Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

СЕРГЕИЧЕВА Галина Гавриловна

доктор педагогических наук

Гуманистическое воспитание детей 3-7 годов жизни

Разработка педагогических способов гуманистического воспитания детей 3-7 годов жизни является в настоящее время актуальной научной задачей. Именно в этом возрасте закладывается психологическая структура личности ребенка, основные понятия об окружающей природе, людях, обществе.

Автором для детей 3-7 годов жизни было теоретически обосновано, сконструировано и экспериментально проверено особое педагогическое средство гуманистического воспитания, получившее название «литературно-ролевой игры». Суть его можно сформулировать следующим образом: игра по мотивам после истории событий, изображенных в идейно насыщенной литературной сказке с элементами философии, героики, романтики, драматизма и реализма. Она проводится наряду с традиционной организацией учебно-воспитательного процесса.

В подходе к понятию «человек», в целях эффективного овладения им есть два основных пути: путь формирования научных представлений о нем и путь художественного восприятия. В литературно-ролевой игре они органически связаны между собой, осуществляются одновременно диалектическим способом познания (I этап – конкретно-чувственный, II этап – углубление в сущность, III этап – конкретно-мыслительный) с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 3-7 годов жизни и направлены на развитие всех компонентов личности – познавательно-мировоззренческого, эмоционально-волевого и действенно-практического. Важнейшую роль в гуманистическом развитии играет система общественных идеалов, отражающих общечеловеческие и национальные ценности.

Литературно-ролевая игра – синтез художественного и научного пути познания сущности понятия «человек». Гуманистическое воспитание детей включает гуманистическое просвещение детей (формирование мировоззрения, элементов научных представлений о человеке) и формирование углубленных представлений о художественном персонаже-ориентире как продукте человеческой деятельности (художественное познание понятия «человек»). Эти процессы проходят одновременно в форме литературно-ролевой игры.

В процессе формирования системы элементарных научных представлений о человеке (по специально разработанной для этого программе) познавательные интересы стимулируются при помощи содержания учебного материала. Для него характерны: новизна содержания, обновление уже сложившихся у детей представлений, исторический аспект изучаемых объектов, явлений и событий, насущная практическая необходимость в знаниях для жизни, для игры, для различной деятельности, раскрытие перед детьми достижений современной науки.

В содержании и методике просветительской работы в ходе литературно-ролевой игры использована эффективная система подачи учебного материала на основе применения анализа, синтеза, дедуктивного метода, генетического и эвристического методов.

На стимуляцию познавательных интересов, связанных с проникновением в сущность художественного персонажа-ориентира, направлены методы педагогического воздействия. В системе гуманистического воспитания их арсенал довольно широк. Это, прежде всего методы приучения – режим, традиции, трудовые поручения, творческая игра, соревнование, личный пример. А также методы побуждения – увлечение радостной перспективой, увлечение добрым делом, увлечение творческим поиском, героическим. И, наконец, методы убеждения – краткое разъяснение, беседа-размышление, убеждение на собственном опыте. (И. П. Иванов)

Литературно-ролевая игра выступает комплексным средством формирования гуманистической направленности личности ребенка, интегрируя возможности таких средств гуманистического воспитания, как известные игры, труд, учебная деятельность, детские художественные произведения и в первую очередь сказки.

Сказки являются наиболее привлекательными и доступными для детей литературными произведениями. Это обусловлено своеобразием духовного мира ребенка, спецификой его мышления. В свое время сказки, былины были основным источником приобщения ребенка к социальным и культурным структурам общества. Для гуманистического воспитания личности дошкольника важны аллегорические сказки, в которых ребенок знакомится с парными эталонами: добра и зла, эгоистической и гуманистической направленности личности – для того, чтобы дошкольник знал не только как поступать нужно, но и как поступать не следует.

Благодаря своим жанровым особенностям, сказки вызывают у ребенка реакцию содействия, проявляющуюся в мысленном принятии им позиции героев, в прослеживании хода их действий, сочувствии успехам и неудачам, стремлении вместе с ними достичь определенных целей.

Отечественные литературные сказки, опираясь на устную народную мировую литературные традиции, изображают современных мальчиков и девочек, жизнь которых происходит в наши дни (или в сравнительно близкий исторический период) в знакомой ребятам обстановке города или деревни, детского коллектива или семьи.

Для разработки литературно-ролевой игры необходима сказка особенная. Нужно, чтобы главными ее героями были дети, близкие по возрасту к дошкольникам. Важно, чтобы главный положительный герой воплощал наиболее полно качества гуманистической личности. Нужно, чтобы в произведении содержался элемент экзотики. Необходимо также, чтобы герой действовал в сказке не в одиночку, а в коллективе – это позволит вовлечь в игру всех детей группы. Чрезвычайно важно, чтобы у положительного героя был выразительный антипод – для более успешной оценки детьми своих поступков и поступков партнеров по игре. И, естественно, не обойтись без ярких, впечатляющих атрибутов и ритуалов, применяемых в игровой деятельности.

В процессе анализа широкого круга сказок автор остановился на «Сказке о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» А. П. Гайдара. Это произведение относится к возвышенным аллегорическим сказкам, сочетая элементы философии, героики и романтики. Печатью времени этого произведения является его классовый подход. Но в данной методике используются гуманистические мотивы этой сказки. Использование элементов военной романтики в игре объясняется тем, что война дает примеры величайшего самопожертвования во имя свободы, чести, независимости и процветания Родины.

Для раскрытия предыстории и литературного контекста основного используемого произведения применяются специально сочиненные сказки, например, «Сказание о Руси Великой, о храбрых богатырях и о сыне богатырском Иванушке» И. Е. Авериной.

Литературно-ролевая игра обеспечивает взаимодействие научного познания понятия «человек» (опирающегося на житейские представления о предметах и явлениях окружающей действительности), художественного восприятия системы гуманистических идеалов и ценностей и действенно-практического их освоения. Научный компонент проявляется в системе гуманистического просвещения и в реальной деятельности ребенка. Художественный компонент позволяет облечь педагогическую деятельность в форму игры, в процессе которой жизнь детей окрашивается романтикой героизма, постигается сущность художественного персонажа-ориентира, воплощающего черты гуманистической личности.

В игру вовлекаются все дети делением группы на подгруппы по принципу взаимной симпатии, уважения. Дети по очереди выполняют главную роль организатора. Воспитатель выполняет игровую роль партнера, обладающего руководящими полномочиями.

Специфика литературно-ролевой игры обусловлена психологическими особенностями детей. В литературно-ролевой игре ознакомление с художественным персонажем-ориентиром нацелено на постижение связей между отдельными его характеристиками.

В литературно-ролевой игре осуществляется интеграция мнимых и реальных отношений детей. В ней нет мнимой ситуации в строгом смысле этого слова. Мнимая и реальная ситуация в ней во многом совпадают.

В процессе литературно-ролевой игры дети глубоко и всесторонне постигают сущность художественного персонажа-ориентира, так как здесь дети не ограничиваются поверхностным ознакомлением с ним. В литературно-ролевой игре используется мощное средство для построения сюжета, обеспечивающее взаимодействие сознания и деятельности детей, связь жизни дошкольного образовательного учреждения с жизнью общества – общенародные праздники. Они составляют стержень литературно-ролевой игры.

На протяжении веков праздник выступает как существенный постоянный фактор в истории человечества, праздник утверждает мировоззрение данного общества, его идеалы, синтезирует политическую, эстетическую, ценностно-ориентационную, познавательную, компенсаторно-рекреационную деятельность человека.

В русской народной культуре отдых от физического труда, веселье никогда не понималось как безделье, как полностью свободное, ничем не занятое время. Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек наиболее явственно ощущал себя одновременно личностью и членом коллектива.

Детей в современных общественных дошкольных образовательных учреждениях рекомендуется углубленно готовить к следующим современным праздникам, которые открывают существенные свойства современного светского человека, россиянина: международным (Новый год, 8 Марта), к отечественным (День работника сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, День защитника Отечества, День Победы, День народного единства, День знаний).

Реализация целей литературно-ролевой игры обеспечивается при помощи тематических периодов, в процессе которых проводятся свободные беседы, выполняющие четыре функции: формирования элементарных научных представлений о человеке, формирования представлений о мотивах поступков художественного персонажа-ориентира, углубленной подготовки к праздникам, работы над подтекстом идейно насыщенной литературной сказки. Такая система просветительской работы сочетается с соответствующей организацией жизни и деятельности детей, которая строится по тематическим периодам.

В тематических периодах («Ценность человека», «Планета Земля – наш общий дом», «Забота о будущем отечества», «Подвиг в жизни человека», «Мысли о человечестве») дети знакомятся с характеристиками человека/художественного персонажа-ориентира: трудовой, интернационалистской, культурой отношений в близком окружении, героико-патриотической, интеллектуальной.

Каждый тематический период условно делится на этапы. Главным выступает подготовка к праздникам и завершается утренниками, которые помогают создать у детей такой психологический феномен, как предвосхищение, радостную перспективу. Они поддерживают положительный эмоциональный настрой. Подготовка к празднику предполагает такую организацию жизни детей, которая моделирует гуманистические отношения к действительности. Сюда включаются различные элементы. Прежде всего – беседы об окружающем мире, проводимые по специально разработанной программе. А также настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые и другие виды игр, связанные по тематике и содержанию с беседами; различные виды детского труда; спортивные игры и физические упражнения; совместные общественно полезные дела; соревнования между микрогруппами; выпуск иллюстрированной газеты; содружество с детьми других возрастных групп.

В процессе литературно-ролевой игры используется пять циклов свободных бесед. Их содержание строится в соответствии со следующими принципами: энциклопедичность; связь с содержанием литературного произведения, на основе которого строится литературно-ролевая игра; доступность. При этом каждый цикл познавательной деятельности тесно связан с предыдущим циклом и создает предпосылки для успешного протекания последующего. Каждый цикл свободных бесед делится на пять подциклов: неживая природа – растительный мир – животный мир – человек – общество. Программа реализуется преимущественно в виде игр-диалогов. Их цель: выявить, уточнить, систематизировать и пополнить представления детей. Широко используется наглядность: тематические иллюстрации, картины; детские познавательные и литературно-художественные произведения, малые формы фольклора и др.

Конкретное тематическое и информационное содержание циклов свободных бесед строится на основе учета возрастных и психологических возможностей детей.

В I младшей группе проводятся:

Во II младшей группе проводятся все 5 циклов соответственно учебным четвертям.

Обогащению представлений детей о художественном персонаже-ориентире способствует чтение других литературных произведений: «Мальчик-Помогай» П. Воронько, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Надежный человек» Е. Пермяк и др.

Процесс формирования гуманистической направленности личности состоит из внутренне взаимосвязанных этапов в двух измерениях: в «вертикальном» (дошкольные годы, в течение которых проводится целенаправленная воспитательная работа) и в «горизонтальном» (система работы с детьми каждой возрастной группы в течение года).

В «вертикальном» измерении внутреннюю связь между разными возрастными группами составляет один и тот же идеал гуманистически направленной личности, владеющей навыками в сфере гуманистических чувств, ума и воли. Этапы в «вертикальном» измерении обусловлены также этапами развития психики ребенка, морфологическим и функциональным созреванием мозга.

Исходя из этого, предлагается следующая структура педагогического процесса на основе литературно-ролевой игры для общественного дошкольного образовательного учреждения: I младшая группа – подготовка детей к игре; II младшая группа – введение детей в игру; средняя, старшая группа – проведение игры; подготовительная к школе группа – подведение итогов игры.

Этапы в «горизонтальном» измерении связаны с формированием углубленных представлений о художественном персонаже-ориентире диалектическим способом познания с учетом возрастных особенностей и возможностей детей каждой возрастной группы.

Подготовка детей к игре проводится в I младшей группе. Она осуществляется при помощи сюжетно-отобразительных игр по мотивам русских народных сказок и произведений детских поэтов. В младших группах используются русские народные сказки, в которых отражены гуманистические черты характера. В «Репке» дети знакомятся с взаимопомощью, взаимовыручкой. В «Теремке» – дружбой, в «Маше и медведь» с гуманным отношением к животному, смелостью, любовью к труду; находчивостью и стойкостью в экстремальной ситуации. В стихах А. Барто «Мишка» и «Зайка» с бережным отношением к игрушкам.

В процессе подготовки детей I младшей группы к литературно-ролевой игре происходит моделирование бытовых сюжетов при помощи: повтора (демонстрация гуманистических поступков на игрушках с детьми в игровой ситуации – реально); развитие сюжета (аналогичным образом). Наряду с сюжетно-отобразительными играми по мотивам литературных произведений с детьми проводятся свободные беседы об окружающей действительности; используются различные методы педагогического воздействия, способствующие обогащению гуманистического опыта.

Главная задача руководства сюжетно-отобразительной игрой – помочь отобразить впечатления от гуманистических поступков, развить их и использовать в реальных жизненных ситуациях.

Во II младшей группе начинается знакомство с литературной сказкой, с художественным персонажем-ориентиром, и воспитатель старается таким образом организовать жизнь детей в группе, чтобы создать условия для углубленной работы над художественным образом.

В этапы «горизонтального» направления входят:

I этап, подготовка детей к игре (первая декада сентября). Он предусматривает формирование у детей представлений о художественном персонаже-ориентире на конкретно-чувственном уровне.

II этап, проведение литературно-ролевой игры (1 четверть со второй декады сентября, 2, 3 четверти и первая декада 4 четверти). На протяжении этого этапа осуществляется работа над художественным персонажем-ориентиром с целью углубления в его сущность.

На III этапе происходит формирование представлений о художественном персонаже-ориентире на конкретно-мыслительном уровне (со второй декады 4 четверти до конца августа).

Таким образом, гуманистическое воспитание детей включает их гуманистическое просвещение и формирование углубленных представлений о художественном персонаже-ориентире. Эти процессы происходят одновременно в форме литературно-ролевой игры.

Литературно-ролевая игра содержит следующие игровые роли:

Развитие литературно-ролевой игры прослеживается через динамику представлений о художественном персонаже-ориентире, по степени создания игрового образа, через мотивы участия детей на каждом этапе игры. На первом этапе у них преобладают эмоциональные мотивы. Их участие в игре носит ситуативный характер и в основном связано с использованием атрибутов. На втором этапе значительно увеличивается количество ребят с действенными мотивами. На третьем этапе происходят существенные изменения: возможность совершать отдельные положительные поступки перерастает в стремление «правильно всё делать». Более содержательными становятся и эмоциональные мотивы у детей.

Представления детей о художественном персонаже-ориентире меняются. Они переходят от поверхностных и фрагментарных к более полным. Об этом свидетельствуют ответы детей на вопросы. В начале игры ответы детей просты и односложны, касаются главным образом семейно-бытовой сферы отношений («Если бы Кибальчиш был с нами, он жил бы хорошо, дрова колол, сено возил, за грибами и ягодами ходил, папе помогал»). По мере развития игры в ответах появляется стремление сравнить себя с художественным образом. Это прослеживается в ответах детей: «Я похож на Кибальчиша, потому что он любил выполнять поручения». Или: «Больше всех похож на Кибальчиша Сережа, – он уступает девочкам место». Здесь проявляется ситуативность влияния художественного образа на отношения детей к сверстникам, к детскому коллективу. В конце учебного года ребята переходят к взвешенным, адекватным, более обобщенным оценкам – «Кибальчиш делал добро людям». «Он был благодарным», «Хотел, чтобы люди жили счастливо», «Помогал товарищам» и др.

Развивающиеся представления о художественном персонаже-ориентире положительно сказываются на процессе создания игрового образа. Он обогащается, становится глубже. Если на первом этапе игры дети осознают свою роль, но не могут ее воплотить, то на последующих этапах, при выполнении действий игровой роли, сначала проявляют избирательность в зависимости от интереса к деятельности, а затем стараются выполнить игровую роль полюбившегося образа в любом виде деятельности и в любой ситуации.

Систематическое участие в игре, состоящей из большого по объему и разнообразию комплекса положительных воздействий, приводит к позитивным изменениям у большинства детей. Они заключаются в диалектическом взаимодействии познавательно-мировоззренческого, действенно-практического и эмоционально-волевого компонентов личности в процессе игры, в их воздействии на систему стержневых личностных отношений. Ведущую роль в формировании гуманистической направленности у детей играет познавательно-мировоззренческая сторона. В действенно-практической сфере (жизненных ситуациях) проявляются, уточняются и закрепляются представления, полученные детьми в процессе познавательной деятельности. Обогащенные практическим опытом, дети активнее и глубже проникают в суть тематики бесед. Эмоционально-волевой компонент, в свою очередь, взаимодействует с познавательно-мировоззренческим и действенно-практическим.

Полученные в результате экспериментальной и опытной работы данные позволяют сделать вывод, что предлагаемая методика дает значительный педагогический эффект.

Позитивные изменения в развитии гуманистической направленности у детей не ограничиваются рамками дошкольного образовательного учреждения. Они довольно явственно проявляются в семье, – об этом свидетельствует анкетирование родителей. Дети становятся внимательнее по отношению к членам семьи, любознательнее, самостоятельнее, дисциплинированнее, стремятся жить интересами семейного и детского коллективов. Положительные новообразования в поведении ребенка отличаются устойчивостью.

Значение литературно-ролевой игры не ограничивается решением воспитательных задач. Она создает предпосылки для успешного обучения в школе: развивает память, речь, мышление, воспитывает устойчивый познавательный интерес, более ярко выраженный интерес к художественной литературе, активность, сознательное отношение к учебе; служит пропедевтике дальнейшего предметного обучения; повышает уровень художественного восприятия детьми литературных произведений. Дети начинают глубже понимать произведение, быстрее осмысливают его, высказывают более зрелые, обоснованные суждения.

Внедрение в широкую педагогическую практику методики гуманистического воспитания детей с раннего возраста поможет консолидировать наше общество, повысить его национальную безопасность.

(В сб. «Психология и педагогика социального творчества». – СПб, 2019 г.»)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=