Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

НЕВСКАЯ Светлана Сергеевна

доктор педагогических наук

А. С. Макаренко: педагогическая технология

В теоретических работах А. С. Макаренко красной нитью проходит идея педагогической технологии и техники. В незавершенной книге «Опыт методики работы детской трудовой колонии» (1932-1933 гг.) педагог писал: «У нас не было педагогической техники прежде всего потому, что сами слова «педагогическая техника» у нас никогда не произносилась, и сама педагогическая техника никогда не наблюдалась и не исследовалась. И это произошло не потому, что о ней случайно забыли, а потому, что наша педагогическая философия вела свою работу по дорогам, необходимо проходящим мимо педагогической техники». Поэтому, продолжал педагог свою мысль, «приходится считаться с катастрофическим разрывом между теорией и практикой воспитания. «Теория» живёт отдельно от практики, влияние её в нашем деле ничтожно… Методика воспитания не может быть сведена к теории, не может опереться на теорию как на нечто действительно существующее и надёжное. Поэтому мне придётся довольно часто задерживаться на теоретических вопросах, чтобы логика того или другого приёма сделалась ясной».

А. С. Макаренко призывал педвузы решительно перестроить программы, чтобы готовить квалифицированных педагогов-техников. Доказательством результативности этого требования стала практическая работа в течение всего рабочего дня, месяца, года самого Антона Семеновича и собранного им педагогического коллектива. Практическая работа, считал педагог, является технической («педагогическая технология и техника») и подчиняется следующим основным положениям и принципам:

Перечисленный выше сложный комплекс рабочих напряжений, по словам Антона Семёновича, требует следующей педагогической установки:

1) создание правильного коллектива,

2) создание правильного влияния коллектива на личность.

А. С. Макаренко утверждал, что педагогическая технология и педагогическая техника обеспечивает моменты и ситуации операционного воздействия воспитателя на воспитанника. Основным предметом педагогической технологии как научной дисциплины Антон Семёнович считал живое педагогическое воздействие, а её содержанием – научно обоснованные закономерности воспитательных воздействий человека на другого человека. Педагогическая техника является одной из слагаемых педагогической технологии и выступает в виде совокупности умений педагога-воспитателя по использованию психофизического аппарата как инструмента воздействия на воспитанника. К таким воздействиям относятся:

1) организация общения с воспитанником;

2) предъявление требования к воспитуемому в целях его развития и приобщения к человеческой культуре;

3) организация системы положительных подкреплений социально-психологических новообразований воспитанника;

4) организация тормозящих воздействий, корректирующих социально-значимые отношения;

5) организация групповой и коллективной деятельности;

6) педагогическое разрешение конфликта, порождаемого воздействием или специально создаваемого педагогом в ходе воздействия;

7) организация воспитательного воздействия через предметно-вещную среду воспитанника;

8) организация саморегуляции профессионального состояния педагога;

9) педагогический анализ ситуации.

Перечисленные компоненты педагогической техники, считал Антон Семёнович, требуют специальной технологической подготовки учителя-воспитателя. В специальные занятия должны быть включены: упражнения, тренинг, ролевая игра, анализ педагогических наблюдений, анализ собственных состояний, деловая игра, практическая работа с детьми, анализ ее результативности, самоанализ студента-практика и коллективный анализ учебной группы.

А. С. Макаренко сумел создать в колонии им. М. Горького мощную воспитательную силу – единый коллектива единомышленников (воспитанников и педагогов-воспитателей) с налаженными и чётко функционирующими органами детско-взрослого самоуправления, виртуозно владеющими педагогической технологией и техникой. Естественной и наиболее благоприятной средой для развития и воспитания каждого ребёнка педагог считал именно такой коллектив. Только в таком коллективе наилучшим образом происходит формирование самосознания и правосознания бывшего беспризорника и малолетнего правонарушителя; организованная совместная жизнь, работа, учёба и отдых, дисциплина и обязанности в таком коллективе формируют из детей социально-развитых, трудолюбивых, ответственных и активных граждан. Только такой живой коллектив (ячейка общества) можно назвать полноправным явлением общественной жизни, а воспитанников – полноправными гражданами своей страны, имеющими право на участие в общественном труде по своим силам. Они участвуют в труде не в педагогическом, а в рабочем порядке: не портят материал, производя нужные вещи, за которые получают заработок; за работу отвечают по всей строгости производства (отвечают, прежде всего, перед коллективом – поглотителем и частного вреда и частной пользы). Методика, педагогическая технология и техника создания такого трудового воспитательного коллектива – процесс чрезвычайно сложный, требующий решения следующих жизненно важных организационных задач:

Далее А. С. Макаренко продумал и реализовал на практике целые блоки технологий. К ним относятся:

1) система самоуправления в детском коллективе, его формы, методы, воспитательная и организационная функции (совет командиров, общее собрание);

2) организация жизни детского коллектива, режим, система наказаний и поощрений, ответственной зависимости, чёткая иерархия ролевых функций и их смена;

3) эстетическое, эмоциональное воспитание, воспитание коллективистических чувств, самодеятельность, эстетика быта, индивидуальное движение и коллективное построение;

4) воспитание социальной ориентированности и ответственности (дисциплина, поощрения, система требований как средств, не унижающих чувство собственного достоинства, уверенности в себе, нужности обществу, коллективу).

А. С. Макаренко ввёл новое понятие – педагогика параллельного действия. Это важное открытие сегодня до сих пор до конца не понято. Между тем педагогика параллельного действия – это открытое лидерство педагогов-воспитателей и технического персонала в организации коллектива; это создание единой системы управления коллективом как социальной системой, соответствующей современным положением теории управления.

В области обучения в школе коммуны им. Ф. Э. Дзержинского также виртуозно использовались педагогические технологии. Следует особо сказать о педагогах, о процессе обучения в коммуне. Подобранные самим А. С. Макаренко педагоги виртуозно владели технологией обучения и воспитания детей, педагогическим мастерством. Уроки нельзя было пропускать, но этот вопрос не стоял, так как педагоги умели привить учащимся глубокий интерес к знаниям. Широкая сеть кружков стимулировала у коммунаров этот интерес, помогала выбрать профессию.

Известно, что Антон Семёнович не очень увлекался новомодными в его время методами комплексов, дальтон-планов, проектов и прочими течениями, и считал эти увлечения вредными в работе школы. Большое значение он придавал систематическому прохождению школьного курса, которому учитель должен уделять самое серьёзное внимание. Систематическое приобретение знаний в школе, своевременное окончание школы, утверждал Антон Семёнович, не только определяет путь человека в жизни, оно необходимо для здорового и правильного формирования характера, так как в значительной мере этим определяется и судьба человека.

По мысли А. С. Макаренко, в дореволюционной школе были созданы хорошие традиции, чего не скажешь о воспитании, выходящем за рамки школы. Являясь горячим сторонником вековых достижений школьных методик, педагог на их основе создал чрезвычайно своеобразный и интересный тип школы в коммуне. Будучи идейным руководителем школы, педагогического совета, главным консультантом в работе методических комиссий при школе в коммуне, Антон Семёнович обеспечивал большую свободу инициативе и простор творчества каждого преподавателя.

Несмотря на то, что школа в коммуне прошла сложную историю развития, была типовой школой, всегда работавшей по типовым программам и учебным планам, в ней всегда сохранялся присущей ей стиль и тон.

Единство с другими школами было относительным. В коммуне надо было дать учащимся среднее, а затем полное среднее образование в неполный срок обучения, так как коммунары жили в коммуне от пяти до семи лет. Второгодничество практиковалось как исключительная мера. А. С. Макаренко считал, что для того, чтобы второгодник преуспел, необходимо не только большое педагогическое внимание и мастерство, но и организация целой системы средств перевоспитания дефективного отношения этого ученика к школьному труду. Без этого, по мысли педагога, второгодничество может быть только вредным. Следовательно, у учителя есть только одно средство – усилить активность методов преподавания и добиться действительной, а не показной успеваемости учеников.

Приведём пример из воспоминаний бывшего коммунара Ивана Дмитриевича Токарева:

Хорошие у нас были учителя. Иногда даже спорил с преподавателем. Изучаем тригонометрию: синус альфа, косинус бета. Начинаем решать задачки – не получается целое число, а, допустим, четыре и три в периоде. Я спрашиваю: что это за наука? Прибавляем, отнимаем, умножаем – всегда целые числа. А тут…

Учительница мне: оставайтесь после занятий. Начинает объяснять: «Вот доска. Вы будущий командир. Здесь течет речка. Вы на этой стороне, противник – на другой. Вам нужно артиллерией поразить эту цель. Какой прицел? Какое расстояние до цели? Вы же не пойдете измерять расстояние? А с помощью тригонометрии мы измерим это расстояние». Я спрашиваю: «Как же вы измерите?». Она: «Проведем базу на вашей стороне. Теодолитом измерим этот угол и по одной стороне и углу определим расстояние до цели». Тогда я и понял эту науку, тригонометрию.

Вечером, уже в темноте, я залез на телеграфный столб, опустил катушку ниток, мы с Мишей замерили расстояние, а днем измерили тень. И все подтвердилось. Я увлекся этой наукой. Нам задавали по три задачки из учебника, а я решал все от начала до конца.

О педагогической технологии в области обучения в школе коммуны можно узнать из рукописи соратников Антона Семёновича «Школа в коммуне им. Ф. Э. Дзержинского» (авторы Т. Д. Татаринов и Г. С. Макаренко). Вот как описывается рабочий день в коммуне:

2 января 1928 г. – рабочий день – это день начала новой жизни. Он как никогда должен отличаться своей организованностью, чёткостью. Никаких раскачек, недоработок не могло быть. С места «полный ход» – такова была команда А. С. Макаренко. «Есть. Полный ход!» – ответил коллектив и начались радостные будни в учёбе и труде…

В школе, как к основному звену системы, – исключительное внимание. Ровно в 9 часов все воспитанники были на местах по классам. Входит учитель в класс. Все встают без шума. После приветствия начался нормальный ход урока. К началу учебного года школа готовилась с такой же энергией, как и все остальные разделы сложной организационной системы коммуны. Первый педагогический коллектив состоял из тт. Татаринова Т. Д., Григорович Е. Ф., Говорецкой Е. П., Татариновой В. Н., Терского В. Н., пришедших вместе с Антоном Семёновичем из колонии Горького. Эти люди имели за плечами большой стаж преподавательской работы в школах. Одновременно с ними пришла в коммуну молодёжь, только что закончившая вузы: тт. Яровой, Коган Р. О., Дроботова – они начинали свою педагогическую деятельность вместе с жизнью коммуны. Ещё до открытия коммуны на первом Педагогическом Совете под руководством А. С. Макаренко были утверждены учебные планы. В основу взяты программы трудовой школы Наркомпроса УССР. Количество рабочих часов в связи с работой ребят в мастерских не должно было превышать 4-х часов в младщих классах, 5-ти – в старших. Занятия начинались 2 января и заканчивались 15 июля 1928 года. <…> Макаренко особенно внимательно относился к правильному комплектованию школьных групп. Наличный состав учащихся позволил в 1928 году (учебном) иметь вторую, третью и четвертые группы. Новые пополнения, после проверочных испытаний, зачислялись в соответствующие группы.

Так начинался учебный процесс в коммуне Ф. Э. Дзержинского. Читаем далее:

Весь процесс воспитания и обучения в школе пропитан педагогической технологией. Весь! Начиная с внешнего вида учителя, его опрятности, элегантности, манеры держаться, говорить. То есть педагогическое воздействие на ученика было ошеломляющим. К слову сказать, здесь преподавали профессора, артисты, много было репрессированных ученых… Они обладали совокупностью умений по использованию психофизического аппарата как инструмента воздействия на ученика, все они были великими мастерами своего дела, блестящими техниками.

Основной формой работы в школе по всем предметам был урок. Двухчасовые уроки по одному предмету не применялись. Уроки физкультуры были отнесены за счёт утренних часов и клубной работы. Учебный план был принят педагогическим советом, на котором Антон Семёнович ознакомил коллектив педагогов-воспитателей сo следующими задачами коммуны:

1) За время пребывания воспитанника в коммуне подготовить из него гражданина нового общества: грамотного, политически развитого, культурного, преданного.

2) Воспитанникам нужно, прежде всего, образование, на этой основе легче будет накапливать, развивать и все остальные качества, необходимые нашему человеку.

3) Нужно, прежде всего, обеспечить высокое качество преподавания, то есть подготовку к уроку, наглядность обучения, систематическое и прочное усвоение учебного материала.

Своё выступление на первом педсовете А. С. Макаренко закончил словами: «В области методики преподавания не мудрите особенно. Урок должен быть интересным, доступным, содержательным. А это достигается хорошим объяснением правил, живым рассказом, увлекательной лекцией, беседой. Используйте опыт старой школы, но берите только полезное, освобождайтесь от старых и новых предрассудков. У нас ясная цель: дать коммунарам среднее образование такого качества, чтобы они имели возможность поступить в ВУЗ. Для меня сейчас совершенно очевидно, что только полноценное умственное развитие дает гарантию от возможных неудач и рецидивов. А нашим ребятам приходится только на нас надеяться».

С такой установкой проработал коллектив педагогов первую половину 1928 года.

А. С. Макаренко уделял большое внимание следующим двум направлениям: первое, педагогика индивидуального действия, т. е. работа над личностью каждого отдельного воспитанника; второе, педагогика коллективного действия, т. е. воспитание целого коллектива и работа с ним.

Первое направление предполагает работу воспитателей над отдельными воспитанниками. В этой области Макаренко рекомендует широкое применение принципа параллельного действия. В своих теоретических работах Антон Семёнович раскрывает педагогические и методические обоснования, а также практическую целесообразность принципа параллельного действия (системы отношений взрослого и ребенка). Педагог считал, что постоянное прямое воздействие на воспитанника должно быть преимущественным и обязательным правом всего коллектива и его уполномоченного. Практика показала, что педагог должен быть освобождён от надоедливой и скучной роли надзирающего и делающего замечания ментора. В представлении А. С. Макаренко и его соратников, педагог – это опытный и искусный дирижер, который в случае надобности, приводит в действие целую систему коллективных уполномоченных сил в лице командиров отрядов, комсомола и Совета командиров. Педагог организовывает их помощь (необходимое воздействие) в определенных ситуациях. Благодаря такой технологии, такой системе работы деятельность педагога становится гораздо эффективнее, интереснее для него самого. В этом и состоит смысл творческой деятельности педагога в полном её значении.

Приведем пример. Бывший коммунар А. Г. Явлинский писал в воспоминаниях, что попал в руки Антона Семёновича двенадцати-тринадцати лет. В коммуне ничего нельзя скрыть, сделать тайно. «Я имел дело со всем коллективом ребят, – вспоминал А. Г. Явлинский, – Нельзя укрыться от многоликого внимания организованного коллектива, нельзя пройти незамеченным, если коллектив и каждый его член считает, что твое поведение – это дело чести всего учреждения. Каждый коммунар делал мне замечания, если я нарушал правила поведения или устав коммуны. Можно было либо пойти против коллектива, либо подчиниться ему, третьего… не дано. А подчиниться коллективу значило, прежде всего, дисциплинироваться. Педагоги замечаний почти не делали. На них смотрели как на людей высокого авторитета и полномочий».

Педагог в коммуне был старшим уважаемым авторитетным членом коллектива, деятельность которого гораздо сложнее и ответственнее простых обязанностей тюремных надзирателей, которых в учреждениях А. С. Макаренко никогда не было.

Технология коллективного действия у Макаренко заключалась в том, что лично он выступал во всей полноте власти исключительно как уполномоченное и ответственное лицо всего коллектива. В зависимости от порученного педагогу дела и размеров его полномочий в каждом случае он становится командиром, имеющим право безапелляционного приказа всему коллективу, отряду и т. д.

Сам А. С. Макаренко виртуозно владел инструментовкой «педагогики коллективного действия», когда, как руководитель, отменял решение Совета командиров, что бывало крайне редко, или на общем собрании выступал в защиту провинившегося. Он добился права самому подбирать педагогов-воспитателей, так как от Наркомпроса Украины присылали в колонию (коммуну) не профессионалов своего дела. А. С. Макаренко давал полную свободу действия педагогу-профессионалу, поддерживал все его инициативы, устремления, доверял им и помогал молодым учителям.

Антон Семёнович применял множество технологий, предназначенных для решения педагогических задач. Например, в эстетическом воспитании присутствовал набор простых и точных рекомендаций: что как делать, чтобы было красиво и целесообразно. Здесь важно соблюдать и элементы игры: салют, ритуал выноса знамени, приветствие, иерархия ответственных зависимостей и т. д. Звание колониста/коммунара и значок отличия получали и педагоги-воспитатели. Большое внимание уделял педагог правовому воспитанию. Воспитательно-правовое значение имели утверждённые на общем собрании коммуны 100 пунктов Конституции, в которых были прописаны права и обязанности, которые никому из колонистов и коммунаров даже не приходило в голову нарушить.

Антоном Семёновичем была чётко отработана методика и технология организации детского коллектива и всего воспитательного процесса. Методика включала следующие 17 отделов: 1) Организационное строение коллектива; 2) Самоуправление в отряде; 3) Органы самоуправления; 4) Общее собрание; 5) Совет командиров; 6) Санкомиссия; 7) Актив; 8) Дисциплина и режим; 9) Наказание и меры воздействия; 10) Центр; 11) Материальная часть; 12) Новые воспитанники; 13) Культработа; 14) Перспектива; 15) Стиль работы с коллективом; 16) Работа воспитателей; 17) Выпуск.

Все перечисленные отделы дают исчерпывающий материал для практического применения методики. Речь идёт о завершенной научно-педагогической работе А. С. Макаренко «Методика организации воспитательного процесса», которая опубликована и доступна современному педагогу-организатору.

Что же показывает опыт современных школ? На 1970-80-е гг. приходится расцвет опыта Шаталова и Амонашвили. Методику Шаталова хотели использовать, да не смогли. Почему? А причина проста. Есть конспекты, похожие на шаталовские. Для работы над ними нужно поразмыслить, нужно напряжение ума, работа. Там есть всё в плане технологических разработок. Но это требует от учителя большого труда, а он не хочет тратить зря силы. Ему кажется, что технология должна за него работать. Чтобы освоить опорные конспекты, говорил Шаталов, необходимо года два потратить для освоения методики, а не ждать некоего волшебного рецепта. Почему музыкант с листа схватывает содержание музыкального произведения? Потому, что у него хорошо отработанная технология чтения с листа, высокая музыкальная грамотность. А почему у современного педагога-воспитателя не отработана подобная технологическая грамотность?!

Педагогическая технология – это ещё и организация того опыта, который педагог накопил. Это предполагает ценностное отношение к рекомендациям. Ведь, например, хорошая технология добычи золота позволяет быстро и экономно извлекать крупицы золота из песка, поэтому она выгодна. А у наших учителей нет соответствующего ценностного отношения к педагогической технологии, к творческому заимствованию авторского опыта. Технологии пишутся для типичного или усредненного случая. Как в медицине – технология лечения воспаления лёгких, почек, сердца. Даётся общая картина заболевания, общие рекомендации. Это для всех одинаково. Но каждый болеет по-своему (индивидуально). Так же и педагогическая технология. Перед учителем в каждом классе сидят индивидуальности. Поэтому (по технологии А. С. Макаренко) учитель должен взять главное, творчески переработать и создать нечто свое. У многих педагогов-воспитателей это, к великому сожалению, не воспитано и не развито, и не вина в этом педагога, а беда, так как вся система работы в школе, учёба в институте не приучила его к творчеству, к работе над педагогической технологией.

Следует учитывать еще одну проблему: субъективный фактор. Это и есть то самое отношение человека к делу, когда человек делает хорошо или делает плохо. Например, в дни революции люди шли на лишения и жертвы ради идей. Сейчас этого нет, наблюдается полное равнодушие к проблеме воспитания личности. Это субъективный фактор. В профессии учителя он играет основную роль. Неравнодушный заинтересованный учитель – это позитивный фактор, равнодушный – негативный. Один учитель любит учеников, другой – нет. Такой фактор во многом обуславливает эффективность педагогической технологии, который должен пользоваться учитель. Без позитивного субъективного фактора, основу которого составляет отношение к делу, вообще никакая самая полная и совершенная технология работать не будет.

Важно учитывать, что качество технологии зависит от человека, который её «читает» (преподаёт). Отсюда возникает проблема профессиональной подготовки, а также значимость таких особенностей учителя, как способность к повседневному творчеству, положительный субъективный фактор. Педагог может в совершенстве знать программу, может недостаточно её знать, но работать успешно. Нужно раз в десять знать больше, чем рассказываешь на уроке, только в этом случае ученики ему поверят. Без этого никакая стандартная учебная программа не спасет. Есть учителя, которые до мелочей всё продумывают, а их влияние на учеников не работает. Вспомним слова Бехтерева о том, что плох тот врач, при появлении которого в палате самочувствие больного не становится лучше. Нельзя не учитывать и того, что каждый человек обладает энергетическим и информационным полями. Информационное поле зависит от знания, пробуждает у учащихся жажду мыслить, творить, решать задачу, проблему. Грамотный учитель умеет создавать соответствующее информационное поле. Так же учитель создаёт соответствующий эмоционально-благоприятный микроклимат, уверенность детей в себе. А. С. Макаренко владел этим виртуозно.

Проблема заимствования идей или внедрения авторского опыта в современную практику требует, прежде всего, вычленения и освоения педагогических технологий. Успешность вычленения и освоения технологий зависит от творческих способностей заимствующего лица, достаточности его опыта для адекватного восприятия, переработки, усвоения педагогических технологий, оценки результатов её внедрения. Это проблема творческих способностей, субъективного фактора. Но любая технология – это лишь ориентир, схема или алгоритм действий в данных условиях для достижения данных результатов, это количество допустимых вариантов поведения. Для ее оценки или построения необходимо выделить:

1) содержание и структуру технологии (полноту, достаточность и необходимость составляющих её компонентов или технологических предписаний);

2) однозначность параметров технологии и управляемого объекта (количество вариантов поведения, их взаимное соответствие);

3) соответствие технологических предписаний свойствам объекта, его динамическим возможностям;

4) достаточность технологических рекомендаций для достижения целей ее применения к данному классу или типу объектов.

Сказанное говорит о необходимости творческого восприятия и переработки общих положений технологии применительно к учебно-воспитательному процессу в определенных условиях, к определенной группе детей.

Итак, мы имеем уникальный шестнадцатилетний отечественный педагогический эксперимент, признанный мировыми сообществом лучшим в ХХ веке, который получил название – «Педагогическая система А. С. Макаренко в действии». В настоящее время в нашей стране этот эксперимент мирового значения не находит применения; нет и глубокого теоретического осмысления и систематического описания педагогической системы А. С. Макаренко. К сожалению, свои проверенные на практике (экспериментально) теоретические находки А. С. Макаренко не успел изложить в научной монографии. Но опыт работы в колонии и в коммуне он успел описать в художественной форме в «Педагогической поэме», «Марше 30 года», «ФД–1» и «Флагах на башнях». Педагог считал, что научную литературу учитель читать не будет, а художественные произведения прочтёт и задумается над прочитанным. Во всех его художественно-педагогических произведениях блестяще представлена россыпь сложнейших педагогических ситуаций, в разрешении которых безотказно работала педагогическая технология и техника.

Сегодня школа только обучает, не оставляя времени для организации трудовой внешкольной работы, как это было у Макаренко. В колонии и в коммуне дети, подростки, юноши учились, работали и в оставшееся свободное время занимались в многочисленных кружках по интересам и способностям. Аналога тому, как воспитывали и обучали, как организовывали жизнедеятельность своих питомцев А. С. Макаренко и его соратники, используя многообразие педагогических технологий, в мировой практике мы не находим. Между тем современные воспитательно-образовательные учреждения могут очень много полезного почерпнуть из наследия выдающегося классика мировой педагогики – Антона Семёновича Макаренко.

2019 г.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=