Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Конференция, посвященная дню рождения А. С. Макаренко

(12 марта 1971 года)

Игорь Петрович Иванов:

Дорогие товарищи, на нашу конференцию прибыли представители коммун из восьми городов Советского Союза. Эти коллективы связаны принадлежностью к так называемому Макаренковскому движению. Коллективы, представленные здесь, и многие из тех, кто здесь не представлен, являются как бы ветвями того могучего дерева, которое растет вот уже более десяти лет, которым мы все гордимся, и дальнейшему росту и расцвету которого мы отдаем свои силы.

Естественно, что накануне 13 марта, накануне большого и радостного для нас всех праздника, мы приветствуем ветеранов макаренковского движения, тех, кто работал с Антоном Семеновичем – глубоко уважаемого и любимого Семёна Афанасьевича Калабалина, его друга и супругу Галину Константиновну и соратника Антона Семеновича, всеми нами любимого и хорошо известного нам еще с детства по страницам «Педагогической поэмы», Николая Эдуардовича Фере.

Мы рады приветствовать среди нас тех наших старших товарищей, которые многие годы своей жизни отдали борьбе за дело Антона Семеновича, за творческое развитие его системы, его идей: Андрея Антоновича Ганзена, председателя Макаренковской секции Всероссийского педагогического общества доцента Московского пединститута им. Ленина Элеонору Самсоновну Кузнецову. Среди наших гостей много других уважаемых заслуженных макаренковцев, которых я сейчас не называю. Мы очень рады приветствовать их, и должны и им, и делегатам макаренковских коллективов из других городов Советского Союза, студентам и преподавателям института им. Герцена, собравшимся на конференцию, и нашим друзьям отдать отчет в том, что же это за коммунарское движение.

Распространено такое мнение, что коммунарское движение последних двух десятилетий ведет свое начало от Коммуны Юных Фрунзенцев или Фрунзенской Коммуны, широко известной по книжке, написанной ребятами – выпускниками этой коммуны. Но это не самое начало коммунарского движения. Коммуна Юных Фрунзенцев дала название коммунарскому движению, была важным этапом, остается важным звеном, веточкой в нашем коммунарском движении. Однако истоки того, что мы называем коммунарским движением лежат в деятельности небольшого, но очень дружного творческого объединения, созданного в 1956 году при Ленинградском институте педагогики Академии Педагогических наук РСФСР.

В этом объединении, называвшем себя «Союзом Энтузиастов» или «СЭН» работало 18 человек, в большинстве старших пионервожатых разных школ Ленинграда, действительно настоящих энтузиастов коммунистического воспитания. Этот «Союз Энтузиастов», работавший три года, по существу говоря, сделал своим знаменем одну идею – идею, которая исповедовалась лучшими педагогами и педагогическими коллективами страны, идею, которую теоретически разработал с наибольшей отчетливостью и художественно выразил с наибольшим блеском Антон Семёнович Макаренко. Это идея воспитания подрастающего поколения в творческом содружестве со старшим поколением, в общей творческой заботе о жизни нашей страны, в решении, как выражался Антон Семенович, задач государственного значения.

Вот эта идея содружества воспитанников и воспитателей, старших и младших ребят, ребят и взрослых, как товарищей по общей борьбе за разум, счастье и радость коллективной жизни, эта идея и была очень близко принята к сердцу членами «Союза Энтузиастов». Мы эту идею постарались обратить к решению животрепещущих вопросов воспитания школьников в условиях современной школы. Эта идея находила конкретное выражение в разработке конкретной методики воспитательной работы в школе и, в особенности, в пионерских дружинах.

Вы, товарищи, знаете, что конец 40-х годов, начало 50-х годов были весьма сложным временем для воспитательной работы в наших школах. Вы знаете, что широкое распространение получили в эти годы авторитарная система воспитания, система отношений воспитателей к воспитанникам, педагогов к пионерам и даже к старшеклассникам как объектам открытых воспитательных воздействий, которые должны усваивать готовый передаваемый им опыт. Этот тип воспитательных отношений (или система педагогической опеки, как мы его назвали) особенно резко и болезненно сказывался на воспитании среднего поколения школьников, на воспитании пионеров. В послевоенные годы опека над школьниками процветала, и мы наблюдали плоды этой опеки в виде отсутствия организаторских навыков у ребят, равнодушия к общественной жизни, ухода мальчишек из сферы общественной деятельности и т. п. И вот мы, сэновцы, решили сделать всё возможное, чтобы бороться с этим типом воспитательных отношений и, вместе с тем, не удариться в другую крайность, не превратиться в тех воспитателей, которые стоят рядом с воспитанниками и играют роль их советчиков или помощников. Мы считали, что этот тип воспитательных отношений является своеобразным пережитком или проявлением в современных условиях педагогики свободного воспитания.

Мы считали тогда, и считаем сейчас, что методика коммунистического воспитания строится на отношениях воспитателей к воспитанникам как старших товарищей к младшим товарищам по общей жизненно важной борьбе, по решению жизненно важных вопросов. И вы знаете, что именно Антон Семёнович Макаренко в своей замечательной работе «Методика организации воспитательного процесса» очень точно сформулировал эту мысль в главе «Работа воспитателя». Он говорил: наша методика должна быть методикой параллельного действия, не только так, что коллектив должен воздействовать на личность, но в широком смысле слова. Это значит, что воспитатель должен выступать, прежде всего, как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы советского детского учреждения, и скрыто он должен выступать как воспитатель, как педагог, как профессионал.

Вот эта идея нашла воплощение в разработке нами системы коллективной организаторской деятельности. Мы считали, что творческое содружество воспитателей и воспитанников, совместная организаторская деятельность ребят и взрослых – это главное. И здесь мы также шли от наших великих учителей, ибо одной из важнейших идей С. Т. Шацкого, Н. К. Крупской и А. С. Макаренко была идея общего сбора, как высшего, систематически действующего органа, где все сообща ребята под руководством взрослых решают важнейшие вопросы жизни коллектива.

И в СЭН мы разработали систему коллективной организаторской деятельности и других видов совместной деятельности педагогов и воспитанников. И эта система разрабатывалась не в кабинетных условиях, а в школах, в условиях пионерских лагерей.

К концу 1958 года члены «Союза Энтузиастов» выступают со статьями на страницах «Комсомольской правды», на страницах журнала «Вожатый», на страницах журнала «Советская педагогика». Я имел честь осенью 1958 года докладывать в ЦК комсомола о нашем опыте. И наши предложения, и наш опыт вошли составной частью в решение исторического VIII пленума ЦК комсомола, резко изменившего весь стиль и всю жизнь пионерской организации нашей страны.

Научно-методическая программа была нами названа гайдаровской программой (не макаренковской), хотя она была макаренковской по сути. Мы назвали её гайдаровской потому, что имели дело с пионерами, которым ближе был образ Гайдара. Никакого противоречия здесь нет, ибо пафос творчества Гайдара и идея его творчества были те же самые – содружество ребят и взрослых в общей патриотической заботе о Родине.

И вот эта программа, успешно осуществлявшаяся в целом ряде школ Ленинграда, и побудила нас сделать следующий шаг – распространить эту нашу борьбу, эту нашу заботу не на отдельные школы, а на целые группы школ. Мы выбрали Фрунзенский район Ленинграда, который предложил нам свою дружбу. Методика юных фрунзенцев родилась как сводная дружина пионерской организации, объединившая звенья из всех тридцати школ района. В каждое из звеньев входило 10-12 человек: члены Совета дружин, лучшие отрядные вожатые. Во главе отрядов весной 1959 года были старшие пионервожатые школ. И вот Коммуна юных фрунзенцев, которая сначала называлась «сводная пионерская дружина Фрунзенского района», была воплощение той идеи, о которой я говорил.

Сопоставим обычную школу актива, в которой педагоги передают обучающимся готовый опыт, и сводную дружину как боевой постоянно действующий коллектив, на собственном опыте овладевающий и помогающий овладевать умениями и навыками общественной деятельности, и особенно организаторской работой. Мы вложили сюда опыт трехлетней работы СЭНа и этим названием хотели обозначить подлинно советский, подлинно коммунистический стиль отношений, который с самого начала закладывался вполне сознательно по определенной научно-методической программе в этой сводной дружине. Эта система отношений и была системой товарищества взрослых руководителей Фрунзенского Дома пионеров, старших пионервожатых, комсомольцев школ и пионеров, как товарищей по общей борьбе за решение жизненно важных вопросов, в частности, Фрунзенского района.

И вот тот огромный энтузиазм, та радость сплочения, которые характеризовали первый лагерный сбор в марте 1959 года, чрезвычайно показательны. Мы увидели, что сотрудничество понятно не только взрослым – старшим пионервожатым и педагогам, но глубоко понятно ребятам. В апреле и мае 1959 года Фрунзенская коммуна стала действительно авангардом пионерской организации района, сделавшего очень много интересного. В частности, они впервые собрали несколько вагонов подарков, сделанных своими руками для подшефного Ефимовского района Ленинградской области.

Фрунзенская коммуна в первоначальном виде послужила источником для последующего опыта многих объединённых пионерских коллективов – городских, областных и районных, и Ленинграда, и Ленинградской области и других городов Советского Союза.

Несколько поздней, благодаря стечению внешних обстоятельств, Фрунзенская коммуна изменила свой профиль. Она стала постепенно превращаться в очень дружный коллектив друзей пионерских дружин Фрунзенского района, главным образом комсомольцев-старшеклассников, становившихся студентами, и взрослых, которые работали вместе с комсомольцами-старшеклассниками, а потом студентами. И в таком виде Фрунзенская коммуна жила много лет и живет до сих пор.

Интересно, что от Фрунзенской коммуны произошла одна из ветвей коммунарского движения.

В начале 1962 года сотрудники «Комсомольской правды» (а Фрунзенской коммуне тогда еще не было двух лет) познакомились с опытом Фрунзенской коммуны и объявили о создании клуба юных коммунаров на страницах газеты. Во многих городах Советского Союза стали возникать секции клуба юных коммунаров (КЮК). Это были классные комсомольские организации, комсомольские группы различных школ. Таким образом, эта же самая идея стала приобретать несколько иное воплощение, поднялась на уровень школьного комсомола.

Летом 1962 года в лагерь «Орленок» собрались по приглашению «Комсомольской правды» 50 представителей лучших коммунарских секций Союза. Работал этот отряд 40 дней. Возглавляли его представители Фрунзенской коммуны.

Опыт был настолько удачен, что уже летом 1963 года в «Орленок» съехалось на смену 500 комсомольцев-школьников, которые жили, опять-таки, в основном, по методическим рекомендациям, по методической системе, которая вела свое начало от деятельности Союза Энтузиастов.

После «Орленка», расширяясь во все концы страны, вспыхивали, как искры, новые и новые объединения, называвшие себя коммунарскими. Причем, они формировались трех типов. Это были непосредственно классные или даже школьные комсомольские организации, работавшие по этой методике. Всё больше становилось объединений комсомольских школьных активов. Или в форме штабов комсомольских активов, например, Горловский комсомольский штаб, или нечто вроде клубов, объединений школ, комсомольских школьных активов. Здесь присутствует делегация Архангельска, где до сих пор существует такой школьный комсомольский актив, работающий по коммунарским традициям. Наконец, возникает объединение друзей школьных комсомольских организаций, школьных комсомольских активов, которые нередко принимали название того объединения взрослых друзей, которое было при Фрунзенской коммуне (Ревком). Вот среди нас находятся представители Ревкома Петрозаводска – коллектива друзей школьного комсомольского актива столицы Карельской республики.

Коммунарское движение оказало очень большое влияние на создание в середине 60-х годов лагерей и объединений, так называемых трудных подростков. Нельзя сказать, что целиком от «Орленка» или Фрунзенской коммуны шли эти отряды. Они нередко шли прямо от Макаренко, но часто возглавляли эти отряды члены коммунарских объединений.

Наконец, к этой ветви, идущей от «Орленка», относятся и клубы ребят, создававшиеся и действовавшие, главным образом, при некоторых домах и Дворцах культуры. Одним из очень интересных клубов до последнего времени являлся клуб «Орион» при Дворце культуры города Щелково Московской области. Среди нас находятся руководители клуба, которые о нем расскажут подробней.

Параллельно с этим ветвями коммунарское движение развивалось и по особо важной ветви. Это объединения самих воспитателей. Речь идет о студенческих объединениях коммунарского типа. Одно из таких объединений – Коммуна им. Макаренко – возникла весной 1963 года из группы энтузиастов воспитательной работы на педагогическом факультете института им. Герцена. По существу это было прямое развитие опыта Союза Энтузиастов, ибо как в СЭНе были именно педагоги-воспитатели, так и в КИМе были студенты и работающие педагоги.

Коммуна им. Макаренко, которая будет праздновать восьмилетие, представляла собой с самого начала объединение, работавшее по этой же макаренковской системе. Традиции, зародившиеся весной 1963 года, нами поддерживаются. Высшим органом является общий сбор, на котором решаются все вопросы нашей жизни, коллективное планирование, периодическая сменность руководства, все кимовцы проходят через работу командирами отрядов, членами советов дел. Целый ряд моментов жизни нашей коммуны определяет именно творческое участие каждого в жизни коммуны. Но может быть самым важным для Коммуны им. Макаренко является коллективная разработка конкретной методики коммунистического воспитания не только пионеров и старшеклассников, но и младших школьников.

В течение первых лет жизни Коммуна им. Макаренко разработала в содружестве со школьниками и учителями ряда школ Ленинградской области (Луга, Гатчина, Тосненский район, Пушкин, Павловск), с коллективами ряда Ленинградских школ, так называемые общие творческие дела – трудовые, познавательные, спортивные, как частицы общей жизни ребят и взрослых. В результате этой работы появилась спустя несколько лет книжечка – «Коллективные творческие дела Коммуны им. Макаренко». Мы для себя ее называем «копилкой» или «справочником», а иногда говорим о кимовской энциклопедии Макаренковской методики (КЭММ).

В эту копилку входит 50 творческих дел, но на самом деле их больше, потому что каждое разработано и описано в нескольких вариантах. Мы противники всякого рода сценариев, рекомендаций, которые означали бы для воспитателя возможность выдать ребятам готовые рецепты и превратить их в готовых исполнителей. Это дело творческое и осуществляется каждый раз по-новому.

Вместе с тем Коммуна им. Макаренко за несколько лет выпустила несколько десятков педагогов, окончивших педагогический и другие факультеты института им. Герцена, разъехавшихся в разные концы Советского Союза работать учителями начальных, средних и старших классов, старшими пионервожатыми, заместителями директоров по воспитательной работе, директорами, преподавателями в ряде училищ Советского Союза и продолжающих творчески разрабатывать эту методику.

В последние три года КИМ разрабатывала методику традиционных творческих праздников в школе и классном коллективе, начиная с празднования 1 сентября, через ряд дат красного календаря до празднования окончания учебного года. Это второй том нашей маленькой справочной энциклопедии, который мы готовим к печати, и который поступит на вооружение тех, кто любит ребят и хочет с ними работать творчески.

Коммуна им. Макаренко оказывает глубокое влияние не только на своих членов, но и на массу студенчества, в особенности студентов педагогического факультета, через разные формы учебно-воспитательной работы, через лекционные курсы, где используется опыт коммунарского движения и в особенности опыт КИМа, через курсовые выпускные работы, через занятия на спецкурсах, через комсомольскую работу, методика которой постоянно обогащается КИМом.

Нам особенно дорого, что и в других городах Советского Союза друзьями создаются целые коллективы, работающие по макаренковской методике, воодушевленные этой же идеей творческого содружества воспитателей и воспитанников. Назову в частности коллективы нескольких школ, в особенности Саратовской школы № 100, которая уже шестой год работает очень дружно в едином коллективе по-макаренковски, по-гайдаровски. Представители педагогического коллектива саратовцев поделятся опытом работы большой школы. Эта огромная школа на тысячу с лишним человек.

Это школа г. Луги, где благодаря усилиям старшей пионервожатой Н. И. Прусковой продумывается работа комсомольского и пионерского активов, и школа живет дружным творческим коллективом.

Первым спутником КИМа стал «Союз впередсмотрящих» в Тобольском пединституте, созданный преподавателем Лидией Ивановной Шевелевой. В далеком Якутске в университете уже второй год живет коммуна вожатых «Факел», руководит – доцент Моня Гермогенова. Появилась очень интересная сестра КИМа в Сыктывкарском педучилище. Там работает Союз вожатых, который возглавляет друг нашей коммуны, два года работающий с нами – Валентина Александровна Турьева, которая приехала к нам с делегацией вожатых.

Это студенческие ветви нашего коммунарского макаренковского движения, которые, кстати, относятся к дружественному нам коллективу пединститута им. Ленина в Москве, макаренковскому объединенному студенческому научному обществу, имеющему своеобразный опыт.

Вообще каждое проявление, каждое воплощение макаренковской коммунарской идеи не похоже на все остальные. Это очень сложно, ибо иногда мы сами с трудом докапываемся до определенной специфики в жизни тех или иных коллективов. Эта идея коллективной творческой жизни действительно становится достоянием всё большего числа ребят и, прежде всего, воспитателей.

Трудностей в коммунарском движении много. В частности, такой факт, как отмена ЦК комсомола клуба юных коммунаров, созданного «Комсомольской правдой» или исчезновение целого ряда коммунарских клубов, коммунарских объединений. Все эти трудности и слабости, в конечном счете, имеют одну причину. Она как раз и заключается в недостаточном воплощении, недостаточно четком осуществлении, иногда в отсутствии этой дружеской связи между ребятами и взрослыми, воспитателями, педагогами. Там, где с пионерской ли дружиной, пионерским ли объединением районного или городского масштаба, с пионерской, комсомольской организацией, со школьным активом, с объединением любого фронта работает хотя бы один педагог, настоящий убежденный макаренковец, объединяющий и педагогов и людей других профессий, там это объединение растет. Оно изменяется, но всегда существует и развивается, оказывает большое влияние и на членов объединения и на других людей. Там же, где этого взрослого старшего товарища, старшего друга, педагога, нет, там, где воспитанники вынуждены вариться в собственном соку, там возникают отрицательные явления или явления авангардистского порядка, или сектантское противопоставление своего коллектива другим, за что ЦК комсомола и раскритиковал опыт КЮК.

Итак, коммунарское, макаренковское, по сути, движение пришло к марту 1971 года с опытом и положительным и иногда недостаточным, а иногда и ошибочным.

Мы очень рады, что в Ленинграде, который является колыбелью, так называемого коммунарского движения, мы принимаем впервые представителей многих макаренковских коллективов. Мы очень рады, что сегодня эти коллективы поделятся опытом. Конечно, это только начало этого большого процесса налаживания тесных связей между макаренковскими коллективами разных типов и видов. Ибо мы сами остро нуждаемся в том, чтобы, работая, хотя и в разных концах Союза, работать вместе, в тесном и постоянном контакте, ибо те наши противники, в борьбе с которыми были поднято коммунарское знамя в середине 50-х годов нами и другими коммунарами, эти противники живы. Ибо очень распространенной еще является и так называемая парная педагогика, о которой говорил Антон Семенович. Она только приобретает авторитарную форму – опеки педагогов, лобового воздействия на воспитанников педагогов, управляющих творческой самодеятельностью октябрят, пионеров и комсомольцев-старшеклассников. Очень распространена еще авторитарная система педагогического коллектива наших школ. И, с другой стороны, далеко не единичны случаи, когда наши педагоги, очень искренне думая, что если нужна самодеятельность и творческая инициатива воспитанников, так они должны стать советчиками, помогать незаметно, стоят в стороне от дел, которыми должны заниматься сами ребята. То есть живы и дают себя знать пережитки свободного воспитания. Противники наши ещё живы, борьба разгорается. И в этой борьбе мы должны быть едины.

Я позволю себе в заключение моего несколько затянувшегося слова прочитать строки из письма, обращенного к Коммуне им. Макаренко в 1965 году, из письма Виктора Николаевича Терского, соратника и друга Антона Семёновича Макаренко.

Должен сказать нашим гостям, что когда КИМ стала на ноги и начала выпускать свой рукописный журнал весной 1965 года (сейчас вышел 14-й том журнала «Родник»), мы написали письма Семёну Афанасьевичу, Николаю Эдуардовичу, Виктору Николаевичу и получили очень теплые письма от них. Виктор Николаевич написал важное для нас письмо, которое стало своеобразной путеводной нитью во всей нашей работе. Эти строки звучат как обращение ко всем, кто делает макаренковское дело, ко всей молодёжи и нашим старшим товарищам макаренковцам, это своеобразное завещание замечательного педагога Терского:

«Сердечно приветствую друзей коммунаров, макаренковцев, ваш съезд и от души желаю больших успехов в ваших замечательных делах, желаю полного и подлинного освоения педагогической системы Макаренко…»

(Оглашает письмо В. Н. Терского)

Давыдов (Петрозаводск):

Если говорить о традициях коммунарского движения в Карелии, то у нас 31 марта 1920 года вышел первый номер молодежной газеты, где говорилось о создании клуба юных коммунаров в Архангельской области, в Олонецкой губернии. Руководителем и организатором этого клуба юных коммунаров был 15-летний школьник. Клуб существовал недолго, тем не менее, стоит его вспомнить. И не только потому, что его название созвучно нашим клубам, но и потому, что там были ошибки, которые мы повторяем. Этот КЮК (клуб юных коммунаров) был закрыт по решению ЦК ВЛКСМ и с тех пор слово «КЮК» у нас не звучало, пока вновь не появилось на страницах «Комсомольской правды».

К нам коммунарское движение пришло из «Орленка». Люда Румянцева была как раз в той коммунарской смене. Люда рассказывала одноклассникам, зажигала их идеями коммунарского движения, просила директора дать работу. Так возник «трудовой десант». Потом потянулись ребята из параллельных классов. Так были созданы коммунарские секции 11-й школы.

Я пришел сначала как журналист, как представитель газеты, и не смог уйти, пока секция жила.

Что касается опыта, то, возможно, были ошибки, но главное – была жизнь, самоуправление коллектива и провозглашение макаренковских принципов не только на конференциях, но желание сделать их законом жизни.

В этой школьной секции юных коммунаров была своеобразная система руководства, система самоуправления. Секция объединяла сначала актив школы, не только тех, за которых проголосовали. Потом потянулись ребята, которые до этого ходили в «трудных», потому что видели настоящее дело. Вот, например, Ситюков Слава. Он ходил в отчаянно трудных, не было уверенности, что он окончит школу. Но родилась комсомольская секция и ему дали работу, не спросив о репутации. Он загорелся и стал браться за серьезные дела, стал серьезней относиться к учебе. Оказался не только добросовестным, но и вдумчивым. Когда шел спор о том, делать одно дело или не делать, то он проводил линию на то, что надо делать.

На коммунарскую секцию не все глядели с восторгом, было нелегко. И то, что сейчас нет коммунарских секции в 11-й школе, это не только вина комсомольцев школы, но и беда.

Но главное в том, что эта коммуна оставила большой след в душах и характерах ребят. И когда мы называем наиболее активных наших друзей, комсомольцев-старшеклассников, то мы можем назвать несколько человек, окончивших эту школу, которые остались верны коммунарским традициям.

Несмотря на то, что коммунарские секции 11-й школы прекратили существование через два года, нельзя говорить, что коммунарское движение умерло. Опыт этой работы зажигал ребят других школ. Например, в Суоярви существовала похожая структура.

При редакции газеты «Комсомолец» – республиканской карельской молодежной газеты – был создан клуб «Товарищ». Он пропагандировал именно коммунарские принципы, пропагандировал формы работы, которые рождались в 11-й школе. Мы знали, что работаем вместе с комсомолом и не наша вина, что не всегда нас принимали. Но всё же есть качественные сдвиги. Секрет в том, что на комсомольской работе оказалось много людей, которые выросли на макаренковских коммунарских принципах, и поскольку руководство доверено этим людям, всё становится значительно проще.

Сейчас передам слово Гале Разбивной – инструктору горкома комсомола Петрозаводска.

Галя Разбивная:

У нас существует отряд «Мыслитель», насчитывающий около 50 человек. Не все ребята активно участвуют в наших делах, но на это есть свои причины. У нас есть ребята, которые прошли очень хорошую школу. В традиционном сборе «Веснянка» участвовало 350 человек. Это школьный комсомольский актив.

Когда был первый сбор, первая маевка, мы увидели старших ребят в буденовках, защитных рубашках, красных галстуках. Пели песни. Подходили знакомые школьники и приводили своих знакомых. На первую маевку пришло около 150 человек.

Организовали школу комиссаров, где ребят учили быть руководителями. Потом возник сводный отряд «Юнком», совет старшеклассников, которые работают вместе с ревкомом.

Однако трудно руководить, когда так много народу. И мы решили создать при ревкоме внештатный отдел горкома комсомола. Этот внештатный отдел утверждается на бюро горкома комсомола, туда входят самые сильные ревкомовцы – восемь человек разных профессий.

Мы хотели добиться, чтобы комитет комсомола имел свой боевой орган, свою агитбригаду. Сейчас агитбригада создана.

Когда-то мы и не мечтали, чтобы в зимние каникулы были сборы школьного комсомольского актива с ночевками. А теперь ребята и без нас проводят Зимовку. Это стало традицией. Когда-то не хватало на это актива, а теперь в школах Петрозаводска есть ребята, которым под силу школьный лагерь труда и отдыха и школьная Зимовка. Сейчас готовим лагерь на 100 человек.

Дел очень много, но проблем еще больше. Например, сегодня нас волнует проблема восьмиклассников, которые и не пионеры, и не комсомольцы. Они больше всего нуждаются в организации и оказываются вне организации. Поэтому в школах возникает проблема мальчишек – ребята уходят из школ и в активе мальчишек у нас нет. Сейчас мы думаем о том, чтобы попробовать в осенние каникулы провести сбор пассива или сбор тех, которые в школе себя не нашли, или которых школа не заметила, которые ничего не попробовали сделать своими силами. Хотим собрать около 50 человек и попробовать доказать старшим товарищам, что из этих мальчишек можно сделать хороших ребят.

Надо сказать, что иногда эмоциональный заряд нашего актива разбивается о стену равнодушия в школах. В чем причина? На пленуме обкома комсомола директор одной школы сказал, что сегодня старые педагоги, окончившие педвуз лет 10-20 тому назад, более внимательны к ребятам и больше с ними умеют работать, чем молодые, только пришедшие из института. Мы думаем о том, чтобы учить не только школьников, но и учителей. Планируем пригласить на вторую смену на большой многодневный сбор зам. директоров, старших пионервожатых, занимающихся школьным комсомолом.

У нас пять сводных комсомольских отрядов: «Юнком», «Трубач», «Товарищ», «Политик», «Орленок». Сегодня секретари комсомольских организаций школ могут сказать, что это сильный актив. Около десяти человек будут поступать в наш университет и педагогический институт и будут работать вместе с нами.

(Песня)

«Завидуйте нам, завидуйте,
До самых седых волос.
Вы никогда не увидите
Того, что нам довелось.»

Ричард Соколов («Орион», Москва):

Следуя традиции, начну с того, что уточню: в Щелково коммуна началась в 1905 году, а не в 1968 году. Она была организована Станиславом Теофиловичем Шацким, просуществовала три года и носила название «Сетлемент». В течение 25 лет существовала детская коммуна «Бодрая жизнь». Мы узнали не сразу о творчестве Шацкого, но обнаружили много родного, общего в тех принципах, которые создавал Шацкий.

Щелковский клуб «Орион» был организован в 1968 году. До этого в течение трёх лет я участвовал в работе разных коммунарских клубов: и при «Комсомольской правде», и сам пробовал создавать клуб, когда работал в школе. Всё это было «моими университетами». Через три года я начал организовывать свой клуб на новом месте в новом городе, где была только идея, был проект и мой предварительный опыт.

Что это за проект? В конце 1967 и в 1968 году коммунарское движение было достаточно развито. Было много различных направлений, велось много теоретических споров, какое направление наиболее целесообразно, наиболее актуально. Споры велись на различных коммунарских сборах. На одном из сборов в Свердловске обсуждался и опыт Фрунзенской коммуны, и трехлетний опыт Свердловского клуба, и других клубов.

Новые идеи высказал Луначарский на открытии курсов по внешкольному воспитанию. В 1918 году Луначарский в выступлениях говорил, что школа – это вся жизнь, там мы получаем ключи к образованию, что человек должен стать борцом за человечность, он должен избегать дилетантства, не должен быть односторонним специалистом. Надо посмотреть, дает ли коммунарский опыт, накопленный к 1968 году положительный ответ на вопрос о требованиях к всесторонне развитому человеку. И решили, что путь намечен, но пройдено по этому пути мало.

Было много лестных слов в адрес коммуны, но были и критические замечания. Приобщение к искусству есть, но это всё первое приближение. Например, турниры, викторины, «День прекрасного» – это повторяется каждый год на одном и том же уровне. Нет углубленного освоения эстетических или философских знаний, хотя каждый год проходят диспуты. Нет углубленного освоения технических знаний, культуры.

Но как же соединить, с одной стороны, самоуправление, чтобы общий сбор решал и планировал, и, с другой стороны, углублённое освоение предмета. Ведь углублённое освоение предмета предполагает программу, то есть должна быть какая-то система. А может ли общий сбор запланировать систему, если сегодня настроение у ребят одно, а завтра другое?

Эта проблема казалась неразрешимой. Один из деятелей нашего движения – Соловейчик – считал, что невозможно объединить университет культуры и коммунарский клуб. В последний идут люди непосредственно эмоциональные и не склонные к длительным и однообразным действиям.

И вот свердловский поэт Вернер попробовал эту задачу решить. Каким образом? Работа должна вестись в клубе по различным направлениям. Таких направлений было отмечено семь:

первое – фантастика и научное прогнозирование;

направление теории и истории искусства – культура, эстетика, освоение нравственного опыта человечества через искусство;

направление института риторики и исполнительского мастерства – уметь говорить, доказывать, пользоваться выразительными средствами искусства, искусство – это язык эмоций, так нужно ребят этому учить;

воспитание коллективизма в труде – уметь сорганизоваться, чтобы выполнить какие-то дела;

направление группы разведчиков интересного (оперативная журналистика) – научить ребят найти интересное; говорят, нужен талант журналиста, чтобы в заурядном увидеть что-то незаурядное;

шестое направление – заниматься сбором материалов о работе других клубов, встречи на пресс-конференциях, когда ребята видят опыт других, они могут проявить собственную инициативу;

седьмое направление – комсомольский университет – встречи с преподавателями обществоведения, встречи со студентами философского факультета МГУ, суды над общественным злом, суды над равнодушием, над «галочкой», над мещанством.

Вот по этим основным направлениям есть отдельные дела, в которых участвуют все члены коллектива. Но эти дела должны быть объединены в систему. Программа должна быть составлена по ступенькам. На первой ступени человек принимает только пассивное участие во всех делах: присутствует на концертах, агитбригадах, на встречах с интересными людьми, участвует в диспутах, в походах. На второй ступеньке выполняет конкретные поручения. Если это диспут, то выполняет конкретное поручение в виде выступления на диспуте с какой-то проблемой. Третья ступенька – организация подготовки какого-то дела, например, похода или экспедиции на месяц. Самая высокая ступенька – это работа лоцмана. Штурман пришел как специалист, как фанатик своего дела, а лоцман ведёт всю организационную работу по направлению. На самой высокой ступени это работа лоцмана по всем семи направлениям.

Три года работал такой клуб. Покажу своеобразное методическое пособие, изобретенное в нашем клубе. На плакате представлены первый, второй и третий годы работы клуба. Сбоку цифры – количественный состав ребят. Внизу – ребята, которых мы привлекаем специальным способом, а наверху те, кого привлекать не надо, они приходят добровольно. Показаны месяцы. По первому году заметно, что летом большой спад. Весной 8-10-классники готовятся к экзаменам, а летом уезжают в пионерлагеря, на дачи и т. д. Для того чтобы не потерять всех ребят на летний период, летом был проведен спортивно-трудовой лагерь «Коммунар». В этом лагере ребята занимались работой по направлениям. Этот лагерь был на полном хозрасчете. Даже палатки для лагеря были сшиты самими ребятами из материала, который был куплен на деньги, заработанные своим трудом.

Это первый лагерь, организованный при дворце культуры. Пришлось выдержать большой бой, чтобы доказать, что ребята могут заниматься прополкой. После лагеря 15 человек едут на ударную комсомольскую стройку, чтобы работать лесорубами.

Дальше идет работа по направлениям. Через год организуют курсы общественных профессий и ребята приходят в клуб не для того, чтобы занять свое время интересно, а стать вожаками-Тимурами.

Летом – экспедиция (Москва, Саратов, Волгоград, Астрахань, Баку, Тбилиси, Сухуми, Туапсе), работа на курсах общественных профессий.

Три года шла работа по этим направлениям и результаты этой работы видны. Во-первых, организован досуг ребят, подготовлен ребячий актив – Тимуры для работы по месту жительства. Группы ребят приходили в домоуправление, им давали ключи от красного уголка и они были хозяевами там и работали абсолютно самостоятельно. Я выполнял только роль методиста, они приходили ко мне как педагоги.

Была проделана большая работа «Орионом» в методическом плане. Собирали материал о коммунарском движении, Союзе энтузиастов, Фрунзенской коммуне, «Орленке» и родословной различных коммунарских объединений. Мы собрали огромное количество материала, чтобы выяснить происхождение всех клубов. Это дало понимание методики каких-то наиболее важных и интересных принципов.

Кроме того, мы вычленили 24 проблемы по развитию самодеятельных коммунарских клубов. Здесь есть раздел «Методика коммунарского движения» и около 20 различных форм на базе различных учреждений, на базе пионерской организации, на базе школьного комсомола, различные формы коммунарского объединения и очень большой раздел на базе внешкольных объединений, вплоть до туберкулезной больницы.

Кроме того, мы привезли фильм минут на 35-40 о работе клуба по системе общественных профессий, где показаны все направления, которыми занимались ребята.

Белякова (Пединститут, Москва):

Товарищи, споем сначала песню «Рыцари без страха и упрека».

(Песня)

«Все яснее дали на заре
И легка нелегкая дорога,
Потому что живы и сегодня на земле
Рыцари без страха и упрека»

Летом этого года научное студенческое общество Педагогического института им. Ленина организовало экспедицию в Красногорскую специальную школу для трудновоспитуемых девочек. Школа находится в г. Тутаеве под Ярославлем. На сегодняшней конференции присутствуют три девушки, которые работали в этой школе в течение двух месяцев воспитателями. Мы считаем, что в этой школе может быть интересная работа даже в коммунарском плане.

Когда мы приехали в Красногорскую специальную школу, нам сразу показалось, что эта школа похожа на коммуну, которую создавал Макаренко, потому что этот детский коллектив был очень сильным самоуправляемым коллективом. Почти все вопросы, связанные с организацией, решает совет председателей отрядов.

Несмотря на то, что у девочек отрицательный опыт нравственный и жизненный, они во многом более восприимчивы. Казалось бы, они должны быть более замкнуты и не чувствительны к любому педагогическому воздействию, а на самом деле, попав в эту школу и включившись в этот коллектив, их души открываются, как будто открылся какой-то клапан, давно закрытый.

Они необычайно восприимчивы к эстетическому воспитанию. У них есть прекрасный ансамбль, который выступает с концертами. Они восприимчивы к нравственному воспитанию. Пожалуй, обычный школьник не способен так регулярно, ежедневно, оценивать, анализировать всю свою жизнь и смотреть на себя ежедневно глазами коллектива, в котором он находится, как девочки этого коллектива. Это очень благодатный материал для проведения различных экспериментов, для экспериментов научно-социологического порядка. Тут широкая база для экспериментов.

Мы призываем взглянуть на проблему коммунарства в аспекте применения ее к таким ребятам. Сейчас эта школа «обслуживает» весь Союз, начиная с Камчатки. Такая же школа строится в Омске.

Валерий Хилтунен:

Здесь оказался наиболее применим коммунарский закон. Девчонки смотрели заинтересованно на то, что мы делаем, на наши песни, на нашу работу. Атмосфера была такая, какая бывает на самых лучших сборах.

Мы стали глубже смотреть на судьбы девчонок-правонарушителей, стали думать, с какими мероприятиями, кроме культурно-развлекательных, мы можем к ним выезжать, какое участие мы можем принять в их судьбе. И мы поняли, что мы не можем пройти мимо этой школы, что это дело нашей совести и что здесь работать лучше, чем в Москве.

После летнего лагеря мы попытались собрать коммунарский сбор, пригласили ленинградцев. Сбор удался и мы решили, что на базе Красногорской школы стоит всем вместе думать об участии студенчества и школьников в решении этой проблемы, принять участие в судьбах ребят.

Мы решили в Москве организовать шефство над ними и что эти сборы на базе Красногорской школы могут быть лабораторией, какой-то попыткой применения коммунарской методики к учреждению такого типа.

Мы предлагали летом этого года собрать всех ребят, которые работают в плане связи со спецшколами или в плане работы с трудными ребятами и поговорить о тех проблемах, которые можно решить совместно. Эти проблемы, как оказалось, могут быть решены. Мы зовем всех, кого это трогает и кто думает, что его сердце может быть открыто для решения таких проблем. Приезжайте в Красногорскую школу на сбор, который мы проведем.

Валентина Александровна Турьева (Сыктывкар):

Кто шагает дружно в ногу?
Сыктывкарцам дай дорогу…

Вот так начинается каждый сбор дружины вожатых, которая создана на пионерском отделении сыктывкарского педучилища № 1.

У нас 114 человек. Это учащиеся пионерского отделения плюс классные руководители. Много друзей, которые сочувствуют нам и помогают. Цель – знакомство с теорией и практикой пионерской работы, создание привычек к коллективной жизни, навыков. Во главе дружины штаб из девяти человек, туда входит и классный руководитель. Отряд делится на звенья. У нас всё, как в пионерской дружине, у нас коллективно планируются постоянные поручения, коллективная организация жизни. А потом они приносят это в свои классы.

Ничто не скрепляет коллектив так, как традиции Макаренко. Наши традиции складывались постепенно. Самый торжественный день – это 8 февраля, день юного героя-борца. Начинается торжественная линейка, посвященная памяти юных героев-борцов и отмечается днем хорошей учебы. Отмечается день хорошей дружины – 1 ноября. Горком комсомола вручает знамя дружины. Мы выходим на парад пионерских дружин.

Есть такая традиция, обязательно работать в пионерской дружине. Например, 4-й курс организовал путешествие в Гайдарград. Смысл путешествия – своеобразная школа вожатых. Мы начали проводить путешествие в начале каждой четверти. Цель – научить пионерской активной работе и проведению дел, намеченных на ближайшее время. Жить весело, интересно, заботиться друг о друге, помогать – этому учит нас Гайдар. В Гайдарграде свои улицы. Главную назвали улицей Тимура, площадь – площадью Гайдара. Есть дворец пионеров, стадион, институт и др.

Сбор начинается с приветствий. Каждому сводному отряду выдаем маршрутные листы и в конце путешествия проводим анкету: что понравилось, где и почему, что надо включить в следующий Гайдарград. Работа в дружине – это главная задача, главная цель и главное требование. Первокурсников мы учим, организуем, как в школе вожатых, а со второго курса начинается активная работа в школе. Есть подшефные школы (7-я и 16-я). 2-й и 4-й курс работают в школах. Сначала смотрят, потом ходят на практику и проводят дружинные мероприятия.

Кроме того, член дружины должен что-то оставить для дружины. В этом году четверокурсники подарили 15 папок – материал, собранный по дням красного календаря и разработка коллективных творческих дел дружины вожатых.

Мы организовали школу вожатых, где ведут занятия члены дружины 3-го и 4-го курса.

В конце года проводится вечер алых галстуков для подведения итогов практики.

Мы правильно понимаем свою работу, мы не противопоставляем себя комсомолу. У нас та же комсомольская работа, но более коллективная, более самодеятельная. У нас есть свой устав, свои «заповеди вожатого».

(Якутск):

Коммуна «Факел» – это боевой творческий союз якутского университета с коммуной вожатых. Руководителем являлась М. Гермогенова. В коммуне более 60 коммунаров. Три отряда: отряд «Луч» физико-математического факультета, отряд «Пламенные сердца» историко-филологического факультета и отряд «Костер» биолого-почвенного факультета. Работают по трем направлениям:

работа для коммуны (для самих себя) – мы стараемся научиться организовывать пионерскую работу и руководить пионерской работой в школе;

работа с пионерами школ города (работа с активом дружин)

и работа с сельскими пионерами.

Работа с сельскими пионерами в Якутии – это проблема номер один. Остановлюсь на этом подробнее.

Коммунары – это работающие учителя. Мы все живем в селах, в городе Якутске мы только учимся. Перед нами труднейшая задача. Педагогический коллектив сельской школы является основной культурной силой. В селе нет передовой молодежи заводов, фабрик, которая помогает пионерскому делу. Нет и дворца пионеров как в городе. Трудностей очень много. Поэтому мы уделяем большое внимание этому направлению. Три года ведется систематическая работа по установлению тесной связи коммуны «Факел» с сельскими школами.

Какие же задачи здесь стоят? Прежде всего, обмен опытом работы с активом сельских школ, опытом работы вожатых. Во-вторых, конкретная практическая помощь сельским пионерам в организации пионерских дел и отдыха. Третье – обогащение практическим опытом и знаниями студентов как будущих учителей и классных руководителей в сельских школах.

Коммуна «Факел» имеет тесную связь с рядом школ, находящихся недалеко от Якутска (от 30 до 80 км). Мы держим постоянную связь и со школами поселков Хатанга и Таймырской области, где олени и белые медведи.

Каковы же связи с этими далекими друзьями – сельскими пионерами? Во-первых, переписка, которая очень важна для нас. Мы ведем переписку с дружиной школы Хатанги. Коммунары из отряда «Союз пламенных сердец» собрали маленькую библиотечку пионерскому активу на свои средства и отправили. Кроме того, отправили игры разных народов. Они были изготовлены самими коммунарами, как методические пособия. Уделяется внимание практической помощи в школах. Например, во время проведения ленинской недели в двух школах была организована подготовка докладов, связанных с именем Ленина. Организуются дружеские встречи с пионерами села, устанавливаются связи, которые имеют большое практическое значение.

Главной формой является операция «Сельская школа», в которой участвует много коммунаров. Например, за 50 км от Якутска выехали около 50 коммунаров. Они проводили семинары для вожатых октябрят, разучивали новые песни, игры и танцы. Коммуна «Факел» старается помочь в организации различных мероприятий.

Что нам дает работа с сельскими пионерами? Участвуя в их мероприятиях, мы узнаем их стремления, знакомимся с их интересами и желаниями, и сами тоже стараемся как-то теоретически подготовиться и иметь практический опыт работы с ребятами.

Если у вас проводятся мероприятия, связанные с сельскими пионерами, то хотелось бы обменяться опытом.

Все проводимые мероприятия анализируются нами один раз в два месяца. Мы спорим, как лучше организовать эти вечера и какие темы выбирать для тех или иных операций. Стараемся внести что-то новое в работу сельских пионеров.

Заканчивая, я хочу сказать, что все коммунары уверены, что армия галстучников будет расти и зажигать сердца. Вы еще не слышали якутских песен. Хотим спеть нашу популярную студенческую песню «Таммахтар» – песню веселой капели и любви.

(Поют песню)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=