Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Воспитание общим делом

(из опыта работы Коммуны имени Макаренко)

Наверное, нет сейчас школы, училища, ВУЗа, где не шел бы глубокий поиск лучших средств всесторонней и вместе с тем целостной подготовки учащихся к труду, к сознательному, добросовестному, творческому участию в строительстве коммунизма.

Среди ленинградских коллективов, ведущих такой поиск много лет, — объединение студентов, преподавателей, выпускников Педагогического института имени А.И.Герцена. Осенью 1963 года это объединение назвало себя «Коммуной имени Макаренко».

Учиться строить общую творческую жизнь, разрабатывать конкретную методику воспитания и самовоспитания и отдавать ее будущим учителям-воспитателям, педагогам школ, внешкольных учреждений, училищ — этому посвятила себя наша Коммуна. В центре ее работы — создание, разработка коллективных творческих дел, сокращенно называемых нами КТД.

…Недалеко от Пушкинского Лицея, на нескольких площадках детских садов вместо обычной воскресной тишины — сосредоточенный труд сотен людей: педагогов, студентов, старшеклассников, пионеров, октябрят. Идет операция «Снежная сказка» — сюрприз малышам, которые придут завтра ранним утром в свой садик и вдруг увидят чудо: маленьких зайцев и огромных белых медведей, слона, по хоботу которого так славно скатываться прямо в ворота терема-теремка, лабиринт, подводную лодку и многое другое. Но все это будет завтра. А чтобы дать малышам и их воспитателям эту радость, необходимо крепко думать, что и как лучше сделать, лепить озябшими руками, раскрашивать снег красками…

…Большая средняя школа превращается на воскресенье в волшебный «Город веселых мастеров». Каждый этаж — район: «Веселого настроения», «Мечты»… «Жители города», хозяева всех его учреждений — это сводные отряды ребят разных классов во главе с членами коммуны и педагогами. Они принимают и обслуживают гостей — остальных школьников, их родных, младших братишек и сестренок. Финал — общая встреча «жителей» и гостей в спортивном зале — импровизированный концерт, в котором участвуют все собравшиеся…

…Возникает на берегах реки Тосны палаточный городок Коммуны имени Макаренко. Сюда приходят к нам ребята из Марьинского детского дома вместе со своими воспитателями. И начинается гайдаровский рейд по Тосненскому району: все вместе приводим в порядок, украшаем сельский клуб, создаем и показываем устный альманах «Солнышко», стоим мост через ручей, чтобы дояркам не нужно было ходить вброд. Играем с сельскими ребятами и создаем с ними новую игру на местности «Бой за аэродром», превращаем в терем-теремок автобусную будку, а затем, совершив двадцатикилометровый марш-бросок, выходим на берега реки Тигоды, где стояли насмерть бойцы 54-й армии, и проводим операцию «Первый памятник»

…И так — из года в год. Десятки дел, сотни вариантов.

Каждое дело начинается с раздумий в педагогическом коллективе. Сообща решаем, куда поедем, какие дела лучше устроить. Если задумываем новое дело, проводим его, разрабатываем варианты в своем кругу, готовим необходимый материал, распределяем задания между отрядами или создаем специальные бригады. Выбираем «Совет дела».

У нас обязательно коллективное планирование, когда мы вместе со всеми нашими товарищам по делу — ребятами и взрослыми — проводим (обычно вечером в одну из суббот) «Общий сбор-старт». На нем делимся своими замыслами, размышляем о возможных вариантах дела, а потом совет дает задания микроколлективам.

И на стадии подготовки, и на стадии проведения КТД, будь то операция «Родной школе» или «Подарок далеким друзьям», «Салют ветеранам» или «Друзья природы», всегда идет дружная работа, в которой каждый — от самых маленьких учеников — ощущает себя совершенно необходимым.

Это достигается соблюдением ряда условий, в том числе опорой на микроколлективы, которые создаются для выполнения конкретных заданий, разделением труда между представителями разных поколений, и объединением всех стремлением внести в жизнь окружающих людей (это может быть в школе, совхозе, лагере и т. д.) что-то важное, полезное, интересное. А главное — заботливым отношением к каждому, к его мнению, предложениям, переживаниям, к его вкладу, пусть еще поначалу совсем малому, в общее дело.

Прочно вошел в жизнь с первых выездов в школы и принцип коллективного обсуждения итогов дела: обычно сразу же по окончании «Операции» или после короткого отдыха мы проводим так называемый сбор-«Огонек», на котором сначала первичными микроколлективами. А потом все вместе после обмена мнениями и предложениями приходим к общему решению по трем группам вопросов:

Что у нас получилось? Что было хорошего и почему?
Что у нас не получилось? Что было плохо и почему?
Что можно использовать в будущем? Где? Как лучше?

За долгие годы мы убедились, что коллективные творческие дела — это центральное звено воспитательной работы.

Нам представляется, что прежде всего конкретное, интересное дело служит коммунистическому воспитанию, всесторонней и целостной подготовке к труду, так как в нем сливаются политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание, соединяются воедино формирование знаний и убеждений, чувств и привычек поведения, способностей и черт характера, развивается активная гражданская позиция и воспитанников и воспитателей.

…Быстро летит время. Все новые и новые поколения студентов-герценовцев и их товарищей проходят трудную и увлекательную школу Коммуны имени Макаренко. Многие участники наших «Педагогических десантов», коллективных творческих дел трудятся ныне в разных концах страны учителями и старшими пионервожатыми, методистами и инспекторами, преподавателями училищ и ВУЗов.

Опытными педагогами, мастерами учебно-воспитательной работы стали те, кто создавал Коммуну: Лариса Ивановна Корикова и Людмила Степановна Воробьева увлеченно работают с младшими школьниками в близкой Гатчине и далекой Инте. В поселке Сясьстрой четырнадцатый год учительствует Ольга Николаевна Молочникова. Защитили диссертации и стали преподавателями ВУЗов, воспитателями новых педагогов Маргарита Алексеевна Бесова и Инесса Давыдовна Аванесян…

Коммуна уже давно не одинока. Ее выпускники и друзья создают родственные ей по духу творческие общественно-педагогические коллективы.

Пять лет назад мы создали первый в стране макаренковский мемориально-методический центр. Здесь собираются, оформляются различные материалы по теории и методике «Педагогики общей заботы», о жизни и деятельности А. С. Макаренко, его соратников, воспитанников, последователей. Ежегодно в макаренковском центре, который размещается теперь в помещении педфака ЛГПИ в доме № 2 по переулку Каховского, знакомятся с его фондом сотни студентов и педагогов Ленинграда, области и других районов страны.

Этот центр — база макаренковской секции Ленинградского областного отделения Педагогического общества РСФСР, включающей теперь, кроме самой коммуны, целый ряд творческих объединений. Коммуна и макаренковская секция работают совместно с общественной лабораторией комплексного подхода к воспитанию, созданной Ленинградским отделением Педобщества.

Сотрудники лаборатории — ленинградцы и их друзья разрабатывают общую и конкретные комплексные системы коммунистического воспитания в разных типах социальных объединений: в начальных классах и общешкольном коллективе. В детском саду и пионерском лагере, в районном и городском пионерском штабе, в педагогическом училище, институте.

Много нового и в самой коммуне. В ее составе теперь уже не только студенты педагогического факультета, но и будущие математики, физики, историки, литераторы… Все более сложные доклады, все более глубокие дискуссии звучат на наших «Средах». Все более важную роль в ее жизни играют летние макаренковские экспедиции, встречи с бывшими сотрудниками и воспитанниками А. С. Макаренко, сбор материалов для книги о них, для «Путеводителя по макаренковским местам».

Но по прежнему как и в первые месяцы, в первые годы, всех коммунаров — старших и младших — объединяют коллективные творческие дела. По прежнему эти дела — главное в Коммуне, основа ее жизни и как научного студенческого коллектива, и как педагогического отряда, и как школы будущих педагогов, школы комплексного подхода к воспитанию.

(«Ленинградская правда», 23 ноября 1978 года)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=