Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
ИВАНОВ Игорь Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Наверное, нет сейчас школы, училища, ВУЗа, где не шел бы глубокий поиск лучших средств всесторонней и вместе с тем целостной подготовки учащихся к труду, к сознательному, добросовестному, творческому участию в строительстве коммунизма.
Среди ленинградских коллективов, ведущих такой поиск много лет, — объединение студентов, преподавателей, выпускников Педагогического института имени А.И.Герцена. Осенью 1963 года это объединение назвало себя «Коммуной имени Макаренко».
Учиться строить общую творческую жизнь, разрабатывать конкретную методику воспитания и самовоспитания и отдавать ее будущим учителям-воспитателям, педагогам школ, внешкольных учреждений, училищ — этому посвятила себя наша Коммуна. В центре ее работы — создание, разработка коллективных творческих дел, сокращенно называемых нами КТД.
…Недалеко от Пушкинского Лицея, на нескольких площадках детских садов вместо обычной воскресной тишины — сосредоточенный труд сотен людей: педагогов, студентов, старшеклассников, пионеров, октябрят. Идет операция «Снежная сказка» — сюрприз малышам, которые придут завтра ранним утром в свой садик и вдруг увидят чудо: маленьких зайцев и огромных белых медведей, слона, по хоботу которого так славно скатываться прямо в ворота терема-теремка, лабиринт, подводную лодку и многое другое. Но все это будет завтра. А чтобы дать малышам и их воспитателям эту радость, необходимо крепко думать, что и как лучше сделать, лепить озябшими руками, раскрашивать снег красками…
…Большая средняя школа превращается на воскресенье в волшебный «Город веселых мастеров». Каждый этаж — район: «Веселого настроения», «Мечты»… «Жители города», хозяева всех его учреждений — это сводные отряды ребят разных классов во главе с членами коммуны и педагогами. Они принимают и обслуживают гостей — остальных школьников, их родных, младших братишек и сестренок. Финал — общая встреча «жителей» и гостей в спортивном зале — импровизированный концерт, в котором участвуют все собравшиеся…
…Возникает на берегах реки Тосны палаточный городок Коммуны имени Макаренко. Сюда приходят к нам ребята из Марьинского детского дома вместе со своими воспитателями. И начинается гайдаровский рейд по Тосненскому району: все вместе приводим в порядок, украшаем сельский клуб, создаем и показываем устный альманах «Солнышко», стоим мост через ручей, чтобы дояркам не нужно было ходить вброд. Играем с сельскими ребятами и создаем с ними новую игру на местности «Бой за аэродром», превращаем в терем-теремок автобусную будку, а затем, совершив двадцатикилометровый марш-бросок, выходим на берега реки Тигоды, где стояли насмерть бойцы 54-й армии, и проводим операцию «Первый памятник»…
…И так — из года в год. Десятки дел, сотни вариантов.
Каждое дело начинается с раздумий в педагогическом коллективе. Сообща решаем, куда поедем, какие дела лучше устроить. Если задумываем новое дело, проводим его, разрабатываем варианты в своем кругу, готовим необходимый материал, распределяем задания между отрядами или создаем специальные бригады. Выбираем «Совет дела».
У нас обязательно коллективное планирование, когда мы вместе со всеми нашими товарищам по делу — ребятами и взрослыми — проводим (обычно вечером в одну из суббот) «Общий сбор-старт». На нем делимся своими замыслами, размышляем о возможных вариантах дела, а потом совет дает задания микроколлективам.
И на стадии подготовки, и на стадии проведения КТД, будь то операция «Родной школе» или «Подарок далеким друзьям», «Салют ветеранам» или «Друзья природы», всегда идет дружная работа, в которой каждый — от самых маленьких учеников — ощущает себя совершенно необходимым.
Это достигается соблюдением ряда условий, в том числе опорой на микроколлективы, которые создаются для выполнения конкретных заданий, разделением труда между представителями разных поколений, и объединением всех стремлением внести в жизнь окружающих людей (это может быть в школе, совхозе, лагере и т. д.) что-то важное, полезное, интересное. А главное — заботливым отношением к каждому, к его мнению, предложениям, переживаниям, к его вкладу, пусть еще поначалу совсем малому, в общее дело.
Прочно вошел в жизнь с первых выездов в школы и принцип коллективного обсуждения итогов дела: обычно сразу же по окончании «Операции» или после короткого отдыха мы проводим так называемый сбор-«Огонек», на котором сначала первичными микроколлективами. А потом все вместе после обмена мнениями и предложениями приходим к общему решению по трем группам вопросов:
Что у нас получилось? Что было хорошего и почему?
Что у нас не получилось? Что было плохо и почему?
Что можно использовать в будущем? Где? Как лучше?
За долгие годы мы убедились, что коллективные творческие дела — это центральное звено воспитательной работы.
Нам представляется, что прежде всего конкретное, интересное дело служит коммунистическому воспитанию, всесторонней и целостной подготовке к труду, так как в нем сливаются политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, соединяются воедино формирование знаний и убеждений, чувств и привычек поведения, способностей и черт характера, развивается активная гражданская позиция и воспитанников и воспитателей.
…Быстро летит время. Все новые и новые поколения студентов-герценовцев и их товарищей проходят трудную и увлекательную школу Коммуны имени Макаренко. Многие участники наших «Педагогических десантов», коллективных творческих дел трудятся ныне в разных концах страны учителями и старшими пионервожатыми, методистами и инспекторами, преподавателями училищ и ВУЗов.
Опытными педагогами, мастерами учебно-воспитательной работы стали те, кто создавал Коммуну: Лариса Ивановна Корикова и Людмила Степановна Воробьева увлеченно работают с младшими школьниками в близкой Гатчине и далекой Инте. В поселке Сясьстрой четырнадцатый год учительствует Ольга Николаевна Молочникова. Защитили диссертации и стали преподавателями ВУЗов, воспитателями новых педагогов Маргарита Алексеевна Бесова и Инесса Давыдовна Аванесян…
Коммуна уже давно не одинока. Ее выпускники и друзья создают родственные ей по духу творческие общественно-педагогические коллективы.
Пять лет назад мы создали первый в стране макаренковский мемориально-методический центр. Здесь собираются, оформляются различные материалы по теории и методике «Педагогики общей заботы», о жизни и деятельности А. С. Макаренко, его соратников, воспитанников, последователей. Ежегодно в макаренковском центре, который размещается теперь в помещении педфака ЛГПИ в доме № 2 по переулку Каховского, знакомятся с его фондом сотни студентов и педагогов Ленинграда, области и других районов страны.
Этот центр — база макаренковской секции Ленинградского областного отделения Педагогического общества РСФСР, включающей теперь, кроме самой коммуны, целый ряд творческих объединений. Коммуна и макаренковская секция работают совместно с общественной лабораторией комплексного подхода к воспитанию, созданной Ленинградским отделением Педобщества.
Сотрудники лаборатории — ленинградцы и их друзья разрабатывают общую и конкретные комплексные системы коммунистического воспитания в разных типах социальных объединений: в начальных классах и общешкольном коллективе. В детском саду и пионерском лагере, в районном и городском пионерском штабе, в педагогическом училище, институте.
Много нового и в самой коммуне. В ее составе теперь уже не только студенты педагогического факультета, но и будущие математики, физики, историки, литераторы… Все более сложные доклады, все более глубокие дискуссии звучат на наших «Средах». Все более важную роль в ее жизни играют летние макаренковские экспедиции, встречи с бывшими сотрудниками и воспитанниками А. С. Макаренко, сбор материалов для книги о них, для «Путеводителя по макаренковским местам».
Но по прежнему как и в первые месяцы, в первые годы, всех коммунаров — старших и младших — объединяют коллективные творческие дела. По прежнему эти дела — главное в Коммуне, основа ее жизни и как научного студенческого коллектива, и как педагогического отряда, и как школы будущих педагогов, школы комплексного подхода к воспитанию.
(газета «Ленинградская правда», 23 ноября 1978 года)