Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук, профессор, академик

Семь заповедей Коммуны

Хочешь бытъ счастливым —
Вместе с коллективом
Перспективу строй,
Завтрашняя радость —
Не покой, а бой!

Третьего ноября 1963 года секретарь комитета комсомола Лениградского педагогического института им. А. И. Герцена на торжественней линейке у стен Пискаревского мемориала вручил Красное знамя комитета ВЛКСМ института дежурному командиру Коммуны имени Макаренко.

Начал свою жизнь коллектив энтузиастов воспитательной работы по-макаренковски, назвавший себя в память и честь замечательной коммуны дзержинцев-макаренковцев.

Стремительно несутся годы. В нашей Коммуне поработали уже многие сотни юных последователей А. С. Макаренко, его единомышленников, соратников и учеников. Студенты, выпускники, преподаватели педагогических вузов и училищ — ныне «действительные члены» и «члены-корреспонденты» макаренковской секции Ленинградского областного отделения Педагогического общества РСФСР, действующие не только в нашем городе и области, но и в Сибири, Якутии, на Дальнем Востоке, на Севере, в Средней Азии и Белоруссии — очень разные и очень похожие своей увлеченностью, стремлением сообща и целеустремленно овладеть комплексной методикой воспитания школьников, участвовать в ее дальнейшей разработке и распространении.

Очередной съезд Коммуны. Мы снова вместе и снова делимся своим опытом, заботами, предложениями. Мы умчались в наших мыслях и мечтах в далекий и близкий сентябрь, в разные школы, к нашим ребятишкам, к нашим товарищам-педагогам. Сегодня мы думаем и говорим о том, с чего начать новый учебный год.

— Соберу 31-го актив и решим, кого и как поздравить… Надо порадовать каждого учителя. Не забыть педагогов пенсионеров! И каждый класс. А то мы все внимание — первоклассникам и выпускникам. Для других-то классов этот день тоже праздник.

— А у нас традиция: в первое воскресенье всем советом дружины едем за город. Не просто прогулка, а начало разведки дел и друзей.

— Гайдаровскую разведку хорошо в течение года проводить. И «молнии» выпускать регулярно: «Разведка обнаружила… надо помочь. Кто возьмется?»

— А у лужан пресс-центр в начале учебного года берет интервью у ребят, учителей, родителей — как провели лето, пожелания, планы. Потом выпускает специальную радиогазету.

И еще… И еще… И все чтобы без формализма, для себя, для школы, а не для отчета.

Наш следующий слет — осенью, когда Коммуна будет отмечать свой день рождения. Ежегодно на различных ноябрьских встречах мы рассказываем друг другу о том, как был начат новый учебный год (как осуществлялись наши летние замыслы), обсуждаем планы воспитательной работы, раскрываем перспективы дальнейшего сотрудничества. И продолжаем большой разговор о педагогическом наследии А. С. Макаренко, его соратников, единомышленников, последователей.

Давай бой дряни любой:
Равнодушию — бой!
Формализму — бой!
Показухе — бой!

День рождения Коммуны и день рождения А. С. Макаренко — любимые наши традиционные праздники. Каждый раз мы организуем их по-новому. Но всегда стараемся избегать парадного, «юбилейного» тона. Оружием сатиры даем бой тому, что до сих пор мешает правильному воспитанию школьников, комплексному подходу к этому великому делу; превращению педсоветов в скучные заседания; обособлению учителей начальных классов и классных руководителей; планированию воспитательной работы по принципу: чем больше разделов и пунктов — тем лучше; засилью воспитательных мероприятий для школьников в ущерб жизненно важным, увлекательным, творческим, а значит, многосторонне целостным по своему воспитательному значению делам; организации жизни школьного и классного коллективов не как единых воспитательных коллективов, не вместе с воспитанниками и во главе их, а для них и за них.

Вскрывая и критикуя в наших диспутах, «макаренковских судах над формализмом в воспитании», устных альманахах-обозрениях все эти болезненные явления, пережитки односторонне-дробного подхода к воспитанию, педагогики авторитаризма и опеки, мы учимся самому трудному и важному искусству — самовоспитанию самих воспитателей.

Но главное наше оружие в этой борьбе всё-таки сатира. Мы не имели бы на нее морального права, если бы не стремились помочь педагогам тем, в чем они особенно нуждаются — в разработке конкретной методики воспитания и самовоспитания в коллективной творческой жизни, в общей гражданской заботе старших и младших поколений, иначе говоря — подлинно комплексной методики воспитания.

Нас все время волнует такая несправедливость: в распоряжении врачей, ставящих диагноз и определяющих способ лечения, имеются десятки пособий, справочников. То же у инженеров. А есть ли что-либо подобное у педагогов как воспитателей? Ведь даже целая педагогическая библиотека не может заменить серию методических справочников, конкретизирующих общие положения теории.

Наш первый вклад в создание такой серии — книги «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» и «Поиск, борьба, дружба. Школьные праздники», вышедшие в Ленинграде в 1970 и 1975 гг. В этих книгах — памятки о сотне жизненно важных дел октябрят, пионеров, комсомольцев и их старших товарищей-взрослых, дел общественно-политических, трудовых, познавательных, художественных, спортивных, организаторских. Каждая из памяток дает педагогу методические рекомендации для собственного и коллективного творчества, предлагает на выбор несколько (до десятка!) возможных, опробованных на практике вариантов любого из дел. Памятки сопровождаются «очерками» — живыми рассказами кимовцев и их друзей о том, как были задуманы, организованы и осуществлены некоторые из этих вариантов.

Мы счастливы, что наша «копилка» признана полезной педагогами-практиками, что каждый ее экземпляр честно служит нынешним и будущим воспитателям, давая бой формализму и равнодушию в работе со школьниками. Однако тираж этих изданий весьма незначителен — 7 тысяч и 2 тысячи соответственно — и давно разошелся.

Романтику нашей жизни
Не заменить ничем;
Каждое дело — творчески,
Иначе — зачем?

…Еще одно усилие! Еще! Молодцы, мальчишки! Пирамида «верхолазов» рассыпается, а над дверями школы надежно укреплена великолепная, сверкающая всеми оттенками осеннего золота гирлянда. Вдохновленные успехом сводного отряда «П» («Подъезд»), еще быстрее заработали другие бригады, которые расположились на дворе школы вокруг охапок золотых листьев. Через пару часов гирляндами будут украшены вестибюль, лестница, учительская, пионерская, вход в подшефный детский сад. Будет собрана, упакована и отправлена далеким друзьям в заполярную школу коллекция «Пушкинская осень».

Секретная (воскресная) операция «Золотая фантазия» окончена. Часть добровольцев — октябрята и младшие пионеры — расходятся по домам, громко обсуждая, как завтра будут удивлены и обрадованы их товарищи, нянечки, учителя, малыши. Старшие гурьбой идут провожать своих друзей на станцию и долго, пропуская одну электричку за другой, поют в традиционном большом кругу свои любимые песни.

А кимовцы, вернувшись в город и придя в себя после очередной поездки (десанта) к друзьям, напишут и обсудят очерк еще об одном варианте операции «Золотая фантазия», коллективно оценят выполнение общего замысла, подумают о новых воспитательных возможностях этого дела, о новых его вариантах, о его связях с другими коллективными творческими делами, с другими средствами учебно-воспитательной работы. Они пошлют письма своим товарищам в разные концы страны, дождутся новой осени, снова коллективно спланируют тематический период «Золотая осень» (или «Наша Родина осенью»), осуществят разные коллективные творческие дела, посвященные этой теме комплексного воспитательного значения, в том числе свою любимую «Фантазию», дополнят новыми рекомендациями соответствующие памятки, внесут новый вклад в комплексную методику организации воспитательного процесса — по тематическим периодам и стадиям коллективной творческой жизни.

В эту же методику войдет и такое коллективное творческое дело, как «Звездный марш-поход», впервые осуществленный нами в Тосненском районе Ленинградской области. По пяти «лучам» шли сводные отряды комсомольцев, пионеров и октябрят во главе с учителями и кимовцами к домику, где жила когда-то семья Ульяновых, шли, выполняя в пути и на «заставах» различные трудовые и познавательные задания, а соединившись, провели митинг, потом веселую спартакиаду с ребятишками всего поселка. И какие же неисчерпаемые возможности открылись перед нами при обсуждении этого дела! Оно будет использоваться нами и нашими друзьями во многих общешкольных и классных коллективах как центральное событие различных тематических периодов комплексного воспитательного значения: периода, посвященного Конституции СССР, периода, посвященного Великой Победе и других.

В эту же методику войдет и «Снежная олимпиада», которую мы провели в поселке совхоза имени Дзержинского под Лугой и «Сюита военных игр» (бой на минном поле, штурм дота, бой за штаб), придуманная и впервые осуществленная с ребятами гатчинской школы № 10. И «Путешествие на машине времени» к пионерам и вожатым 20-х годов, и гайдаровский рейд по Тосненскому району вместе с ребятами и педагогами Марьинского детдома — трудовыми операциями, секретным строительством мостика через ручей («Чтобы дояркам не нужно было вброд переходить ручей»), и созданием первого памятника бойцам 54-й армии на рубежах битвы за Ленинград…

С каждым коллективным творческим делом, с каждым новым опытом комплексной организации воспитательной работы по тематическим периодам все отчетливее вырисовывается перед нами «алгоритм» такой организации: осуществление системы основных и вспомогательных средств воспитания школьников (в единстве коллективных творческих дел и воспитательных мероприятий — бесед, экскурсий и других занятий) по шести стадиям коллективной творческой жизни в каждом тематическом периоде. От первой стадии — предварительной работы воспитателей — к стадиям коллективного планирования КТД, посвященных теме данного периода, их осуществлению, подготовке и проведению центрального события — творческого праздника. А затем — стадия коллективного подведения итогов и стадия ближайшего последействия — выполнение первоочередных решений, принятых при коллективном подведении итогов КТД, которые были проведены в данном тематическом периоде.

Раскрывая и осуществляя этот алгоритм, эту «спираль общей творческой заботы», задумывая и разрабатывая вместе со своими друзьями — педагогами и школьниками — все новые и новые коллективные творческие дела и их варианты, мы используем богатейший опыт коммун 20-х годов, пионерской организации нашей страны, современные достижения передовых педагогических объединений. Мы опираемся на методические находки, накопленные ленинградским Союзом энтузиастов и Коммуной юных фрунзенцев, Всесоюзным клубом юных коммунаров и Всероссийским пионерско-комсомольским лагерем «Орленок». Но, используя, опираясь — развиваем.

Друг за друга
Мы горой —
Джомолунгмой!

Это — не сектантство, не обывательское противопоставление «своих» «чужим». Это — стремление постоянно расширять круг товарищей-соратников по общему жизненно важному делу, приносить пользу и радость каждому, кто хочет участвовать в нем.

Когда из Тюмени пришло письмо от преподавателя университета Тамары Владимировны Дмитриенко с известием о том, что под ее руководством действует макаренковский общегородской клуб, мы сразу же послали новым друзьям очередной номер нашего методического машинописного журнала «Родник», рассказы о самых интересных для них делах, приглашение на конференций макаренковской секции Ленинградского отделения Педагогического общества РФССР. По несколько раз в год идут увесистые бандероли из Ленинграда в Тюмень и обратно…

А коммуна «Факел», объединяющая под руководством доцента М. Д. Гермогеновой — «члена-корреспондента» нашей секции — студентов-вожатых Якутского университета? Она действует уже более десяти лет! А Коммуна вперед смотрящих в Тобольском пединституте? Макаренковский клуб вожатых во Владивостоке? Десятки макаренковских комсомольских педагогических отрядов от Калуги и Урала до Вологодчины и Прибалтики, от Республики Коми до Ташкента — все это наши бывшие или новые соратники, творчески использующие нашу методику и обогащающие ее своим опытом. Мы читаем их письма и материалы на кимовских средах и других встречах, обсуждаем, сравниваем с собственным опытом, стремимся сделать каждую находку наших друзей частицей комплексной методики воспитательной работы — частицей общей системы ее организации по тематическим периодам и стадиям коллективной творческой жизни.

Утверждаем на века
Диктатуру «Огонька»,
Демократию ДК.

Наши общие сборы на средах и съездах… Это, наверное, самый важный инструмент в «технологии» нашей жизни. От бурных сходок в коллективах, руководимых С. Т. Шацким, и задушевных бесед колонистов—горьковцев, от общих собраний в коммуне имени Ф. Э. Дзержинского и артековских встреч у небольшого костра ведут свою родословную наши общие сборы-старты и «огоньки».

Здесь обсуждаются разные вопросы нашей жизни, принимаются самые разные решения. Здесь думает и высказывается, делится своими мыслями и предложениями с товарищами действительно каждый.

Есть у нас одна «хитрость», благодаря которой активным участником коллективного творческого поиска становится даже самый робкий, самый неопытный: чаще всего этот поиск, после постановки вопросов для общего размышления, начинается в микроколлективах (творческих бригадах, «связках»). Они объединяют несколько кимовцев, обычно разных поколений, связанных личной дружбой, общей темой исследовательской работы. В таких микроколлективах легко думать и высказываться каждому.

Затем кто-либо (обычно командир) объединяет мнения и предложения друзей и выступает от их имени (и своего, конечно) во втором туре размышления, когда говорят все микроколлективы. Тут высказываются и все желающие, дополняя, ставя уточняющие вопросы. Нередко вспыхивает спор, иногда дежурному командиру (ДК) приходится давать «минутку» или «трехминутку», чтобы снова сомкнулись микроколлективы и подготовили свое мнение по трудному вопросу. Наконец — подведение итогов размышления, принятие решения. Его выполнение обычно организует дежурный командир, то есть все кимовцы по очереди.

Так мы планируем нашу жизнь на год и на каждый период, на наши среды, десанты и съезды, обсуждаем собственный опыт, рассматриваем работы, представченные «на защиту» отдельными кимовцами и творческими бригадами, составляем проекты коллективных творческих дел и примерные варианты тематических периодов общешкольных и классных коллективов, оцениваем результаты их осуществления вместе с педагогами и учащимися опорных школ, разбираем трудные педагогические ситуации, с которыми встречаемся сами или встречаются наши близкие и далекие друзья. Учимся размышлять, спорить, анализировать, обобщать. Учимся искусству превращения — не на словах, а на деле — общего сбора октябрятской группы, пионерского отряда, общего собрания комсомольской группы в высший орган жизни классного коллектива. Искусству коллективного планирования на общих сборах-стартах, искусству подведения итогов на общих сборах-«огоньках».

Даешь мажорный тон,
Как учит нас Антон!

И уж совсем расхрабрившись, кимовцы и их друзья — старшие пионерские вожатые, завучи, организаторы внеклассной работы, уговорив своих директоров и учителей, ведут — на заседаниях педагогических советов, совещаниях и семинарах классных руководителей — обсуждение самых сложных и животрепещущих вопросов воспитания. Сначала в маленькой группе педагогов, объединяющихся по классам или по дружбе, где каждый высказывает свое мнение и свои предложения. И только потом поиск лучших решений продолжается в широком кругу в обмене мыслями между всеми «творческими бригадами», микроколлективами.

На праздниках в честь Дня учителя или Международного женского дня, в дни рождения Н. К. Крупской и А. С. Макаренко устраивают вместе с коллегами концерт-«молнию» или «Эстафету педагогических задач», «Путешествие по школам-коммунам 20-х годов», «Панораму воспитательных находок» или просто кольцовку любимых песен… И что же получается? Возникает действительно коллективное решение, создается действительно общий замысел дальнейшего улучшения воспитательной работы, идет живой, по-настоящему взаимный обмен опытом, непринужденный, увлекательный процесс овладения комплексным подходом к воспитанию. Возникают (что, может быть, особенно важно) действительные отношения товарищества самих педагогов, их творческого содружества и создаётся та атмосфера, которую А. С. Макаренко блестяще выразил понятием «мажорный тон».

Да, мажор поистине драгоценная сторона жизни каждого воспитательного коллектива и его ведущей части — коллектива воспитательского. Насколько легче и успешнее идет у классного руководителя, учителя, воспитателя группы продленного дня работа со школьниками, преодолеваются неизбежные трудности, если он привносит в эту работу радостный настрой, возникающий и крепнущий в педагогическом коллективе! Рождающийся и крепнущий не только стихийно (стихия и здесь, увы, часто подводит), но благодаря товарищескому взаимодействий самих воспитателей в общих творческих делах, в повседневной взаимной заботе, тактичной и бескорыстной заботе друг о друге добрым словом и внимательным сочувствующим взглядом. Мажор рождается щедрой улыбкой и шуткой, книгой и увлеченным рассказом о своих впечатлениях, теплым поздравлением, приглашением сделать вместе нужное, задуманное… Радостью вчерашней, сегодняшней, завтрашней.

Будь, коммунар,
Новой жизни творцом,
Армии Ленина
Верным бойцом.

Быстро летит время… Все новые и новые поколения студентов проходят трудную и увлекательную школу Коммуны имени Макаренко. Многие сотни участников наших съездов, десантов, сред трудятся ныне в разных концах страны — учителями и старшими пионервожатыми, методистами и инспекторами, преподавателями педагогики и пионерского движения.

Иной стала во многом и сама Коммуна.

В марте 1971 года, когда отмечалось 83-летие со дня рождения А. С. Макаренко, Коммуна впервые провела научно-практическую конференцию с участием десятка делегаций братских макаренковских коллективов — из Сибири, Москвы, с Севера. Так возникло объединение, назвавшее себя два года спустя «Коммунарское макаренковское содружество» (КМС).

Семь раз принимала, у себя посланцев других коллективов КМС Коммуна имени Макаренко, празднуя свой день рождения и день рождения А. С. Макаренко (в марте), а также летом на берегах Череменецкого озера под Ленинградом.

Затем прошли слеты Коммунарского макаренковского содружества в Москве и Подмосковье, в Бресте и в Белополье — на родине А. С. Макаренко. Из первого МС выросло содружество макаренковских комсомольских педагогических отрядов (МКПО) и содружество макаренковских секций (новое КМС) педагогических обществ.

В 1973 г. Коммуна им. Макаренко стала первой в стране макаренковской секцией местного (Ленинградского) отделения Педагогического общества РСФСР. Вслед за нами и другие коллективы КМС стали превращаться в такие секции. Одинокая когда-то Центральная макаренковская секция при совете Педагогического общества РСФСР, созданная и руководимая до последнего биения сердца Элеонорой Самсоновной Кузнецовой, стала главой целой «семьи» местных макаренковских секций, которая растет с каждым годом и сообща решает задачи творческого изучения, разработки, распространения бессмертного наследия А. С. Макаренко. Эта работа становится целенаправленной и приобретает особую значимость после того, как Коммуна имени Макаренко создала первый в стране Макаренковский мемориально-методический центр. Здесь собираются, оформляются, ежегодно делаются достоянием сотен студентов и педагогов не только Ленинграда, но и многих краев Советского Союза обширные, все увеличивающиеся материалы о жизни и деятельности А. С. Макаренко, его соратников и воспитанников, об «эстафете великого товарищества»: методические сборники и дневники воспитателей, курсовые и дипломные работы, педагогические очерки и книги, созданные и создаваемые кимовцами и их друзьями-соратниками в Сибири и на Дальнем Востоке, в Белоруссии и на Севере.

Ленинградский макаренковский центр — это и арсенал, и штаб бойцов за «педагогику будущего в настоящем», и их пресс-центр.

Наша гордость — томики машинописного журнала «Родник», выходящего с марта 1965 года. За 15 лет — 32 номера, общим объемом свыше 10 тыс. страниц. А теперь рядом с «Родником» встают номера новых журналов, выпускаемых нами: «Пробы» — орган макаренковской секции студенческого научного общества ЛГПИ им. А. И. Герцена и «Тэмп» (Товарищество энтузиастов макаренковской педагогики) — орган макаренковской секции Ленинградского отделения Педагогического общества РСФСР.

В секции действует ныне и другие общественные ленинградские коллективы, созданные и руководимые энтузиастами-кимовцами — Л. С. Нагавкиной, С. В. Нагавкиньм, Г. И. Чекмаревой (Смирновой):

— педагогический отряд «ЭКСПО-Штаб» (студенты разных вузов Ленинграда, работавшие в городском пионерском штабе и теперь его старшие друзья);

— «Искатель» — педагогический отряд базового пионерского лагеря КиМ и всей секции — «Северная зорька» (лагерь Академии наук);

— педагогический отряд «Красные зори» — детище нашей Коммуны, отряд, в котором работают учащиеся и выпускники педагогического училища им. Н. А. Некрасова. Он творит огромное по своему значению дело: собирает, изучает, обобщает, творчески использует, распространяет ценнейший опыт школы-колонии «Красные зори», руководимой замечательным ленинградским педагогом Игнатием Вячеславовичем Иониным, единомышленником А. С. Макаренко.

У краснозорцев две базы: педагогическое училище и пансионат объединения «Кировский завод», действующий в восстановленных кировцами зданиях бывшего великокняжеского дворца в Михайловке под Ленинградом, где в 1919 г. двадцать лет жили и строили педагогику будущего И. В. Ионии и его товарищи. У краснозорцев много старших друзей. Это представители всех выпусков школы-колонии, начиная с первого, многие сотрудники И. В. Ионина во главе с его заместителем — Сергеем Константиновичем Ивановым.

«Мозгом» секции является созданная руководителями Кима и направляющая работу всех ее коллективов общественная лаборатория комплексного подхода к воспитанию. Сотрудники лаборатории — ленинградцы и корреспонденты — разрабатывают общую комплексную методику воспитания и конкретные комплексные методики воспитательного процесса в разных типах объединений: в начальных классах и в общешкольных коллективах, в детском саду и пионерском лагере, в педагогическом училище и вузе.

Общественная лаборатория объединяет ленинградцев, входящих в Ленинградскую макаренковскую секцию педагогического общества РСФСР — руководителей КиМа и других педотрядов — Н. П. Цареву, Л. С. Нагавкину, С. В. Нагавкина; одаренных выпускников Коммуны разных лет — Л. И. Корикову, В. Д. Гамалей, Г. К. Ионычеву, М. И. Шитикову; руководителей братских макаренковских коллективов — Т. В. Дмитриенко из Тюмени, М. Д. Гермогенову из Якутска, Л. Г. Казеко из Владивостока и других наших друзей.

Теперь в составе макаренковскей секции Студенческого научного общества ЛГПИ им. А. И. Герцена, кроме Коммуны имени Макаренко (ее ядра), работают и другие объединения студентов дневного и заочного отделений. Они изучают историю воспитательных отношений, разрабатывают методику комплексного подхода к воспитательной работе в школе, исследуют актуальные вопросы воспитания и самовоспитания студентов педагогического института.

Много нового и в самой Коммуне. Все более сложные доклады, более глубокие дискуссии звучат на средах. Большее значение имеют летние макаренковские экспедиции, встречи с бывшими сотрудниками и воспитанниками А. С. Макаренко, разработка воспитательной работы в классных и школьных коллективах по тематическим периодам.

Но по-прежнему всех кимовцев — старших и младших — объединяют коллективные творческие дела, их описание, обобщение и пропаганда.

По-прежнему каждый наш сбор открывается и завершается девизом, в котором клятва на верность нашему общему, самому трудному и самому нужному делу:

Коммуна — да!
Мажор — всегда!
Огнем Макаренко — пылать!
Штурмуя небо — не пищать!

1974 год

(В кн.: «Созидание: теория и методика воспитания». — Санкт-Петербург, 2003)

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=