Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную
Коллективная организация жизни в пионерском лагере

Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы в пионерском лагере

(методические рекомендации для воспитателей и вожатых пионерских лагерей)

Методические рекомендации составил С. В. Нагавкин, начальник пионерлагеря «Лесные зори» научно-производственного объединения арматуростроения «Знамя труда».

Ответственный редактор:  доктор педагогических наук И. П. Иванов

ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1975 г.

Несмотря на то, что цели и задачи воспитательной работы педагогического коллектива пионерского лагеря те же, что и у школьного коллектива, условия работы в лагере обладают рядом особенностей. Организация творческой жизни и воспитательной работы в пионерском лагере должна строиться прежде всего с учетом психологического настроя, с которым ребенок едет в лагерь. Он свободен от обязательных забот в школе, едет на природу, на встречу с друзьями или новыми людьми, едет заниматься любимыми делами — он психологически готов к поиску новых впечатлений, новых дел.

Воспитатель и пионервожатый при организации творческой жизни и воспитательной работы всегда должны помнить, что именно в пионерском лагере складываются благоприятные условия для установления товарищеских и дружеских связей как между ребятами внутриотрядного коллектива, так и между старшими и младшими ребятами и, конечно, между воспитателями и воспитанниками.

Сущностью воспитательной работы в пионерском лагере должно стать творческое содружество поколений как ведущий тип воспитательных отношений, который выдвинут доктором педагогических наук, профессором ЛГПИ им. А. И. Герцена И. П. Ивановым, возглавляющим Коммуну имени Макаренко. В основе его концепции лежит творческое использование в педагогическом процессе идей А. С. Макаренко.

Умело опираясь на желание и стремление детей к активному отдыху, педагог может и должен сделать их активными участниками творческой деятельности, научить сообща решать многие жизненно важные вопросы.

С 1967 года в базовых лагерях Коммуны имени Макаренко ЛГПИ им. А. И. Герцена: «Космонавт» СКБ аналитического приборостроения и «Лесные зори» научно-производственного объединения арматуростроения «Знамя труда» — коммуной имени Макаренко и ее друзьями разрабатывается конкретная методика организации воспитательного процесса в коллективной творческой жизни.

Важно, чтобы коллектив пионерского лагеря шел по пути организации творческой жизни лагеря, привлекая каждого члена коллектива к планированию всей пионерской лагерной жизни, к осуществлению плана и к анализу жизни коллектива.

Такая организация лагерной жизни — творческий поиск, в процессе которого каждый пионер проходит путь от элементарной исполнительской до подлинно творческой деятельности.

Коллективная организация творческой жизни начинается с теплого задушевного знакомства у небольшого костра в первый же вечер. Здесь ребята рассказывают друг другу, чем они увлекаются, чего ждут от лагеря. Формируются звенья по 8-10 человек в каждом. Важно, чтобы каждое звено формировалось по принципу дружбы, товарищества. Звено избирает звеньевого.

На второй день звенья отправляются в «разведку дел и друзей» по разным маршрутам с целью установить, что можно сделать для окружающих, для своего отряда и дружины за короткий срок (смена), также за длительное время (лето). Маршруты могут быть разнообразными: в поселок, к леснику, к начальнику лагеря, к старшему вожатому, физрукам, кружководам, завхозу и т. д.

Ребята сами видят, где и какая нужна от них помощь, чему они могут научиться, при этом находят себе младших и старших друзей, с которыми можно потом вместе подготовить и провести то или иное творческое дело. Конечно, ребятам в их разведке по маршрутам могут и должны помочь взрослые. Они могут предложить на выбор дела, связанные с благоустройством лагеря, а также познавательные, трудовые, спортивные. Взрослые подхватывают и развивают мысли, возникающие у самих пионеров, иногда спрашивают, а иногда и подсказывают, в какой интересной форме можно провести то или иное дело. Ребятам предлагаются интересные и посильные дела, которые можно осуществить в содружестве старших и младших отрядов. Для того, чтобы предложения взрослых соответствовали интересам детей, старший пионервожатый и начальник лагеря заранее подготавливают обслуживающий персонал ко дню «разведки дел и друзей».

После проведенной пионерской «разведки дел и друзей» проводится сбор-старт, целью которого является составление отрядных и дружинного планов. Идет коллективное планирование, первая ступень которого направлена на решение вопроса «Что мы будем делать в лагере».

На сборе-старте сначала вожатый ставит вопросы для общего размышления, предлагает вспомнить интересные дела и традиции прошлых лет в лагере или в школе, подумать, какую пользу можно принести дружине, лагерю, поселку. Необходимо учесть все стороны жизни отряда: политико-массовую, трудовую, спортивную, художественно-эстетическую, познавательную. Раскрываются задачи и цели жизни отряда в лагере. Объявляется конкурс между звеньями на лучшие предложения.

Обсуждение будущей жизни отряда за смену начинается в звеньях. Ставятся вопросы: что мы будем делать в этой смене, что будет основным в жизни нашего отряда? В звене должен высказаться обязательно каждый. Благодаря этому активными участниками коллективного творческого поиска становятся все ребята, даже самые робкие, самые неопытные. Потом звеньевые объединяют мнения и предложения друзей и выступают от имени звена, когда звенья выступают по кругу на сборе-старте. Конечно, здесь могут высказываться и все желающие. Бывает, что вспыхивает спор, и тогда вожатый должен дать несколько минут, чтобы звенья продумали свое мнение по трудному вопросу. Ребята предлагают интересные дела по опыту прошлых лет, предлагают новые,— мысль о которых появилась во время и после «разведки дел и друзей». В планах отрядов появляются такие, например, дела:

Председатели Советов отрядов представляют предложения своих отрядов в Совет дружины, где после тщательного обсуждения из предложений всех отрядов будет составлен план работы дружины.

Затем коллективное планирование вступает во вторую фазу и направлено на решение вопросов: как будем делать дела? Кто будет организаторами и ведущими?

Вожатым необходимо теперь привлечь к участию в организации задуманных дел как можно больше ребят.

Для выполнения дел создаются Советы дел. Они представляют временный организационный и координирующий орган коллектива, который состоит из представителей звеньев. Опираясь на предложения звеньев, Совет создает проект (план) данного дела, распределяет поручения между звеньями, творческими объединениями ребят и отдельными пионерами, также руководит осуществлением замысла. Так, например, для проведения военной игры создается Совет дела (8 человек). Когда собираются члены Совета дела («штабисты»), приглашаются (и приходят по собственному желанию) и многие ребята. Думают все вместе, и вскоре план игры готов. В этом плане подробно разработан ход всей игры: общий сбор, отряд делится на две армии («красные» и «синие»), у каждой армии есть свои нарукавные повязки, изготовленные ребятами. Во главе «армий» — выбранные командиры, которые тоже входят в Совет дела — штаб. В каждой «армии» назначается разведчик. Армия «синих» ищет только «красного» разведчика, а армия «красных» — только «синего». Приметы разведчика зашифрованы азбукой Морзе. Чтобы найти вторую половину пакета, нужно обнаружить человека, у которого хранится задание. Описание человека: взрослый, среднего роста, волосы черные, на левой руке — часы, приметы — держит в правой руке ветку. Пароль: «Вы не скажете, как пройти в библиотеку?». Ответ: «Спросите у ворона Яшки» (наш ручной ворон). После проведения игры объявляется общий сбор.

Как видно, разработанный план игры предусматривает конкретные и интересные задания. (Игра, которую проводят по такому плану, всем нравится, так как делают ребята все сами, и это очень интересно).

Советы дел могут создаваться для организации любых познавательных, спортивных, трудовых дел. Причем, чем больше будет создаваться Советов дел, тем больше ребят будет участвовать в их работе.

После проведения каждого дела Общий Сбор обсуждает работу Совета, где ребята постепенно учатся анализировать свою работу, видеть хорошее и плохое, ищут причины успехов и недостатков.

Обычно за смену каждый пионер может поработать в двух-трех Советах дел. Это значит, что каждый может быть организатором двух-трех мероприятий. Так как дела разнообразны, то пионер многое узнает и учится работать творчески.

По мере успешного проведения интересных дел у себя в отряде у ребят растет желание организовывать работу не только для себя, но и для малышей, а также дела на радость и пользу всему лагерю, другим отрядам.

Встает вопрос: как сделать, чтобы не только интересные, но и текущие нужные дела, уже немного надоевшие (уборка спален, территории, дежурство в столовой, ведение отрядного уголка, выпуск «молний» и др.), стали для ребят интересными, необходимыми, помогли бы им сдружиться, создать коллектив?

Помочь в этом может Чередование Творческих Поручений звеньям — ЧТП. Это значит, что каждое звено (звездочка), исходя из условий лагеря, выполняют одно из поручений, необходимый перечень которых составлен сообща на общем сборе отряда:

Через 3-5 дней на общем сборе звенья обсуждают свою работу и работу других звеньев по выполненным поручениям, затем обмениваются поручениями. Таким образом, каждое звено, а значит и каждый пионер в звене становятся организаторами дел на пользу и радость всего коллектива отряда, дружины. Творческие поручения могут быть самыми разнообразными, необходимыми для организации повседневной жизни отряда.

Чередование Творческих Поручений (ЧТП) имеет большие воспитательные возможности, но осуществлять правильное руководство им нелегко. Очень важно при чередовании поручений поддерживать среди ребят взаимную заботу, инициативу, учить их доводить задуманное до конца и ни в коем случае не поддерживать соперничества.

Очень хорошо, если октябрябскому отряду в выполнении поручений помогают шефы-пионеры. Это можно сделать следующим образом: или прикрепить к звездочкам определенных пионеров, или в старшем отряде дать такие же поручения, и тогда ребята старших отрядов возьмут на себя заботу о малышах.

Ключевым моментом коллективного творчества является сбор-«огонёк», который является неотъемлемой частью лагерной жизни. Обычно сбор-«огонёк» проводится один раз в три-четыре дня у небольшого костра, поэтому он и называется — «огонёк».

На сборе-«огоньке» каждый может высказать свое мнение об удачах и недостатках, свои предложения на будущее, каждый думает, предлагает, учится анализировать, оценивать проведенное дело. На «огоньке» слово получает каждый, потому что обсуждение отрядных дел, удач и промахов сначала идет в звене (звездочке), на что отводится 8-10 минут, а затем звеньевой высказывает мнение звена, когда по кругу выступают звенья. Обсуждение идет по трем вопросам: «Что у нас было хорошо», «Что было плохо» и «Что предлагается на будущее».

Первый вопрос: что у нас было хорошо и почему?

Этот вопрос помогает каждому пионеру осознать успехи звена в целом и отдельных ребят, создает настрой уверенности в силах и возможностях коллектива.

Важно найти хорошее в любом деле, чтобы у ребят не возникло впечатления непреодолимости недостатков и ощибок, подрывающих у них веру в свои силы.

Второй вопрос: что было плохо и почему?

Этот вопрос снимает настроение блогодушия и успокоенности, зазнайства, нередко рожденных успехом проведенного дела, настраивает на деловой тон, помогает определить слабые места в жизни коллектива. Без постановки этого вопроса легко воцаряется атмосфера взаимного восхваления и теряется возможность учиться на собственных ошибках.

Третий вопрос: что предлагается на будущее? (Как это дело можно провести и в школе).

Этот вопрос нужен, чтобы ребята глубже осознали, зачем они будут проводить это дело, и подумали над тем, как его можно сделать лучше в будущем, углубить и расширить следующий этап коллективного планирования.

Какова роль вожатого на общем сборе-«огоньке»?

Вожатый всегда может высказать свое мнение при обсуждении по кругу. Но главное — он помогает ребятам сделать правильные выводы из их же собственного опыта, собственных высказываний. Делается это просто, без всяких нотаций и назиданий. Вожатый, высказываясь после всех, опирается на удачные мысли, обобщает их к нужному решению. Ребята воспринимают это решение как окончательное, и у них создается полная уверенность в том, что они сами разобрались в трудном деле.

Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы пионерского лагеря характеризуется постепенным пробуждением у ребят разнообразных общественных интересов и потребностей к активной творческой деятельности. Самые старшие пионеры всегда стремятся к совместной деятельности с коллективом вожатых. У старших проявляется стремление к совместной деятельности со сверстниками, а у младших — со старшими. Происходит расширение роли отрядных коллективов в организации дружинных дел, что способствует укрепление общедружинного коллектива и дальнейшему развитию отрядных коллективов.

Каждый пионерский лагерь — это маленькая пионерская республика на большой карте пионерских лагерей. У этой республики есть своя пионерская песня — гимн, свои законы. Привычно звучавшие и уже порядком надоевшие названия объектов и помещений пионерского лагеря ребята теперь именуют по-другому, ищут и придумывают новые, живые названия:

Нельзя забывать, что ребята придают большое значение и словам, названиям, которые порой стимулируют детскую активность.

В лагере, как и в каждой республике, есть необходимые «учреждения», которые могут обеспечить интересную жизнь.

Например:

Пионерская Академия наук — организатор познавательных дел в лагере: вечеров разгаданных и неразгаданных тайн на разные темы, пресс-боёв, пресс-конференций, защит фантастических проектов и т. д.

Спортивный Клуб «Здоровья» — организатор спортивных дел в дружине, спортивных праздников, военных игр, состязаний на воде, судейства.

Клуб Друзей Хорошего Настроения — организатор художественно-эстетического воспитания: путешествий в страну танцев, в страну сказок, турниров знатоков поэзии, музыки, вечеров и эстафет искусств.

Редакция Живой Газеты — орган, рассказывающий о жизни дружины в течение шести дней. В газете ребята должны подвести итоги работы дружины за этот период.

В течение смены каждый пионерский отряд, работая поочередно в каждом «учреждении», организует по одному делу для пионеров и октябрят всего лагеря. Так как отряды работают поочередно в каждом учреждении, то за смену каждый отряд явится организатором познавательных, спортивных и художественно-эстетических дел в дружине, а также будет иметь возможность подвести итоги работы дружины за шестидневку, отразив их в Живой Газете. Такая система предостерегает отряды от одностороннего подхода к работе. У ребят появляются новые интересы, возможности проявить себя разносторонне.

Какова же роль взрослых во всех этих делах? Взрослые не должны подменять ребят, делая все за них, как это порой бывает в пионерских лагерях. Любое дело должно быть общим творчеством ребят и взрослых, общей заботой о решении жизненно важных задач, о том, чтобы жизнь в лагере стала красивее. Каждый взрослый, участвуя в общих делах, оказывает воспитательное воздействие на ребят (чаще всего скрытое) своим примером.

Залогом успеха в выполнении лагерем воспитательных задач является дружный, думающий педагогический коллектив, который должен задавать во всех творческих делах лагеря мажорный тон.

Творческий настрой в жизни лагеря вожатые и воспитатели создают, уже начиная с внешнего оформления «отряда вожатых» (эмблема, девиз, песня, речевка, единая форма) и кончая участием этого отряда в разных делах и конкурсах. Представьте себе смотр строя и песни, на котором в единой форме, на виду у всей дружины, четко выполняя все команды, с задорной песней проходит отряд вожатых. Захочется идти дружине за таким отрядом? Конечно!

И отдыхать вожатые должны всегда вместе, творчески. На вожатских «огоньках» с инсценировкой шуточных песен или разучиванием песен, веселых танцев; на вечерах поэзии, музыки и на днях рождения — вожатые должны учиться творчеству. У вожатых должно быть в запасе много песен на разные случаи жизни. Очень важно использовать возможность иногда посидеть в тесном вожатском кругу у маленького костра, почувствовать плечо собрата по работе и спеть со всеми хорошую задушевную песню…

Самое главное — любое дело, которое проводится в пионерском лагере, надо всегда обдумывать, планировать и обсуждать вместе со всем педагогическим коллективом и детским коллективом. Тогда дело станет общим, по-настоящему коллективным, и проводить его будет интереснее, радостнее и намного легче.

Так, например, в лагере проводится традиционный праздник «Русская ярмарка». Взрослые, участвуя в подготовке этого праздника, выступают в роли старших товарищей, помогают своими советами, конкретной помощью, личным примером. Малыши клеют флажки, гирлянды, готовят веселый цирк зверей. Ребята постарше строят «Домик-пряник», подбирают загадки для малышей. Один отряд готовит «Торговые ряды». Здесь и сувениры, изготовленные своими руками, и разные вещи ребят. Другой отряд отвечает за «Колодец счастья». Третий отряд готовит площадку русских забав и игрищ. А самый старший отряд по традиции подготавливает выступление в «Веселом балагане». Взрослые во всем помогают ребятам советами и, кроме того, создают «Блинную» и «Чайную» (одних блинов надо испечь 1500 штук).

Во время праздника трудно различить, где сотрудники лагеря, а где воспитанники! Ведь ребята даже не задумываются о том, что главный зазывала — это начальник лагеря, разнаряженный кучер в цыганском таборе — садовник лагеря, а нарумяненная хозяйка чайной — сестра-хозяйка. Вожатые затерялись в пестрой толпе участников ярмарки, а родители смеются и азартно отплясывают в общем кругу.

В таких общих делах ребята учатся у взрослых творчеству, учатся щедро дарить людям радость.

Многолетний опыт работы показывает, что организация творческого содружества поколений, как ведущего типа воспитательных отношений (опираясь на педагогическое наследие А. С. Макаренко), позволяет максимально использовать воспитательные возможности для гармонического развития детей — активных общественников и организаторов в подлинно коллективной и творческой жизни пионерского лагеря.

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=