Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЦАРЁВА Надежда Павловна

методист Ленинградского Дворца пионеров им. А. А. Жданова, член КИМа с 1966 года

Основы нравственного формирования личности и эстетического воспитания в литературном клубе «Дерзание»

Формирование личности занимало человечество на протяжении всей его истории. Еще философы Древней Греции спорили о том, чему отдать предпочтение — добру или красоте, и приходили к выводу, что красота должна быть доброй иначе она опасна.

В наши дни педагогическая наука также много уделяет внимания вопросам эстетического воспитания и нравственного формирования личности. Эмоции и их роль в формировании человека с коммунистическим мировоззрением огромна. Без «…человеческих эмоций никогда не бывало, нет и не может быть человеческого искания истины» (В. И. Ленин). Среди способов эмоционального воздействия на человека литература занимает особое место, так как глубоко затрагивает его чувства, вызывает определенное отношение к жизни. Литература и идеологическая борьба всегда тесно связаны между собой. Мировоззрение писателя, его идеалы, воплощенные на страницах произведений, будили сознание людей, звали их на борьбу, заставляли страдать и радоваться. Именно поэтому личность писателя всегда привлекала внимание людей, тщательному изучению подвергался его жизненный и творческий путь.

Литературное творчество привлекает многих. В детях творческий заряд наиболее силен, они тянутся к литературному творчеству, им необходимо общение со сверстниками, поэтому коллектив литературного клуба «Дерзание» Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова объединил таких увлеченных детей.

Их возраст от 10 до 17 лет, от 4 до 10 класса. Осмеливаются вынести на суд свои произведения в основном девочки, поэтому в клубе на сто девочек — двадцать мальчиков. Ребята в подавляющем большинстве искренние, отзывчивые, впечатлительные, начитанные. Многие из них способны к самостоятельному литературному творчеству, но поначалу круг их тем еще узок. Он не выходит за рамки любви-дружбы, юмористического изображения недостатков школьной жизни, взаимоотношений с родителями и учителями, любви к природе, дружбы с домашними животными, описания времен года и т. п.

В зависимости от способностей к определенному виду литературного творчества ребята распределяются по трем студиям: поэтической, прозаической и литературоведческой, где, в свою очередь, объединены в кружки по годам обучения. В каждой студии своя специфика работы, свой педагогический климат, своя природа литературного творчества. Надо сказать, что психология литературного творчества разработана слабо, а психологии детского литературного творчества вообще нет. Таких больших и разноплановых детских творческих объединений в стране очень мало, все они разобщены, поэтому нет и систематического обмена опытом. В своей работе мы двигаемся методом проб и ошибок, что значительно тормозит возможные результаты. Одна из главных наших проблем — сохранение творческой индивидуальности воспитанника и привитие ему навыков жизни в коллективе. Литературное творчество — дело сугубо индивидуальное, а перед нами детский коллектив. Всякий коллектив предъявляет личности требования, имеет свой стиль отношений, свой настрой. Каким должен быть коллектив, объединивший творчески одаренных детей? Как обойти опасность нивелирования личности? Как работать, чтобы сохранить творческую индивидуальность и воспитать человека-коллективиста?

Не только задача, но и своеобразие условий определяет выбор пути. Мы выбрали за основу коллективную организацию творческой жизни в клубе, добивались того, чтобы каждый кружковец принял посильное участие в общих делах. Все жизненно важные задачи решаются в клубе сообща. От замысла и до воплощения ребята и педагоги трудятся вместе.

Особой любовью пользуются у ребят несколько коллективных творческих дел, ставших традиционными.


ТВОРЧЕСКИЕ СУББОТЫ. Для ребят это литературный вечер, где выступают со своим творчеством их товарищи, выступают те, кого выдвинул кружок, студия. Они заботятся об оформлении, о встрече гостей, а это одноклассники, учителя, родители, ученые, писатели, о том, чтобы всем было удобно и хорошо в стенах клуба, Дворца.

Для них это завершение большой работы и, естественно, их волнует, как оценят присутствующие то, что они назвали лучшими произведениями студии.

Для педагога это сложный и кропотливый процесс, в ходе которого очень важно научить анализу, оценке художественных достоинств произведения. Нужно добиться того, чтобы не было личных обид, и отвергнутое и принятое было обосновано, понято и принято каждым. Чтобы члены кружка переживали за своего товарища, за честь своего коллектива, чтобы собственный труд, доставшийся тоже нелегко, но пока не получивший одобрения товарищей, не стал преградой для установления деловых и личных контактов.


ОПЕРАЦИЯ «ОТКРЫТИЕ ЧУДА». Это своеобразная творческая лаборатория, она необходима для того, чтобы не притуплялась способность удивляться, чтобы человек учился открывать мир по-своему и по-своему его описывать. «Операция» обязательно овеяна романтикой. Места действия различны.

— Новый город Кириши, родившийся в болотах области, город-сверстник, ведь нам по 14 лет; здесь впервые сталкиваются с тем, о чем так часто читали в газетах — комсомольская стройка. Перед глазами её история, её хозяева, её герои. Новый город, единственный в Европе биохимический комбинат — все это гигантские шаги Родины, это сила и забота рабочего класса, это новый, невиданный до того мир.

— Старый Пушкинский парк, воспетый гениальными поэтами — это новая трудная и дерзкая задача. Надо снять страх перед незыблемыми авторитетами, надо увидеть свое в этом прекрасном месте, надо сказать об этом своими словами, сказать так, чтобы твоему чуду поверили, удивились и обрадовались вместе с автором.

— Домик няни Пушкина, музей «Станционного смотрителя» — страницы истории литературы — это тоже чудо, открыть которое, глубоко постичь можно только при условии большой любви к творчеству А. С. Пушкина. Это захватывает еще больше, когда вместе с тобой переживают то же самое друзья.


«РАБОЧИЕ ЧЕТВЕРГИ». Учитывая, что не может талант развиваться на чисто литературной почве, где значительно суживаются и опыт, и знание жизни, мы ввели в программу новую форму студийных занятий — «Рабочие четверги». На «Рабочих четвергах» мы пытаемся дать возможность непосредственного столкновения с жизнью.

Этот курс объединяет тех кружковцев, которые занимаются не первый год в клубе, имеют опыт самостоятельной творческой работы. Формы работы на «четвергах» различны. Это встречи, лекции, беседы, диспуты, цель которых показать многообразие современного мира, окружающего человека, напряженную идеологическую борьбу и место человека в этой борьбе. Значительное место в ней занимает литература. Что и как надо писать о современнике? Какие черты определяют его облик? Как увидеть замечательного человека в повседневной жизни?

Ответ на эти вопросы ребята получают в совместном творческом поиске. Он ведется на протяжении всего года. Итогом его является самостоятельная работа в любом жанре, которую он подает на конкурс, а лучшие из них рекомендуются в детскую и юношескую прессу.

Цикл «Рабочих четвергов» объединяет несколько тем: «Мой Дворец», «Люди IX пятилетки», «Дела и люди колхоза имени В. И. Ленина». Работа над этими темами позволяет формировать качества, необходимые для любой творческой личности. Умение видеть проблему, находить пути её разрешения, связывать творческую активность с гражданским долгом. Ребята составляют план работы над темой, который включает в себя не только получение информации, но и практические дела на пользу и радость людям (сценарий фильма о лучших людях Дворца, работа на реставрации музея «Станционного смотрителя», субботники в лагере «Зеркальный», литературные праздники для школьников города). Участие в практической деятельности вырабатывают навыки организаторской деятельности, общественной активности и одновременно обогащают эмоциональными впечатлениями, которые помогают более глубокому подходу к разработке данной темы в своем творчестве.


ЭКСПЕДИЦИЯ. Это сложная комплексная форма работы, включающая в себя многие виды деятельности. Это незаменимая творческая лаборатория, школа коллективной жизни, проверка нравственных основ личности, заряд положительных эмоций.

Литературная экспедиция — это итог работы целого года и закладка новых перспектив. В условиях экспедиции коллектив проверяет и закрепляет уже сложившиеся традиции, дает начало новым традициям, которые лежат в основе его жизни в течение года.

Проверяются те или иные организационные формы работы, растет «золотой фонд» коллектива: его активность, сознательность, организованность. Не меньше дает экспедиционная форма и каждому её участнику в отдельности. Расширяется кругозор, обогащается жизненный опыт, накапливается творческий потенциал, растет социальная активность ребят.

Несмотря на необходимость четкого и последовательного выполнения законов коллективной жизни в экспедиции, каждый её участник имеет все возможности для собственного творческого роста, которые не подавляются и не ограничиваются коллективом, а наоборот, поощряются им и каждый чувствует заинтересованность коллектива в его росте.


Условия реализации воспитательных задач:

1. Единство требований педагогического коллектива — условие, без которого невозможно осуществление ни одного из вышеуказанных коллективных творческих дел. Стремление вырастить творческого человека, объединяет педагогов, индивидуальные особенности каждого из них дополняют друг друга. Педагогический коллектив, используя единую систему воспитательных средств, формирует мировоззрение кружковца, его нравственный и эстетический идеал.

2. Разновозрастный коллектив помогает сохранять и передавать коллективный опыт. Взаимная забота младших и старших друг о друге скрашивает многие трудности. Старшие обязательно увлекают за собой младших, подавая личный пример в творчестве и общественной работе.

3. Очень важны отношения, сложившиеся между кружковцами и педагогами. Для подавляющего большинства участников — клуб, место, где они отдыхают душой, не боятся быть искренними, естественными. Взаимоотношения педагогов и кружковцев расковывает их, способствуя свободному творческому процессу.

4. Дружба с различными детскими коллективами обогащает, наполняет жизнь радостью общения с интересными людьми.

5. Определяющим условием является коллективная организация жизни. Система самоуправления дает ребятам возможность чувствовать себя хозяевами коллектива, когда все происходящее вокруг — дело их инициативы, фантазии и практической деятельности.


В результате этой работы заметно растет и укрепляется коллектив ребят, что проявляется в более активной общественной деятельности. За время пребывания в литературном клубе заметен творческий рост личности, что сказывается на расширении круга тем, социальных и гражданских мотивах творчества. Рост мастерства идет параллельно с созреванием мировоззрения. Члены клуба ведут общественную работу и в школах, при этом многие достигают хороших результатов в учебе.

Выпускники клуба с большой серьезностью подходят к выбору профессии и, независимо от избранного дела, они во все вносят творческое начало.

1973 год

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)


ирина 14 Февраля 2012 - 14:14
читаю все взахлеб. я отстала от жизни на 50 лет. при первой возможности все перечитаю. ничего не устарело. хочется чтобы все это было в школе.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Елена- посещала клуб в 1973-76 гг. 11 Июня 2013 - 18:56
Надежду Павловну вспоминаю как самый страшный кошмар своей юности.

В литературном клубе ,,Дерзание,, ее функция была не ясна. К литературе она никакого отношение не имела, в отличие от наших преподавателй. Она была ,,ответственной за идеологию,,. Такой соеобразный политрук в юбке. Видимо, следила за политкорректностью нашего творчества и ,,стучала,, куда следует.

В летнем лагере,,Зеркальный,, по вечерам проводила с нами беседы у костра, которые получили название ,,Откровенный разговор,,. Один за другим мы, воспитанники клуба, становились объектами обсуждения наших друзей по отряду, при этом упор делался на оценку и критику личных качеств подростков.

Популярных и успешных ребят хвалили. Слабых и ,,проблемных,, добивали окончательно.

Страшная это сила - КОЛЛЕКТИВ, о котором так распинается эта соцдама. Естественно, все это происходило при ее чутком участии. Помню свои ощущения после такого очередного разговора.Когда меня обвинили в обособленности от коллектива, эгоизме, избалованности, мещанстве, и отсутствии идейности...

Сегодня я работаю с подростками. Сегодня я могу оценить всю степень чудовищности подобного педагогического опыта и отсутствие профессионализма надежды павловны... Возможно, она заблуждалась. Возможно твердо верила в свои принципы и ,,не могла поступаться ими ,, Или верила , что подобные опыты способствуют ,,творческому росту личности,,... Жаль, что не могу с ней обсудить это сегодня...
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Надежда Павловна 16 Июня 2013 - 02:06
Спасибо за "политрука в юбке", это очень ёмкий образ. Хорошо, что Вы почти сорок лет помните откровенные разговоры у костра, для очень многих они действительно были очень важны и сделали нас друзьями на долгие годы. Вы столько лет не можете смириться с тем, что кто-то посмел сказать в Ваш адрес нелицеприятные вещи. А Вы абсолютно уверены в своей безгрешности в тот период времени? Вы действительно до сих пор не поняли, почему ребята не принимали некоторые Ваши поступки? Память будет жечь Вас до тех пор, пока не разберётесь в себе. Только озлобленность такая зачем? Неужели она помогает Вам строить с ребятами интересную осмысленную жизнь? Готова обсудить с Вами и силу коллектива, и творческий рост личности, и нравственные идеалы. Хотелось бы только конструктивного разговора.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Женя Крейн 07 Ноября 2021 - 20:14
Вспоминаю Надежду Павловну с благодарностью. Занималась в клубе в 1972-1975 гг.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Женя Крейн 07 Ноября 2021 - 20:21
Елена, мы с Вами, по всей видимости, занимались в клубе в одно время. Я тоже была в "Зеркальном" и помню это лето - единственный раз, когда мне пришлось побывать в пионерском лагере. Единственная отдушина во все время пребывания там - это беседы с Надеждой Павловной. Еще помню, что она очень верила в меня. Я тогда писала стихи. И эту ее веру - на фоне собственных сомнений и неверия взрослых в то, что человек может писать профессионально, я пронесла через всю жизнь. Я бы хотела поблагодарить НП лично - если мне представилась такая возможность.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Людмила 12 Июня 2013 - 22:51
Елена, знаете, Ваше детское воспоминание может быть сложилось так, потому что ваше личностное восприятие было особенным и очень отличалось от многих членов клуба.Для Вас, видимо, коллективная жизнь психологически чужда.
Когда я со своим коллективом ребят, одновременно с клубом Дерзание выезжала в лагерь "Лесные зори", там мы видели, что ребятам нравилась жизнь отряда под руководством Надежды Павловны и Рудольфа Михайловича. А она была ответственна не за идеологию, а была руководителем клуба. Время было трудное для клуба, его хотели закрыть из-за того, что не нравилась администрации города политика прежнего руководства, хотя я знаю, что они были хорошими профессионалами. Так, благодаря, Н.П.клуб выдержал критику со всех сторон и выжил в стенах Дворца.
[Ответить] [Ответить с цитатой]
Елена 13 Июня 2013 - 19:27
История, связанная с прежним руководителем клуба, мне известна, конечно, все дело в ,,политике,, ...

К Рудольфу Михайловичу, светлая ему память, никаких нареканий нет, педагог он был настоящий и научил нас многому...

В моей ситуации я была не одинока, все ребята, которые идеологически не вписывались в ,,коллектив,, стали жертвами этой моральной экзекуции. В том макросоциуме подобные собрания, на которых ,,клеймили,, как Вы выражаетесь (психологически) идейно чуждых элементов, были достаточно популярны. Впрочем, время все расставило по местам...
[Ответить] [Ответить с цитатой]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=