Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

НАГАВКИНА Людмила Серафимовна

кандидат педагогических наук, профессор кафедры социально-педагогического образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Детские социальные инициативы: вызовы времени и развитие

Я не собираюсь подтверждать банальную мысль о влиянии характера общественных отношений на содержание и развитие детской инициативы и инициативности. Попытаюсь представить выводы по результатам собственных исследований, в которых, видимо, как в капельке воды могут быть отражены и общие закономерности. Постараюсь кратко обосновать выводы, которые удалось сделать в течение 55-летнего опыта участия в жизни и развитии детских объединений.

Итак, первое, что я хотела бы утверждать: необходимо изучать происхождение тех или иных традиций, инноваций, истории и закономерностей их развития. Тогда можно будет понимать, к какому исходу они могут привести конкретное детское сообщество. Сегодня появился закономерный интерес к этим вопросам. Надо активнее откликаться на этот зов времени, и не только в юбилейные годы.

Далее, я попытаюсь представить выводы по исследованию, которое веду методом включённого наблюдения или наблюдающего участия в жизни детского движения. А также методами специального социально-педагогического исследования путём опросов и экспертных заключений, контент-анализа документов, и дневниковых записей, которые необходимы и доступны каждому, кто не хочет потерять пульс жизни такого подвижного и изменчивого организма, как детское объединение. Изучение полезного и противоречивого в развитии ДОО, позволяет выявить проблемы, которые требуют срочного решения, но они могут остаться и незамеченными, если не вести исследование.

Можно произнести и второе утверждение — сегодня есть смысл и возможность сопоставлять сходные и противоречивые картины в жизни детского движения значит, каждый на своём месте может нести ответственность за то, какой социальный выбор будет возможен у наших потомков. Мы не должны идти бездумно на поводу хоть чьих-либо сиюминутных интересов, нам надо каждодневно изучать реальность, чтобы быть способными прогнозировать последствия активизации или коррекции инициатив наших воспитанников.

При сопоставлении данных от 70-х, 90-х годов XX века и 2009 года, которое только что завершено и результаты ещё имеют довольно сырой вид выбрано всего шесть самых показательных срезов. В каждом срезе участвовало от 150 до 500 респондентов — это не участвующие, участники и лидеры, а также бывшие, то есть выпускники ДОО, сегодня это люди 30, 40, 50-летнего возраста, и, конечно, это взрослые — руководители и эксперты. Целью такой выборки было выявление общих тенденций, причин и препятствий в развитии детских социальных инициатив.

Каждое поколение активистов детского движения имело свои установки и интересы, каждое участвовало в определённом потоке жизненных явлений.

Ещё в период семидесятых годов мы были свидетелями грандиозных Всесоюзных пионерских Маршей, надо сказать, что мы в Ленинграде с увлечением участвовали в движении Красных Следопытов, в операциях «Пионерстроя», например, в инициированной нами операции «Дорога жизни — дорога цветов». Тогда, к тридцатилетию Победы во Второй Мировой войне на каждом километре и у каждого памятника зацвели клумбы с цветами, даже, если они находились в лесу, а рассада была выращена из семян, которые присылали юннаты буквально со всех концов Советского Союза.

Мы принимали в нашем городе Четвёртый Всесоюзный Слёт пионеров, Пятый Всесоюзный финал военно-спортивной игры «Зарница» — участники этих событий верили в то, что делают очень важное дело, что мы нужны нашему городу и нашей стране.

В восьмидесятые годы мы реально наблюдали, как сворачивается, как тлеет и исчезает оптимистический настрой жизни, энтузиазм. Как формализм пятилетних Маршей, со всё возрастающим количеством маршрутов, будто ржавчина, разъедает умы партийных и комсомольских органов, руководящих пионерской организацией, уничтожает всякую инициативу с мест.

Пионерские штабы стали превращаться в элитные, почти сектантские группы. Так активисты защищали свою организацию от распада. Только тогда было обращено особое внимание на подготовку руководителей районных и городских пионерских штабов к выполнению задач, выдвигаемых от руководящих сверху органов. Но система трещала по швам, и не все это ещё понимали.

В девяностые мы пытались притормозить процессы распада пионерской организации, чтобы не так было больно бывшим и настоящим пионерам отдавать истории своё детище. Нам довелось, буквально с улицы собирать безработных, а иногда бездомных бывших старших вожатых и уже бывших вторых секретарей комсомольских организаций районов и городов Ленинградской области. Открывать для них специальные учебные группы в ВУЗах.

Мы создавали сводные Советы пионерской организации, понимая их временный характер. Затем наиболее стойкие и верные друзья детей создавали другие детские общественные организации. Например, такие петербургские руководители, как С. В. Шорина, Н. И. Волкова, Н. Солодов, Л. Степанова, А. Измайлов и многие другие. Сегодня уже не только наши, но и их воспитанники выступают в роли руководителей акций и событий общественной жизни России, участниками законодательных инициатив и членами исполнительной власти.

Таким образом, третий вывод, при сопоставлении этих и других исторических данных, напрашивается сам: детское общественное движение, не только отражает, но и влияет на судьбу общественного развития страны, через судьбы и жизненные приоритеты активных представителей общественности.

Так вот, если сопоставить материалы опроса пионерских активистов 70-х и 90-х годов, то можно выявить приоритеты ценностных ориентаций. Они отражают две разные эпохи в жизни общества, детских общественных объединений и в жизни одного поколения педагогов — руководителей детских объединений.

В семидесятые годы для активистов наиболее актуальной была потребность проявить себя в общественно значимых делах, обрести своё место в жизни и определённый статус в обществе. Главная проблема — невозможность установить взаимопонимание с ближним окружением: одноклассниками, родителями, учителями. (Опрос более 150 членов городского и районных пионерских штабов Ленинграда)

В 90-е годы (первая половина десятилетия) приоритетной для подростков, членов детских объединений, оказалась потребность обрести определённый личностный статус, получить доступ к ценностям и благам жизни, главная проблема — невозможность проявить себя в сообществе детей и взрослых. (Опросы 183 членов детских общественных объединений, участников смены Центра детских и семейных социальных инициатив «Содружество» в Загородном центре «Зеркальный») Тогда члены детских объединений представляли тот состав детей, который прежде оказывался бы в пионерских штабах. А остальные дети в этот период просто не участвовали в общественной жизни.

То, что есть различия в личных и общественных интересах подростков из разных поколений, это не хорошо и не плохо. Просто каждому времени и условиям жизни соответствуют определённые приоритеты в ценностных ориентациях. Как показывают исследования, набор ценностей человеческого сообщества во все времена един и из него выбирают люди то, что больше подходит к их жизни в данное время и в данном месте.

Материалы опроса активистов 70-х и 90-х годов действительно представляют две разные эпохи в жизни общества и в жизни детских объединений. В семидесятые годы наиболее актуальной для активных подростков была потребность обрести общественный статус. В начале девяностых годов приоритетной оказалась потребность обрести личностный статус.

А в трудностях жизни — обратная картина: главная проблема пионерских активистов — трудности в межличностных отношениях, для активистов перестроечного времени — отсутствие возможности у растущего человека предъявить себя в человеческом сообществе из-за не признания взрослыми их значимости в обустройстве новой жизни.

Можно сделать четвёртый вывод: что для детей важно не когда-то потом, а сейчас, в процессе роста и взросления, обретать как личностный, так и общественный статус, а детские общественные объединения могут и должны способствовать такому становлению личности.

Как показывают опросы, для педагогов 70-х главной задачей и проблемой являлось — не допустить формализм в коллективную жизнь и в воспитание, создать условия для развития заботливого отношения подростков к окружающим людям, поддержки интереса к общественно полезной деятельности. (Опрос руководителей городских и районных пионерских штабов из 147 территорий Советского Союза — участников Всероссийского в «Орлёнке» и Всесоюзного семинаров в «Артеке»).

Для руководителей 90-х — главная задача: найти возможность и создать условия для проявления инициативы ребят, а главная проблема — пробудить в обществе интерес к активной жизни подростков. (Анкета 58 участников сбора руководителей детских объединений в Санкт-Петербургском Центре «Содружество).

Вывод пятый: таким образом, мы получаем представление о двух разных эпохах не только в жизни общества, но и в жизни одного поколения педагогов — руководителей разных типов детских объединений. Но мы находим и общие черты в педагогической позиции руководителей пионерских и детских общественных объединений. В обоих случаях чётко совпали потребности подростков и педагогические задачи руководителей. Можно констатировать, что педагогическая позиция руководителей детских объединений, всегда ближе по интересам к детям, чем позиции классных руководителей и даже руководителей кружков в дополнительном образовании.

В современном исследовании 2009 года участники и руководители ДОО продемонстрировали расхождение приоритетов в деятельности ДОО: содержание деятельности раскрыто во всех анкетах, но представлено недостаточно разнообразно и часто общественная направленность деятельности остаётся в тени, поэтому возникает несоответствие сущностной характеристике детских объединений как общественных. Этому несоответствию, необходимо уделить пристальное внимание в настоящее время. Так можно привести некоторые примеры:

— перечень видов и направленности деятельности свидетельствует, что в ДОО дети заняты, прежде всего, организацией досуга и общением, а некоторые ДОО на первый план выдвигают военно-патриотическую, эколого-краеведческую деятельность, что и характеризует сущность их общественной направленности;

— содержание деятельности и предложения детей не отличается большим разнообразием и новизной, часто в ответах не ощущается достаточной связи с реальной современной общественной жизнью города, страны;

— в ответах преобладает положительная оценка и отражена удовлетворённость, часто нет понимания недостаточности общественно полезной направленности в деятельности ДОО. Там же, где жизнь ДОО выглядит как деловой процесс патриотической работы, высказываются весомые предположения, появляется достаточно большое количество инициативных предложений. Напрашивается вывод, что развитию общественно-полезной направленности деятельности ДОО следует уделить большее внимание.

Дети и взрослые продемонстрировали расхождение в выделении приоритетов. Так участники и лидеры заявили как ведущие: туристско-экологическую деятельность, работу в школьном самоуправлении и организацию досуга сверстников, заботу о старших и младших. Руководители представили как приоритеты: помощь сверстникам в учёбе, защиту прав детей и подростков, разработку и организацию социальных проектов. Таким образом, они показали несогласованность представлений о ведущих видах деятельности. Это может стать сигналом того, что прогнозирование и планирование жизнедеятельности протекает в параллельных пространствах: отдельно в детском сообществе, и отдельно во взрослой прослойке, при этом стыковка, осмысление значимости и согласование смыслов в жизни ДОО организовано недостаточно. Значит, сегодня необходимо усилить внимание к совершенствованию форм взаимодействия детей и взрослых в совместном анализе и планировании деятельности ДОО.

Как показывают ответы, современным детям очень не хватает общения, и в ДОО они приходят, прежде всего, затем, чтобы удовлетворить свою потребность в этом, а также, чтобы обрести организаторский опыт, реализовать свои интересы, если они совпадают с делами ДОО. Если сопоставить интересы детей с содержанием ведущих видов деятельности, то можно сказать, что в ДОО остаются те дети, которые находят соответствие своим интересам. Значит, в настоящее время существует свобода выбора, нет насилия при определении состава членов ДОО, что должно существенно влиять на оздоровление характера отношений между детьми и взрослыми в детском движении.

Анализ ответов показал, что потребность самовыражения подростков в общественно значимой деятельности есть, они отмечают, что не достаточно представлена общественная значимость деятельности, разнообразие видов и форм, хотя даже небольшие включения приносят им большую удовлетворённость. Представляя в ответах личностные качества, которые развиваются в деятельности ДОО, дети назвали, прежде всего: «лидерские качества», «много качеств», предъявляя не совсем чёткий образ. Таких ответов, вместе с ответом «не знаю» было около четверти. Далее самый обширный список деловых качеств человека, ответственного за результат и за других людей, а также перечень качеств отношения к человеку, как таковому, но без соотнесения с характером деятельности. Весь круг ответов по этому вопросу подтвердил большую значимость деятельности ДОО в жизни детей и взрослых, соотнесённость потребностей и способностей подростков с наличным и возможным совершенствованием содержания и организации деятельности ДОО, подчеркнул необходимость использования её для воспитания подрастающего поколения и сохранения круга взрослых, способных строить эту жизнь.

Как дети, так и взрослые почти совершенно утратили представление о том, что деятельность ДОО способствует развитию общественного статуса человека, росту его личностного статуса. Для участников и лидеров главным смыслом участия в жизни ДОО является общение и реализация личных познавательных интересов. Для руководителей — занятость и личностное самосовершенствование. Поэтому и в содержании проектов деятельности преобладают формы образовательной деятельности.

Таким образом, по результатам опроса 2009 года у нас появилось впечатление, что деятельность детских объединений теряет свою общественную направленность. Так что мы сами, своими руками можем лишить следующие поколения людей, готовых к общественно-полезной деятельности, к социальной инициативе, к установлению личностного и общественного статуса.

Вывод: если (по утверждению Кара-Мурзы) рассматривать развитие цивилизации как огромное творение культуры, как систему, которую требуется воспроизводить в каждом поколении, то надо к этому относиться сознательно и активно, не пуская всё на самотёк. В то же самое время, как утверждает, также известный, учёный-педагог, академик Игорь Петрович Иванов, если старшее поколение будет только передавать знания, не способствуя обретению новым поколением своего опыта заботы об улучшении окружающей жизни, о людях и о себе как товарище других людей, то общество не будет развиваться. Потому что в этом случае дети и молодёжь вынуждены только усваивать старое, а для инициативы и новых решений не найдётся места в такой системе передаточно-потребительских отношений.

(В сб.: «Наследие и развитие детского движения: Сборник тезисов конференции руководителей и исследователей детского движения 1-4 ноября 2009 г. в рамках проекта Стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации «Команда» в г. Москве / Редактор-составитель Н. С. Зотова. — М.: ИД ДИМСИ, 2009.)

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=