Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ТУЗОВА Вера Леонидовна

учитель начальных классов школы № 163 Санкт-Петербурга

Педагогика общей заботы

Педагогика общей заботы (и как практическая часть её — методика коллективной творческой деятельности) была разработана в середине XX века Игорем Петровичем Ивановым. Он развивал её всю жизнь — вместе с единомышленниками из Союза Энтузиастов, со своими друзьями и учениками во Фрунзенской Коммуне и Коммуне имени А. С. Макаренко. И сейчас нельзя сказать, что его методика — это что-то застывшее. Каждый, кто работает, открывает в ней какие-то новые грани. Жизнь ставит проблемы и опора на методику И. П. Иванова помогает их решать.

Методика коллективной творческой деятельности имеет серьёзную основу. И это важно помнить! Её «три кита»: отношения (воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи), организация (самоуправление — коллективная организация жизни) и деятельность (коллективная и творческая — представляет собой общую заботу об окружающей жизни).

Мне посчастливилось прочувствовать товарищеские отношения, коллективную организацию жизни и творческую деятельность ещё в детстве, в школе, а теперь я сама руковожу коллективом младших школьников и их родителей и стараюсь, чтобы ребятам и родителям в школе было хорошо — тепло и радостно. Ведь тогда хорошо в школе и мне — учителю!

Отношения - основа Педагогики Общей заботы.

Как строить отношения с детьми и родителями, чтобы они любили находиться в школе? Как нужно организовывать жизнь в классе, чтобы помогать отношения между людьми налаживать? Конечно, дело это не простое. Помочь могут знания по педагогике и психологии общения, но самое главное, на мой взгляд, — постоянная работа учителя: анализ ситуаций, складывающихся в коллективе, направленность на сотрудничество — совместный поиск лучших решений, учёт чужого мнения…

Мой новый класс. Середина марта. Наши первые три дня. Впечатления детей, донесённые родителями:

«Я была очень обрадована, когда в первый день Вашей работы сын пришёл из школы и сказал, что ему понравилась новая учительница»

«Для доченьки Вы — положительная эмоция. Она говорит, будто Вы были у них два года»

«Впечатления: учительница добрая, не ругает. Договорились не баловаться»

«Учительница добрая, не кричит, внимательная, очень нравится»

«Учитель понравился, внимательный, добрый, интересно рассказывает, не кричит»

«Ребёнок хочет ходить в школу и ходит несколько дней с удовольствием. Про учительницу говорит — добрая»

«Очень добрая и мне нравится. Только тихо говорит»

«Хорошая! Добрая»

«Добрая и требовательная»

«Золотые волосы нравятся; хорошо, лучше, чем другие, диктует; внимательна к детям, не кричит; объясняет понятно»

«У нас новая учительница. Очень добрая, не кричит, молодая и красивая»

В созданном детьми «портрете учителя» главное — доброта, внимательное отношение к людям.

Спокойный тихий разговор — как это важно и в семье и в школе! К сожалению, как часто нарушается! Почему-то нам, взрослым, хочется всё получить сразу, а если ребёнок сразу не делает — то нужно крикнуть, чтобы добиться выполнения быстрее. Крик начинается в семье — и как тяжело с такими, привыкшими к окрикам, детьми в школе! Сложно показать маленькому человеку, что можно понять друг друга без крика, только нужно присмотреться и прислушаться к окружающим!

Ещё одно важное замечание — интересно рассказывает, объясняет понятно. То, каков учитель как предметник, преподаватель (как я могу обучать?) — конечно, значимо. Но ещё важнее — что я могу дать детям, насколько я сама интересный человек!

Требовательная. Это очень серьёзно. Принцип единства товарищеского уважения и товарищеской требовательности, выдвинутый Антоном Семёновичем Макаренко, можно выполнить, если мы действуем как старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об окружающей жизни, если мы думаем об окружающих людях и о себе, как товарище других людей.

Молодая и красивая. Как важно помнить о себе (как товарище других людей!) и о себе заботиться: о своём здоровье, внешности, о культурном уровне… Поэтому всё это — занятия спортом, книги, посещение музеев, театров… — для учителя не менее важно, чем подготовка к урокам и внеурочным делам!

Я разным людям задаю один и тот же вопрос — зачем люди — дети — приходят в школу? Многие взрослые на этот вопрос отвечают быстро, не задумываясь — учиться! И понимают под этим получение какой-то суммы знаний. Вот некоторые родительские высказывания:

«Школа нужна, чтобы научить детей всему»

«Необходимо получить знания, которые бы помогли определиться в жизни»

«Заложить в ребёнка основы всех предметов»

«Школа нужна, чтобы получить среднее образование»

«Для обучения детей в объёме определённой программы на профессиональном уровне»

«Научить ребёнка грамотности во всём»

«Для обучения ребёнка письму, чтению, математике и другим предметам, которые ему пригодятся в жизни»

И даже родители очень маленьких школьников часто «оценивают» учителя по способности заставить ребёнка учиться: «С моим Сашей нужно построже!»

Каждый десятый родитель вспоминает, что, кроме обучения, школа должна развивать способности у детей; про то, что человек в школу приходит общаться, написал каждый четвёртый родитель.

Но когда я спрашиваю: «Что Вы больше всего вспоминаете из школьной жизни?», то на первый план выходят отношения: родители пишут о первой учительнице: «вспоминается отношение к нам: теплота и мягкость в общении», «помню первую плохую оценку и ужасную учительницу», о том, что «воспоминания не связаны с учебным процессом». Но, может быть, то, что волнует многих, удалось определить одному бывшему ученику, папе со стажем: «Так устроен человек, что со временем вспоминается только хорошее и то связанное не со знаниями, а с отношениями между людьми»

Это мнение родителей. А многие мои коллеги говорят: «Я — учитель, а не воспитатель, моя задача обучать, а не воспитывать!» И, действительно, очень стараются впихнуть в детей как можно больше и спросить с них как можно лучше.

А теперь представим, каково в школе ребенку? И чего ребёнок от школы ждёт? Я работаю в начальной школе, меня всегда волновал вопрос, насколько детям в школе комфортно? Особенно, если учитывать, что ведущим видом деятельности у дошкольников была игра и для младших школьников игра остаётся невероятно значимой. Многие первоклашки и не учиться поначалу в школу ходят. Кому-то нравится школьная форма (если она, конечно, есть), кому-то — ранец нравится носить. Кого из детей привлекает исключительно получение знаний? Да и так уж важно именно для этого ходить в школу? Знания-то ведь можно получать разными другими путями: книги, интернет, телевизор… А, значит, школа несёт (должна нести!) что-то другое, невероятно значимое, необходимое для детей. Как хорошо, если маленький человек радостно бежит в школу общаться — с новыми знакомыми, с учителем. Это потом постепенно приходит интерес к учёбе — если учитель вместе с родителями сможет помочь ребёнку полюбить учиться. Так ведь и в этом большое значение играют складывающиеся отношения. Не зря говорят — ребёнок любит не математику, а учителя, который математику ведёт.

Итак, отношения. Вот, что значимо в школе! Именно отношения — и возможность научиться их устанавливать! — делает школу привлекательной и нужной сегодня, и важной для всей будущей жизни ребят. Именно отношения — добрые отношения с детьми и родителями — дают мне — учителю — силы для работы и доставляют каждодневную радость.

Организация

Как нужно организовать работу коллектива, чтобы помочь каждому ребёнку найти себя и узнать мир? Если мы действуем как старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об окружающей жизни, то и организовывать свою жизнь мы должны вместе, коллективно. А это значит, что в планировании дел, их подготовке, проведении и обсуждении участвует каждый (!) (и воспитатели — педагоги и родители — и воспитанники). Обсуждение важных моментов жизни класса проходит на общем сборе. Хочется надеяться, что когда-нибудь общий сбор займёт в школе такое же место, как урок.

Не только потому, что «общий сбор — высший орган коллектива» (то есть решение общего сбора — закон для всех членов этого коллектива: и для воспитателей и для воспитанников), но потому, что именно общий сбор учит не бояться высказывать свое мнение и выслушивать мнения других.

Необычно в общем сборе все: атмосфера, структура… Мы сидим в кругу и каждый видит каждого. Это так отличается от уроков, где хорошо видно лишь учительницу да соседа по парте! А многое ли зависит от ребёнка в учебном процессе? В самом лучшем случае он помогает учителю спланировать конкретный урок, но всё остальное — и тема урока! — известно заранее. Тогда как от предложений, высказанных на общем сборе, зависит вся дальнейшая жизнь всего класса.

Без самоуправления, без общего сбора в классе не создать коллектив. Общий сбор — это необходимое условие для жизни и деятельности коллектива. Но раньше это было личное дело учителя: есть коллектив — детям интереснее жить, они растут заботливыми, активными и ответственными, нет — ну и так можно прожить, одними уроками. Теперь же мой опыт и наблюдения моих коллег показывают — без коллектива, т. е. без дружеских отношений в классе, современных ребят практически ничему невозможно научить!

Отношения товарищества, на мой взгляд, и есть самое главное в методике коллективной творческой деятельности. «Воспитатели и воспитанники — это старшие и младшие товарищи по общей творческой заботе об улучшении окружающей жизни», — так говорил нам Игорь Петрович Иванов.

Деятельность

Какая деятельность соответствует товарищеским отношениям и самоуправлению? Конечно, коллективная и творческая. Коллективная — так как планируется, готовится, проводится и обсуждается всем коллективом — воспитателями и воспитанниками вместе (как старшими и младшими товарищами по общей творческой заботе!) Творческая — потому что все воспитанники вместе с воспитателями ищут лучшие средства, пути, способы решения жизненно важной практической задачи — всегда по-новому. И эта деятельность представляет собой общую заботу об окружающей жизни. Всё, что мы делаем вместе, направлено на общую радость и пользу.

И, значит, главная форма деятельности — это коллективное творческое дело (КТД). Его необходимо отличать от воспитательных занятий (или «мероприятий»), которые, конечно, присутствуют в воспитательной работе. Воспитательное занятие придумывает, готовит и проводит педагог. И итоги подводит сам воспитатель — что у него получилось, а что — нет. Во время воспитательных занятий происходит открытая передача готового опыта, дополнительного к учебному. Коллективное творческое дело задумывается, планируется, готовится, проводится и обсуждается сообща, вместе младшими и старшими членами коллектива. КТД — это практическая забота об улучшении окружающей жизни. В коллективных творческих делах ребята и взрослые применяют ранее усвоенные знания и умения и создают новый жизненно-важный опыт.

Как ребята из группы «Светлячок» готовили «Посвящение в ученики».

Начало года. Первый общий сбор. Мы планируем нашу жизнь в тематическом периоде «Здравствуй, школа!»

— Вспомните, кому и чем мы смогли помочь в прошлом году, о ком позаботились?

— Выступали перед учителями в День Учителя…

— И перед ветеранами в Новый год и праздник Победы…

— Ставили русские сказки, а потом изготовили поделки — сказочных зверюшек — ребятам из детского сада и выходили к ним с «Хороводом Сказок»…

— А в другом детском саду убирали площадку…

— Оперу «Курочка Ряба» показывали родителям и детям — будущим первоклассникам…

— Вы помните, как радовались дети и взрослые, когда смотрели на вас и вашу работу! Что и для кого вы можете предложить сейчас?

Сегодня наша эстафета — маленький глобус. Я передаю его Насте — она сидит слева от меня. Ребята, сидя в одном большом кругу, по очереди предлагают дела, которые могли бы порадовать окружающих людей, и передают соседу глобус:

— поздравить с новым учебным годом учителей

— подготовить учителям подарки

— поздравить других работников школы

— сходить в библиотеку и узнать, не нужна ли наша помощь

— поставить новый спектакль для детского садика

— устроить труддесант на детской площадке

— выступить перед ветеранами

— поздравить с началом школьной жизни первоклассников…

Тот, кто ничего не придумал, просто передаёт глобус соседу слева. Вот глобус вернулся ко мне.

— Кто хочет ещё что-нибудь предложить?

Предложения есть у Иры и Лены:

— Давайте, в одно из поручений будет входить подготовка подарка имениннику!

— А ещё можно приглашать к нам в класс других ребят из начальной школы и проводить для них экскурсию.

Каждое из предложений мы подробно обсуждаем. Ребята развивают идеи своих товарищей. Вот как получается, что поздравление первоклассников с началом школьной жизни перерастает в «Посвящение в ученики».

Начало года. Ребята ещё не разделились в этом году на экипажи — нам ещё предстоит после длинных летних каникул по-новому знакомиться с одноклассниками и с нашими новенькими, поэтому ребят на рабочие группы делю я сама. Я выбираю три чудесных слова из родительского напутствия над доской: «Здоровья! Счастья! Успехов!»

Я подхожу к каждому ребёнку по кругу, касаюсь его рукой и говорю одно из этих слов.

— А теперь: у доски собираются все, кому я сказала «здоровье», у библиотечки — «счастье», к уголку подойдите «успехи». Ваша задача — выбрать на сегодняшнее обсуждение командира. Вам даётся минута. Сомкнитесь!

Время прошло. Командиры выбраны: Катя, Саша и Настя.

— Обсудите, пожалуйста, в группах, из чего может состоять посвящение в первоклассники? Напоминаю, командир ведёт обсуждение, запоминает все предложения. На работу — восемь минут. Сомкнитесь! Время пошло!

Ребята предлагают свои идеи, я хожу от группы к группе, прислушиваюсь…

— Внимание! Время истекло! Командиры, вам слово!

Саша: Мы предлагаем поставить спектакль и изготовить какие-нибудь сувениры.

Катя: Мы предлагаем вспомнить стихи о школе, которые в прошлом году к праздникам учили и из них и из наших песен составить композицию. И, конечно, какие-нибудь поделки подарить.

Настя: Мы тоже предлагаем петь песни и читать стихи — это быстрее вспомнить, чем ставить новый спектакль. А ещё нужно подарить книжки — библиотечку.

— Спасибо всем группам. Кто хотел бы войти в Совет Дела и разработать подробно наше посвящение?

Войти в Совет Дела захотели Саша, Наташа, Маша и Алла. Они и стали потом ведущими нашей встречи с первоклассниками.

Посвящение в ученики

Ведущие: Здравствуйте, ребята! Вас приветствует коллектив «Светлячок»! Мы рады вас видеть в нашем классе! И надеемся, что мы будем дружить! Подпевайте нам!


Вместе с первоклассниками мы поём песню М. Пляцковского и Б. Савельева «Настоящий друг».

Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит —
Вот что значит настоящий, верный друг!

Мы поссоримся — и помиримся,
«Не разлить водой!» — шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придёт на помощь —
Вот что значит настоящий, верный друг!

Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту —
Вот что значит настоящий, верный друг!

Маленьким нравится. Поют вместе с нами и смеются.


Ведущие:  Вот вы и стали школьниками! Поздравляем вас! И дарим вам стихи замечательной поэтессы Людмилы Леонидовны Фадеевой. Она жительница нашего города Санкт-Петербурга.


Перед нашими гостями выступают ребята, которые захотели читать стихи.

Вот я сижу за партой
И к школе привыкаю.
Учительница входит,
Красивая такая.
И я не просто девочка —
Теперь я ученица.
На мне не платье — форма,
Так в школе говорится.
Не сумки, а портфели,
Не комната, а класс,
Не книги, а учебники
Листаем в первый раз.
Тут не часы — уроки.
И всё запомнить надо.
И всё равно,
И всё равно
Я очень-очень рада!
А там, внизу, у лестницы,
Второй урок подряд
Не просто мамы с папами —
Родители стоят!

(Людмила Фадеева «Первое сентября»)

Мы теперь ученики.
Нам не до гулянья.
На дом задали крючки —
Первое заданье!
Вот мы с мамой над столом
Дружно распеваем:
— Вниз ведём, ведём, ведём —
Пла-а-авно закругляем!
Но противные крючки
С острыми носами
У меня из-под руки
Выползают сами!
Телевизор не глядим,
Сказку не читаем,
Три часа сидим, сидим —
Пла-а-авно закругляем!
Вечер. Поздно. Спать идём.
Сразу засыпаем.
И во сне: ведём, ведём —
Пла-а-а-вно закругляем!

(Людмила Фадеева «Первое задание»)

В магазине мы были.
На кукол глядели.
Мы теперь ученицы.
Почти три недели.
Дома убраны куклы,
Чистота и порядок.
Там, где жили матрёшки, —
Стол и стопка тетрадок.
Плачет кукла Алёнка:
Почти три недели,
Как шпионка,
Сидит она в тесном портфеле.

(Людмила Фадеева «Куклы»)

В парте яблочный пирог
Вкусно пахнет весь урок.
Не притронусь к пирогу, —
Я вниманье берегу.
Берегла, берегла,
Не смогла! —
Отвлекло моё вниманье
Пирогово выниманье!
…Что писать в тетрадь свою?
Элементы буквы «Ю»?
Разве это буква «Ю»?
Я её не узнаю!
Я вообще сейчас заплачу!
Буду плакать весь урок!
…А не сделать ли иначе,
А не съесть ли мне пирог?

(Людмила Фадеева «Яблочный пирог»)

Просто сижу
Я за столом,
Просто гляжу:
Снег за окном.
Просто возьму
Просто тетрадь.
Просто начну
В ней рисовать:
Это — мой нос,
Это — мой рот,
Ёлка стоит,
Речка течёт…
Просто задачу трудно решить!
Просто…
Непросто школьницей быть.

(Людмила Фадеева «Не просто»)

Ведущие:  Теперь вы не маленькие. Не дошколята, а школьники. А каким должен быть школьник, знаете?


Первоклассники отвечают. Ребята из нашего класса добавляют качества нашего «Светлячка»: «Добрый, честный, смелый, справедливый, думает о других, делает для других добрые дела».


Ведущие:  Послушайте стихи Людмилы Фадеевой и Бориса Заходера и подумайте: ребята, о которых мы вам сейчас прочитаем, — настоящие школьники или нет?

Хорошо бы люди
Никогда не мылись!
Никогда бы в первом
Классе не учились!
Никогда не ели,
Никогда не спали!
Интересно:
Кем бы эти люди стали?

(Людмила Фадеева «Хорошо бы!»)

Мокрые волосы,
Встрёпанный вид,
Капелька пота по шее бежит…
Может быть, Слава, Илюша и Сеня
Всю перемену
Ныряли в бассейне?
Или на них,
На несчастных,
Пахали?
Или их в пасть крокодилам
Пихали?
Нет! —
В перемену
Они
О т д ы х а л и !

(Людмила Фадеева «Отдохнули»)

Это только дошколята
Без работы бегают.
А ребята-октябрята
Всё работу делают.
Каждый знает, что она
Быть посильною должна.
Я хожу и рассуждаю,
Что мне делать из работ.
Непосильная, я знаю, —
Двигать шкаф или комод.
А посудомойная,
Мусорвыносильная,
Пылевытиральная —
Это всё посильная.
Но пока я рассуждала,
По квартире бегала,
Всю посильную работу
Мама переделала.
И кругом —
Какая жалость! —
Непосильная осталась.

(Людмила Фадеева «Непосильная работа»)

«Перемена! Перемена!» —
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог —
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он гляди какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, —
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну а тут — опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! —
Ничего, — вздыхает Вова,
На уроке отдохнём!

(Б.Заходер «Перемена»)

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не даёт!
Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришёл?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит!
Но меня же не обманешь…
А, ты спишь?
Сейчас ты встанешь!
Ты умён, и я умён!
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать за хвост кота!»

(Б.Заходер «Вредный кот»)

Стихи замечательные — очень весёлые. Наши маленькие друзья слушали их и от души смеялись. Но сказать, правильно ли поступают ребята из этих стихотворений, дети не смогли.


Ведущие:  Знаете ли вы пословицы и поговорки об учёбе? Давайте поиграем: мы будем начинать, а вы заканчивайте!

Делу время … (потехе час)
Перо пишет, … (а ум водит)
По платью встречают … (по уму провожают)
Семь раз отмерь… (один отрежь)
Маленькое дело … (лучше большого безделья)
Поспешишь — … ( людей насмешишь)
Ученье свет, … (а неученье - тьма)
Ум хорошо, … (а два - лучше)
В здоровом теле … (здоровый дух)
Труд человека кормит, … (а лень портит)
Где хотенье, … (там и уменье)

Ведущие:  А загадки вы умеете отгадывать?

Умный Ивашка,
Всю жизнь в одной рубашке,
По белому полю пройдёт —
Каждый след его поймёт.

(карандаш)

Какая водица только для грамоты годится?

(чернила)

Поймаю гуся,
Пущу его в воду,
Буду им водить,
Он будет говорить.

(перо)

Сама мала, а ума придала.

(книга)

Если ей работу дашь —
Зря трудился карандаш.

(резинка)

Грамоты не знаю, а весь век пишу.

(ручка)

Сели птицы на страницы,
Знают быль и небылицы.

(буквы)

Ведущие:  Молодцы! Вы обязательно станете настоящими учениками.

Я возьму весёлый лучик,
Небо и чуть-чуть дождя,
Размешаю всё получше
И добавлю от себя:
Смех, улыбки, сказки, песни,
Сны и то, что наяву,
И получится чудесный
Мир, в котором я живу!

(Елена Дюк «Мир, в котором я живу»)

Ведущие:  Мы поздравляем вас с началом первого учебного года, и желаем: больших успехов, хорошего здоровья, верных друзей. И хотим подарить вам наши фотографии на память.


Мы танцуем и поём песню о нашем классе «Ты — звезда», которую мы все вместе сочинили на одном из наших праздников в прошлом году:

Повезло тебе родиться
В нашем городе большом,
Да ещё в районе этом
Помещается твой дом,
И родители решили
В эту школу заглянуть,
В первый «А» тебя отдали
И сказали: «В добрый путь!»
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём!
Если любишь ты учиться,
Если дружбу здесь узнал
И с друзьями веселишься —
Значит, круто ты попал!

Припев: Круто ты попал в первый «А»,
Ты — звезда! Ты здесь свой —
На класс родной посмотри.
Если ты попал в первый «А»,
В первый «А», в первый «А» —
Давай, народ удиви!

Ты попал в семью большую
Замечательных людей.
Здесь учиться интересней,
Здесь трудиться веселей.
Здесь в спектаклях ты играешь
Для больших и для ребят
Делать много успеваешь,
Все «спасибо» говорят!
Мы друг другу помогаем,
Песни звонкие поём,
Мы читаем, мы играем —
В общем, весело живём!
Если любишь ты учиться,
Если дружбу здесь узнал
И с друзьями веселишься —
Значит, круто ты попал!

Ребята показывают пантомимы: «в музее», «на уроке», «на риторике», «на празднике», «на труддесанте»…

Малыши хлопают, а на припев самые смелые выходят танцевать вместе с нами.

В конце песни мы встаём у классной доски, улыбаемся гостям и замираем. Это — наша большая фотография на память. Наши маленькие друзья хлопают, и мы дарим им библиотечку и игры, которые сами изготовили.

На ближайшем общем сборе мы с детьми подводим итоги наших посвящений первоклассников в ученики:

— Что вы чувствуете после выступления?

— Очень трудно выступать… Я волновался, но потом увидел, что детям весело. Мне тоже стало радостно.

— Наши ребята хорошо выступали. Мне очень понравилось.

— Мне понравилось загадывать загадки.

— Очень смешно было, когда маленькие дети отгадывали загадку про карандаш «Не похож на человечка, но имеет он сердечко. И ребятам круглый год он сердечко отдаёт» и сказали, что это учитель.

— А мне понравилось, как заканчивали пословицу «Птице — крылья, …». Вместо «а человеку — разум», один мальчик сказал «а собаке — ноги»

— Хорошо, что ребята-ведущие многое придумали.

— Я нервничал. Я думал, что у меня не получится рассказать стих.

— Мне очень понравилось, как мы выступали. Я сначала боялась, переживала, была неуверенна в себе. А потом мне ребята понравились, и я успокоилась!

— Я думаю, что выступление прошло хорошо, у всех получилось лучше, чем на репетиции. И ведущие очень старались, совещались.

— Когда мы пели последнюю песню, я чуть-чуть стеснялся. Мне понравилось, что дети слушали нас внимательно. Я хочу, чтоб они стали показывать другим ребятам такие же спектакли. И хочу, чтобы они ещё к нам приходили.

— Я был ведущим, и это было очень трудно, но мне понравилось. Мне понравилось смотреть, как дети веселились. Наше выступление было очень смешное. А особенно детям понравилось, что мы им подарили игрушки. Они так играли и радовались! А я был рад, что они радуются!

— Здорово получилось, когда мы стали петь песню о нашем классе и танцевать, малыши не постеснялись потанцевать с нами.

— Мне понравились первоклассники. Они слушали очень внимательно загадки, песни и поговорки. А ещё мне понравились ведущие, которые вели праздник. Они, конечно, иногда растеривались — им было очень сложно впервые вести праздник.

— Я заметил, что ребятам очень понравились наши подарки.

— Да, утки были очень интересными подарками, потому что как только мы дали ребятам эти игрушки, они сразу поняли, в чём смысл этих игрушек и начали в них играть. Мне было приятно.

— Я радовался, когда ребята слушали наши стихи, а потом танцевали с нами и играли в уток. Мы много готовились, разучивали, кто и что будет делать. Я бы хотел в следующий раз быть ведущим.

— А я бы не хотел быть ведущим, потому что это очень трудно!

— Я испытывал радость, когда видел, как ученики первого класса присоединялись к нам, когда мы танцевали. Мне было приятно, что они развеселились, когда они увидели, какие у них подарки.

— Когда мы выступали, я почувствовала, что хочу, чтобы первоклассники приходили к нам почаще. Мне очень понравилось, что они не побоялись выйти и танцевать, когда мы пели песню «Ты — звезда!». А ещё мне понравилось, что, когда мы выступали, они сидели тихо-тихо.

— Когда мы всем классом выступаем, мне радостно и всем радостно, что мы подготовили такой праздник, что детям интересно. И нам говорят, что мы молодцы.

— Дети ушли довольные, радостные.

— Мне кажется, что когда они вырастут, они нас тоже к себе пригласят на праздник.

— Я думаю, когда они вырастут, они тоже устроят новым первоклассникам посвящение в ученики.


мария 18 декабря 2011 - 13:29
как душевно
[Ответить]
Любовь Юрьевна 16 января 2012 - 12:07
Замечательно! Вы молодец!
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=