Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

Протокол № 10

(от 11 марта 1957 года)

Присутствовали:

Пик, Борисова, Кузнецов, Петрова, Новогрудская, Иванов, Жежко, Сыч, Хаславский.

Повестка дня:

1. Обсуждение статьи Вигдоровой «Костер без пламени», опубликованной в «Литературной газете».

РЕШИЛИ:

Каждому члену СЭНа продумать основные вопросы, которые вызывает статья Вигдоровой и к следующему понедельнику дать И. П. Иванову материал для ответной статьи.

2. Обсуждение статьи Машениной Э. в журнал «Вожатый» по поводу статьи Киршиной.

Пик: У Эллы главный упор сделан на то, что старшие вожатые проводят формальные сборы только, якобы, боясь обследования. С этим согласиться трудно. Хотя бы потому, что в школы работники райкомов заглядывают настолько редко, что они никак не могут воздействовать на стиль нашей работы. Дело в том, что мы и не знаем, как надо работать правильно. Ведь и работники Дворца пионеров, рассказывая о сборах, тоже ориентируют нас неправильно, обращая больше внимания не на внутреннюю подготовку сбора, а на его внешнее оформление. Надо серьезно ставить вопрос об обучении самих старших вожатых.

Борисова: Но доля правды в статье есть. Ведь отчет ты будешь писать. А в нем всё равно надо отвечать на бесконечные «сколько».

Кузнецова: У нас в школе произошел ужасный случай, который лишний раз показывает справедливость и выступления Вигдоровой, и заметок Машениной. Ребята 6-го класса решили к 8 марта провести сбор, вернее просто вечер, т. к. к сбору они ничего не готовили. Проводить вечер им не разрешили, тогда они устроили танцы прямо в раздевалке. Директор школы, взяв учителя английского языка, пошла к ним и приказала уйти из школы. И вот 8 марта урок английского языка в классе был сорван. Войдя в класс учительница увидела повешенную на доску швабру, стол, залитый чернилами, а сами ребята встретили ее топотом. Она ушла. Учителя решили в этот день в класс не ходить. А я с ними провозилась до пяти вечера. Один мальчик — Леня Иванов сказал, что швабру повесил он, но девочки закричали, что он врет. В конце концов мне удалось найти зачинщиков. Главной оказалась староста класса. И что ведь страшно: мамам они готовили подарки, думали и знали, что 8 марта — большой праздник, а с учительницей поступить так страшно не постеснялись.

Пик: Статья называется «Формы ради», но надо показать, что и формы бывают разными. Сама Форма тоже великая вещь. Ведь содержание тимуровской работы сейчас по существу одно и то же (по сравнению с Тимуром Гайдара), а формы разные, и они определяют успех дела. Тогда пионеры учились поступать красиво по секрету, а сейчас это стало очень показным и это вредно. Если ты сделал что-либо хорошее — ждешь, что за это что-то обязательно получишь.

Кузнецова: Таких примеров можно привести много. Одна учительница 3-го класса сказала: «В прошлом году мы собрали много бумаги, а нам за это ничего не дали. В этом году мои пионеры собирать бумагу не будут».

Петрова: Мы проводили концерт у шефов на заводе «Кинап». Так потом меня ребята спрашивают: «А нам вынесут благодарность?»

ПОСТАНОВИЛИ:

Статью Машениной в журнал «Вожатый» послать. Поднимаемые в статье и при обсуждении вопросы учесть в процессе работы над докладами к научно-педагогической конференции.

3. Обсуждение статьи Л. Г. Борисовой «За повседневные дела».

Иванов: Написано еще немного, поэтому интересно знать, что же будет дальше и какие основные мысли вы будете защищать.

Борисова: Дальше я покажу, как мы подошли к мысли о необходимости соревнования. А вместе с этим и мысль об учете своих дел. Любопытно, хотя и вполне закономерно, что на новом этапе работы звеньевые типа Тарасевича сразу померкли. Подведение первых итогов соревнования — пропаганда хорошего опыта.

Основная мысль: мы говорим, что в пионерской организации должно быть интересно, но ведь важно и чтобы было полезно. Развязывание инициативы и дает возможность связи интереса и полезности работы. Если пионеры сами выбирают себе дело по душе, то оно им уже интересно.

Пик: Лозунг — полное развязывание инициативы — вредный. Зачем тогда надо учить старших вожатых? Давайте положимся на детскую инициативу и будем только наблюдать. Нет. Им надо предложить несколько дел, пусть из них и выбирают. Надо показать, как ты их заинтересовываешь. Надо показать методику работы вожатого, ведь одни только «календари» ничего не решают. И еще надо помнить, что мы работаем с пионерами. Можно было бы взять обыкновенный класс, разбить его на бригады и собирать лом. И эту мысль о специфике форм пионерской работы надо проводить через все наши выступления. Нужна ли пионерская организация? Конечно, нужна. Но почему? Над этим надо думать.

У тебя в звеньях есть и не пионеры. В чем же их отличие от пионеров. Их меньше пилят и меньше заставляют делать.

Новогрудская: У меня недавно произошел интересный случай. Пришли ребята и спрашивают: «А можно ли в календари Полезных дел записывать дела не пионеров?» Я им сказала, что нет. Ведь речь идет о работе пионеров. Можете записать, как вам удалось втянуть своих товарищей, еще не ставших пионерами, в работу. Не знаю, правильно ли я сделала.

Пик: Надо побольше использовать присущие нам ритуалы. Горн, барабан. Пусть звенья ходят организованно. А то у нас и отряды стесняются ходить строем. Нам даже сказали: «Сигналы отменены, а вы трубите на весь Пушкин»

Кузнецова: У Люси написано еще очень мало, поэтому трудно говорить. Но уж если мы говорим о повседневных делах надо взять и повседневные дела внутри отряда: помощь своим товарищам по классу. Нельзя искать применение своим рукам и мыслям только вне стен школы. Надо проследить и повседневный труд старшего вожатого. Ведь бывает: кончился рабочий день, а что сделал сам вожатый, каков итог его работы за этот день.

Новогрудская: Тема очень важная и актуальная и над ней надо здорово поработать, чтобы не скатиться к разговору обо всем понемногу.

Кузнецова: Мы должны стремиться к тому, чтобы пионер всегда и везде был примером. Важно знать, как он ведет себя на улице, во дворе, дома.

Борисова: В конце я хочу сказать о том, что многое еще не удалось сделать. Основное — нам удалось. Чуть-чуть расшевелить наших пионеров. Мы сделали первые шаги в развитии звена, а ведь без этого разговоры об инициативе только ими и остануться.

Иванов: Тема очень важная и начало статьи правильное. Найден интересный стиль, тон. Постепенное втягивание в живую жизнь. Теперь должно быть наращивание мысли. И такая форма может быть использована всеми нами.

Теперь проблема — вы схватились за очень важную мысль — сочетание интересности и полезности. Пример с тимуровской работой — очень интересный пример. Форма работы имеет колоссальное значение и В. Пик прав, говоря об этом.

Вот вопрос о благодарности — очень скользкий. Мы не можем категорически утверждать, что все должно делаться тайно. Поощрения тоже должны быть использованы. Если за абсолютную тайну, то прав Непомнящий, говоря, что календари — это проявление нескромности. Ведь для нас не менее важна и проблема передачи опыта. Тайна может быть, но в крайности ударяться нельзя. Очень важно, чтобы избежать в работе показного. А что должно быть обязательно? Л. Г. правильно нащупала — чтобы они сами решали, чем же будут заниматься. И особенно это важно для старших классов. У малышей еще не так развито стремление к самостоятельности, они с удовольствием выполняют поручения. Вигдорова этом момент не уловила, и это снижает ценность ее статьи. Корень ведь в том, чтобы ребята сами были организаторами. Навязанное всегда мало интересно. Сочетание полезных дел с собственной инициативой. Вторая сторона вопроса, на которую правильно указал Пик. А что сделала сама старшая пионервожатая, и как она это сделала. Очень интересная деталь — разговор о шефстве над первым классом. Приемы наводящего вопроса и косвенного совета. Надо попытаться определить 5-6 приемов, которыми вы пользовались в своей работе. Это важно и потому, что это вообще сильная сторона вашей работы.

Очень важно, на что обратила внимание В. Кузнецова — само содержание повседневных дел пионеров. Ведь само содержание интересных и полезных дел пионеров менялось на всем протяжении жизни пионерской организации.

Вигдорова неправа, считая, что нет у нас интересных трудовых дел, что они были только раньше. После 12 съезда мы занялись общественно полезной работой в пионерской организации. Но у нас крен в другую сторону: мы опять отрываемся от школы. Нам нужно подсказать умные формы вмешательства ребят в окружающую жизнь. Помощь людям — это ведь и помощь своему товарищу по классу, это и отношение к учителям.

Помощь малышам — исключительно важная линия. Малыши-дошколята болтаются по дворам. Ими никто не занимается. Надо посмотреть пионера и в повседневном быту. Забыли мы лозунг «Пионер — всем ребятам пример!». Надо бороться за воспитание пионерской чести, за умение всегда говорить правду в глаза.

Календари дают возможность показать многообразие пионерских дел, отсюда и многообразие форм работы. Может быть нам возродить такой прием: пионер, получая задание, отдает салют и говорит: «Есть!». Это — его право, такое право не пионеру не дается. Такая мысль часто приходит, когда смотришь на расхлябанность наших пионеров. Ведь кроме самодеятельности должен быть и железный порядок.

Л. Г. дает звену задание по сбору бумаги, но ведь задание это она дает, требуя, чтобы пионеры построились на линейку. Надо искать такие приемы и всячески их пропагандировать. Надо использовать романтику военизации, ведь она дисциплинирует.

Очень важно было бы показать и особенности работы в зависимости от возраста пионеров. Какие дела идут легче в младших классах, а какие — в старших. Важны и приемы работы с учетом возраста пионеров.

Мысль о связи с комсомольской организацией Фрунзенского универмага. Они вам помогут с бумагой, вы — покажите им концерт во время обеденного перерыва.

ПОСТАНОВИЛИ:

Л. Г. Борисовой подготовить статью в первом варианте к следующему понедельнику. Обсудить ее 18 марта.

4. Обсуждение статьи В. Пик «Дружба двух дружин».

Борисова: Вот ты прочитал статью и совсем не ясно — какова же цель вашей дружбы, зачем костры? Цель работы никак не вскрыта. Дружба крепнет не столько в совместных развлечениях, сколько в совместных делах. Об этом надо обязательно говорить.

Как готовились ребята к этим кострам? Показать принципы выдвижения кандидатов. Самое важное в дружбе — обмен опытом работы (моим ребятам очень понравились ваши конвертики и, это во многом способствовало появлению календариков).

Мне кажется, что сейчас более подходящим названием для этой статьи является «Соблюдение пионерских ритуалов».

Кузнецова: Мне не нравится форма статьи. На конференции она будет плохо слушаться. Много описаний и совсем нет методики. Много команд, много эпитетов: «единодушно избрали», «единодушно аплодировали»… Чистое описательство нам не нужно.

Петрова: Я согласна с Валей. Хотя мне стиль и форма описания понравились. Слушать будет легко, материал хороший, только описанием увлекаться не надо. Надо вскрывать недостатки, делать обобщения, выводы. Не может быть, чтобы было все так хорошо, как написано в статье.

Борисова: Было проведено два костра. А в их проведении: рост или деградация?

Кузнецова: А дальнейшие планы вашей дружбы? Ведь не может же она на этом и кончиться? Не в самих же кострах дело? Как сами вожатые перенимают опыт друг у друга?

Петрова: Дружба — это цель, а костры — средство. Как же костер помог установлению и укреплению дружбы, ее развитию? Надо в статье использовать и выступления ребят. А взять их либо в форме заметок для стенгазеты или попросить пионеров 157 школы написать свои впечатления в дневник вашей дружины и наоборот.

Жежко: Володя на этот раз поработал крепко. Много написано, много материала использовано. Но нас это сейчас ни в коей степени не может удовлетворить. В статье сейчас дается описание, а нам нужен анализ.

Замечание Люси о названии статьи мне кажется очень интересным: «Соблюдение пионерских ритуалов». Думается, что Володя не случайно такое большое внимание уделил их описанию. Ведь завязывая дружбу, вы имели ввиду возрождение старых пионерских традиций, дальнейшее их развитие. Если это так, если эта мысль будет показана в статье, тогда и подробное описание команд, строя и т. д. будет естественным и нужным. Сейчас — они не нужны.

Дальше. Завязывание дружбы предполагалось вами и как средство организации широкого обмена опытом. И у тебя есть интереснейший материал, только ты почему-то его не используешь.

Приехали вы впервые в 157 школу. Ребята увидели в пионерской комнате что-то интересное, а может быть, и не увидели. Прошел сбор. Он ребятам не понравился. Почему? Дай мысли ребят, их разговоры. Ведь до Пушкина езды не так мало, можно было переговорить о многом. А ты пишешь: «Наперебой делились своими мыслями». А какие же это мысли?

Линейка на 1 и 2 кострах. «Четкие ряды пионеров». Их на первой линейке не было. А на второй были. Почему? Наверное, потому что 157-я взяла с нас пример. Ребята увидели, что ходят в строю хуже и подтянулись. Вот ведь, что важно в нашей дружбе.

Затем: сами костры. Все ли в них было так гладко? Конечно, нет. И на первом, а особенно на втором было много непредусмотренного, не зависящего от вожатых. Какой вы нашли выход, почему сумели не растеряться? Вот, что крайне важно для вожатых, которые будут знакомиться с вашим опытом работы.

Возьми факелы. Для ребят ведь это было совсем необычно. Откуда у вас появилась такая мысль (использовали опыт 317-й), как реагировали на это предложение пионеры, что в этом было наиболее интересно.

«Ничего не ели пионеры вкуснее в своей жизни» — а ведь первая картошка была совсем сырой, пропахла она бензином и маслом и, многие ее просто выплевывали. Как поступили на втором костре? Почему?

«Многочисленные эмблемы». Но ведь их было только шесть. Почему мало и какая велась работа?

И очень интересная мысль: почему все-таки почти во всех соревнованиях, хотя было их мало, победителями были ваши ребята, а не 157-й. Какие мысли это вызвало у ребят 157-й?

И последнее: костры дружбы — это лишь этап. А установление дружбы между отрядами, встречи отдельных пионеров — разве это не интересный материал?

Мне кажется, Володе надо сейчас серьезно поработать над каждой строкой написанного. Постараться увидеть глубокий смысл пока еще очень общих описательных фраз. Тогда его работа будет представлять большой интерес для пионерских работников.

Сыч: Володя рассказывает только о школе-интернате. Надо давать материал и о нашей школе. Второй костер у нас складывало лучшее звено дружины, оно дежурило на костре. Хочется сказать и о том, чего нет в статье. Надо заметить отношение ребят к знамени. У нас потом был с ребятами серьезный разговор.

Нужно показать наши планы и действительность. Запланировали выступление старых пионеров, а они не пришли. Обмен опытом: наши мастерские только результат наших курсов.

Два дня назад пятиклассник Володя Лугинин пришел ко мне и сказал, что по примеру вашему они хотят и у себя организовать карту путешествия.

Стиль и форма статьи мне совсем не нравятся. Команды нужны для раскрытия содержания, а не просто так. Нужно больше показывать нашу кухню, наши неудачи, ведь фактически с дружбой ничего не получилось.

Иванов: У Чехова есть чудесное замечание о ружье, которое не стреляет. Твоя статья сейчас очень напоминает такое ружье. И здесь мы сталкиваемся все с тем же мнением Пика, которое он упорно защищает. Для него важна форма. Вот он ее и передает, а работу с самими ребятами считает мелочью, не заслуживающей внимания. По этой линии идти нельзя, иначе всё опять сведется к газетной статье. Надеемся, что сегодня Пик кое-что почувствует. Ведь подумать надо серьезно.

В статье нет целеустремленности. 80% — описания. Их нужно сохранить, но надо дать идею, показать, за что же идет борьба.

1) Борьба идет за традиции, за символику, за атрибутику. И это сделать в рамках одной школы труднее, т. к. только в содружестве пионеры начинают себя ощущать членами большой организации. Ведь и традиции нам нужны не вообще, а для определенных воспитательных задач.

2) Вы боретесь за идею подлинной дружбы, сотрудничества, которые невозможны без организации обмена опытом. Это надо показать, это — ростки нового. Это то, чему мы сейчас уделяем мало внимания.

И здесь надо показать две линии. Одна линия, которая исходит от самих старших вожатых, вторая, которая уже идет от ребят. Плохо когда мы не подхватываем естественные стремления ребят подражать хорошим образцам.

Надо заметить и еще одну вещь: общение вожатых между собой. Факелы — Л. Г. Борисова. Случай с календариками — 317-я, 321-я. Маевка всех дружин, всех вожатых. которые работают в СЭНе. Мы за творческое общение вожатых, и надо показать, когда сами вожатые изменяют нашим традициям, сказывается это и на работе с детьми (пример с Квашиной 24 февраля).

Важная и творческая работа самих вожатых. Реакция на непредусмотренное. Закон — всегда старайся плохое использовать для хорошего, не теряйся, не пассуй перед трудностями.

Вот говорят, что костер в Таврическом саду провалился. Это неверно. А разве вы не показали лицо пионерской организации перед неорганизованными родителями. Несмотря на объективные трудности — костер дал многое. И это имеет непосредственное отношение к творческой работе вожатых. Мы не всегда имеем в работе чистые условия.

Вашей статьей вы должны бороться и против Квашиной, которая мне заявила, что она потеряла веру в нужность и полезность этой дружбы. Надо показать реальную ценность такой работы, а не формы ради.

Старые традиции надо развивать, а не просто возрождать. Мы идем от использования старой формы, чтобы она служила нашим задачам. А для этого ее надо обогащать. У вас сейчас в работе острый кризис. Нельзя, чтобы 3-й костер был повторением первых двух. Повторение уже неинтересно. Нужно новое качество. Мнения ребят о кострах и дружбе очень важны. Нужно на широком активе обсудить, может быть провести специальную анкетку. И обязательно показать роль руководителей. Есть положительный опыт, к которому надо внимательно отнестись. А это достигается глубоким анализом. Надо доказать жизненность этой традиции и для ребят и для руководителей. Для этого нужен глубокий анализ и недостатков. Не надо игнорировать и хорошее. Надо говорить правду.

Пик: Я не согласен с замечанием Наташи, в том, что дружба ничего не дала. Для нас эта дружба имеет большое значение. Для нас костры — итоги определенной работы. Мы не случайно выходим победителями, ведь для нас — это органическая часть всей работы. Все ребята знают старые пионерские песни. А если бы их просто заставить заучивать — не стали бы. Со сводным отрядом мы часто встречались, разучивали песни, проводили соревнования. Ведь всем нам хотелось победить. Эмблем тоже было много, но борясь за честь школы, мы повезли с собой только самые лучшие. Охрана у знамени у нас тоже была заранее организована.

В наши встречи надо больше вносить элементы соревнования. Соревнование горнистов погибло на первом костре из-за вожатых 157 школы. Погибла из-за них и эстафета. А сколько мы к ней готовились. Лучших спортсменов отобрали.

С Квашиной мы разработали план 3-го костра, он не должен быть повторением этих двух. И мне больно слышать, что наш разговор был после ее разговора с Игорем Петровичем. Ведь теперь не понятно, что она думает делать дальше.

Против замечаний товарищей ничего возразить не могу, все они справедливы. Но написать лучше я не сумею.

Иванов: Надо себя пересилить. Вы еще не пробовали. Так описать вы могли и 5 лет назад. Время идет вперед, надо и нам всем расти.

Просьба к Н. А. Сыч — дело подхватить и помочь Володе в обработке имеющегося материала.

ПОСТАНОВИЛИ:

Обсудить второй вариант статьи Пика 25 марта. Доклад на конференции поручить делать ему.

5. Разное.

Каждому в своей школе, в своем районе провести разьяснительную работу по подготовке к конференции. Рассказать об этом в РК.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=