Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
Борисова, Кузнецова, Петрова, Тарасова, Машенина, Жежко, Иванов, Пик, Сыч, Хаславский.
Борисова Л. Г.: Мне материал очень понравился. Чувствуется, что соревнование — дело конкретное и ребятам понятное. Хорошо, что Элла и Виола сумели показать, что придумали многое сами. Сейчас им надо записывать всё очень подробно. Потом, при окончательной обработке мелкие детали уйдут, но сейчас их терять нельзя.
Кузнецова В. П.: Если одну статью пишут вдвоем, то не стоит писать «я» и «я». Непонятно как это потом сольётся воедино. Тарасова говорила, что они будут проводить специальное совещание с отрядными вожатыми. Может быть предложить и им вести дневники наблюдения?
Сыч Н. А.: Пока сказать, как будет выглядеть статья трудно, но записи обязательно должны быть одновременными. Сейчас они должны быть очень подробными. Есть много хороших деталей, например реплика: «Чего это они в пионерскую форму вырядились?» Это ведь уже сама жизнь и живые ребята. Из прочитанного складывается впечатление, что пока вся работа носит стихийный характер. Вот ребята не пошли на елку — забыли, а почему вожатые не напомнили? Может быть надо рассказать о нашей цели соревнования и отрядным вожатым, а то ведь они могут упустить главное.
Жежко М. В.: Мне думается, что для их статьи наиболее удобна дневниковая форма записи. Ведь идет соревнование двух школ, во главе которых стоят две вожатые. У каждого будут свои особенности, свои выводы, свои размышления. А скомпоновать записи это уже не так сложно.
Кроме того мне кажется, что в записях должна быть не просто констатация фактов, но и думы самих вожатых. Следующий этап работы их — поразмыслить над написанными отрывками.
Иванов И. П.: Опыт, который они начали описывать — очень интересный. Такого материала еще не было, о нем не писали. Само начало уже многое обещает. Дневниковая форма будет наиболее удачной, т. к. даст возможность изложить материал в виде живого и правдивого рассказа. Правы товарищи, что надо сейчас размышлять по поводу отдельных удач и неудач. Схватывайте живые факты, обязательно фиксируйте их. Впечатления вожатых отрядов можно будет потом вставить в виде беседы. Могут быть и размышления по поводу поведения другой вожатой, при проведении совместных дел.
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить работы т. Машениной и т. Тарасовой. Предложить им и в дальнейшем вести подробные записи, набирать материал, одновременно его анализируя.
Сыч Н. А.: Мне очень понравилось, особенно выдержки из дневника. Жаль только, что повествование бесстрастное, сухое. Надо меньше общих фраз и побольше страстности. Может быть лучше начать с воспоминаний родителей или с какого-то интересного случая. Сам момент приема в пионеры дать после проведения бесед и текста бесед. Здесь тоже должен быть анализ по каждому отдельному моменту.
Петрова: Я согласна с Наташей. Немного суховато. Стихи, тексты бесед надо включить обязательно. Этот материал очень трудно найти, а у Вали его так много.
Тарасова: Если это методический сборник, то надо давать все тексты бесед. Они нужны не только новичкам, но и вожатым со стажем.
Иванов И. П.: В. П. Кузнецова немножко не в том жанре пишет. Вы написали статью для журнала «Вожатый», а у нас ведь идет разговор «по душам». Понятно, почему это произошло: за годы работы сложились определенные привычки, привычка к описательству. У Вас богатейший материал и он просвечивает сейчас через шаблонные фразы, а надо, чтобы он засверкал. Напишите очень от души, с лирикой так, как вы пишете письма. Или представьте себе, что вы спорите с кем-то и все время пытаетесь отстоять свое мнение. Это должна быть статья лирико-публицистическая по форме и методическая по содержанию. Ведь именно таким задумали мы наш сборник. И не надо всё раскладывать по полочкам, читать будет скучно. Надо выделить спорные места (например: составлять ли сводные отряды или нет). Надо давать факт, а потом размышлять о нем. Надо, чтобы читатель почувствовал и многолетность нашей работы. Ведь не сразу же вы пришли к тому, что думаете сейчас. И это надо показать. Показать, как эти мысли зародились, какие трудности вставали на вашем пути, как они преодолевались.
ПОСТАНОВИЛИ:
Одобрить начало работы т. Кузнецовой. Отметить богатейший материал, который она собрала. В дальнейшем постараться переработать форму изложения, учитывая пожелания товарищей.
Игорь Петрович поделился своими впечатлениями о совещании, рассказал о ходе совещания и об отдельных выступлениях.
И. П. Иванов обратил внимание членов актива на необходимость систематического освещения материала в «Ленинских искрах». Уже сейчас надо дать материал о начале соревнования 189 и 203 школ. Его должны написать сами пионеры. т. Кузнецовой необходимо подготовить заметку о приеме в пионеры.
Сообщение Пика В. П.:
В интернат приезжала группа вожатых г. Москвы. Больше всего им понравилась пионерская ракета, которую они тут же разучили и сказали, что по приезде в Москву первое что сделают разучат ее с ребятами.
Председатель совета дружины школы-интерната Галя Монахова уезжает с делегацией ленинградских пионеров на слёт в Сталинград.
27-го в интернат приезжала делегация 4-го класса 157 школы. Они все вместе провели день с четвертым классом интерната. Это очень ценно, т. к. дружба ребят становится конкретней.
ПОСТАНОВИЛИ:
1. На следующей неделе, в понедельник, заслушать статьи Борисовой, Сыч и Новогрудской «Мысли о совете дружины» и сообщение Квашиной о впечатлениях с совещания в Москве.
2. 30-го всем пойти в Дом Учителя на обсуждение повести Л. Кабо «В трудном походе».
3. 31-го пойти в ТЮЗ на просмотр спектакля «Взрослые дети».
4. Жежко связаться с Барбаровой, Новогрудской и Салтыковой узнать причины отсутствия и сообщить о встречах (30-го и 31-го).