Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

НАГАВКИНА Людмила Серафимовна

методист Ленинградского Дворца пионеров имени А. А. Жданова

Так растут вожаки

Перед стартом

Последний месяц лета. Руководители пионерских штабов и вожатые всё чаще вспоминают лица своих пионеров, чаще задумываются о предстоящих делах, сборах, праздниках, о смотрах-конкурсах, о школах пионерского актива. И сколько бы лет не начинал новый учебный год, каждый раз переживаешь всё по-новому. Совершенно новыми, повзрослевшими, кажется, совсем незнакомыми предстают перед тобой ребята, и хочется как можно скорее разглядеть их в этом новом качестве. Начиная год и учитывая ошибки прошлого, мы мечтаем по-новому построить работу в штабе и в совете дружины.

Так или почти так встречают сентябрь те, кто не первый год приступают к работе с пионерским коллективом. А новички? Что волнует их в эти дни?

Первые тревоги уже позади у тех, кому посчастливилось принимать дела от предшественника, как говорится, «из рук в руки». Опытный и заботливый, этот человек представлял вас своим питомцам как своего единомышленника. Было сказано, что он доверяет вам, как самому себе, что просит ребят помочь вам войти в курс дела. «Всё остальное теперь зависит от вас…»

Не секрет, что коллектив, как любой живой организм, может болеть и разрушаться, восстанавливать свои силы и побеждать болезни. Итак, ты пришел в коллектив, где надо начинать всё сначала. Перед тобой задача со множеством неизвестных. Известен лишь вопрос: «Что надо сделать, чтобы создать дружный работоспособный коллектив?». Вооружаемся карандашом и блокнотом, встречаемся с членами совета пионерской организации или администрацией школы, штудируем документы и бумаги прошлых лет, изучаем документы ХХV съезда КПСС, XVIII съезда ВЛКСМ – определяем функции своего коллектива, определяем возможную помощь со стороны товарищей, условия, в которых предстоит работать.

Самое трудное – это измерить потенциальные возможности коллектива. Мы определим культурный уровень и познавательные интересы, увидим, насколько подвижны, эмоционально возбудимы наши будущие воспитанники, как они относятся к своему общественному повседневному, кропотливому труду и организации больших массовых дел, умеют ли заботливо, с уважением относиться к окружающим людям, как оценивают свое место среди других коллективов и т. п. Все эти данные не приходят сразу. Будущему руководителю, как добросовестному лаборанту-препаратору, приходится по крохам собирать их, используя все возможные способы первичного исследования (например: наблюдение, беседа, изучение поведения ребят в определенной жизненной ситуации).

Но как только они поймут, что вы их изучаете, так сразу закроются: подростки слишком ранимы и частенько носят при себе защитный панцирь от чужих взглядов. Единственную анкету, которую можно провести под предлогом более близкого знакомства с ними, нужно использовать как тонкий инструмент познания. Например, анкета перед выборами актива. Вопросы надо поставить самые безобидные, но, вскрыв подтекст, увидеть систему взаимоотношений в этом коллективе.

Во вступительной беседе мы напоминаем ребятам, что актив районного пионерского штаба или пионерской дружины – это люди, которые должны быть организаторами больших массовых дел и должны уметь заботиться о каждом члене штаба. Затем мы выражаем уверенность, что, как и положено, они изберут самых лучших организаторов и самых заботливых людей. А чтобы легче было сориентироваться, можно попросить заполнить анкету, в которой всего два вопроса:

1. Кого ты считаешь самым лучшим организатором? (3 кандидатуры).

2. Кого ты считаешь самым заботливым человеком? (3 кандидатуры).

Выборы актива стоит провести до обнародования результатов анкетирования. Но вы анкеты просматриваете и голосуете с учетом выводов, к которым пришли. Конечно, результаты можно обсудить и до выборов. Но вдруг так случится, что изучая микроклимат коллектива, вы вскроете целый букет конфликтов, и тогда обсуждение будет неискренним и приведет к преждевременному обострению отношений. А «взрыв» нужно готовить к тому моменту, когда наиболее четко раскроется доброе и злое, когда накопят опыт и силы борцы за справедливость, когда у вас будет достаточно фактов и оснований, чтобы объявить открытую войну эгоизму, формализму, лени, зазнайству и другим возможным порокам.

Что же это за конфликты, которые, как язвы, разъедают пионерские коллективы? Это группировки и склоки среди девочек; подавление слабых сильными среди мальчиков; это отсутствие какой-либо заботы между девочками и мальчиками; это непреодолимый водораздел между старшими и младшими; отсутствие доверия к взрослым. Разновидностей много, но природа всех конфликтов одна – эгоистическая, потребительская позиция, борьбу с которой мы будем считать первостепенной задачей в своей воспитательной работе.

Предположим, что первый срез сделан, первые поиски условий задачи завершены. Осталось только взвесить свои возможности: что я знаю? Что надо срочно изучить? Что я могу? Чему надо ещё научиться?

Пора приступать к поиску решений данной задачи. Как выразились бы математики: к нахождению необходимых и достаточных условий для достижения цели. Мы считаем, что строить дело воспитания педагогу надо начинать с себя. Необходимым условием развития товарищеских отношений в пионерском коллективе является заботливая товарищеская позиция педагога. Отнесись ко всем порокам своих воспитанников как доктор, врачующий раны, укажи на их потенциальные возможности и определи вместе с ними жесткий режим действий. Но для этого коллективу необходимо выполнить ещё одно условие – определить цели и формы жизненно-практической деятельности. Дело, которое станет проявлением заботы об окружающих людях. Дело, результат которого обязательно обернется в недалеком будущем благодарностью этих людей. Это станет лекарством, стимулом, который поможет коллективу взять на себя ещё более сложные задачи, даже если придется крепко подучиться для этого. Деятельность не будет успешной, если ей не придать четкий, организованный характер. Значит, надо вместе с ребятами создать такую систему взаимной ответственности, чтобы каждый имел возможность расти, такую организованную структуру, чтобы создать условия для коллективной организации творческой жизни. При этом нельзя нарушать структуру Всесоюзной пионерской организации и изобретать несвойственную ей терминологию.

Перечисленные условия мы считаем необходимыми, но не достаточными для создания дружного, работоспособного коллектива. Их поиски продолжаются на протяжении всего воспитательного процесса. Задачу никогда нельзя считать решенной окончательно, ибо в коллектив штаба и совета дружины каждый год вливаются новые ребята. И каждый приносит с собой новые проблемы.

Как же найти, увидеть ответ в педагогической задаче?

Заботе надо учиться

Много дел у штаба и его руководителя. Может быть, о результате нашей работы можно судить по количеству дел, перечисленных в плане? Нет… И даже, если все дела прошли чётко, организованно, и штаб действовал слаженно, мы не можем быть уверены, что нашли ответ в решении главной педагогической задачи. Ещё Надежда Константиновна Крупская призывала нас не подменять своим опытом инициативу и самостоятельность пионеров, призывала создавать условия для проявления их собственной заботы об улучшении окружающей жизни. Для того чтобы пионер, комсомолец мог стать самостоятельным, творческим организатором-общественником, его необходимо подключить к системе коллективной организации творческой жизни. Большое значение для успешной деятельности активиста имеет наличие собственного опыта практической заботы по улучшению окружающей жизни: быть внимательным, чутким, вглядываться в окружающую жизнь, искать и находить нужное людям, приносить им радость и пользу; строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять по времени разнообразные жизненные задачи; преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других. Этот опыт приобретают активисты в процессе выполнения плана, который составляется самим коллективом ребят. В плане учтены предложения Бюро Совета пионерской организации или педколлектива школы. У руководителя детского коллектива есть свой план воспитательной работы, где определены педагогические задачи, условия и средства, способствующие их решению; определена роль педагога в общей творческой жизни коллектива, средства незаметного и открытого, прямого и опосредованного воздействия на воспитанников. И если пионерские активисты не умеют заботиться об окружающих людях, их надо научить этому, идти от простых к более сложным проявлениям заботливого отношения к своим товарищам, к близким и далеким людям.

Как нет универсального лекарства, излечивающего от всех болезней сразу, так не существует универсального метода, средства воспитательного воздействия. Только разумное сочетание методов побуждения, приучения, убеждения дает положительный результат воспитания. Вместе с тем, на данном этапе развития коллектива, на наш взгляд, огромную роль играет такое комплексное средство, как личный пример воспитателя. При создании дружного, работоспособного коллектива необходимо создать оптимальные условия для организации воспитательного процесса, для развития заботливого отношения к людям. Такие условия легче создать на лагерном сборе.

Работа на лагерном сборе должна строиться с учетом психологического настроя ребят. Освобождённый от множества повседневных обязанностей, сопровождаемый бесконечными напутствиями родственников, активист стремится к новым впечатлениям, готов раскрыться, испытать себя. У него хорошее настроение, хотя иногда его приходится скрывать от других. Ведь не всякому подростку свойственна детская непосредственность. Другой мальчишка обладает замечательным романтическим даром восприятия, но не откроется, пока не поверит вам до конца. Так или иначе, но все они знакомы с задачами лагерного сбора, желают проявить себя в разнообразной лагерной жизни, готовы к той ответственной самостоятельности, где каждый – хозяин этой жизни. Хотя многие ещё, может быть, не понимают, что самостоятельность каждого должна быть организованной в соответствии с требованиями коллектива. Что возможна эта самостоятельность только в условиях заботливого, товарищеского отношения друг к другу.

Ежедневное дружеское общение с ребятами дает возможность, обострить и устранить нездоровые конфликты, основные преграды на пути построения коллектива.

Как же научить заботиться друг о друге?

Иногда достаточно подсказать девочкам, чтобы они выстирали форму мальчиков. Однажды мне пришлось собрать рубашки самой и с этим ворохом, как будто невзначай, пройти мимо стайки девочек. Это на них не произвело ни малейшего впечатления. Тогда я просто попросила помочь мне. Затем мне пришлось организовать правильную реакцию мальчиков на свершившееся событие, ибо в спальнях от смущения они выражали свое удовольствие развязно и грубо. Перед очередным торжественным событием в отряде девочки сами тихонько собрали формы, а затем стали завязываться двухсторонние договоры и даже появилась «конкуренция».

Иногда я слышу, что с девочками легче, но вот мальчики!.. Я убеждена в обратном. Всегда начинала с мальчишек, опираясь на их рыцарские доспехи, которые извлечь из тайников просто необходимо. Иногда приходится начинать с того, что учишь их быть рыцарями по отношению к вожатым. Приучаешь их пропускать девочек первыми в дверь. Сначала – это просто игра, потом – привычка. Вспоминается первый день рождения в штабе. Самой старшей, самой видной девочке исполнилось 15 лет. В лагере актива не принято устраивать танцы в отряде, времени нет для этого. Но здесь мы нарушили традицию. И путь Тани был устлан цветами, которые набрали мальчики, песню собственного сочинения исполнил мужской хор. Комплименты, высказанные каждым, были ещё шероховаты, но произносились искренно, иногда даже с волнением.

Из опыта РПШ вспоминается «Школа красоты». В «салонах» проводили приемы обе стороны, а «рыцарский бал» стал демонстрацией вежливости и взаимного внимания. Старт этого длительного (две недели) коллективного творческого дела был дан после моей беседы в спальнях. Мы говорили об этике поведения. Я не приводила примеров из нашей жизни, но мне удалось увлечь их чувством прекрасного; они увидели контраст с действительным своим поведением, у них появилось желание исправить положение. На «Огоньке» я задала вопрос: «Какую пользу принесла нам «Школа красоты»? Все звенья отметили, что взаимоотношения стали проще, появилась хорошая дружба в коллективе.

Трудно приходится новичку-руководителю, если нет дружбы между старшими и младшими, приходится незаметно, иногда и открыто приподнимать малышей в их собственных глазах, а затем перед всем коллективом. Не грех вложить свои мысли в уста младшего, чтоб осознав их, он высказался на общем сборе.

Был и такой случай, о котором мы теперь вспоминаем с улыбкой. В лагере из-за карантина отменили родительский день и отправили все отряды в лес за ягодами. Каждому отряду была определена территория. Но группа старших выбралась на шоссе и стала останавливать личные машины, направляя их в отряды. Это грубейшее нарушение «закона территории», за которое в любом пионерском лагере следует исключение. Я воспользовалась этим моментом и организовала психологический взрыв младших. Объявила ультиматум: «Или исключение нарушителя из лагеря, или коллектив надо распускать, так как он не в состоянии справиться с безобразиями». Предоставила возможность решать всё самим и ушла. Младшие нашли компромиссное решение: объявили виновников «дачниками» и отстранили их от всех дел, предоставив возможность обдумать своё слово, которое они скажут на следующей утренней линейке.

Дело в том, что в этот день проходил смотр строя, организаторами которого были именно эти старшие ребята, а теперь они лишились такого права. На следующий день были объявлены результаты размышлений. «Будем на равных участвовать в делах отряда. Постараемся не выделяться».

Если заботливое отношение привилось в коллективе, нужно срочно расширить его границы, иначе появится этакий местнический патриотизм. Сначала он как будто помогает наращивать темп жизни, но потом превращает коллектив в «секту» и сломать сложившийся стереотип трудно. Здесь опять важна роль педагога. Можно, конечно, сказать слово «надо», и дело будет сделано, но при внешнем деловом благополучии в душе ребёнка зародится вирус формализма, который легче заронить, чем потом вытравить. Нужно найти такое дело, которое поможет ребятам почувствовать удовлетворение от процесса самоусовершенствования и получить благодарность за свой труд от окружающих людей. Например, сделать сюрприз малышам или организовать концерт для работников пищеблока. Но чтобы сочетать это с подготовкой к работе в городе, мне пришлось выступить перед ребятами с таким предложением. В плане дружины стоит «День фестиваля». Отряды скоро начнут подготовку к нему, но ребята мало знают о «СИМЕА» и о фестивальном движении. Что если мы попросим совет дружины разрешить нам выйти во все отряды с рассказом и тем самым вдохновим отряды на работу? Материал я уже подобрала в библиотеке, на всех хватит. «И отрядов на всех хватит, если идти по два человека в каждый», – сказал кто-то. А второй добавил: «Заодно посмотрим, кто готов к работе с пионерским активом школ». И вопрос был решен. До сих пор вспоминают сегодняшние студенты напряжённую работу и волнение тех дней. А работали мы так:

1. Выработали вопросы, по которым все подбирают материал из статей и книг.

2. На общем сборе по каждому вопросу все обмениваются материалом и отбирают лучший.

3. Я раскрываю методику проведения беседы. Как бы проигрываю эту встречу на их глазах.

4. Формируем пары и каждая составляет свой рассказ.

5. Завершаем подготовку собеседованием. Прослушиваем всех.

С утра идет подготовка формы, напряжение достигло апогея. В отряды уходят, как на бой. Но возвращаются счастливыми. В отряде у нас «кромешный ад»! Все трясут друг друга, расспрашивают, восклицают: «А мне песню спели на прощанье», «Мне сувенир подарили», «А меня сначала рассеянно слушали, а потом я вопросик им как задал, тут все как будто проснулись…». Много, конечно, было проведено предварительной работы среди вожатых на случай катастрофического срыва беседы, но такого не произошло к счастью. На следующий день в строю было слышно: «Вон мой отряд пошел». Отряды здоровались со своими лекторами и приглашали в гости. Лед тронулся – пора начинать систематическую пропагандистскую работу.

Так от отдельных дел, которые учат нас заботиться друг о друге и об окружающих людях, мы можем перейти к созданию системы таких дел, к систематическому проявлению заботы об окружающей жизни, о людях, о самом себе, как товарище других людей.

«Один за всех и все за одного» – это девиз Ленинградского Городского пионерского штаба, который существует уже 21 год.

Если инициатива в проявлении заботливого отношения к жизни, к делу, к людям исходит только от воспитателя, то забота превращается в «чрезмерную опеку». Эта опасность преследует руководителя на каждом шагу. Чуть забылся, развил слишком бурно свою собственную инициативу – активность других членов коллектива ослабла. Чуть превысил контроль за деятельностью ребят, они потеряли чувство ответственной самостоятельности: по любому вопросу бегут за консультацией… То же самое происходит, если нарушается равновесие между поколениями, которых в нашем штабе оформилось на сегодня шесть. Это действующие штабисты, четыре поколения выпускников, родители и взрослые друзья штаба. Очень трудно, но архиважно гармонично строить отношения между всеми членами коллектива. Но это особый разговор.

А сейчас хочется поднять вопрос о взаимоотношениях в действующем штабе. Я привожу отрывки из выпускной работы ученицы 10 класса Леры Девятовской «С чего начинается штабист?» с эпиграфом: «Кому много дано, тот обязан быть добрым».

Штаб – людской поток… Ты всё время среди людей. Ты, «старик», видишь знакомые лица, говоришь, работаешь, обсуждаешь, планируешь… А новичок? Что для него штаб? Суетливая толпа и только. А в толпе всегда тебе как-то одиноко, пока не причастишься к ней краешком сердца. И тогда одиночество убывает. Новичком чаще всего бывает опытный активист. Недаром он работает и в совете дружины и в Районном пионерском штабе. Поэтому «орлёнок» начинается не с нуля.

Все новички стоят кучкой. Поначалу чуть дичатся, глядя на размагниченных старших, но потом и сами смелеют, присматриваются к жизни штаба. Ведь порой прислушиваешься к разговору старших. Как глубоки их суждения! Откуда это в них? Дух времени, штаб сделали нас способными так зрело и широко мыслить о жизни вообще, а не только по поводу текущих дел и забот штаба. Может быть, штабист начинается тогда, когда он понимает свою общность со штабом, с другими штабистами, родство с ними, когда он постиг своё отличие от других, свою индивидуальность? Потом придет время более серьезных размышлений, более ответственного выбора, нахождение своего места в штабе. И не лучше ли сказать, что штабист начинается и никогда не кончается. Зрелость придёт нравственная и гражданская. Но зрелость – понятие не всегда возрастное.

Л. Н. Толстой писал: «Различие между людьми только том, что один очунается в молодости, другой в зрелых летах, третий в старости, четвёртый на одре смерти».

Очунается – это, видимо, от слова «очнулся», пришёл в себя, осознал себя, прозрел, постиг жизненное предназначение. Однако в штабе случается так, что в «зрелости» штабисты «стартуют» как бы с одной линии. Одни без срывов и падений, естественно и уверенно идут к нравственной цельности, другие же свой «старт» трудно и с запозданием начинают издалека. Их главное дело – забота о своём Районном пионерском штабе, их поручение – связной, и «орлята» обязаны выполнять его только на «отлично». Каждый четверг приходит «орленок» в штаб и начинает действовать в уже сложившемся коллективе, учится планировать и анализировать свою работу. В результате совместной деятельности складывается определённая система отношений. Она очень динамична. Ведь люди не могут быть одинокими, не могут работать и не общаться. В штабе у нас у всех – орлят, бойцов, гвардейцев – независимо от характера, потребностей, желаний и эмоций есть общая цель. Не родственные связи скрепляют нашу дружбу, а общность интересов. Штаб объединяет интересы личности с интересами общества. Штаб объединяет всех в единую дружную трудовую семью, причем каждый член ЛГПШ является полноправным его хозяином. В этих условиях общение между людьми становится более свободным, широким и искренним.

Человек не может быть по-настоящему счастлив, когда он не чувствует локоть товарища, поддержку коллектива. Конечно, дружба – понятие более широкое, чем взаимопомощь. В дружбе, основанной на личной привязанности, духовной близости, взаимопомощь и сотрудничество людей более прочны и бескорыстны. От жаркой дружбы всегда получается тепло человеческих сердец. «Орлёнок», каким бы сильным и независимым он ни был, нуждается в верном и искреннем друге, добром, заботливом товарище. Отличительной чертой дружбы у нас являются общие интересы, совместный труд, совместная борьба за общее дело, общность взглядов и идейных убеждений. Но подлинная дружба предполагает и взаимную требовательность. Отсутствие же требовательности порождает беспринципность. Не хочется видеть такую дружбу у нас в штабе. И если такое случается, то, как считают наши штабисты, строгий «откровенный разговор» часто помогает понять свои ошибки. Настоящий человек всегда честно и откровенно укажет другу на ошибки. И не потому что позлословить ему захотелось, а потому, что обязанность друзей – первыми подмечать просчеты друг друга, поддерживать в трудную минуту. Конечно, нелегко бывает критиковать товарища, поправлять человека, с которым работаем бок о бок, но нам важнее всего защитить интересы штаба и заинтересовать в росте штабиста.

Вместе с тем, каждый старший является шефом, каждый младший – подшефным. Мы воздействуем друг на друга, дополняем друг друга, обмениваемся опытом и знаниями. Таков закон жизни, таковы моральные правила штабистов, взаимоотношения которых строятся на принципах равноправия и товарищества. Однако такое постоянное общение не должно приводить к стиранию и обезличиванию личности. В этом заключается забота шефа и звеньевого о новичке. Именно эти люди должны заботиться о росте штабиста, в их руках создание базы для развития личности «орленка». Ведь если есть возможность для развития каждого, есть возможность для развития всего коллектива.

Человек – самый ценный капитал у нас в обществе. Мы, штабисты, должны быть чистосердечны, радушны, внимательны. Должны уважать личность и человеческое достоинство, должны уметь любить людей, верить в них, воспринимать и радость, и нужду их радостнее и горше собственных! Нам остро недостает подчас времени, опыта, знаний. Но важнее всего, чтобы в общении с младшими ребятами нам хватало душевной щедрости. Человеку надо порой совсем немного – всего лишь «излить душу», поговорить с кем-нибудь в трудную минуту, поделиться неожиданной радостью. Таким человеком должен оказаться «шеф».

Ошибки, как известно, не делает лишь тот, кто ничего не делает. Но шеф должен помогать новичку избегать их. Помогая же, не надо подчеркивать, не надо напоминать о своей помощи: это бессердечно.

Никогда нельзя торопиться осуждать человека. Надо всегда постараться разобраться в противоречиях, сложностях, понять человека. Есть люди, которым высокая нравственная красота дается как бы сама собой, без особых усилий. Добросердечие и внутренняя порядочность – их природный дар, другими они просто не могут быть. Но не всем достается это как дар и надо бороться с собой, чтобы стать лучше. Каждый штабист должен быть в ответе не только за себя, за своих друзей по штабу, но и за всех, кто их окружает – товарищей по классу, друзей по кружку…

Мы хотим, чтобы орлята научились любить штаб, чтобы поняли то, что делают старшие, на заботу отвечали заботой, а на внимание – вниманием. Тогда и последующему поколению будет легче работать в штабе. Процессу развития, совершенствования не будет конца. Иначе – застой. Наверное, штаб когда-нибудь преобразится неузнаваемо. Но люди… Они, видимо, никогда не будут абсолютно идеальные. Ведь у нашего идеала будущего штабиста будет свой идеал, и у идеала нашего идеала будет свой, более прекрасный идеал. И так всегда.

Пора начинать сначала

Идет процесс развития заботы в коллективе:

Все вместе мы заботимся об улучшении окружающей жизни, и это приводит к тому, что воспитанники в открытой и скрытой форме начинают предъявлять требования к своему руководителю.

Так, недавно, спор между десятиклассниками заставил меня глубоко задуматься о моем отношении к людям. После встречи с ветеранами войны Саша П. выказал недовольство тем, что один из них не всегда грамотно строил свою речь и приводил факты, упрощающие тот торжественный и патетический настрой, которой царил во время парада Победы на Красной площади. Лена Ш. сказала, что нельзя быть формалистом и нужно за этими словами простого человека уловить огромное волнение и суметь увидеть духовное богатство его натуры. У меня, надо признаться, после встречи тоже осталось какое-то смешанное чувство, но я бы, наверное, не задержала особого внимания на этих сомнениях, ибо впереди было много дел и времени свободного не было. Но последняя фраза Саши: «Плохая пропаганда – это антипропаганда» – остановила поспешный ход моих мыслей, заставила взвесить все «за» и «против», выработать четкую позицию по данному вопросу.

На общем сборе по предложению дежурного командира Лены Ш. всем был задан вопрос: «Является ли данное выступление – антипропагандой?». Среди штабистов многие занимаются газетой, изучают в школе инструкторов тему «Принципы Советской печати». Авторитет у Саши в Штабе большой. Спор был жарким, но пришли мы к общему выводу. Надо понимать глубокие чувства и воспринимать настоящие мысли в любой форме, надо быть чутким и внимательным человеком. Не будучи организатором такой встречи, проявляя чуткость и внимание к заслуженному человеку, нужно помочь ему отобрать факты, справиться с волнением, подготовить и провести встречу в виде «Вечера-интервью».

Воспитанники постоянно помогают оттачивать свои мысли и чувства педагогу, каждый совершенствует свое умение и мастерство.

Саша А. попросил меня выделить время на беседу с ним, в ходе которой провёл анализ деятельности штаба и попытался обратить мое внимание на нелогичность некоторых линий в руководстве. Отвечая ему, мне пришлось изложить логику своих мыслей и действий. Эта беседа помогла нам обоим уточнить свои позиции и в чем-то пересмотреть их.

Почти одновременно члены совета штаба заявили, что появилась какая-то неясность в определении главных задач штаба, в выборе дел, пропало чувство остроты борьбы.

Эта встреча в совокупности с высказываниями звеньевых и старших инструкторов заставили меня задуматься и разобраться. Я поняла, что наступил тот самый момент в жизни коллектива, когда надо произвести переоценку ценностей, ибо штабисты переросли стоящие перед ними задачи.

Пора начинать новый цикл развития коллектива. Снова подумать о тех делах, которые научат сегодняшнее поколение проявлять заботу о людях. Но уровень этой заботы будет качественно выше первого этапа первого цикла. Мы будем учиться заботиться не о своем городском штабе – это мы уже умеем. Забота будет направлена на коллективы районных штабов и советы дружин. Уровень знаний тоже должен быть повышен, мы будем добиваться от каждого штабиста беспрерывного систематического самоусовершенствования. Привлечём к этой борьбе родителей, старших товарищей штаба – выпускников. Для этого руководителю надо основательно изучить материалы по методике педагогического исследования, чтобы определить уровень потенциальных возможностей коллектива сегодня; по методике организации учебного процесса, чтобы усовершенствовать формы занятий в школе пионеров-инструкторов; по теории и практике пропагандистской работы и организации массовых дел, чтобы правильно организовать деятельность штаба; по проблемам самообразования, чтобы правильно организовать процесс самоусовершенствования воспитанников.

Необходимо также создать небольшой педколлектив из числа выпускников штаба, студентов педагогического вуза, члены которого должны постоянно расширять и углублять свои знания, чтобы подготовить себя к решению новой задачи со множеством неизвестных.

Пора начинать сначала…

И снова о главном

Преодолевая в себе стремление к «чрезмерной опеке», строя товарищеские отношения с воспитанниками, помогая им преодолевать эгоистическое, потребительское отношение к людям, к жизни, мы стремимся на деле осуществлять комплексный подход к воспитательному процессу в коллективе Городского пионерского штаба.

Мы стремимся преодолевать чрезмерное увлечение количеством дел, планировать всю деятельность штаба так, чтобы не нарушалась целостность воспитательного процесса, чтобы вся деятельность и каждое дело штаба помогали формировать воспитательные отношения общей творческой гражданской заботы всех поколений штаба.

Строя общий процесс воспитания личности, который протекает в ходе организации внутренней жизни штаба, при подготовке пионеров-инструкторов и при организации массовых дел, мы стремимся обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности.

Конечную цель развития заботливого отношения к жизни мы видим в том, чтобы каждый член Ленинградского Городского пионерского штаба проявлял активную жизненную позицию не только в штабе, чтобы эта позиция стала нормой поведения и в семье, и в школе, и в будущей его деятельности на производстве.

1978 г.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=