Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Протокол № 2

(от 14 января 1957 года)

Присутствовали:

Иванов, Жежко, Пик, Тарасова, Новогрудская, Барбарова, Сыч, Квашина, Смерячкова.

Место проведения:

321 школа Фрунзенского района.

Повестка дня:

1. Рассказ директора школы № 321 М. Г. Баранова о поездке в Китай.

Срок обучения в китайской школе — 12 лет. Начальная школа существует отдельно от средней. В ней обучение — 5 лет. Средняя школа делится на «младшую среднюю» и «старшую среднюю».

Очень интересны сами школьные помещения. Они, как правило, малоэтажные. Выход из классов — прямо на улицу. А в городах, где территория не позволяет, школы строятся в 3-4 этажа. В таком случае в здании обязательно имеются открытые балконы, на которых школьники проводят время, отведенное на перемены.

Школа — это своеобразный городок. Обязательно — спорт. площадка. В 6-ой школе г. Пекина 2400 человек одновременно делают зарядку. Построение занимает 2,5-3 минуты. 60 колонн по 40 человек в каждой. Зарядка делается дважды. Утром и между 3 и 4 уроками. Кроме того, каждый класс в неделю имеет 2 часа на физкультуру.

Кабинеты также расположены в отдельных корпусах. При каждом две аудитории и обязательно большой зал для лабораторных работ и кружков. Но это в городах. В провинциях — школы маленькие.

В Китае на 1 сентября 1955 года обучалось 53 млн. детей, на 1 сентября 1956 года — 62 млн. детей. Но это составляет 52% детского населения, 48% еще не обучается.

В начальной школе уроки пения занимают примерно в два раза больше, чем уроки географии, истории, ботаники. То же самое и с физкультурой. Больше всего времени отводится на изучение родного языка и арифметики.

В неполной средней школе существует специальный курс политграмоты. В старшей школе — введение в философию. Иностранный язык изучается только в старшей средней школе.

В Китае очень трудно с учителями. Только 1% из 1,5 млн. учителей имеют высшее образование. 39% — в пределах начальной школы. Почти все учителя в стране учатся.

В Китае традиционны школы-интернаты. В крупных школах-интернатах учатся и живут по 2-2,5 тыс. учеников.

Китайский народ поражает своей простотой. Для него характерно «без излишней застенчивости и без развязной грубости». Ученик говорит учителю: «Прошу меня извинить — я не выучил этого урока». Когда ему ставят двойку — благодарит.

Объясняется это присущими китайскому народу чертами характера, максимальным уважением к людям. Так, в стране была проведена специальная компания «борьбы с суетой и вздорностью».

Пионерская организация начала свою деятельность в 1953 году. До этого времени в стране существовали различные детские организации типа скаутских. Во многом копируют нашу организацию юных пионеров. Та же форма, те же атрибуты. Отличие: китайские дети более самостоятельны. Причины: а) необычайно высокая степень дисциплинированности; б) романтическая устремленность, вера в свои силы; в) общественная значимость работы пионеров. Сейчас — участие в борьбе с неграмотностью. Лозунг: «Я считаю нужным поделиться тем, что я лучше знаю». (Самостоятельное ведение различных кружков. Хором в 175 человек самостоятельно руководит пионер 5 класса).

На старшей вожатой в основном лежат организаторские функции. Она — организатор, а не нянька. Например: в выпуске стенных газет. Сама форма их очень оригинальна. Они пишутся мелом на специально предназначенном для этого участке стены. Часто меняются. Очень большие. Одна из них занимает 68 шагов в длину.

2. Обсуждение статьи Н. А. Сыч и М. В. Жежко «С чего мы начинали».

Н. А. Сыч познакомила товарищей с планом работы и зачитала написанный отрывок, рассказывающий о работе дружины 157 школы в первой четверти этого учебного года.

ОБСУЖДЕНИЕ:

Иванов: Написано хорошо. Хорошо дан анализ — это очень важно. Удалось показать трудности, противоречия.

Новогрудская: Интересно слушается. Очень хороший материал.

Квашина: Мне кажется, что отчетно-перевыборный сбор — это не только результат плохой подготовки. Этот вопрос надо вынести в самостоятельную статью. Если его дать сейчас, потом нельзя будет использовать.

Сыч: Такой подход неверен. Мы ведь даем только начало и вскрываем причины неудач. В следующий сборник мы дадим продолжение работы, наш майский отчетно-выборный сбор.

Пик: Может быть я не понял, но мне бы хотелось получить практические советы, как добиться того, чтобы я молчал, а ребята говорили.

Иванов: Фактически тема статьи — год работы. Но надо материал сконцентрировать вокруг одного, центрального вопроса. Таким вопросом, по-моему, должен стать совет дружины.

Кузнецова: Надо осветить и вопросы подготовки совета дружины. Для всех нас — это одно из наиболее трудных дел. Поднять вопрос и о 3-4 классах, как совет дружины организует работу с ними.

Жежко: Замечания товарищей совершенно справедливы. Все предложения нами тоже учитывались. Они будут отражены в дальнейшей работе над статьей. Здесь ведь речь идет только о первом периоде, первой четверти. Мне хотелось бы несколько слов сказать о самой системе, подходе наших товарищей к написанию статей. Наташа в этом отношении дает прекрасный образец. Надо обязательно написать искренне, даже если это не всегда приятно. Только правдивый рассказ о собственных ошибках, с хорошим анализом причин сделает наш сборник интересным и, главное, нужным пособием для старших вожатых. Обязательным требованием ко всем нам является ведение дневников. Без записей мы потеряем тех детей, о которых собирались писать. Мне кажется, что здесь Игорю Петровичу надо проявить больше требовательности ко всем нам.

Иванов: Очевидно, написанное Сыч и Жежко должно быть нами одобрено. Пожелаем и всем остальным товарищам таких же успехов.

3. Орг. вопросы.

И. П. Иванов сообщает, что по договоренности с Лениздатом наш сборник должен быть сдан в работу в начале апреля. Поэтому во время весенних каникул будут проведены пед. чтения для старших вожатых города, на которых статьи подвергнуться обсуждению. После того, их необходимо будет доработать и 3-4 апреля сдать.

Следующая встреча — в институте. На ней предлагается обменяться планами работы и своими соображениями на третью четверть.

Жежко М. В. предлагает заслушать сообщения двух вожатых, чтобы было легче обсуждать общую работу.

Решено заслушать сообщения о плане подготовки к фестивалю Пик В. П. (1-ая школа-интернат) и Новогрудской И. А. (321 школа).

В пятницу, 18 января — встреча всех членов бригады у т. Косаревой в Обкоме комсомола. Каждому необходимо продумать и подготовить свои замечания по работе в летнем загородном лагере.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=