Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук, профессор

…Только ваши добрые дела

Дорогие друзья!

В редакцию, а теперь в совет друзей, часто приходят письма из разных школ, очень похожие одно на другое. Ребята обращаются с просьбой помочь воздействовать на их товарищей, которые плохо учатся, разговаривают на уроках, убегают со сборов и совершают другие неблаговидные поступки. Обычно в таких письмах говорится, что с нарушителями уже много «мучились»: и на совете отряда обсуждали, и в стенгазету писали, и поручения давали, но ничего не помогает… Только в последнее время об этом нам написали из 4-а класса 113 школы, из 3-в 22 школы, из Бесединской школы. Третьеклассники прямо так и заявляют: «…Наш класс вместе с учительницей придумывает им (нарушителям) наказание. И не может придумать». И просят придумать нас.

Давайте вместе решим, как быть. Снова и снова наказывать «несознательных»? Но ведь, наверное, их уже много лет все наказывают — и дома, и в школе. А хорошо ли кому-нибудь от этого? Нет. Даже ещё хуже. Кое-кто, правда, делает вид, что он «стал лучше», на глазах у взрослых меньше озорничает, а за глаза смеется над ними — растет маленьким лицемером, хитрецом.

Нет, дорогие друзья, о другом мы с вами должны беспокоиться, другое придумывать вместе! Что же?

ДЕЛА! Новые и новые дела на радость и пользу окружающим людям — малышам, ребятам из параллельного класса, родным, шефам — взрослым, далеким друзьям — ученикам полярных школ, строителям, геологам, морякам, пограничникам…

Вот скоро будет новогодний праздник. Как вы к нему готовитесь? Опять взрослые за вас и без вас сценарий составляют, распределяют роли?

Или вы сами, в звеньях, думаете, какой сюрприз и кому устроить к Новому году? То ли малышам из детского сада показать небольшое сказочное представление (а пьесу сочинить бригадой добровольцев-сказочников), то ли в мастерской Деда Мороза приготовить «волшебный сундук» с самодельными елочными игрушками (пусть малыши удочками вытягивают их из сундука)? Может, стоит открыть не мастерскую даже, а целую новогоднюю фабрику, где мастерами будут умельцы из вашего класса и старшие ребята, советниками — ваши родные? А что, если на «новогодней фабрике» создать что-то очень интересное и нужное для далеких, пусть пока ещё незнакомых людей, и послать им в подарок, как когда-то отправляли тимуровцы военных лет посылки на фронт?

Или организовать кукольный театр, разбиться на цеха — актерский, музыкальный, костюмерный, бутафорский, подготовить спектакль-сюрприз, и показать его на новогодних елках в школе: своим младшим братишкам и сестренкам, ребятам из других классов, пионерских дружин, а то и шефам на заводе, в воинской части?

И сколько ещё интересных дел можно придумать и устроить! Зимой, например, операцию «Снежная сказка» (в воскресенье «по секрету» от малышей вылепить во дворе детского сада целое снежное царство), «Добрые волшебники» (посыпать песком в гололедицу наиболее опасные дорожки). «Защита зимних фантастических проектов» (каждое звено защищает свой способ использования в будущем снега, льда, метели). Сбор о тайнах зимы…

Один совет: придумывайте побольше дел, а отбирайте немного. Помните: лучше меньше, да лучше!

А устроив дело, обсудите, как оно прошло. Что из задуманного получилось хорошо и почему? Что не вышло совсем и почему? Что предлагаете на будущее? Пусть в звене каждый поделится с товарищами своими мыслями.

Ну а как же «нарушители»? Вы, конечно, сами догадались. Если начал жить класс по-настоящему дружно, по-тимуровски, по-гайдаровски, то всем «нарушителям» не захочется стоять в стороне. Пусть не сразу увлекутся, пусть сначала будут «ломаться», но вы особенно и не нянчитесь, не выискивайте специальные поручения, а просто думайте вместе с ними, спрашивайте их мнения. Поймите, что «нарушители» смотрят на себя уже как на людей особенных, знают, что от них ждут каких-то выходок. (Хорошо сказал Алексей Максимович Горький: если человека часто называть свиньей, то он хрюкать начнет).

Постарайтесь относиться к ним не как к «нарушителям», а как к товарищам по общим делам, по общей заботе о других людях.

Будьте сами добрыми волшебниками, и тогда вместе с вами (сразу или постепенно — терпение!) встанут все «несознательные». Помните, скорее можно помочь делами, а не увещеваниями и наказаниями.

С дружеским приветом и с наилучшими пожеланиями вам и вашим старшим товарищам —

Игорь Петрович ИВАНОВ.

(газета «Ленинские Искры», 6 декабря 1975 г.)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=