Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Протокол № 7

(от 11 февраля 1957 года)

Присутствовали:

Борисова, Новогрудская, Кузнецова, Иванов, Жежко, Хаславский, Пик, Сыч, Квашина.

Повестка дня:

1. Обсуждение второй части статьи Сыч и Жежко.

После зачтения статьи развернулось живое обсуждение.

Борисова: Пойдет ли в статье разговор об учете соревнования звеньев? Как показывает практика это чрезвычайно важно.

Сыч: Обязательно пойдет. У нас в дружине ведутся звеньевые дневники. Пока они далеки от совершенства и разговор о них в статье обязательно будет.

Кузнецова: Как организуется учет соревнования со стороны совета дружины? Какова роль совета дружины?

Сыч: От имени совета дружины работу звеньев контролирует ПЛК. Во второй четверти итоги подводили только при обсуждении работы на пионерском активе. Это мало и нас не удовлетворяет, поэтому сейчас ищем новые формы.

Кузнецова: Каким образом итоги соревнования становятся известны всем пионерам? Сообщение по радио до всех не доходит.

Сыч: Мы проводим специальные линейки. После того, как звено Егоровой получило вымпел «Лучшему звену района», хотели провести общедружинную линейку, но чисто технически, это не удалось сделать, поэтому провели линейку звеньевых в пионерской комнате.

Кузнецова: Мы в своей школе в ходе такого соревнования проводили специальные линейки каждые две недели. На них подводились итоги, вручался вымпел.

Сыч: Совершенно правильное предложение. В 3-й четверти мы это обязательно сделаем.

Кузнецова: На какой период вручается вымпел?

Сыч: Вначале итоги подводили через две недели, теперь для поднятия работы — каждую неделю. В дальнейшем думаем вернуться к подведению через две недели.

Кузнецова: Мы не просто вручали вымпел, а давали право рапорта лучшим звеньям. Постановление читал председатель совета дружины.

У меня еще одно замечание. Основная тема статьи — совет дружины. Может быть имеет смысл рассказать о составе совета дружины, больше показать отдельных ребят, их рост, усиление их активности, их влияния на остальную массу пионеров?

Квашина: У меня замечание об активе, который разработал Положение о соревновании. В статье говорится, что ребята взяли за образец районное Положение. В действительности знали о нем только мы, старшие вожатые. В том-то и заслуга этого актива, что он сам пришел к тем же мыслям, которые имелись в районном Положении. Так, например, пункт «В звене четкая пионерская дисциплина» предложили сами ребята.

Борисова: Вы будете рассказывать о создании в 6 классе двух звеньев. Надо обязательно рассказать и о тех пионерах, которые были в третьем звене и сейчас растворились в этих двух. Ведь бывает и так, что в звене работает половина ребят, а вторая ничего не делает, а звено всё-таки считается лучшим. Здесь очень важно показать самих пионеров. Ведь успех работы звена рождается дружбой его членов.

Пик: В этой части статьи много говорится о сборе. Я на нем был и описание его меня не удовлетворяет. На сборе я совсем не почувствовал роли актива. У меня сложилось впечатление, что главную роль играл на сборе не пионерский, а комсомольский актив.

Недостатки сбора: театрализованное представление — его смысл до моих ребят не дошел. Может быть надо было дать больше пояснений к тексту. Основной недостаток сбора, по-моему мнению - не было веселой части. «Ой, мы думали повеселиться» — разочарованно говорили мне ребята. Ведь даже для взрослых это имеет значение. Игры и танцы проводятся даже на комсомольских конференциях. Надо показать и как шло сближение наших пионеров. Поставили нас на правый фланг, а потом и забыли.

Борисова: То, что в проведении сбора помогали комсомольцы — это очень хорошо и эту мысль надо всячески пропагандировать.

Сыч: Мы организационно спасли этот сбор только тем, что нам помогали комсомольцы. Без них было бы очень трудно. Ведь непосредственно в сборе было занято около 350 человек. Да и пришлось занять почти всё помещение.

Хаславский: О сборе в статье говорить надо обязательно. Я на нем не был, но из статьи сложилось впечатление, что он вообще был не нужен. Сбор задумывался как итог — не получилось. Решили провести как сбор-старт — тоже не получилось. Ребята не осознали, зачем этот сбор был нужен. Сбор прошел впустую. Наглядная агитация за изучение революционного прошлого должна была быть дана в массовке. Ребята на сбор должны были идти с тем, что они уже сделали. Иначе такие сборы превращаются в простые «мероприятия».

Сыч: Может быть такое театрализованное представление и не стоило проводить, но сказать, что сбор не имел вообще никакого смысла — неверно.

Борисова: Я не согласна с Хаславским. Сбор имел смысл уже потому, что ребята к нему готовились. Каждый участник что-то делал, что-то переживал и поэтому он о сборе будет вспоминать.

Хаславский: Надо более четко вскрыть главную причину, почему сбор не достиг цели, из вашей статьи ясно представляется внешняя причина. Надо привести текст Обращения совета дружины. Это поможет понять. Каждому члену совета дружины следовало бы дать поручение, связанное с выполнением того или иного пункта Обращения.

Квашина: Главная ошибка в том, что мы увлеклись подготовкой самого театрализованного представления, не обратив должного внимания на содержание работы.

Иванов: Я вообще не понимаю, что вы написали. Линии, которая четко наметилась в первой части статьи, здесь нет. Где же совет дружины? Правильная мысль Валентины Петровны о составе совета. Вы забыли о живых ребятах. Вспомните доклад Наталии Александровны на пед. чтениях — ведь заслуга его в том, что он показал живых ребят, их рост, их жизнь… Надо и сейчас показать рост членов совета дружины, ведь наиболее важна эта внутренняя линия.

Очень интересную мысль высказали сегодня товарищи о комсомольцах. Речь идет о наличии в наших школах двух активных единиц — пионерского и комсомольского актива. Очень важно показать их соотношение, разделение труда и его общность. Это важно, т. к. это и есть живая, практическая работа. И сбор дружины — чудесная почва для взаимного обучения.

Надо вскрыть и рост членов совета дружины под влиянием комсомольцев. Надо показать, какие возможности не были использованы в этой работе. Надо в статье пофантазировать: «А можно было бы сделать так-то и так-то». Надо показать неиспользованные возможности и использованные тоже подчеркнуть.

Важна и работа с Обращением, нужно осмысление самими ребятами существа проводимой работы. Ведь до каждого пионера Обращение, конечно, не дошло. И нам надо предусмотреть, как бы в нашей работе с пионерским активом не потерять саму массу пионеров, это надо очень критически проанализировать.

Вообще Вам надо обязательно вернуться к очень ценной линии объективного анализа, который был в первой части вашей статьи.

Покажите отношение самих звеньев к соревнованию. Как чувствуют и как ведут себя звенья «не лучшие». Ведь в практике они теряют вкус к этому соревнованию — «всё равно нам лучшими не быть». Комплексное соревнование звеньев нам надо, но может быть иметь еще и маленькие вымпела, вручаемые звену за маленькие дела в какой-то области, тогда звеньям будет легче подниматься. Вымпела за определенный вид работы.

В статье необходимо раскрыть взаимоотношения совета дружины и совета звеньевых. Дело здесь не в названиях, а в содержании их работы. Стоило поразмыслить и очень критически над самой программой соревнования. Какие пункты в нем правомерны и какие нет, какие нужны, а без каких можно обойтись, какие вообще только мешают. Надо подумать и о содержании соревнования для различного возраста.

Лучшее звено — понятие растяжимое. В Положении первые два пункта (успеваемость и дисциплина) — есть результат того, что уже просто вдолбили детям. Надо и здесь подумать и здесь помечтать, надо придумать и свое отношение к моральным требованиям. Пункты должны быть легко проверяемыми, очень конкретными.

Комсомольцы ведь тоже готовятся к 40-летию. Нельзя ли эти два параллельных потока как-то соединить? Ведь, так называемое, «шефство» у нас проводится очень плохо. Комсомольцам в основном отводится роль репетиторов. Это не удовлетворяет ни комсомольцев, ни пионеров. Надо подумать над возможностью вместе работать, в ряде случаев шефов и подшефников. Соревнование по очень конкретному делу, чтобы они вместе боролись за какую-нибудь цель (сбор бумаги, шефская работа в домохозяйствах).

Жежко: Сегодня товарищи своей критикой оказали нам серьезную помощь в дальнейшей работе над статьей и за это мы сердечно благодарим всех. Очень ценно и то, что в нашей работе, я имею в виду работу нашего «звена» настало время такого серьезного критического осмысления работы каждого со стороны всех.

Все замечания совершенно правильны. Они помогут не только в работе над статьей, но, и это еще более важно, в практической работе вожатых 157 школы.

2. Сообщение т. Квашиной о совещании в Москве.

т. Квашина рассказывает о работе туристской секции. Останавливается на вопросах, касающихся нашей предстоящей работы в лагере:

1. Разновозрастные отряды.

2. Объединение совета звеньевых, совета председателей, совета педагогического в общий совет лагеря для решения определенного круга вопросов.

3. О проведении двух физ. зарядок.

4. Об отрядных линейках.

5. О подготовки кадров самих отрядных вожатых — каждый из них должен быть умельцем.

6. О практике проведения костра отважных — типа туристической эстафеты.

3. Разное.

1. Сообщение Жежко о дальнейшей работе над сборником.

2. Сообщение Иванова И. П. о необходимости детального обсуждения на следующем понедельнике костра дружбы (надо критически обсудить саму дружбу двух дружин, нельзя допустить топтания на месте, работа должна непрерывно идти вверх).

3. В субботу фестивальный вечер проводит В. П. Кузнецова. Всем необходимо быть (16 школа — Большой проспект, 84).



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=