Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЦАРЁВА Надежда Павловна

кандидат педагогических наук

Социальное творчество как современная форма реализации идей коммунарской педагогики

Творчество по своей природе отражает способность человека изменять, преобразовывать, создавать нечто новое.

Исследователи творческих способностей человека обращают наше внимание на то, что всякое творчество – по своей сущности – социально, т. к. именно в обществе развиваются и реализуются способности человека, формируется социальный спрос на то или иное новшество, удовлетворяются социальные потребности в данном новшестве, находится потребитель данного нового.

Понятие «социальное творчество» вошло в отечественную педагогическую науку в середине 80-х гг. XX века, однако исследования этого явления имеют многолетнюю историю.

На разных исторических этапах развития страны менялись подходы педагогической науки к исследованию проблем, связанных со становлением активной жизненной позиции, участием детей в преобразовании окружающей действительности. Среди этих исследований особое место занимает научный поиск творческих коллективов, возглавляемых в разное время И. П. Ивановым. Данный научный поиск имеет свою историю, которая отражает становление и развитие в нашем обществе такого феномена как социальное творчество.

Знакомство с историей вопроса предполагает рассмотрение его в конкретно-историческом контексте. История начинается в шестидесятые годы прошлого века, когда в социальных условиях так называемой «хрущёвской оттепели» были продекларированы лозунги активного участия граждан в строительстве коммунизма. Естественно, что современники этого периода не предполагали, что его так назовут, но период этот открыл ряд достаточно широких возможностей для реального преобразования действительности. Своего преобразования ждали и общественные организации. И комсомольцы, и пионеры сталинской послевоенной поры имели огромный провал между содержанием официальных документов, призывавших к инициативе и самостоятельности, и реальным состоянием дел в отрядах и пионерских дружинах. Поиск решения этой проблемы привлекал возвышенностью идеи, борьба с косностью и формализмом придавала уверенности в правоте поставленных вопросов. Требовалась научная среда, в которой будет оказана поддержка такому поиску. Такая среда и была создана Б. Г. Ананьевым в НИИ педагогики АПН СССР. В этот институт стекались творческие люди, готовые к неординарному решению научных проблем. Именно в этом институте в мае 1953 года И. П. Иванов стал аспирантом. Логика научного исследования потребовала объединения усилий науки и практики, а потому был создан творческий коллектив Союз Энтузиастов (СЭН), в который вошли старшие пионерские вожатые, не желавшие мириться с формализмом в деятельности пионерской организации. Задачи, которые поставили перед собой сэновцы, на первый взгляд, были просты и предельно конкретны:

– что и как надо делать вожатому, чтобы пионеры были не бездумными участниками общественно-полезных дел, а думали над тем, как улучшать окружающую жизнь;

– как действовать педагогу, чтобы пробудить инициативу самих детей, а не придумывать и делать за них;

– как должна строиться работа отряда, чтобы ребята могли действовать самостоятельно.

Педагогический поиск СЭНа позволил выстроить методику организации деятельности в пионерском отряде, которая в последующем будет называться методикой коллективной организаторской деятельности. Они выявили зависимости между участием ребят в планировании и, особенно, в анализе того, что и как делал отряд с тем, как меняется стиль и тон отношений между ребятами, как преображается опыт организации общественно полезных дел. Вопросы, которые в настоящее время используют как само собой разумеющееся, – что получилось хорошо и почему? что не получилось и почему? как действовать дальше в подобных случаях? – появились не сразу. Приобщать детей к самостоятельному анализу и оценке действия в то время было делом непростым и, в определённом смысле, небезопасным. По крупице собирали сэновцы приёмы совместного анализа, разрабатывали методику разведки полезных дел, отрабатывали формы проведения сбора-старта. Постепенно складывалась картина того, как надо строить жизнедеятельность пионерского отряда, чтобы не выдумывать мероприятия для детей, а приобщать детей к выстраиванию осознанной деятельности на пользу и радость людям.

Достигнутые результаты окрыляли, требовали дальнейшего развития, что и привело к созданию в марте 1959 года на базе ДПШ Фрунзенского района большой школы пионерского актива, которая широко известна как «Коммуна юных фрунзенцев» (КЮФ). Интерес к деятельности КЮФ у самых разных специалистов того времени возникал потому, что сама атмосфера в коммуне существенно отличалась от привычной работы пионерских дружин. Любое дело, за которое брались коммунары, наполнялось особым содержательным смыслом, вдумчивыми и заинтересованными были обсуждения различных вопросов, мажорный настрой заражал присутствующих на общем сборе, где часто звучал смех. Атмосфера жизни ребят в коммуне была наполнена творческим поиском наилучшего решения стоящей задачи.

Этот период научного поиска позволил обосновать несколько важнейших положений, вне которых социальное творчество перерождается в исполнительство. К таким положениям относятся:

– обязательное погружение подростков в социальный анализ окружающей действительности и обоснование выбора дел, которые способны сделать жизнь лучше (методика разведки дел и друзей);

– участие каждого члена коллектива в разработке и обосновании способов организации предстоящей работы (почему так?);

– деятельность коллектива должна иметь общественное значение, приносить людям пользу и радость (для кого это важно и значимо? Почему вы так считаете?);

– решение задачи только тогда даёт результат, когда оно будет коллективным и творческим;

– настрой в коллективе должен быть мажорный, никакой скуки, никакого занудства и излишнего морализаторства.

Необходимо обратить внимание на то, что коллективная творческая деятельность выстраивалась в процессе решения общественно значимых задач, ребята не выдумывали чем бы им заняться, а выстраивали деятельность исходя из проблем, которые смогли увидеть в жизни. Дела эти были описаны, тщательно проанализированы и получили определение «коллективные творческие дела» (КТД), а методика организации жизнедеятельности отряда получила определение «методика коллективной организаторской деятельности». Именно в таком соотношении: что можно делать на пользу и радость людям и как организовывать подобные дела методика выплеснулась за пределы КЮФа. В стране появился целый ряд клубов юных коммунаров (КЮК), организация деятельности которых осуществлялась со страниц газеты «Комсомольская правда». Особую роль в развитии методики, обеспечивающей социальное творчество детей, сыграл ВДЛ «Орлёнок», где у неё была уже своя самостоятельная судьба. С учётом специфики работы в лагере возникла определённая модификация методики и в этом родственном, но не тождественном, варианте в стране появился ещё один феномен социального творчества «орлятская методика».

Проработанность методики коллективной организации жизнедеятельности создавало осознание причастности каждого к большому и важному делу. Свобода творческого поиска наилучшего решения и полнота реализации личностного потенциала делало жизнь в коллективе яркой и привлекательной.

Исследование, которое продолжалось в последующие годы, показало, что инициатива и самостоятельность ярко и устойчиво проявляются тогда, когда педагог занимает позицию старшего товарища. Товарищество привносит в жизнь коллектива особый характер воспитательных отношений, которые впоследствии получат определение как творческое содружество поколений. Позиция старшего товарища выражается в способах взаимодействия с ребятами, когда педагог ощущает себя членом коллектива, когда он вместе с ребятами, а не над ними и не рядом с ними, а именно сообща с ними строит жизнь, наполненную добровольной и бескорыстной заботой о людях.

В жизнедеятельности коллектива, когда и взрослые, и дети объединены общей творческой гражданской заботой об улучшении окружающей жизни, развивается тот естественный интерес к разнообразным её проявлениям, который сегодня учёные рассматривают как один из ведущих показателей социального творчества.

В современных условиях самым распространённым средством реализации общественной активности является социальное проектирование.

Социальный проект как образовательная технология был разработан в Центре гражданского образования в г. Калабасас (США) в 1966 году, а через два года эта технология стала общенациональной и широко используется как в США, так и более чем 20 странах мира. Идеологом социального проектирования является М. Фишер, который познакомил российских педагогов в области гражданского образования с особенностями методики проекта «Гражданин» в 1997 году. Выплеснувшись на просторы России, технология социального проекта была воспринята очень легко и быстро распространилась. Государственная поддержка общественной деятельности в форме социального проектирования дала новый импульс социальному творчеству.

Обратимся ещё раз к организации, которая лежит в основе коллективного творческого дела. Логика обсуждения и выработки решения предполагала ответы на вопросы:

– для кого важно предлагаемое дело?

– почему именно такой вариант решения жизненно-практической задачи выдвигает микроколлектив?

– кто может быть участником предстоящего дела?

– с кем вместе из взрослых лучше всего осуществить задуманное?

– возможные сроки решения стоящей задачи?

– наиболее благоприятное место для проведения?

– кто войдёт в совет дела, кто станет ведущим организатором?

Особое место в алгоритме организации занимает процедура подведения итогов, своеобразный урок социального анализа, на котором ребята обсуждают:

– что удалось сделать из запланированного хорошо? почему именно это удалось? кто и как внёс свой вклад в общее дело?

– что не удалось реализовать? почему не смогли решить поставленную задачу? Что не предусмотрели? Упустили? Кто не смог выполнить взятые на себя обязательства и почему это произошло?

– Какие уроки извлекаем на будущее?

Нравственная сущность коллективно принятого решения закрепляется добровольностью участия и личным интеллектуально-творческим вкладом каждого. Творческий подход к решению любой задачи получил в коммунарских коллективах отражение в Законе, который в усечённом виде можно встретить и в настоящее время. В шестидесятые годы Закон формулировался так:

Романтику нашей жизни не заменить ничем!
Каждое дело – творчески! Иначе – зачем!?

Технология структурирования социального проекта по методу профессора Ласуэлла строится на использовании вопросов для определения отдельных элементов проекта и взаимосвязи между ними.

«Who?» (Кто? Для кого? С кем?)

– Определение целевой группы проекта и партнёров;

– Определение их роли и взаимодействия в процессе;

– Определение их мнения о проекте;

– Определение сильных и слабых сторон их взглядов и отношений.

«What?» (Что?)

– Основные мероприятия проекта;

– Социальные, экономические, культурные, политические и образовательные измерения проекта.

«Why?» (Для чего?)

– Нужды и желания, удовлетворяемые в процессе реализации проекта;

– Мотивация и интересы участников;

– Главные цели проекта.

«Where?» (Где?)

– Социальный контекст проекта и социальное положение участников.

«When?» (Когда?)

– На каком периоде времени состоится реализация проекта;

– Продолжительность отдельных мероприятий в проекте.

«How?» (Как?)

– Процесс организации и участия;

– Используемые средства, методы, технологии;

– Вклад в проект опыта участников и т. д.

Социальный проект приучает к взаимодействию с властью, к строгому учёту возможных ресурсов, в нем жёсткое соподчинение во взаимодействии членов проектной команды. Разделительная полоса проходит именно здесь «коллектив»-«команда». Нравственная природа межличностных отношений в команде отличается от товарищеских отношений в коллективе, однако, технология социального проекта отвечает на определённые вызовы современности. Нам представляется, что технология социального проектирования создаёт определённые благоприятные условия для социального творчества. Интеграция технологий даёт новый импульс заботе об улучшении окружающей жизни, позволяет вывести социальное творчество на новый уровень развития.

Социальное творчество несёт в себе огромный воспитательный потенциал.

Прежде всего, социальное творчество по природе действий, которые совершает подросток, побуждает его к самоанализу и преодолению в себе каких-либо качеств, мешающих достижению цели и осознанному саморазвитию таких личностных свойств, о которых в других обстоятельствах подросток не задумывается.

Во-вторых, социальное творчество способствует накоплению опыта созидательной творческой (а значит инновационной) деятельности в процессе взаимодействия с широким кругом людей, что позволяет овладевать процедурами принятия согласованных решений, осознавать существование разных точек зрения; принимать как нравственную норму необходимость каждой социальной группе действовать только в рамках правого поля.

В-третьих, социальное творчество последовательно расширяет и укрепляет ценностно-смысловые сферы личности, что создаёт благоприятные условия для социализации подростка, а главное, развивает способности оценивать и сознательно выстраивать систему личностных отношений к себе, к другим людям, к обществу, к родине и, конечно, укрепляет в осознании ценности труда, без которого невозможно осуществление никаких преобразований.

Социальное творчество в жизни человека занимает ключевое место, т. к. каждый человек ощущает необходимость постоянно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, переосмысливать видение ситуации и находить её новые интерпретации, чтобы оставаться жизнеспособным в современных условиях.

В любом виде творчества выделяются люди, деятельность которых даёт наиболее интересный значимый результат. В социальном творчестве способность достигать высокого уровня результата связывается с такими личностными характеристиками, которые И. П. Иванов давал общественнику-организатору:

Обоснование коммунарской педагогики, педагогики коллективного творческого воспитания, педагогики общей заботы (под каким бы термином не рассматривался научный поиск, начатый И. П. Ивановым более полувека назад), имеет в своей истории периоды подъёма, забвения, гонения. Однако какие бы препятствия не возникали на этом пути, научный поиск и реальная жизненная практика возрождались вновь и вновь. Каждое возрождение приносило новый круг сподвижников, новое видение использования коммунарской педагогики.

Сущность коллективного творческого воспитания, заключена в идее общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни и самого себя, как творца и созидателя этой жизни. Это, на наш взгляд, вечная идея, потому что в ней заключён гуманный смысл совершенствования жизни общества, где человек – активный созидатель, осознанно преобразующий жизненное пространство во благо людей.

(В сб. «Материалы Международной научно-практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» 5-7 ноября 2013 г.»)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=