Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Протокол № 9

(от 4 марта 1957 года)

Присутствовали:

Сыч, Пик, Борисова, Машенина, Иванов, Жежко, Хаславский, Кацнельсон.

Повестка дня:

1. Обсуждение статьи Э. Машениной в журнал «Вожатый» по поводу статьи Киршиной «Формы ради».

Хаславский: Я Элле высказывал ряд мыслей, но она их не раскрыла. Речь идет о подготовке кадров самих вожатых. Вот я пришел работать в школу. Готовится сбор. Вожатый спрашивает, сколько он будет проходить. Отвечаю: «Часа два с половиной».

— Нет, не пойдет. Нас в педучилище учили, что сбор должен быть не больше двух часов!

Но ведь жизнь куда богаче всех лекций. Нельзя на лекциях по педработе предусмотреть всё. Часто мы сами делаем ребят формалистами. Послушайте выступление третьеклассников на сборе. Они говорят словами, которых никогда не употребляют в жизни. Вот проводили в третьем классе сбор о Дворцовой площади. Даже взрослые умилились, до чего же красиво говорили ребята. А что они поняли из своих собственных рассказов — это никого не волнует.

И потом я против линейки. Проходит сбор о Пушкине. Вся подготовка к сбору — разучивание сказки о «Рыбаке и рыбке». Какое отношение имеет она к линейке?

Сыч: Но, ведь сбору предшествовала большая работа. Линейка — это символ, а не просто форма. Она должна иметь большое значение и большое содержание. Ведь пионеры не понимают её смысла, потому что мы не объяснили им.

Борисова: У нас много всяких постановлений о том, сколько раз и когда надо проводить сборы, и очень мало понимаем мы, каким все-таки должен быть сбор.

Машенина: Мало понимаем и как вести себя с инспекторами. Пришли ко мне и спрашивают о том, какие дружинные сборы были во второй четверти. Отвечаю, что никаких — к елке мы готовились. Зачем шестому классу проводить ещё сбор, если они захотели провести новогодний вечер. Не понимают и, конечно, обвиняют меня.

Пик: На каждом сборе пионеры должны узнать что-то новое.

Борисова: Страдают наши пионеры и от однотипности сборов. Сбор не только итог или старт. А разве нельзя на сборе решать свои повседневные дела, подсказанные жизнью? Нет, сбором считают только заранее запланированное мероприятие. Поэтому и пионерского духа в них нет. С этого надо начинать.

Пик: А почему это происходит? Сверху требуют!

Сыч: Мысль о так называемых торжественных и рабочих сборах надо провести в статье. Можем ли мы, например, считать сбором отряда, сбор макулатуры, в котором принимают участие все пионеры? Или сбор будет только тогда называться сбором, если он будет торжественным и тщательно подготовленным. Я не согласна с Хаславским. У нас еще очень мало настоящей, подлинной торжественности. А ведь приподнятость духа очень важна в воспитании.

Кацнельсон: Я категорически не согласна с Хаславским. Нельзя идти по линии уничтожения традиций, когда мы хотим умножать и укреплять их. Сбор — основная форма коллективной работы пионеров. И надо создавать методику их проведения, а не уничтожать. 12-й съезд высказался против всякой регламентации. Сборы могут быть на самые разные темы. Я бы, например, сбор о Гайдаре провела весь в виде викторины — активизировала бы всех ребят. Хороших сборов у нас огромное количество. Нужно отказываться от громких, пафосных названий, но по содержанию разговор на большие темы должен быть. Самое страшное у нас — расхождение слов с делом. Наши сборы учат хорошо и красиво говорить, а надо, чтобы они учили делать. Методика проведения сборов должна быть и ею должны овладевать вожатые. Как можно больше практических сборов.

Жежко: Статья Эли — наш коллективный ответ. Надо использовать все мысли, которые высказывались при прошлом обсуждении. Статья товарища Киршиной рассказывает о плохих сборах, заставляет задуматься над причинами. И главное для нас — вскрыть причины. О них прошлый раз много говорилось. Надо, чтобы это нашло отражение в статье.

Иванов: Исходить надо из самой статьи. Главное в ней — рассказ о расхождении слова с делом. Мы не можем совсем отказываться от роли слова в воспитании, но мы против громких фраз, непонятных и неосознанных. Мы за то, чтобы словесное воспитание, развитие сознания дополнить практическими делами. Речь должна идти о единстве слова и дела.

Дальше в статье речь идет о культуре поведения. Этот же сбор можно было провести совсем иначе. Первая мысль: повседневная борьба за пионерскую честь. Борьба разнообразными приемами: молнии, отклики, взаимные рейды. Контролируя других, пионеры невольно сами проверяют себя. Вы правильно ратуете за символику и атрибутику. Это каркас, который сдерживает, дисциплинирует, воспитывает. Это — одна из форм воспитания чувства гордости за принадлежность к пионерской организации.

Вторая мысль, отчетливо прозвучавшая на съезде художников, — разнообразие приемов, стилей, форм. У нас в практике еще много убожества, примитивизма. Разнообразные формы диктуются всем многообразием нашей жизни.

Третья мысль: мы за яркость формы, ее впечатляемость, т. к. это средство воздействия на чувства. Знание превращается в убеждение, когда оно согревается чувством, эмоциями. Мы за выдумку, изобретение интересных и ярких форм, приемов.

Четвертая мысль: мы за осмысленность формы. Линейка проводит черту между обыденной суетой и самим сбором. Сами пионеры должны понимать значение той или иной формы. А у нас звеньевые часто не понимают, зачем надо отдавать рапорт.

Говоря о разнообразии сборов надо выделить и дружинные сборы. Ведь в их проведении есть особые трудности. А решение о том прекратить ли сбор или нет — должно быть решением самих ребят.

Предложение: Машениной и Хаславскому к следующему понедельнику доработать статью и послать ее в журнал.

2. Обсуждение плана статьи Л. Борисовой в сборник.

В порядке обсуждения были заданы вопросы:

Кацнельсон: Вы будете говорить о второй стадии работы с пионерами, когда они сами становятся инициаторами полезных дел. Это очень хорошо, это идеал, к которому мы стремимся. Но как вы покажете первую стадию работы — воспитание на поручениях?

Борисова: А я не воспитывала. После того как они сами намучались, когда не могли придумать для себя полезные дела — с радостью ухватились за те поручения, которые им давались. Только поручений я им давала мало. Больше рассказывала о путях, идя которыми они могут найти для себя полезные дела.

Сыч: Надо всё-таки проанализировать и первый период. Какие возможности были использованы, а какие — нет. А то получится, что у тебя просто гениальные дети, которым и вожатые не нужны.

Машенина: А повседневные дела у тебя не консервируются в период подготовки к большим дружинным мероприятиям?

Борисова: А у меня таких больших и не было. Сбор к 23 февраля мы подготовили за два дня, и прошел он замечательно. Вот к 8 Марта идет большая подготовка, но вся она связана с теми же повседневными делами.

Иванов: Людмила Глебовна, надо обязательно использовать материалы педсовета, а то не получится объективного анализа, всё может быть сведено к рассказу об успехах. А ведь на практике это не совсем так.

ПОСТАНОВИЛИ:

План одобрить. 11 марта обсудить первую часть статьи.

3. Обсуждение продолжения статьи Сыч и Жежко в сборник.

Пик: Все замечания, на которые им указывали, они учли и исправили.

Борисова: В прошлом варианте в этой части совсем не было объективного анализа, а сейчас он дан хорошо. Только там, где речь идет об отряде, хоть в скобочках указывайте класс.

Иванов: Линия объективного анализа хорошо выдержана. Всем товарищам надо следовать их примеру.

ПОСТАНОВИЛИ:

Написанную часть одобрить, к 25 марта закончить работу.

4. Разное.

— План дальнейших чтений статей к сборнику:

11 марта — статьи Борисовой и Пик.

18 марта — Машениной, Жежко и Кацнельсон.

25 марта — Сыч и Жежко, Кузнецовой и Новогрудской.

— На научно-практическую конференцию вынести на обсуждение доклады:

Пик «Дружба двух дружин»;

Жежко и Сыч «Работа Совета дружины и пионерского актива»;

Борисова «Повседневная работа в дружине»;

Машенина «Соревнование двух дружин»;

Жежко «Работа пионерского звена»;

Кацнельсон «Работа с районным пионерском активом»;

Новогрудская «Работа вожатого, вновь пришедшего в школу».

— Предложение Пика: отметить 19 мая — День рождения пионерской организации — большим праздником пионерских дружин членов СЭНа. Поручили Пику и Борисовой разработать примерный план проведения праздника.

— Сообщение И. П. Иванова о лагере.


Суворова Татьяна 11 Января 2011 - 21:37
Интересно читать и находить истоки педагогической мудрости методики И.П. Иванова.
Исторические документы всегда ! очень важны для понимания сущности явления.
[Ответить] [Ответить с цитатой]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=