывая коллектив, мы можем рассчитывать, что найдем такую форму его организации, при которой отдельная личность будет и наиболее дисциплинированна, и наиболее свободна»,— утверждал А. С. Макаренко.

За 8 лет у нас сложились свои традиции, но есть и перешедшие в коллектив форпоста «по наследству» — от различных макаренковских коллективов города. Это, например, форма члена форпостовского отряда — рубашка защитного цвета, комсомольский значок или пионерский галстук, клубовский знак различия. Ступени роста: член отряда, командир отряда, комиссар (и промежуточная ступень — кандидат). Прием в отряд происходит всегда в знаменательные даты: 22 апреля, 1 Мая, 9 мая, 29 октября, 7 ноября, а также 13 марта — в день рождения А. С. Макаренко, 1 сентября — день рождения форпоста. Обо всех этих традициях можно сказать сразу, так как все они взаимосвязаны.

Не сразу новичок становится членом форпоста. Постепенно, участвуя в делах, знакомится с его традициями, законами, делами, людьми. От поверхностного внешнего интереса до принятия норм форпостовской жизни — путь большой. Человек сам для себя определяет, готов ли он стать членом отряда. Пишет заявление с просьбой помочь ему в подготовке к этому событию. Совет комиссаров — руководящий орган форпоста между общими собраниями — разрешает подготовку, устанавливая кандидатский срок в полгода. На это время к новичку прикрепляется шеф-школьник, член форпостовского отряда, который полностью отвечает за подготовку кандидата. И кандидат, и его шеф по истечении полугода отчитываются на общем сборе членов отряда. Принятие кандидата в члены отряда всегда происходит неожиданно и радостно. С глубоким волнением новый член отряда произносит слова клятвы, ему вручают знаки различия, поздравляют. Посвящение всегда проходит у самых священных мест города. Как правило, такая форма приема позволяет подготовить более тщательно к пониманию деятельности форпоста. Хотя, бывает, и уходят ребята из отряда (примерно 1—2 человека за 4 года) по совершенно различным причинам: смена интереса, отсутствие времени и т. д.

Две другие ступени роста позволяют вырасти каждому члену отряда организатором, коллективистом-общественником, приобрести умение прикладного характера (научиться играть на музыкальном инструменте, шить, вязать, снимать фильмы, фотографировать и др.).

Главное — это умение повести за собою ребят. Большим уважением со стороны ребят пользуются ребячьи комиссары.

Самоуправление, самодисциплина, самоинициатива роста — основные принципы коллектива.

Традиционными, стали и законы форпостовской жизни:

На период выезда на лагерные сборы всегда добавляется ряд «лагерных» законов (законы территории, воды, зелени и др.). Совершив «путешествие» по календарному году, можно проследить, какими же традиционными делами живет форпост.

1 сентября — День знаний, день рождения клуба. Ранним утром (в 7.00 — время традиционное для форпостовских линеек) форпостовцы приходят к Вечному огню, возлагают цветы, проводят линейку. Вечером в 16.00 в клубе собираются члены летнего трудового лагеря, их бабушки, дедушки, мамы и папы, братишки и сестренки. Премьеру всегда ждут, всегда бурно радуются, увидев себя на экране. Демонстрируются слайды о жизни лагеря, поются новые песни, звучат воспоминания.

В 19.30 начинается торжественный сбор, он каждый год проходит по-разному. Но всегда это — история форпостовских лет. Приезжают, приходят друзья, выпускники форпоста, зачитываются поздравления. Затем — форпостовский капустник с чаепитием, концертными номерами.

В первое воскресенье октября проводится операция «Рассвет», посвященная Дню учителя, рождению младших гайдаровских отрядов.

Накануне форпост рассылает тимуровские конверты учащимся 3-4 классов, проживающим в микрорайоне форпоста. Соблюдая тимуровскую конспирацию, приходят на место встречи ребята. Своими руками делают поздравительные открытки, рисуют картинки, мастерят игрушки и ранним утром поздравляют учителей, живущих в микрорайоне. За время подготовки и проведения операции ребята успевают подружиться — так в форпосте рождается новый отряд малышей. В этот день именинниками становятся и учителя — выпускники клуба. Для них вечером в форпосте школьники организуют огонек. Не обходится и без сюрпризов. Например, в 1985 году удалось записать интервью учащихся — наших выпускников и дать его прослушать на огоньке. Школьники поздравляют и студентов, и учителей-выпускников, работающих в разных уголках нашей страны.

29 октября проходит традиционная операция «Товарищ комсомол». В этот день пионеры-форпостовцы поздравляют всех членов ВКЛСМ форпоста. А вечером старшеклассники, служащие, рабочие, студенты представляют литературно-музыкальную композицию, посвященную дню рождения комсомола. Накануне этого праздника проводим трудовой десант по подготовке дворовых территорий к зиме.

С 5 по 9 ноября организуем лагерный сбор на 100-150 человек. Четыре дня ребята живут интересными общественно полезными делами (здесь и политпутешествие «Окно в мир», и трудовые десанты, и русский вечер, и конкурс веселых картин, и др.).

Всегда на сборах работает дискуссионный клуб. Форма доказательного убеждения, проверка своего мнения в соотношении с мнением других, с общеколлективным мнением учит ребят и взрослых анализировать, сопоставлять, думать.

Операция «Красная гвоздика» проходит в дни лагерного сбора. Традиционно в 1 час 30 мин ночи 7 ноября колонны участников приходят к памятнику В. И. Ленину, где проходит торжественная линейка. По историческому времени она совпадает с речью вождя о провозглашении Республики Советов.

Утром форпост принимает участие в демонстрации трудящихся в Петрозаводске. В этот день организуется операция «Радость детям детского дома», концерт для больных горбольницы, творческая группа проводит вечер «Мы твои, революция, дети!» и т. д.

17 ноября — день рождения педотряда «Трубач», который в 1985 г. отметил свое совершеннолетие. Это большой и яркий праздник тех, кто ведет клуб, и тех, кто идет вслед за отрядом. Разговор у «зеленой лампы», воспоминания «старичков» по-хорошему волнуют, интересуют форпостовцев. Вспоминаются старые песни, концертные номера, грустные и смешные случаи. А главное — новички отряда каждый год имеют возможность познакомиться с «живой историей».

29 декабря (до 2 января) выезжаем на традиционную «зимовку», вместе провожаем уходящий год, встречаем новый. Два традиционных праздника: 30 декабря — день образования СССР и 1 января — «Здравствуй, Новый год!».

23 февраля — встречи с ветеранами армии, недавними воинами, отслужившими срок действительной службы, турнир-викторина «100 вопросов — 100 ответов» — соревнование по знанию истории Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР между девчонками и мальчишками (команды разновозрастные, допускается участие бывших воинов, студентов).

И, конечно же,— сюрпризы. А воинам-выпускникам форпоста ребята шлют почтовые поздравления, подарки.

Накануне праздника 8 Марта проходит родительский огонек, приглашаются мамы, бабушки, сестры. Весь клуб готовится к встрече с родителями. Здесь и интервью, и конкурсы, и концерты по заявкам, и участие родителей вместе с детьми в концерте. Праздник проходит всегда хорошо.

22 апреля в 7.00 — все у памятника В. И. Ленину. После возложения цветов — посвящение в члены отрядов форпоста. Днем проходит ленинский урок (например, по книге М. Шагинян «Четыре урока у Ленина»).

1—2 мая форпост проводит линейку на месте первой маевки в г. Петрозаводске. После демонстрации трудящихся выезжаем на маевку (проводим на Соломенских высотах). Все дела в этот день посвящены революционной тематике, борьбе за мир. На маевке идет откровенный, но всегда доброжелательный разговор. Каждый говорит о каждом — и об участии в делах форпоста, и об учебе, домашних делах, нравственных качествах.

9 мая — операция «Салют, Победа!». В 7.00 форпост начинает день от Вечного огня: возложение цветов, минута молчания, клятва на верность Родине, посвящение в отряд. Затем ребята разбегаются по микрорайону и вручают поздравления ветеранам. В 11.00 форпост принимает участие в манифестации молодежи Петрозаводска. Затем небольшими группами ребята расходятся по городу и уже на квартирах показывают концерты ветеранам войны, прикованным болезнью к постели. Вечером проходит торжественный общий сбор, который заканчивается Всесоюзной минутой молчания и снова возложением цветов к Вечному огню.

19 мая — в день рождения пионерской организации им. В. И. Ленина — пионерская побудка, пионерский костер, игра «Что? Где? Когда?». Спортивная эстафета. Для пионеров этот праздник готовят комсомольцы форпоста.

25 мая — операция «Последний звонок». Ранним утром гайдаровцы прикрепляют к дверям квартир выпускников праздничные колокольчики. Небольшими звеньями форпостовцы выходят на школьные линейки и поздравляют своих выпускников. Вечером в клубе — выпускной бал. Клуб провожает выпускников школ, техникумов, училищ, вузов. Это большой, «семейный» праздник с форпостовскими экзаменами, школьным вальсом, сюрпризами и подарками.

Лето — особая пора в жизни клуба.

Июнь, август в микрорайоне, форпосте действует сводный отряд «Школьник». Руководит отрядом дежурный командир по форпосту (обычно десятиклассник). В начале лета школьники приводят в порядок 5 волейбольных площадок, устанавливают сетки, выдают ребятам во дворы спортинвентарь, проводят междворовые соревнования по волейболу, теннису, футболу. Принимают участие вместе с ЖЭУ в благоустройстве, озеленении дворовых территорий микрорайона, покраске детских игровых площадок. Объявляют конкурс на самый благоустроенный двор, зеленый балкон.

1 июня — в микрорайоне праздник, посвященный Дню защиты детей, с ярмаркой, концертом, аттракционами.

В форпосте летом работает 8-10 кружков для ребят, оставшихся в городе, а также игротека. Организуются конкурсы по игре в биллиард, шахматно-шашечный турнир, соревнование по настольным познавательным играм. Выпускается газета «В царстве смекалки», на основе которой проводится конкурс смекалки. Мультипликационные фильмы, одно- двухдневные походы, «Веселые старты», соревнования «Папа, мама, я — спортивная семья», вечера отдыха — всё это доступно и ребятам, посещающим городские пионерские лагеря 18-й и 30-й школ; для них организуется 2-3 творческих дела. Школьники ремонтируют, оформляют клуб, готовят необходимое для лагеря оборудование.

30 июня проводится заключительный праздник двора. Июль — в совхозе «Яккимский» работает 80—85 членов форпоста. Летний трудовой лагерь будет работать уже девятый сезон. Любим свой совхоз, с удовольствием выполняем необходимые работы. С неменьшим удовольствием совхоз принимает нас. В прошлом году ребята, отдыхающие в лагере, побывали на экскурсии в Ленинграде, на острове Валаам — поездки были организованы совхозом. Еще 8 лет назад мы впервые попробовали организовать разновозрастный лагерь. Получилось. Теперь в лагерь ездят ребята с 3 по 10 класс. Все должности в лагере, от начальника до сторожа, занимают члены педотряда. Работает 15 кружков и секций — почти все кружки форпоста. Разработана система соревнования между отрядами. Итоги подводятся по труду, спорту, организованности и дисциплине, участию в заботе о лагере, по оказанию помощи соседнему отряду и т. д. В лагере немало ребят, которые приезжают в шестой-седьмой раз.

Во время работы в совхозе успеваем принять участие в проведении праздника, посвященного Дню Военно-Морского Флота СССР; для жителей г. Лахденпохья, в близлежащих селах выступаем с концертами.

В августе на средства, заработанные в лагере, совершаем поездки по стране. Продолжаем работу в микрорайоне, форпосте.

Так незаметно в делах пробегает форпостовский год. И начинаются новые заботы. В клубе и школах микрорайона вывешиваем объявления о кружках и секциях, которые будут работать на базе форпоста. Кроме этого, руководители кружков ходят по классам, приглашая ребят. Ведь кружки у нас разных направлений, на все вкусы: прикладного характера — выжигание, макраме, мягкая игрушка, аппликация, хозяюшка; технические кружки — электроники, кинокружок, фотокружок; музыкальные — гитаристов, по классу фортепиано; танцевальный и драматический кружки; спортивные — лыжная секция, легкой атлетики, шахматно-шашечный; предметные, которые можно считать своеобразными консультационными пунктами,— математический, химико-биологический, иностранных языков.

В кружках занимаются ребята с 1 по 10 класс. Всего около 200 человек. Занятия кружков проводятся 1—2 раза в неделю и в удобное для школьников время. Руководят работой кружков и школьники — постоянные члены форпоста, и учащиеся училищ, и рабочие — члены педотряда, и студенты, проходящие практику в форпосте.

Раз в квартал проходит общий сбор кружковцев. Это по сути творческий отчет о том, что сделали за это время, чему научились. А с другой стороны, это праздник, который должен сплотить всех. Стараемся выбрать тематику, в которой бы раскрылись творческие способности ребят, проявились умения, приобретенные на занятиях кружков. Например, один из сборов проходил по теме «Мастерство, артистичность, грация». Готовились к нему кружки музыкального, драматического направлений. Здесь был и отчетный концерт, вечер классической музыки, «академия творчества» (сочиняли стихи, песни, ставили сценки, показывали дружеские пародии и пр.). Кроме концерта, во всех остальных делах принимали самое активное участие кружковцы разных направлений.

Но есть особая категория ребят, в основном учащихся техникумов и училищ, которым занятия в кружках неинтересны, общественно полезная направленность разновозрастных отрядов их не интересует. Для них интересна игротека, возможность провести свободное время с друзьями. В игротеке есть игры для разных возрастов. Категорию ребят, о которых мы ведем речь — их у нас примерно 50 человек,— интересует биллиард, шахматы, шашки. К постоянным делам на пользу окружающим этих ребят привлечь труднее. Среди них около 20 состоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Больше они откликаются на небольшие разовые поручения: отремонтировать кресло, стол, сделать полочки для пластинок, счистить снег со ступенек, помочь в оформлении, поучаствовать в благоустройстве двора. Исподволь мы начинаем привлекать их к нашим делам: приглашаем на диспуты, вечера, проводим в игротеке специально для них игровые конкурсы, устраиваем проводы в армию. Всегда берем человек 8—10 в лагерь труда и отдыха. При этом стараемся быть с ними всегда доброжелательными, помогаем в освоении учебной программы учащимся вечерней школы. Что интересно, эти ребята приводят в форпост своих младших братьев и сестер, и обязательно в какое-либо постоянное объединение. Многие из посетителей игротеки в настоящее время служат в армии, пишут письма, заходят в клуб во время отпуска.

Но в игротеку заходят не только эти ребята. Педотряд проводит открытые занятия игротеки для младшего, среднего возраста учащихся школ. Многие впервые знакомятся с клубом через игротеку.

Более 100 учащихся 3-5 классов приходят в наши разновозрастные отряды. Еженедельно на сборах отрядов они участвуют в коллективных творческих делах, спорят о прочитанных книгах, мечтают, готовятся к проведению различных дел в форпосте, школе, микрорайоне и проводят их. В отрядах развито самоуправление. В форпосте после выпуска из стен школы остаются те, кто прошел школу отряда, кто научился получать радость и удовлетворение для себя от «сделанного» для других. Почти все ребята отрядов 5 раз в неделю бывают в клубе: участвуют в дежурстве по форпосту, в работе совета дела, творческой группы по подготовке того или иного дела, помогают отстающим в учебе, просто приходят пообщаться со сверстниками.

«Если ты счастлив, то искорку счастья ты можешь, ты должен друзьям подарить!» — есть такие слова в одной из форпостовских песен, которые стали законом нашей жизни. Приносить радость людям, зажигать огоньки в их глазах, быть им нужными — что может быть важнее для человека?

Отряд — школа нравственной закалки. О достижениях, трудностях, радостях, неудачах, о жизни отрядов можно рассказывать бесконечно. Это главная и отдельная тема жизни форпоста.

В клубе есть и маленькие клубы — клубы общения. Сюда приходят все желающие, здесь познают, спорят, удивляются. Главное в работе клубов — открывать непознанное, будить мысль, заставлять себя думать и заботиться об окружающем тебя мире.

Такие клубы, как «Политик», «Память», «Тимуровец»,— гражданского, политического звучания. На занятиях клуба «Политик» мы получаем ответы на свои вопросы, спорим; «Политик» играет ведущую роль в политобразовании форпостовцев. Надо сказать, что форма дискуссий очень распространена в клубе. Нравственные, психологические, педагогические и другие темы затрагиваются в диспутах. Атмосфера форпоста, искренность в отношениях ребят создают условия для откровенного высказывания своих мыслей, идей, сомнений.

Члены клуба «Память» занимаются поиском, изучением боевого пути партизанского отряда «Комсомолец Карелии», знакомятся с ветеранами, проживающими в нашем микрорайоне.

В ходе поиска ребята узнают о людях, которым необходима наша забота, наше внимание. А уже «Тимуровец» организует практическую помощь престарелым людям. Это не только выполнение каких-то домашних дел, но и концерты, встречи, огоньки на дому. Многим пожилым людям просто не хватает общения, в силу физических недомоганий они ведут замкнутый образ жизни. Наши ребята как бы раздвигают эти рамки, дарят этим людям тепло и заботу.

Дискоклуб — это знакомство с новыми музыкальными записями, вечера танцев, музыки; в клубе самодеятельной песни многие в форпосте играют на гитаре, сочиняют песни, в форпосте песню любят. Поем и русские народные, песни прежних лет, военной поры. Клуб «Здоровье» организует два раза в месяц по желанию выходы в лес, на лыжах (зимой), с рюкзаком (весной, летом, осенью), устраивает спортивные эстафеты, игры на воздухе, катание на коньках и т. д.

Увлечение плюс общение — вот что притягивает ребят на занятия клубов.

О каких бы формах деятельности ни шла здесь речь, все они имеют самое непосредственное отношение к жизни микрорайона. С целью изучения населения микрорайона мы проводим паспортизацию микрорайона; чтобы вовлечь в деятельность форпоста новых ребят, выходим во дворы и принимаем участие в играх ребят или предлагаем свои; проводим праздники для жителей отдельных подъездов, домов, улиц; во все времена года принимаем участие в благоустройстве дворовых территорий; проводим тимуровские операции «Радость детям детского сада», «Ледяная горка», «Каток» и др.

Заканчивая разговор о формах работы форпоста, хочу добавить, что ребята буквально живут клубом. Самое страшное наказание — отстранение от дел форпоста.

С другой стороны, это проблема — ограничить пребывание в клубе. Не всегда подросток умеет соизмерять свои возможности. Увлекаясь одним, забывает другие не менее ответственные дела — учебу, дом. Приходится устанавливать график посещаемости, но на контроль не всегда хватает сил и времени. Тем не менее ежегодно проводим форпостовскую аттестацию, откровенные разговоры и за домашние, учебные дела спрашиваем строго.

Вторая проблема — очень много времени уходит на подготовку мероприятий, т. е. черновую работу. Это хорошо, но не удовлетворяется жажда общения между форпостовцами «просто так». Поэтому с этого года в четверг у нас не работают кружки, игротека, в этот день все приходят просто поговорить, попеть, обсудить прочитанное, послушать историю клуба.

А в воскресенье организуем вечера отдыха с чаепитием (пекут всё к столу сами ребята), музыкой, слайдами, играми, танцами. Здесь делимся рецептами приготовленных блюд, договариваемся о культпоходах в кино, театр, филармонию, здесь читаем стихи и просто каждый может найти себе «тихий уголок» и поговорить с товарищем, с тем, с кем бы хотелось просто побыть вместе.

С первых дней жизни форпоста Петрозаводский пединститут подключился к его работе. Что интересно: из 20 школьников — организаторов форпоста 16 стали учителями. Прямой ориентации на педагогическую профессию нет, но большинство выпускников поступают в педвуз. Кафедра педагогики направляет студентов на общественно-педагогическую практику в форпост. Из всех факультетов можно выделить физико-математический. Под руководством заведующего кафедрой Игоря Григорьевича Шабаева уже девятый год подряд студенты 2—3 курсов проходят первую практику в форпосте, и, как правило, часть студентов остается в форпосте и после окончания официальной практики.

11—13 марта в пединституте ежегодно проводится практическая конференция, посвященная опыту работы форпоста. Студенты пишут курсовые работы о деятельности форпоста. Большую помощь оказывает ассистент кафедры педагогики Н. И. Жеребцова. Институт помогает в решении организационных вопросов, предоставляет базу для проведения лагерных сборов. К сожалению, комитет ВЛКСМ педвуза остается в стороне от этого важного дела.

Один из важнейших законов форпоста — закон движения коллектива. У форпоста всегда есть и близкая и средняя перспектива деятельности. Всегда это веха, до которой предстоит нелегкий, но радостный путь. Есть у педотряда перспектива дальняя. Вырос отряд и в знании, и в опыте. Мал форпост для выполнения тех задач, которые выдвигаются самой жизнью коллектива.

Надо брать в поле действия школу и клуб сразу. 20 выпускников форпоста могут создать прочный фундамент для хорошего действующего коллектива. И всю свою работу, весь свой опыт перенести в школу. И это не просто мечта — педотряд спланировал работу на пятилетку, сейчас изучается опыт ведущих школ страны, выпускники клуба овладевают навыками участия в организации учебно-воспитательного процесса.

Но это не значит, что форпост не думает продолжать свою деятельность в микрорайоне. Работа педотряда продолжается, новый учебный год сулит новые высоты.

В конце мая состоялся очередной выпускной бал. Разъехались выпускники вузов, пойдут работать и учиться в вузы, техникумы бывшие десятиклассники, приступят к работе выпускники училищ и техникумов.

А форпостовцы будут принимать новичков, вспоминать и ждать в гости своих выпускников, встречать отслуживших в рядах Советской Армии воинов.

(журнал «Народное образование», 1986 г., № 7)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=