Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

Участие младших школьников в коллективном изучении и улучшении окружающей их жизни

Не следует забывать, что до Октября революционер начинался в возрасте 17-29 лет, а в наши дни начинается в возрасте октябрёнка и пионера.

А. М. Горький

После восстановления в начальных классах октябрятских коллективов перед учителями открылись новые, богатейшие возможности воспитательной работы с младшими школьниками. Однако на пути реализации и даже самого понимания этих возможностей встали сложившиеся за много лет традиции ограничения воспитательной работы стенами школы, подчинения её процессу обучения, опеке над детьми. Преодоление старых традиций, замена их новыми, подлинно научными и глубоко жизненными – дело трудное и длительное. В его основе лежит борьба за творческое развитие и применение идей замечательных советских педагогов Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, А. П. Гайдара. Эта борьба идёт рука об руку с теми огромными изменениями, которые происходят в теории и практике обучения школьников, начиная с младших классов, и теснейшим образом связана с открытиями последнего времени в области педагогической психологии.

В данной статье рассматриваются некоторые из актуальных вопросов воспитательной работы с младшими школьниками, в особенности в 1 классе – этом первичном и существенно важном звене всей системы обучения и воспитания учащихся советской школы.

1. Воспитательная работа и октябрятский коллектив

До 1958 года, то есть до того как было принято и начало выполняться решение VIII пленума Центрального Комитета комсомола о создании октябрятских звёздочек и групп и до того как коренным образом стала перестраиваться вся система обучения и воспитания в наших школах, воспитательная работа с младшими школьниками понималась и осуществлялась на практике, как правило, единообразно – как прямое воздействие учителя на детей во внеурочное время в форме бесед, экскурсий, читательских конференций и т. п. В основе воспитательной работы лежала та же концепция, что и в основе процесса обучения: учитель передаёт учащимся знания, умения, навыки, а ученики усваивают передаваемый материал. При этом воспитательная работа, естественно, играла подсобную, вспомогательную роль: её основной функцией было закрепление (при некотором расширении и углублении) знаний, умений и навыков, передаваемых в процессе обучения.

С 1958 года всё более широкое распространение стала получать другая точка зрения, согласно которой воспитательная работа с младшими школьниками состоит из двух частей. Первая – это та воспитательная работа, которую во внеурочное время проводит сам учитель. Вторая часть – это так называемая октябрятская работа или работа с октябрятами. Правда, на практике сплошь и рядом оказывается, что и октябрятскую работу ведёт сам учитель. Разница между обеими частями воспитательной работы заключается, главным образом, в том, что в одних случаях он использует «традиционные» формы внеклассной работы (беседы, экскурсии и т. п.) традиционным способом – т. е. без всякой связи с октябрятским коллективом и его руководителями-пионерами. В других случаях педагог проводит октябрятские мероприятия, т. е. руководит своими учениками уже как октябрятами, организует деятельность октябрятских звёздочек и их шефов-пионеров.

Конечно, такое расширение содержания и форм воспитательной работы с младшими школьниками за счёт так называемой октябрятской работы имеет положительное значение. Она обогащает жизнь детей рядом полезных дел, получивших в последние годы общее признание: октябрятские праздники, соревнование между звёздочками и группами, помощь со стороны пионеров в учёбе и др.

Однако нельзя не видеть и того большого вреда, который приносит развитию учащихся, начиная с первого класса, деление воспитательной работы, или «собственно воспитания» (по определению А. С. Макаренко), на «воспитательную работу, проводимую самим учителем», и «октябрятскую работу». Причина такого деления только одна – живучесть старой, метафизической теории и несовершенной практики обучения и воспитания.

Выдвинутая передовыми советскими психологами и педагогами концепция развития ребёнка в процессе его собственной активной деятельности, организуемой педагогами, позволяет понять необходимость новой, подлинно макаренковской системы воспитательной работы с младшими школьниками.

В свете идей Н. К. Крупской и С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и А. П. Гайдара, подтвердившихся в опыте лучших учителей начальных классов, вся внеурочная воспитательная работа в этих классах есть не что иное, как педагогически организуемая жизнь младших школьников в октябрятском коллективе: их труд и отдых, познавательная и организаторская деятельность, товарищество и дружба.

В самом деле, если вынести за рамки «собственно воспитания» ту внеклассную работу, которая к нему не относится, а является учебной работой, хотя осуществляется не в форме урока, а в других формах (например, учебная экскурсия), то какие же виды внеучебной воспитательной работы должны проводится вне октябрятского коллектива и какие могут входить в «воспитательную работу, проводимую самим учителем»? Например, работа по привитию навыков культурного поведения? Но опыт последних лет убедительно показывает, насколько эффективнее по сравнению с целыми сериями этических бесед, «проводимых самим учителем», оказываются сборы октябрятской группы, на которых сами октябрята и их шефы-пионеры выступают со своими рассказами и сценками, мнениями и предложениями, проводят весёлые игры-состязани между звёздочками на лучшее знание и выполнение правил культурного поведения.

Конечно, учитель активно помогает пионерам проводить такие сборы; конечно, он и сам принимает в них живейшее участие, но как старший друг и советчик ребят, как организатор собственной деятельности октябрят и их коллективов-звёздочек.

Ознакомление с родным краем, этическое просвещение, антирелигиозная работа, - короче, любая задача внеучебной работы учителя с младшими школьниками может и должна решаться через октябрятский коллектив. Это, естественно, нисколько не исключает беседы учителя с детьми, вообще прямого педагогического воздействия, оно осуществляется только в процессе и с целью максимальной активизации творческих сил и способностей самих октябрят.

Верно, что учителю подчас легче самому провести беседу или экскурсию, чем вместе с пионерами организовать игру-путешествие октябрятских звёздочек или творческий конкурс между ними, или регулярный выпуск номеров «Устного журнала». Но насколько сильнее педагогический эффект подлинно коллективных поисков и открытий учителя, октябрят и их вожатых-пионеров! Какое огромное значение имеет борьба каждого за честь всего коллектива, живого обмена опытом: знаниями, умениями, интересами!

С другой стороны, нет никаких оснований для такого ограничения содержания и форм октябрятской работы, какое нередко имеет место в жизни наших школ. С первого класса иные учителя, следуя дурной традиции, сводят деятельность октябрятских звёздочек и групп к подготовке и проведению общих праздников (посвящённых обычно датам красного календаря), соревнованию на лучшую успеваемость и учебную дисциплину и выполнению октябрятами постоянных поручений внутри класса: дежурство на переменах, санитарный надзор, уход за цветами и т. д.

Узость познавательного материала, шаблонность форм «октябрятской работы» (не говоря уже о других недостатках) приводит к тому, что радостный подъём первоклассников, вызванный «превращением» их в октябрят, быстро спадает. К концу первого года обучения он меняется у многих детей равнодушным, привычно-исполнительским отношением даже к октябрятским праздникам.

Обогащение деятельности октябрятского коллектива тем содержанием, которое обычно относится к «воспитательной работе, проводимой самим учителем», - этическим, краеведческим, литературным, научно-популярным и т. д., - не только возможно, но и необходимо. Необходимо потому, что только в этом случае вся внеучебная деятельность младших школьников будет строиться на единственно правильных началах – на началах коллективной творческой работы детей и их старших друзей. Только в этом случае будут использоваться богатейшие воспитательные возможности развития детей, заложенные в октябрятском коллективе.

Ведь этот коллектив призван организовывать всю жизнь младших школьников, обеспечивать все стороны коммунистического воспитания детей во внеуебное время. Это хорошо выражено в доступной детям формулировке сущности октябрятского движения: «Октябрята – внучата Ильича»; в главном правиле–девизе, определяющем важнейшую перспективу и цель воспитательной работы с младшими школьниками: «Октябрята – будущие пионеры»; в системе пяти октябрятских правил, раскрывающих важнейшие стороны жизни и воспитания детей в октябрятском коллективе (труд, учение, отдых, дружба).

Однако на практике октябрятский коллектив очень часто не организует и малой доли внеучебной жизни младших школьников, не является для них авторитетом, могучей воспитывающей силой, определяющей их деятельность, их поведение в школе и особенно после школы.

Почему же так происходит? Об одной причине было сказано выше: это традиционное разделение «собственно воспитания» на «воспитательную работу, проводимую самим учителем» и на «октябрятскую работу», что существенно ослабляет эффект прямого педагогического воздействия со стороны учителя и обескровливает, сужает, обедняет деятельность октябрятского коллектива и развития каждого ребёнка.

Но есть и другая причина: недооценка исключительного по важности значения первичного коллектива октябрят – так называемой октябрятской «звёздочки». Именно в звёздочке, в этом маленьком объединении, состоящем из 5-7 ребятишек, скрыт ключ к использованию воспитательных возможностей октябрятского движения. Если учитель по своей учебной привычке и в воспитательной работе стремиться иметь дело с целым классом или даже с октябрятской группой как с классным коллективом, отводя звёздочкам лишь подсобную, вспомогательную роль, - он при всём желании не сумеет добиться, чтобы октябрята могли успешно действовать сами, чтобы они стремились и могли жить в своём коллективе, а не только учиться и проводить иногда массовые «мероприятия». Именно жить! Причина весьма проста: классный коллектив (октябрятская группа) не может в силу своей многочисленности повседневно, постоянно объединять детей вне процесса обучения – в играх, труде, любимых занятиях, в дружеском общении. Это может сделать именно первичный октябрятский коллектив – звёздочка. Однако только при одном условии: если в звёздочку входят не безразличные друг другу дети, а проявляющие взаимные симпатии, интерес, желающие стать близкими товарищами и друзьями, да и живущие к тому же не очень далеко друг от друга.

Подбор учителем «ключа» к организации всей внеучебной жизни и собственно воспитания младших школьников в октябрятском коллективе начинается ещё до рождения октябрятской группы, когда он в сентябре или октябре комплектует из первоклассников «пятёрки». Это будущие звёздочки. Учитель на первый взгляд руководствуется как будто самыми важными педагогическими соображениями: чтобы в каждой звёздочке было примерно поровну «сильных и слабых» учеников, чтобы равномерно были распределены между звёздочками мальчики и девочки и т. п. В итоге состав звёздочек определён «по всем правилам», а звёздочки-то не живут, не хотят жить! Дети объединены только внешне, только ответственностью перед учителем, только его заданиями. Внутренних связей, чувства взаимной ответственности, коллективной чести, товарищеского тяготения друг к другу у ребят нет!

Значит, нужно не жалеть усилий, чтобы ещё в начале 1 класса вскрыть, пусть ещё очень слабые, только ещё намечающиеся личные симпатии учащихся, определить по мельчайшим проявлениям «родство душ» своих воспитанников, использовать фактор соседства, который нередко играет большую роль в сближении детей («живём в одном доме», «вместе идём из школы»). Нельзя поддаваться такому «педагогическому искушению», как деление ребят «по успеваемости» во имя этой же успеваемости (приходится удивляться живучести этого предрассудка: никакой настоящей взаимопомощи ни в одной звёздочке никогда не получится при отсутствии взаимной симпатии и доверия!). Не следует бояться и появления в классе звёздочек, состоящих из одних только мальчиков или девочек (это совсем не мешает сотрудничеству и дружбе между ними, но опять-таки при том же условии: дружба внутри каждой звёздочки!).

Ясно также, что дружба октябрят-первоклассников, объединившихся по собственному желанию и мудрому совету учителя в одну звёздочку, не вспыхнет мгновенно, а сможет постепенно развиваться и крепнуть только в определённых, жизненно-важных условиях.

Очень важно, например, чтобы каждая звёздочка могла время от времени собираться «в гостях» у родителей кого-либо из своих октябрят: поиграть, посмотреть диафильм или телепередачу, подготовить свой «вклад» в общее дело октябрятской групп, помочь друг другу в учебных занятиях… После таких сборов в семейной, домашней обстановке ребятишки чувствуют себя по-другому и в школе, в классе: они тянутся друг к другу и на переменах, и в свободное время, после уроков.

Важно, далее, постоянно объединять каждую звёздочку действительно общим делом. Поэтому вряд ли целесообразно делать такие поручения, как санитарный надзор, уход за цветами и т. д. индивидуальными (т. е. выделять в каждой звёздочке санитара, цветовода, библиотекаря и т. п.). Гораздо лучше, если звёздочка поочерёдно выполняет каждое такое поручение, коллективно заботясь о своём классе. Тогда каждый октябрёнок ощущает ответственность перед всей группой и за себя, и за свою звёздочку. Тогда и повседневная взаимопомощь товарищей по звёздочке становится возможной и необходимой: ведь делают они не разные дела, а действительно одно общее дело.

Большого внимания учителя заслуживает также возможность объединения, сплачивания звёздочек в учебной работе. Такая возможность уже доказана опытом. Ведь учителя, начиная с первых учебных дней обучения, широко используют объединение своих учеников по «колонкам»: дети строятся по колонкам, раздают и собирают тетради и другой учебный материал, в своей колонке часто соревнуются: чья колонка лучше ведёт себя, внимательнее слушает, быстрее находит ответ и т. д.

Таким образом, и в учебной работе оказывается полезным выделение первичных коллективов. Но не является ли гораздо более целесообразным опора не на «колонки», объединяющие детей внешне, формально, а на звёздочки? И не откроются ли тогда новые пути не только для сплочения звёздочек в самом важном для учащихся виде деятельности, но и для совершенствования самого процесса обучения как коллективного творческого труда детей под руководством учителя?

Короче говоря, нужно, чтобы и учителя, и родители заботились о развитии в каждой звёздочке внимательного, товарищеского отношения детей друг к другу, чтобы они объединяли октябрят общими делами, общей ответственностью, как в школе, так и вне школы, чтобы они поддерживали, одобряли, развивали каждый росток дружбы, появляющийся в жизни октябрятского коллектива. Тогда этот коллектив раскроет свои огромные, неисчерпаемые воспитательные возможности. Тогда внеучебная жизнь детей станет вместе с процессом обучения мощным фактором всестороннего, гармоничного развития каждого школьника.

2. Дорогой открытий

Учебный год в 1 классе 210 школы, как впрочем, и у всех школьников, шел к концу… Проверялись знания первоклассников, их навыки и умения, полученные под руководством учителя. Но решено было также узнать, что интересует ребят в окружающей жизни, чем обогатила их кругозор внеучебная познавательная деятельность? При этом нам хотелось также показать октябрятам и их учительнице – Н. Л. Шарыженко – эффективность «октябрятского турнира», замечательной формы воспитательной работы с младшими школьниками. Непосредственными организаторами турнира были студенты педфака ЛГПИ Маргарита Егорова, Ольга Молочникова и Галина Иванова.

«Боевыми единицами» в турнире выступали октябрятские звёздочки. За несколько дней до состязания каждая звёздочка получила задание: придумать коллективно – по секрету от остальных – свою тему и пять вопросов на эту тему другим звёздочкам. Ребята были увлечены заданием, оживленно шептались на переменах, собирались дома, советовались «втайне» от других с родителями, учительницей, студентками-практикантками. «Сюрпризы» для взрослых начались уже с выбора тем. Первоклассников привлекали, оказывается не только «звери», «зоопарк» (эту тему, независимо друг от друга выбрали две звёздочки), но и чуть ли не все самые популярные области современной жизни: «космос», «спорт», «химия и техника» и даже… «электричество». Кстати, как ни пытались отговорить наши студенты октябрят четвёртой и восьмой звёздочек от «технических тем» (разве смогут ответить на такие вопросы первоклассники!), ребята ни за что не хотели уступать. Интересной была и такая «комплексная тема», которую выбрали также две звёздочки: «Ленинград».

Порядок турнира был таков. Ребята расселись по звёздочкам. Командир первой звёздочки объявил тему своей «атаки» («Космос») и задал один за другим пять вопросов второй звёздочке. Если октябрята второй звёздочки не могли ответить на очередной вопрос или отвечали не полно, а то и неправильно, - могли выступать со своим мнением представители любой другой звёздочки. «Атакующие» должны были дать оценку ответам: согласны они с этими ответами или нет. Во втором случае от них требовалось тут же дать необходимое разъяснение. Затем атакующей стороной становилась вторая звёздочка, которая задавала вопросы уже по своей теме («Зоопарк») третьей звёздочке и т. д. Круг замыкался «атакой» восьмой звёздочки, обращённой к первой звёздочке; тема этого последнего «боя» была - «Электричество»…

Вела турнир одна из студенток, другая отмечала на доске «очками» удачные ответы октябрят той или иной звёздочки. Вот какие вопросы задавали друг другу первоклассники.

По теме «Космос»:

1. Какие планеты есть в космосе?

2. Какие опасности угрожают космонавту?

3. Сколько лун у Марса?

4. Сколько часов провела в космосе Валентина Терешкова?

5. Почему человек в невесомости плавает?

По теме «Зоопарк» (точнее «Животный мир»):

1. Чем питается кит?

2. Как охотятся львы?

3. Чем защищается слон?

4. Почему крокодил зелёный?

5. Почему рысь похожа на кошку?

По теме «Ленинград»:

1. Кто архитектор Исаакиевского собора?

2. Какой скульптор сделал коней на Аничковом мосту?

3. Почему наш город назван Ленинградом?

4. Какие решётки есть в Ленинграде?

5. На какой набережной находится дом-музей А. С. Пушкина?

По теме «Химия и техника»:

1. Где добывают уголь?

2. Для чего добывают уголь?

3. Какие новые материалы дала химия для стройки домов?

4. Для чего применяется телевизор?

5. Что даёт химия людям?

По теме «Электричество»:

1. Что такое электричество?

2. Почему от электрической машины идёт электричество?

3. Может ли быть фонарь без проводов?

4. Какая самая хорошая машина на электростанции?

И т. д.


Только в немногих случаях «обороняющаяся» звёздочка давала ответ, полностью удовлетворявший «атакующих» и всех остальных. Как правило, вопрос вызывал целую серию ответов, которые или дополняли друг друга или являлись как бы «нащупыванием» истины. Естественно, давались нередко и ошибочные ответы, но в большинстве случаев октябрята сами отвергали их.

Вот несколько примеров.

На вопрос первой звёздочки о том, какие планеты есть в космосе, «обороняющаяся» быстро ответила: «Венера, Юпитер, Сатурн, Марс и… звёзды». Ведущая обращается к первой звёздочке: «Согласны?». Те уверенно заявляют, что звёзды не планеты и что не все планеты названы.

Тогда ведущая разрешает отвечать другим звёздочкам. Поднимается несколько рук. Один за другим следуют названия: «Луна», «Нептун», «Солнце» (шум, кто-то из ребят с места кричит: «Нет, Солнце не планета, а звезда!») Ведущая задаёт вопрос: «А какая же планета есть?!» На несколько минут воцаряется напряжённая тишина, затем восторженный возглас: «Вспомнил! Ещё есть Плутон!»

Последним из «космических» вопросов был, пожалуй, самый трудный и интересный: «Почему человек в невесомости плавает?» Никто из второй звёздочки не смог сразу ответить на этот вопрос. Тогда начался коллективный поиск. Сначала кто-то неуверенно произнёс: «Потому что там нет воздуха». Общая неудовлетворённость. Пауза. Другой мальчик: «Кажется потому, что там теряется вес…» Ведущая подбадривает: «Так, правильно, а почему же теряется вес?» И почти мгновенно вскакивает Саша С.: «Нет притяжения!!!» Общая радость: нашли!

А вот как развивалась коллективная мысль первоклассников в поисках ответа на вопрос, который, наверное больше всего беспокоил студенток: «Что такое электричество?» Последовательность ответов была такая:

— Которое светится…

— Ток…

— Поток зарядов, которые движутся…

Иные вопросы давали возможность выступить со своей «долей» правильного ответа многим октябрятам. Таким оказался, например, вопрос о том, что даёт химия людям. Вот как дополняли друг друга первоклассники:

— Полиэтиленовые игрушки.

— Плащи.

— Пальто, шляпы.

— Кожу.

— Искусственное сердце на несколько минут.

— Мыло.

— Минеральные удобрения…

Примерная серия ответов на вопрос о том, для чего применяется телевизор:

— Чтобы смотреть кино.

— Чтобы знать, что творится в мире.

— Без телевизора очень скучно.

— Чтобы смотреть, что происходит в Ленинграде.

— Ещё, чтобы за космонавтами наблюдать!

Турнир продолжался час десять минут. И хотя на каждом этапе в поле коллективного размышления попадала новая область окружающей жизни, всё яснее становилось и самим участникам, и нам, что наибольшие познания в разных областях обнаруживают одни и те же дети, 8-10 учащихся из сорока! Остальные октябрята также старались вспомнить, догадаться, иногда удачно отвечали, но ещё чаще с невольным уважением, а то и с радостным изумлением воспринимали ответы «знатоков».

Последующие беседы с первоклассниками, анализ этих и аналогичных материалов, полученных в разное время в других школах, отчётливо показали, какую огромную роль играют в развитии младших школьников разнообразные виды самостоятельной внеучебной познавательной деятельности: чтение книг, разговоры со старшими членами семьи. Просмотр и прослушивание радио- и телепередач, коллекционирование и т. п. Чем больше число таких занятий «освоено» ребёнком в свободное время, тем шире его кругозор, разнообразнее интересы. Но дело, оказывается, не только и не столько в количестве источников. Водораздел между «знатоками» и остальными ребятами определяется, прежде всего, отношением к этим источникам. Ведь все, или почти все, дети охотно смотрят кинофильмы и телепередачи, читают книжки и общаются со старшими. Но одни воспринимают весь этот обширный поток «информации» пассивно, «потребительски», другие же пытаются сравнивать, обдумывать, искать. Откуда же идёт это активное отношение? От специальных занятий, от индивидуальных увлечений детей, от культуры этой любознательности. «Знатоками» являются те дети, которые в свободное время особенно любят заниматься делом, требующим собственной мысли и воображения и находят помощь и поддержку у взрослых.

Некоторые из таких занятий становятся любимыми ещё у дошкольников (рисовать, мастерить, коллекционировать), другие – с 1 класса или позднее, например, читать об открытиях, о космосе, о технике, вести дневник наблюдений за природой и т. д.

Особенно важно, что у младших школьников «любимое» занятие ещё не ограничивает круг их интересов, как это в значительной степени свойственно подросткам, а сочетается, как правило, с разнообразными интересами и видами внеучебной деятельности. «Любимое дело» является как бы катализатором общей любознательности ребёнка. Почувствовав свои силы в одном виде деятельности, ощутив радость самостоятельных открытий, ребёнок стремится «пробовать себя» и в других делах, овладеть и другими умениями, другими знаниями.

Напротив дети, не имеющие, по тем или иным причинам любимого дела (или любимых дел), не проявляют такой потребности в расширении и углублении круга своих внеучебных занятий, довольствуются исполнением «обычных», общих, легко идущих в руки источников познания окружающей жизни.

Нужно сделать всё, чтобы помочь каждому школьнику уже в первом классе не только найти любимое занятие, но и попробовать свои силы в разнообразных видах активной познавательной деятельности, стать пытливым читателем, пытливым зрителем и слушателем, активным собеседником.

Но как это сделать? Ведь речь идёт о внеучебной жизни детей, об их «свободной» деятельности. Здесь-то и должны быть использованы возможности октябрятского коллектива! Жизнь октябрят в своём коллективе и, прежде всего, в каждой звёздочке легко может быть организована как постоянный обмен опытом разнообразных познавательных дел, как постоянное увлечение друг друга познанием, «открытием» мира, как взаимное обогащение знаниями, умениями, интересами, как коллективное познание окружающей жизни.

Есть много удачных форм и приёмов организации этой стороны воспитательной работы, которые могут использоваться, начиная с первого класса. Одну из таких форм – «октябрятский турнир» - мы описали выше. Укажем ещё несколько.

Эстафета любимых занятий. Сборы октябрятских звёздочек (лучше всего в домашней обстановке), на которых каждый октябрёнок рассказывает и показывает, чем он любит заниматься, передаёт товарищам своё умение; сбор октябрятской группы, где выступают лучшие «специалисты» от каждой звёздочки.

Игры-путешествия. «Заочные» и на местности, когда октябрята, следуя по заранее определённому маршруту, рассказывают по очереди о месте (людях, событиях), куда «прибывает» их звёздочка или вся группа.

Творческие конкурсы. Лучше всего между звёздочками – на лучшие коллективные рисунки (серии рисунков), рассказы, письма к далёким друзьям, загадки и т. д.

Коллективная повесть-эстафета. Каждую главу её сочиняют по очереди одна за другой все звёздочки, причём тема повести (и название) придумывается всей группой, а готовая повесть может быть послана далёким друзьям.

Устный журнал. Выступления в конце недели по очереди каждой звёздочки с обзором текущих событий и с рассказами о замечательных людях, причём каждый октябрёнок участвует хотя бы в одной «страничке» журнала.

Концерт драматизированных песен и стихов. Каждая звёздочка выступает с подготовленной ею заранее инсценировкой песни или стихотворения.

Сбор весёлых затей. Сбор звёздочки, к которому каждый октябрёнок готовит сюрприз – познавательную игру, рассказ, шараду, задачную картинку и т. п.; сбор октябрятской группы, к которому готовит «по секрету» от других свой сюрприз каждая звёздочка.

Несмотря на специфику каждой из этих форм, любая из них рассчитана на активизацию личной внеучебной познавательной деятельности каждого октябрёнка, на объединение и взаимное обогащение различных видов этой деятельности, на коллективный поиск и обмен знаниями, умениями, интересами. Типичная картина этого процесса дана выше на примере турнира октябрят-первоклассников.

Каждая из таких форм открывает перед учителем широкий простор для осуществления взаимной связи обучения и воспитательной работы, единства обучения и жизни. С одной стороны, в процессе коллективного познания октябрята могут всё более сознательно использовать учебный материал, учебные умения, освоенные в учебной деятельности. Они получают возможность объединить его с материалом, добытым самостоятельно. С другой стороны, результаты изучения окружающей жизни, осуществляемого детьми в октябрятском коллективе, их интересы, навыки и приёмы коллективной работы могут служить замечательным источником постоянного обогащения учебного процесса на уроке и дома.

Так тропинки, которыми пользуется каждый ребёнок в собственном познании окружающей его жизни, соединяясь, превращаются в широкую дорогу открытий, ведущую вперёд и вперёд вместе со всем октябрятским коллективом.

Может быть, самым важным результатом «октябрятского турнира», описанного выше, было охватившее всех первоклассников желание спрашивать друг друга о непонятном, неизвестном, советоваться, спорить, постоянно узнавать, открывать, придумывать что-то новое, интересное и делиться этим с товарищами.

Узнавать, чтобы узнали другие, придумывать, чтобы стало интересно всем, - таким замечательным мотивом, соединяющим умственное и нравственное воспитание, обогащает жизнь и развитие младших школьников октябрятский коллектив.

3. Нести людям радость

Надежда Константиновна Крупская, теоретик и организатор детского коммунистического движения в нашей стране, в своих беседах с учителями и вожатыми всегда подчёркивала: «Быть пионером – это значит улучшать окружающую жизнь…»

Относится ли эта замечательная мысль и к октябрятам – будущим пионерам? На словах с этим согласны как будто все. А на деле во многих школах и во многих семьх, особенно городских, бытует представление о младших школьниках как о малышах, которым рано доверять серьёзные дела: «Хватит с них и учёбы…»

Что же касается участия первоклассников в труде, то здесь зачастую всё сводится к «самообслуживанию» в школе и дома, да ещё и к помощи старшим в некоторых простейших видах домашней работы. На первый взгляд, такой подход к младшим школьникам имеет веские основания: в самом деле, физические силы ребёнка ещё очень ограничены (хотя опыт сельских начальных школ говорит о многих возможностях и их развитии в общественно полезном труде). Однако, говоря об участии детей в улучшении окружающей жизни, Н. К. Крупская вряд ли имела в виду только или даже главным образом физический труд. По нашему твёрдому убеждению, основанному на опыте многих лет работы со школьниками, даже применительно к пионерскому возрасту мысль Н. К. Крупской имеет другой, гораздо более глубокий педагогический смысл, прекрасно воплощённый в «тимуровской команде» Аркадием Петровичем Гайдаром.

Улучшать окружающую жизнь по-пионерски, по-тимуровски – значит всеми средствами (в том числе и посильным физическим трудом) заботиться о людях, ближних и дальних, старших и младших, заботится добровольно, бескорыстно, самоотверженно. Могут ли делать это не только пионеры, но и октябрята? И нужно ли заставлять детей это делать? Ответим фактами.

…Приближался всенародный праздник – день рождения Владимира Ильича Ленина. Учителя первых классов 199-й ленинградской школы, как и в прошлые годы, как и в других школах, готовились к организации утренника. Наше предложение провести вместо утренника операцию «ПОС» оказалось для них (как и для первоклассников) совершенно неожиданным. Правда, если бурный восторг ребятишек делал для них эту неожиданность приятной, то этого, увы, нельзя было сказать об учителях. Их реакция была поначалу отрицательной.

Операция «ПОС» - это «Праздничный Октябрятский Сюрприз». Октябрята–первоклассники должны были незадолго до Ленинского дня найти по соседству со школой какой-нибудь коллектив взрослых и сделать ему в этот день праздничный сюрприз. «Какой сюрприз?» - допытывались учителя. «Ну, к примеру, украсить помещение гирляндами, флажками, выступить с небольшим концертом…» - «Так всё это будет на утреннике!» - торжествовали наши оппоненты.

Да, всё, кроме одного, - кроме той радости, которую октябрята принесут взрослым. Но эта перспектива почему-то представлялась учителям туманной и никчёмной; слишком далеко выходила она за пределы привычных представлений о воспитательной работе с первоклассниками… Так, наверное, и погибла бы операция «ПОС», если бы не решительная поддержка, которую оказали нам директор и заведующая учебной частью школы. Наши студенты Аня Кучина, Валя Харченко, Наташа Петрова и Варя Васильева, проходившие практику в первых классах, смогли, наконец, взяться за реализацию замысла.

«Объект» операции был найден очень быстро. Для этого нужно было лишь… перейти улицу. Руководители Этнографического музея, не забывшие ещё гайдаровского «Тимура» и его команду, с удовольствием согласились принять «тимуровский сюрприз» октябрят и их старших товарищей, обещали сохранить в секрете от своего коллектива приготовления участников операции.

Во всех трёх первых классах 199 школы закипела работа. На уроках ручного труда и дома готовились украшения для зала Этнографического музея, в котором должно было проходить торжественное заседание, делались простые подарки каждому сотруднику музея (закладки с аппликацией), репетировалась программа праздничного концерта.

О «походе» в музей октябрята не уставали говорить. Но их ждал неожиданный удар. В день праздника учителя объявили, что в музей пойдут только 15 человек от каждого класса. Трудно передать то огорчение, которое охватило ребятишек и студентов. Но исправить эту ошибку уже не удалось…

А о том, что такое решение было крупной ошибкой, говорило сильнейшее впечатление, произведённое на октябрят – участников «операции» - приёмом, который им был оказан. Сотрудники музея, собравшись на торжественное заседание, впервые увидели свой зал необычно ярко украшенным. «Кто это сделал?» - пытались они догадаться, но лишь несколько человек знали, что происходило в этом зале незадолго до начала заседания.

Впечатление было огромно, особенно, когда в зал вошла большая группа празднично одетых малышей, когда председательствующий рассказал о них собранию, когда октябрята разбежались по залу и каждому вручили свой маленький подарок. Женщины целовали первоклассников, громко аплодировали песням, стихотворениям, исполнявшимся октябрятами, весь зал встал, провожая своих гостей, многие не могли сдержать радости и гордости. Невольно вспомнились замечательные слова Бетала Калмыкова о том, что в стране социализма каждый взрослый будет видеть в любом мальчике своего сына, в любой девочке – свою дочь, так же как каждый ребёнок будет видеть в каждом взрослом отца или мать…

Уже один этот пример проливает свет на те неисчерпаемые возможности, которыми обладает октябрятский коллектив в воспитании у младших школьников основ подлинно коммунистического отношения к людям, в формировании потребности заботиться об окружающих, не думая о своей выгоде, о награде. Заботиться не только о «ближних», но и о «дальних». Ведь наряду с операциями, подобными описанной выше, уже в 1 классе, сразу же после того, как дети научатся грамоте, в жизнь октябрятского коллектива могут войти «операции» другого типа – назовём их условно «ПДД», т. е. «Подарки Далёким Друзьям».

Многие (если не все!) умения, приобретаемые младшими школьниками, начиная с 1 класса, на уроках языка, арифметики, рисования, пения, ручного труда, могут рассматриваться учителями, и самими октябрятами как всё новые средства для заботы о людях, для проведения и звёздочками и октябрятскими группами тимуровских операций. Вот несколько видов такой заботы.

Забота октябрят о младших. Игры и занятия с малышами дома и во дворе; шефство над дошкольниками в яслях и детских садах: изготовление и ремонт игрушек, участие в подготовке и проведении праздников, в благоустройстве детских площадок; выступления перед малышами и т. д.

Забота октябрят о старших. Стремление приносить радость старшим членам семьи, помощь им в домашнем хозяйстве, активное участие в семейных праздниках; коллективная забота звёздочек о родителях, о престарелых, о других взрослых людях, которым нужно особое внимание и поддержка; забота о коллективах взрослых, работающих недалеко от школы, - подарки, выступления перед ними и т. д.; помощь старшим в охране природы, в озеленении и благоустройстве родного края.

Забота октябрят о далёких друзьях. Изготовление и посылка школьникам и малышам других районов, краёв и республик наглядных пособий, игрушек, альбомов, коллекций; письма и подарки строителям, труженикам целины, морякам, пограничникам, геологам; посылка своих рисунков, рассказов, самоделок далёким друзьям в зарубежных странах.

Вся эта многообразная деятельность октябрят ценна тем, что даёт многосторонний воспитательный эффект. Связывая непосредственно обучение с жизнью, она прививает детям и глубокое уважение к труду, и отношение к любому виду труда как делу чести и совести каждого человека. Забота же о далёких людях исключительно важна для воспитания младших школьников в духе дружбы народов, действенного патриотизма и интернационализма.

Конечно, материальная весомость октябрятской заботы о людях невелика даже по сравнению с возможностями пионеров. Однако психологический эффект её может быть весьма значителен, что показала, в частности, тимуровская «операция» первоклассников 199 школы. Именно этот эффект (эффект радости) позволяет утверждать реальность участия октябрят в улучшении окружающей жизни. Да, октябрятский коллектив обладает большими возможностями в обогащении радостью жизни советских людей и жизни самих младших школьников. Он, этот коллектив, даёт ребёнку не только радость коллективного самостоятельного познания действительности, но и радость воздействия на неё.

И, может быть, самым удивительным свойством заботы октябрят о ближних и далёких людях является то обстоятельство, что она позволяет очень естественно и очень глубоко связывать оба эти процесса: познания жизни и улучшения её.

Начиная заботится о каком-либо коллективе, октябрята вступают в общение (непосредственное или - в заботе о «дальних» – опосредованное) с новым кругом людей, «открывают» для себя новый участок окружающей жизни. И чем активнее будет действовать учитель в поисках таких людей, о которых могут заботиться его воспитанники, чем более находчивым и тактичным он окажется в превращении этой заботы во взаимную заботу, в подлинное содружество октябрят и их старших товарищей, тем богаче, многообразнее, полнее будут становиться источники познания октябрятами действительности, тем больше будут делиться с октябрятами своими знаниями, мыслями, жизненным опытом их старшие друзья – люди разных профессий, энтузиасты разных дел и разных краёв. И уже не только со слов учителя и из книжек, не только из кинофильмов и телепередач узнают октябрята о героических буднях строителей коммунизма, о незабываемых событиях прошлого, о перспективах нашей борьбы, а от самих участников этой борьбы, по их рассказам, по их письмам, по их подаркам.

Тогда может начаться самое интересное для них – общие дела со старшими друзьями, общие с ними заботы о родной школе, о малышах. О родном крае, о родной стране. Начнётся «цепная реакция» заботы и дружбы. Заботы об одном коллективе взрослых превратятся в дружбу с ними, а эта дружба будет крепнуть в совместной заботе о других людях, о других коллективах, которая станет содружеством…

Так октябрятский коллектив даст младшим школьникам не только взаимное воспитание в процессе обмена опытом, но и богатейшее знание окружающей жизни через освоение опыта тех людей, о ком они заботятся. Так открывается новый, удивительный по своим перспективам характер воспитательной работы с младшими школьниками, лучший путь организации их жизни и воспитания в октябрятском коллективе: участие вместе со старшими в изучении и улучшении жизни.

( В сб. «Научно-теоретическая конференция, посвященная 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции: Педагогика. Краткое содержание докладов». – Л.: ЛГПИ, 1967.)

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=