Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ПЕТУШКОВА Ирина Николаевна

методист по воспитательной работе факультета ЕГиТ Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина

О некоторых этических основах концепции педагогики общей заботы

Каждый педагог, начиная работать по концепции академика И. П. Иванова или знакомясь с ней, чувствует, что она имеет очень глубокую и во многом необычную этическую окраску. Нравственная позиция, нравственная направленность личности в ней первичны и определяют все остальные компоненты, — может быть, именно поэтому принимают или отвергают её тоже очень активно и эмоционально.

Концепция И. П. Иванова основана на очень высоких этических принципах, сущностно определяется и характеризуется большим кругом взаимосвязанных между собой этических понятий и категорий. Рассмотрим некоторые из них.

1. Этическая сущность концепции очень четко обозначена уже в самом названии: педагогика общей заботы. Это — главная, сущностная категория концепции. И. П. Иванов рассматривает понятие заботы как ключевое для определения направленности деятельности личности и коллектива («на радость и пользу окружающим людям и себе как их товарищу») и для анализа отношения личности к окружающему миру, к людям и говорит о том, что по своему социально-нравственному смыслу забота как «деятельность, направленная на благополучие кого или чего-либо» (С. И. Ожегов) может быть общей, то есть удовлетворяющей интересы человека в единстве с интересами общества и других людей, и эгоистической (открытой и скрытой), то есть удовлетворяющей потребности и интересы только личности, прежде всего личности или в конечном счете её. Таким образом, понятие заботы характеризует нравственный характер мотивации, нравственную сущность деятельности личности.

2. Одной из важнейших особенностей нравственности как специфического регулятора человеческих поступков и отношений является то, что и субъектом, и объектом нравственного анализа, нравственной регуляции и нравственного творчества может выступать практически каждый человек (субъектом — так как по отношению к другим людям он может поступать нравственно или безнравственно; объектом — так как и по отношению к нему люди могут действовать так же).

В концепции академика И. П. Иванова среди пяти стержневых личностных отношений (к Родине, к обществу, к труду, к людям, к самому себе) в качестве ключевого, т. е. определяющего все остальные, вычленено отношение к людям. Соответственно, и в социально-активном ядре личности, объединяющим качества личности, выражающие характер каждого из сформированных стержневых личностных отношений (патриотизм, гражданственность, трудолюбие, заботливость), ключевым качеством является заботливость, определяемая автором как товарищеская (гуманистическая). При этом отношение понимается не как эмоциональное восприятие личностью объектов и явлений окружающей действительности, а как системное личностное образование, объединяющее эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую и действенно-практическую стороны. А этика, анализируя проблему нравственной культуры личности, рассматривает такие ее компоненты, как культура нравственных чувств, культура нравственного сознания и нравственный опыт личности, и особо выделяет поступок как критерий нравственности.

3. Концепция И. П. Иванова несет в себе идею широкого социального творчества («добровольная и бескорыстная забота об улучшении окружающей жизни на радость и пользу людям — близким и далеким»).

Но социальное творчество невозможно без формирования гражданственности как одного из стержневых качеств личности; именно поэтому И. П. Иванов формулирует понятие «общая творческая гражданская забота». Для осознания человеком себя как гражданина, своего долга перед обществом и своих прав как его члена необходимы свобода выбора цели и способа действий, право на принятие решений и ответственность за их выполнение, право на оценку и высказывание мнения. Поэтому И. П. Иванов вводит термин «воспитательные отношения», обозначая им отношения, возникающие между воспитателями и воспитанниками, а также между самими воспитателями и самими воспитанниками. Определяя воспитательные отношения как особый тип общественных отношений и выделяя две их взаимообусловленных стороны — объективную и субъективную — в качестве определяющей, автор называет объективную, характеризующую реальное взаимодействие воспитателей и воспитанников в процессе планирования, реализации и анализа деятельности. Оптимальный тип такого взаимодействия определен И. П. Ивановым как отношения творческого содружества поколений. Это объективное взаимодействие имеет личностное отражение. Оно выражается в необходимости единства товарищеского уважения и товарищеской требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу, без чего вообще невозможно говорить о гуманистичности процесса воспитания.

4. Основополагающей характеристикой понятия гуманизма является отношение к человеку как высшей ценности. В концепции это очень глубоко и ярко раскрывается через требование к реалистичности построения воспитательного процесса, к избеганию формализма в воспитании. Этика определяет формализм как выполнение второстепенных обязанностей в ущерб главным; для характеристики формалистичности воспитательного процесса И. П. Иванов дает определение формализма как невнимания к реальному процессу развития конкретного человека, конкретного коллектива, показывая тем самым возможность подмены ценностей в профессиональной педагогической деятельности.

5. Концепция И. П. Иванова — модель, ориентированная на очень высокие нравственные идеалы. В условиях социальной неустойчивости и противоречивости многие педагоги говорят о необходимости снижения идеалов, о приведении их в соответствие с современным состоянием общества; но философия четко определяет соотношение идеала и нормы, показывая обусловленность уровня существующих норм от высоты идеала.

Конечно, невозможно в одной статье полностью раскрыть и обосновать этическую сущность концепции педагогики общей заботы, да и глубина идеи, обширность, целостность и личностность видения философа и педагога И. П. Иванова не могут позволить быстрого и однозначного толкования. Даже перечисление этических понятий и категорий, используемых им (гуманизм, товарищество, честь и достоинство, свобода, ответственность, гражданственность, дисциплинированность и т. д.), подтверждает это. Главное — в том, чтобы каждый из педагогов, работающих на основе концепции педагогики общей заботы, чувствовал и принимал её нравственные ценности и идеалы и чтобы его собственная жизнь не опровергала их, а поднимала на все новую и новую высоту.

(В сб.: «Образование на рубеже веков: традиции и инновации. Материалы II Международной научно-практической конференции». — СПб.: ЛОИРО, 1999.)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=