Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук, профессор

Товарищество

Есть три фактора, позволяющие овладеть искусством воспитания. Они связаны с макаренковской методикой, макаренковской теорией и макаренковским опытом. Овладение макаренковской методикой, разработка ее и распространение воплощаются в системе коллективных творческих дел.

Антон Семенович Макаренко с наибольшей глубиной, систематичностью, сочетанием науки и практики раскрыл искусство воспитательной работы по-ленински, по-коммунистически. По существу в нашей социалистической стране должна быть единая ленинская методика коммунистического воспитания, которую разрабатывали и разрабатывают десятки тысяч энтузиастов, и будут разрабатывать ее дальше. Макаренко же выразил сущность этой методики с наибольшей яркостью и глубиной, силой и последовательностью. И поэтому его педагогика — педагогика будущего.

Мы овладеваем макаренковской методикой и на собственном опыте (в этом наше величайшее счастье!), и на конкретном живом опыте других людей, и на опыте воспитанников Макаренко, и на опыте Сухомлинского, Ионина и прочих замечательных педагогов; мы овладеваем обобщенной теорией с помощью макаренковского наследства.

Научиться искусству воспитательной работы — это значит научиться строить общую творческую жизнь, жить такой жизнью, заботиться об улучшении окружающей жизни.

Главное у Макаренко — это раскрытие и осуществление основных закономерностей коммунистического воспитания. Эти закономерности живут и реализуются со всё большей полнотой и силой — и в семьях, и в школах, и в пионерских лагерях, и даже в дошкольных коллективах. А. Макаренко вскрыл объективные закономерности, не зависящие от воли и сознания воспитателя. Закономерностей много, но в основе макаренковской методики, методики коммунистического воспитания, лежат три основные закономерности:

— коммунистическая целеустремленность воспитания;

— коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников;

— коммунистический гуманизм воспитания.

Первая закономерность — коммунистическая целеустремленность воспитания. Это — единство коммунистического образа жизни и коммунистического воспитания. Только в общей борьбе, только в общей работе на общую пользу человек растет по-коммунистически!

Антон Семенович получил назначение в колонию для правонарушителей в 1920 году. Перед ним встала знаменитая задача — «нового человека надо по-новому делать». Что значит, делать по-новому? Перерыв всю педагогическую литературу — ответа он не нашел. Этот ответ Макаренко получил, строя коммунистический образ жизни в колонии имени М. Горького! Это общая забота об улучшении окружающей жизни, отсюда все операции («дела государственного значения»!) — от охраны леса до выпуска ФЭДов, от зимних вечеров у печурки до великолепных походов по стране коммунаров-горьковцев. Это и личная забота каждого горьковца друг о друге как о члене коллектива. Забота, которая организовывалась Макаренко…

В этом законе — ключ к решению всей проблемы воспитания. Потому у нас воспитываются коммунистические нравственные качества, часто независимо от воли воспитателей, так как наша советская жизнь строится во многом именно на общей заботе, на преодолении общих трудностей, на вовлечении в общую работу и заботу. Простые семьи рядового народа нередко воспитывают очень хороших, нравственных людей. С ранних лет ребята в этих семьях ведут в нравственном отношении коммунистический образ жизни — в самом глубоком точном смысле этого слова.

Коммунистический образ жизни имеет глубочайшие народные корни, впитал в себя лучшие народные традиции. Образцом коммунистического воспитания могут служить семьи Маркса, Ульяновых. Маркс менее всего «накачивал» своих детей. Он жил с ними по-коммунистически в заботе о других, во взаимной заботе. Семья Ульяновых… Совершенно другая обстановка, а по существу также коммунистический образ жизни!

Только в борьбе за коммунистический образ жизни, только в борьбе с мещанской, обывательской психологией (где на первый план ставится забота о себе как о самодовлеющей личности!), мы с вами можем развить у себя коммунистические черты личности. Обывательская психология держится на трех китах — эгоизм, потребительство и исполнительство как способ удержаться на поверхности в глазах начальства. Только в борьбе с этими качествами современный человек может воспитать у себя коммунистические черты.

Вторая закономерность — коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников. Иначе говоря, закон единства воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей. Только в той мере достигаются цели коммунистического воспитания, в какой воспитатели и воспитанники действуют как товарищи, в какой мере воспитатели преодолевают регрессивные типы воспитательных отношений. К таким регрессивным типам относятся: диктаторство, «свободное воспитание» и мелочная опека.

Авторитаризм, или педагогическое диктаторство, — самый древний, самый страшный тип воспитательных отношений, при котором постоянно применяется власть, воспитатель постоянно требует от воспитанника пассивно усваивать требуемое.

«Свободное воспитание» — противоположная реакция на авторитаризм. Здесь ребенок предоставляется сам себе, сам себя воспитывает, воспитатель должен лишь не мешать ему, оставаться сторонним наблюдателем.

Третий тип — мелочная опека — очень распространен у нас. При этом от ребенка как будто и требуют активной самостоятельной деятельности, но тут же гасят ее, стремясь дать ему указание, внести в него уже готовый опыт, постоянно открыто воспитывать.

Преодолевая эти типы регрессивных воспитательных отношений через наставничество или разумную опеку, при которой воспитаннику открыто передается нужный готовый опыт (если его трудно, а иногда и невозможно получить самостоятельно), через дружеское общение можно перейти к высшей форме прогрессивных воспитательных отношений — творческому содружеству воспитателей и воспитанников. Антон Семенович блестяще осуществил эту закономерность, сначала во многом стихийно, затем всё более и более открыто, полностью осознавая проводимую работу, а позднее теоретически все обобщил.

В главной своей теоретической работе «Методика организации воспитательного процесса» А. Макаренко раскрыл подлинную сущность своего опыта коммунистического воспитания: «Перед коллективом воспитанников воспитатель должен выступать как боевой товарищ, борющийся вместе с ними и впереди них за все идеалы первоклассного советского … учреждения».

Третья закономерность — коммунистический гуманизм воспитания. Это закон единства уважения и требовательности к человеку как товарищу по жизни и воспитанию. «Моим основным принципом», — говорил А. Макаренко, — «как можно больше уважения и как можно больше требовательности». Эта закономерность должна осуществляться применительно не только к отношениям воспитателей с воспитанниками, но и воспитанников друг с другом. Самовоспитание воспитателя строится на этом же законе.

В принципе взаимного уважения и требовательности ведущую роль играет уважение, так как требовательность по существу также выражает уважение. Уважение и требовательность строятся на реальном, действительно взаимно товарищеском общении воспитателя и воспитанника. А последнее достигается благодаря общему делу, общей заботе об окружающей жизни, реальной практической заботе друг о друге.

(«Учительская газета», 27 февраля 1988 года)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=