Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Строитель педагогики будущего

Если не видеть главного…

А. С. Макаренко прочно вошёл в нашу жизнь. Попробуйте найти школу, где нет его портрета, методический кабинет или библиотеку, где не было бы его книг, или найти учебник или пособие по воспитанию без цитат из его трудов…

Но много ли педагогических коллективов, много ли учителей, пионерских вожатых, методистов, которые учатся у Макаренко по-настоящему: целеустремлённо, неутомимо, творчески применяя в своей работе его открытия?

Разве так уж редко приходится слышать: «Макаренко с правонарушителями работал, а у нас нормальные дети», «Макаренко учёбой не занимался, а для нас это главное», «Макаренко? Это в прошлом, сейчас всё по-другому», и, наконец: «Макаренко — личность гениальная, а мы обыкновенные люди…»

Так или иначе, но мы встречаем сейчас проявления и плоды одностороннего подхода, сознательно или невольно обедняющего полноту и глубину макаренковского вклада в педагогику.

Нет, Макаренко работал не только с правонарушителями: из 32 лет своей практической педагогической деятельности первые пятнадцать (с 1905 по 1920 год) он отдал «обычным» детям; он работал с правонарушителями, как с «обычными» подростками, юношами и девушками; он создал замечательный собственный опыт и вдохновенную теорию семейного воспитания (перечитаем «Книгу для родителей» и «Лекции о воспитании детей»!).

Нет, Макаренко занимался не только внеучебной воспитательной работой, он 30 лет был учителем, и превосходным, как единодушно свидетельствуют те, кому выпало счастье учиться у Антона Семёновича — сначала в начальных классах, затем в школе колонии имени Горького и Коммуны имени Дзержинского.

Макаренко не был одиночкой — вместе с ним всегда творчески работали его товарищи по воспитательному коллективу — педагоги и люди самых разных профессий: железнодорожники и агрономы, рабочие и чекисты, инженеры и актёры.

То, что делали А. С. Макаренко и его сподвижники, совершали в разных концах нашей страны тысячи других энтузиастов коммунистического воспитания — в школах-коммунах и «массовых» трудовых школах, в семьях и внешкольных учреждениях, в пионерских отрядах и октябрятских группах.

Опыт А. С. Макаренко не достояние каких-то исключительных педагогических талантов: его успешно использовали и используют всё новые и новые поколения воспитателей — учителей и руководителей школ, пионерских вожатых и методистов, преподавателей вузов и училищ, партийных и комсомольских работников, мастеров-производственников, отцов и матерей, бабушек и дедушек… Используют теперь уж не только в нашей стране, но и в братских странах социализма — на Кубе и в ГДР, во Вьетнаме и Польской Народной Республике… Используют успешно потому, что воспринимают и всё более глубоко осознают — сначала по «Педагогической поэме», а потом и по другим произведениям Макаренко — главное в его наследии, живую и бессмертную душу его опыта.

Только в общей заботе…

Вспомним вопрос, с которого начинается «Поэма»: нового человека по-новому делать надо. А как?

Удивительный на первый взгляд факт: А. С. Макаренко, будучи уже зрелым педагогом, заканчивает с золотой медалью Полтавский учительский институт. Блестящий знаток педагогической классики, приняв колонию и снова обратившись к литературе по воспитанию, к трудам великих учёных, он приходит к выводу о том, что «в моих руках никакой науки нет и никакой теории нет, что теорию нужно извлечь из всей суммы реальных явлений…».

Значит, ни один из прежних ответов на вопрос, как воспитывать, не соответствовал целям коммунистического воспитания. Значит, никогда раньше воспитательный процесс не строился так, как его начал строить А. С. Макаренко и его единомышленники. Строить по-ленински.

Ведь именно осенью 1920 года, когда родилась Полтавская колония, на всю страну прозвучали слова вождя: «…Отдавать свои силы, свою работу на общее дело. В этом состоит коммунистическое воспитание». А ещё раньше, в мае девятнадцатого, В. И. Ленин сказал, что коммунизм начинается там, где начинается самоотверженная забота каждого об интересах общества.

Коммунистическое воспитание в Полтавской, а затем в Харьковской колонии и в Коммуне имени Дзержинского и было воспитанием в общем деле, в общей самоотверженной заботе об улучшении жизни окружающей и своей — частице жизни Советской страны.

В заботе практической. Начиная с охраны леса и дороги, с разрушения самогонных аппаратов, создания образцового сельскохозяйственного производства, театра, рабфака. Через «завоевание Куряжа» и расцвет Харьковской колонии к выпуску — впервые в нашей стране — электросверлилок ФД и фотоаппаратов ФЭД.

В заботе морально-познавательной. Постоянным взаимным вниманием, добрым словом, шуткой, песней, красотой традиций, критикой и самокритикой, справедливыми требованиями, готовностью и привычкой делиться самым необходимым, советом, уменьем, интересом — всё это в повседневном товарищеском общении, деловом и свободном, в тесном вечернем кругу и на празднике, «с глазу на глаз» и на общем собрании, в школе и клубе, в мастерской и в очередном летнем путешествии дзержинцев…

В заботе организаторской. Вместе думая о том, что и как лучше сделать на общую пользу и радость, вместе строя «систему радостных перспектив» — ближних, средних и дальних, увлекая и проверяя товарищей, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, — в руководстве сводными отрядами (их Макаренко называл лучшим изобретением горьковцев!), в работе совета командиров и комсомольской ячейки, в выпуске «многометровых» стенных газет, в боевом соревновании, но больше всего в ежевечернем общем собрании, в этом высшем органе коллективной жизни.

Только такая общая — коммунистическая! — забота превращает группу воспитателей и воспитанников в воспитательный коллектив с его ядром — коллективом воспитательским; основа, суть коллектива — это отношения воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей по общей творческой работе.

Есть ли у Макаренко мысль, в которой обобщено главное в его опыте, выкристаллизовано богатство всех страниц «Педагогической поэмы», «Флагов на башнях», «Марша 30-го года»? Да, есть. В главе «Работа воспитателей» книги «Методика организации воспитательного процесса» Антон Семёнович определил сущность этой работы, этой методики следующим образом: «Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского детского учреждения. Отсюда вытекает и метод его педагогической работы. Это педагог должен помнить на каждом шагу».

Действуя вместе с воспитанниками и во главе их, воспитатели воплощают и развивают «внутреннее», личностное отношение к себе как старшим товарищам. И одновременно отношение к воспитанникам как к младшим товарищам, которые могут (товарищеское уважение!), а потому должны (товарищеская требовательность!) улучшать окружающую жизнь и себя.

Непрерывное развитие, усложнение общей творческой заботы воспитателей и воспитанников — закон движения коллектива вперёд, выдвинутый А. С. Макаренко.

Боевой, творческий характер такой заботы — основа дисциплины борьбы и преодоления.

Постоянство такой заботы — источник традиций чести и красоты коллектива.

Душевная красота и успешность такой заботы — «генератор» радостного, уверенного, мажорного тона жизни коллектива.

Всё это не фантазия, не «кабинетная теория». Всё это было у Макаренко.

Вспомним любое общее дело, осуществлённое горьковцами и коммунарами-дзержинцами: преображение бывшего имения Трепке или театр, «завоевание Куряжа» или «марш 30-го года», Крымский поход или создание завода ФЭДов.

И вновь созидание, и снова борьба

Конечно, далеко не всё, что делали макаренковцы в 20—30-х годах, нужно и можно делать в наше время. Но главное остаётся и развивается — в передовом опыте (он потому и передовой), в лучшие часы, «звёздные часы» жизни каждого воспитателя.

В опыте проблемного обучения; пятой четверти и третьего семестра; в работе красных следопытов, школьных научных и технических обществ, объединений друзей природы, общественных лесничеств, клубов интернациональной дружбы; в деятельности пионерско-октябрятских и комсомольско-пионерских, школьных и народных театров, музеев, лекториев… В жизни московского экспериментального завода «Чайка» и всё новых межшкольных производственных центров…

В коллективном планировании жизни октябрятской группы и пионерского отряда, пионерской дружины школы и лагеря, которое начинается с разведки дел и поиска друзей, с общим сбором-стартом, советами дел; в чередовании творческих поручений звеньям и звёздочкам; в комплексных коллективных творческих делах… В жизни пионерских штабов и отрядов вожатых-производственников, студенческих отрядов и макаренковских общественно-педагогических коллективов…

Во всех этих и многих других общих делах и поисках продолжает жить и пробивать дорогу воспитание в общей — коммунистической — творческой заботе, «педагогика будущего в настоящем».

Конечно, «педагогику будущего» строил не один Макаренко. Её строили и строят — подчеркнём это ещё раз — новые и новые поколения бойцов всех участков великого фронта коммунистического воспитания. Но Макаренко был одним из тех, кто создавал фундамент этой педагогики.

Мало того, именно в нём неразрывно соединились черты вдохновенного и неутомимого практика (учителя-воспитателя и руководителя-воспитателя!), глубокого теоретика и замечательного художника слова. А. С. Макаренко — и в этом его своеобразие — практически осуществлял по-новому, по-коммунистически воспитательный процесс, обобщал новый опыт и воплощал его в художественных образах. И всем этим — практикой, теорией, средствами искусства — боролся.

Почему нет почти ни одной главы «Поэмы», где не появлялись бы противники его опыта, его мыслей? Почему в 1928 году «система Макаренко» была объявлена тогдашними руководителями народного образования в Харькове «несоветской», и если бы не украинские чекисты, тогда же доверившие Антону Семёновичу своё детище — Коммуну имени Ф. Э. Дзержинского, вряд ли появилась бы «Педагогическая поэма» и другие труды Макаренко?

Почему и ныне нередко не видят главного в наследии Макаренко?

Причина одна. Потому, что и во времена Макаренко были широко распространены, и в наши дни ещё живучи традиции, складывавшиеся веками и господствовавшие в прошлом, — традиции одностороннего подхода к воспитательному процессу как процессу — только или по преимуществу! — передачи воспитанникам готового опыта (нравственного, познавательного, трудового и т. д.) и усвоения его. Задача воспитателей — открыто учить воспитанников. Дело воспитанников — учиться у воспитателей (под их систематическим воздействием или «свободно»).

Но ведь для того чтобы, воспитывать нового человека, коммуниста, этого мало! Нужно применить получаемый опыт, на его основе строить новый, необходимый обществу, соединить его с прежним, отбирать и пропагандировать лучшее и двигаться вперёд.

Всё это можно осуществить, лишь «отдавая свои силы, свою работу на общее дело», только улучшая окружающую жизнь и думая над тем, как это сделать. Именно к этому призывали В. И. Ленин и Н. К. Крупская. Это-то и поняли А. С. Макаренко и его единомышленники. Потому-то они и не захотели, не смогли воспользоваться педагогикой прошлого, которая вся была — в разных вариантах — педагогикой передачи и усвоения. Потому-то и началась их борьба с теми, кто пытался осуществить новые цели прежними способами, кто, попав в плен «новейшей», столь модной на Западе системы «свободного» воспитания — «свободного» усвоения опыта, обвинял Антона Семёновича и его товарищей в педагогическом диктаторстве.

Учиться у Макаренко — это значит всё более сознательно, дружно, настойчиво преодолевать традиции педагогики чрезмерной опеки, всемерно развивать другие традиции — комплексного подхода к воспитанию.

Это значит понимать и осуществлять воспитательный процесс как процесс многоплановый и единый, как процесс по-настоящему всестороннего развития цельной личности строителя и гражданина коммунистического общества.

Это значит вместе со всеми воспитанниками и во главе их всматриваться в жизнь, искать в ней то, что нужно и можно сделать для её улучшения; вместе со всеми воспитанниками и во главе их осуществлять задуманное, сообща преодолевая трудности, проверяя и оценивая сделанное, извлекая уроки на будущее.

Учиться у Макаренко — значит изучать, творчески применять, неутомимо строить дальше педагогику будущего. Педагогику, значение которой для нас определяется законом жизни развитого социалистического общества, утверждаемым новой Конституцией СССР: «Забота всех о благе каждого, забота каждого о благе всех».

(журнал «Вожатый», 1978 год, № 3)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=