Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЖЕЖКО Майя Витальевна

Рассказ об одной беседе

Что должен делать совет отряда, как лучше организовать его работу, как добиться, чтобы стал он действительно коллективным руководящим органом? Эти вопросы волнуют многих вожатых. Именно поэтому мы и решили рассказать об одной беседе, которая проходила еще в первой четверти этого учебного года.

* * *

Собрались в пионерской комнате члены совета отряда. Спокойно расселись вокруг стола, молчат. Судя по выражению их лиц ничего особенно интересного не ждут.

Неожиданно для всех свою беседу вожатая начинает… с игры в наблюдательность. Все принимают участие в ней. Ребята оживились, разговорились о том, какие еще игры можно организовать, если на улице плохая погода и гулять нельзя. Игр названо много, все они вполне пригодны для звеньевых сборов, но пока такой вывод вслух вожатая еще не делает.

Вместо этого она спрашивает ребят: часто ли они собираются на сборы совета отряда? Оказывается часто. Многие – раз в неделю.

– А что же вы делаете на этих сборах?

– Вызываем неуспевающих! Планы работы составляем!…

Один мальчуган пока не принимает какого-либо участия в общей беседе. Он всё время посматривает на дверь, часто задаёт вопросы своему соседу.

Желая вовлечь его в общий разговор, вожатая спрашивает: какое звено в его отряде считается самым хорошим? «Звено Валерия О.» – сразу отвечает он.

– А Валерий рассказывал другим звеньевым о своей работе?

– Рассказывал.

– И все звенья отряда стали работать лучше?

Володя молчит. Очевидно рассказ Валерия почему-то другим звеньям не помог. И этот вопрос вожатая оставляет невыясненным и вновь спрашивает ребят:

– А были ли у вас сборы совета отряда, на которых бы вы не только говорили, но и что-нибудь делали ещё, например, играли?

Ребята переглядываются. Мысль об игре на совете отряда видимо никогда не приходила им в голову.

– А на совете отряда можно и играть, и песни петь, и даже сказки рассказывать, – говорит вожатая.

И об этом мы обязательно поговорим сегодня. Только вначале нужно выяснить: зачем вообще нужен совет отряда. Может быть можно обойтись и без него?

Она рассказывает ребятам, что один из первых пионерских работников сравнил отряд с рукой.

– Если отряд рука, то звенья – пальцы! – восклицает Марина М.

– А совет отряда – кулак! – добавляет Серёжа П.

Сравнение нравится всем. Действительно, правильно сказано! Хорошо работает один палец, а остальные бездействуют, разве назовешь сильной такую руку? Конечно, нет!

Плохо будет и в том случае, если хоть один палец сломался – нет уж прежней силы и ловкости в руке.

Так и со звеньями в отряде. И совет отряда, конечно, нужен для того, чтобы все звенья работали хорошо, ведь только в этом случае будет сильным, дружным, работоспособным весь отряд.

Разговор естественно заходит о том как этого добиться. Оказывается, сами ребята знают, что на совете отряда можно не только составлять планы и «обсуждать неуспевающих», но и говорить о многом другом:

– В четверг у нас всегда совет дружины. Надо потом собирать звеньевых и рассказывать им о том, что совет дружины решил, – говорит председатель совета отряда Ира М.

– А ещё можно поговорить о том, кто что интересного прочитал в газетах или узнал по радио, – добавляет Валя К.

– Слушать отчеты звеньевых! Обсуждать как прошли сборы!

– Всё это правильно и очень важно, – замечает старшая вожатая, – но это опять только разговоры, а какими делами можно было бы заняться на совете отряда?

Ребята опять молчат. Об этом они тоже никогда не думали. Тогда вожатая спрашивает одного из звеньевых отряда пятиклассников: что он умеет сам делать хорошо. Оказывается – переплетать.

Трое других звеньевых этого же отряда переплетать не умеют.

– Вот и хорошо было бы собраться всем вместе и научиться переплетать. Будет звеньевой сам уметь это делать – научит остальных ребят.

Предложение кажется ребятам заманчивым. Поднимается шум. Каждый называет что умеет делать сам и чему бы хотел научиться. Кто-то вносит предложение, чтобы советы отрядов параллельных классов хоть изредка, но собирались вместе и учились бы друг у друга.

Хорошее, ценное предложение, – говорит председатель совета дружины, – записывая его в свой блокнот.

Беседа идет хорошо, но вожатая всё-таки недовольна. Вскоре выясняется причина этого.

– Ребята, – говорит она, – а как вы думаете, почему в самом начале нашей беседы я предложила вам поиграть?

– Чтобы нам было интересно! Чтобы было веселее! Хотели нам новую игру показать!

– Всё это правильно, но подумайте еще.

– А я знаю! – обрадованно кричит Марина, – Вы играли с нами, чтобы мы так же играли в своих звеньях.

– Правильно, – отвечает вожатая, – но ведь эта игра хотя и очень интересная, но, если всё время в нее играть, она надоест. Как же быть?

– Играть в другие игры! Новые придумывать!

– А кто же будет придумывать?

– Один придумает и другим звеньевым покажет, когда будет совет отряда, – авторитетно вставляет председатель совета дружины.

– Правильно, Галя, надо на каждом совете отряда разучивать новые игры, чтобы звеньевые с каждым разом узнавали их всё больше и больше.

Вот, оказывается, зачем затеяла игру в начале беседы старшая вожатая!

Затем разговор заходит о том, что в классах проводить советы отрядов неудобно. После уроков классы убирают, нянечка сердится, когда ребята задерживаются. А если ещё в этот день было 6 уроков – совсем плохо, ведь сразу же приходит вторая смена.

– А почему надо оставаться обязательно в классе? – спрашивает вожатая. – Разве других мест нет?

Действительно, ведь совет отряда можно проводить и в пионерской комнате, и в библиотеке, и дома у кого-то из пионеров и даже… в музее.

– Зачем же в музей ходить одним, надо со всеми ребятами, – говорит Наташа С. Но Валя К., предложившая музей, с Наташей не согласна.

– Сначала надо сходить в музей только совету отряда, узнать какой там сбор можно провести, договориться обо всём.

С этим все соглашаются. Появляются новые предложения: узнать чем может быть полезен отряд детскому саду, библиотеке, домохозяйству. Смысл этих предложений заключается в том, что совет отряда – это разведчики, прокладывающие дорогу звеньям отряда. А раз так – значит и в других отрядах побывать надо, посмотреть как они работают, что у них есть интересного…

Значит, – делает вывод вожатая, – собирать совет отряда надо не только затем, чтобы самим что-то узнать, чему-то научиться, но и найти интересные и полезные дела для звеньев и отряда.

– Ну, а теперь последний вопрос. Помните, в самом начале я спросила Володю: какое звено в их отряде самое хорошее. Он ответил, что звено Валерия.

Валерий, оказывается, рассказывал о своей работе другим звеньевым, но это ничуть не изменило положение в отряде, остальные звенья по-прежнему работали плохо. Почему это произошло? А только потому, что Валерий просто перечислил – что делает его звено, но не рассказал, как он сумел добиться того, чтобы всем в его звене было интересно и все бы работали.

Поэтому лучше было бы, если бы звеньевые не просто послушали «отчет» Валерия, а побывали на сборе его звена, и посмотрели: чем звено занимается и что делает сам звеньевой.

Ребята признаются, что об этом они раньше не думали и, конечно, так, как предлагает вожатая, лучше и интереснее. И это – тоже сбор совета отряда.

* * *

В конце беседы звеньевые по предложению вожатой записывают себе «на память»:

Что делать на совете отряда:

1) Обсуждать, что было на совете дружины.

2) Рассказывать о том, что интересного прочитал в газете или услышал по радио.

3) Умеешь сам – научи другого.

4) Обсуждать работу звеньевых, бывать у них на сборах.

5) Ходить в «разведку», а уж потом составлять план работы.

6) На совет отряда приглашать отдельных ребят из других отрядов, самим ходить к ним.

Вот сколько дел у совета отряда! А мы только «планы составляли» и «неуспевающих вызывали»…

Беседа окончена. Оказывается, сами пионеры могут предложить много полезного и интересного. Важно только помочь им высказать свои мысли вслух, умело подвести их к правильным выводам.

1958 г.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=