Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

О 3-х основных закономерностях процесса коммунистического воспитания и методике их осуществления

1. Коммунистическая целенаправленность воспитания

Всем содержанием своей речи на III съезде комсомола В. И. Ленин раскрыл важнейшую, исходную закономерность процесса коммунистического воспитания. Эту закономерность можно попытаться кратко сформулировать так: цели коммунистического воспитания (прежде всего, – нравственного воспитания) достигаются тем успешнее, чем, во-первых, активнее и полнее человек участвует в строительстве коммунизма, и, во-вторых, чем прочнее и глубже он овладевает знанием всех тех богатств, которые накопило и накапливает человечество, – овладевает, как оружием для коммунистического строительства. И, с другой стороны, само участие человека в работе на общую пользу и само его учение (в ленинском понимании) совершаются тем успешнее, чем быстрее и полнее у него воспитываются качества всесторонне развитой высоконравственной личности.

Это – объективная и существенно важная взаимозависимость результатов коммунистического воспитания и основных условий их достижения. Оба указанных условия представляют собой, по существу, те стороны коммунистического образа жизни, которые имеют первостепенное значение именно для воспитания нового человека. Первую (ведущую) из этих сторон коммунистического образа жизни В. И. Ленин кратко выразил – в работе «Великий почин» – через понятие «забота».

Понятие «забота» можно, по нашему мнению, использовать и для самого краткого определения второй стороны коммунистического образа жизни, неразрывно связанной с первой: заботы каждого о себе, как об участнике строительства коммунизма, как о человеке нового общества – товарище других участников общей творческой жизни.

В речи на III съезде комсомола В. И. Ленин выделил и важнейшие типы коммунистической заботы: заботу о решении жизненно практических задач – по улучшению жизни общества и каждого труженика (её можно назвать «жизненно практической заботой») и воспитательную заботу – заботу об овладении культурой, о формировании у каждого члена нашего общества новой, коммунистической морали, о всестороннем развитии человека.

В своих трудах, прежде всего в Речи на III съезде комсомола и в «Великом почине», В. И. Ленин указал также на ряд важнейших качеств такой, коммунистической, заботы, в особенности на её товарищеский, творческий, самоотверженный, добровольный, бескорыстный характер.

Заботиться по-коммунистически – значит улучшать окружающую жизнь и свою жизнь, как частицу жизни нашего общества, значит доставлять пользу и радость другим людям и себе, как их товарищу.

Сказанное выше позволяет дать и такое, самое краткое, определение важнейшей закономерности коммунистического воспитания, которую можно назвать законом «коммунистической целенаправленности воспитания» или «единства результатов коммунистического воспитания и коммунистического образа жизни»: цели коммунистического воспитания достигаются тем успешнее, чем полнее и глубже развивается коммунистическая забота каждого о новом обществе и о себе как его строителе и гражданине и, в свою очередь – коммунистический образ жизни развивается тем полнее и глубже, чем успешнее достигаются цели коммунистического воспитания.

Смысл и значение вскрытой В. И. Лениным закономерности становится ещё яснее, если задуматься над вопросом, что значит развивать коммунистическую заботу?

В своих исследованиях мы рассматривали этот вопрос применительно к одной сфере деятельности и воспитания современных школьников – к сфере общественной деятельности. Мы убедились, что в этой сфере взаимодействуют несколько видов деятельности: познавательная, трудовая, художественно-эстетическая, двигательно-спортивная, а также такие существенно важные «сквозные» виды деятельности, как поведение, общение, организаторская деятельность. Эти же самые виды деятельности (с их разновидностями) осуществляются и в других сферах деятельности советских людей: в учебной работе, в быту, в профессиональной деятельности, в сфере отдыха и игры. Сохраняя свою особую задачу в любой сфере деятельности, каждый вид деятельности, однако, подчиняет её общей задаче данной сферы деятельности. Так, например, спортивная деятельность, в сфере учёбы осуществляется как учебно-спортивная, в сфере профессиональной – как профессиональная спортивная деятельность, в сфере общественной жизни – как спортивно-массовая работа и т. п.

Задачу, которой та или иная сфера деятельности объединяет различные виды (и разновидности) деятельности, можно назвать, используя терминологию К. С. Станиславского, «сверхзадачей». Так, сфера учебной работы членов нашего общества объединяет (и преобразует) различные виды деятельности – познавательную, художественную, трудовую и др. – такой сверхзадачей, как получение образования, овладение научной системой знаний, умений, навыков, основами культуры – духовной, трудовой, физической; профессиональная сфера деятельности объединяет и преобразует различные виды деятельности такой сверхзадачей, как создание, сохранение, передача с определенным вознаграждением – материальных и духовных общественно необходимых ценностей; бытовая сфера объединяет и преобразует различные виды деятельности такой сверхзадачей, как удовлетворение личных потребностей первичного характера и т. д. Сверхзадача сферы общественной деятельности – выдвижение и решение общественно важных задач безвозмездно и добровольно, – «на общественных началах».

Однако разные сферы деятельности сами объединяются в нашем обществе – сторонами коммунистического образа жизни, среди которых для воспитания нового человека особое значение имеют, как уже отмечалось выше, во-первых, жизненно практическая (и воспитательная) забота человека об улучшении общей жизни, о других людях, и, во-вторых, воспитательная (и жизненно практическая) забота каждого о себе, как строителе и гражданине нового общества. Развитие такой двухсторонней коммунистической заботы и представляет собой как бы «сверх-сверхзадачу» любого вида деятельности в любой сфере деятельности советских людей.

В своих работах, основанных и проверенных на опыте сотен классных, школьных и внешкольных коллективов мы стремились раскрыть и показать, как происходит развитие коммунистической заботы школьников (об улучшении общей жизни и о себе, как юных гражданах нашей Родины) в сфере общественной деятельности и каким образом в этой сфере осуществляется коммунистическая целенаправленность воспитания, как объективная закономерность. И первый из наших выводов таков: чем полнее и глубже принимают характер коммунистической (товарищеской, творческой, бескорыстной, самоотверженной) заботы школьников об окружающей и своей жизни различные виды и разновидности их общественной деятельности – внеучебная познавательная деятельность, общественно-полезный труд, спортивно-массовая работа, коллективная организаторская деятельность и т. д., – тем успешнее воспитываются у каждого октябрёнка, пионера, старшеклассника качества юного общественника, строителя нового общества. И чем быстрее, полнее и глубже воспитываются у школьников эти качества, тем успешнее совершаются и развиваются различные виды и разновидности их общественной деятельности в жизни школы и в других областях жизни (семья, пионерлагерь и т. д.), как проявления коммунистической заботы об окружающих людях, друг о друге, о каждом товарище, как проявления коммунистического образа жизни.

Крайне важно было бы в дальнейшем продолжить и углубить изучение действия этой закономерности не только в сфере общественной деятельности современных советских школьников, но и в других сферах деятельности, в разных областях жизни, в значительном опыте выдающихся педагогов, исследовать, как одни и те же виды деятельности по-разному используются и взаимодействуют («сплавляются») в разных сферах деятельности, объединяются сверхзадачей каждой сферы, приобретают – во всё большей степени – характер коммунистической заботы, как реализация этой сверх-сверхзадачи вытесняет потребительскую, эгоцентрическую заботу во всех областях жизни, обеспечивает всё более высокую результативность воспитательного процесса.

Но уже проведенный анализ осуществления этой закономерности только в одной сфере – общественной деятельности современных школьников – приводит к выводу об огромной важности другого звена объективных связей в сложнейшем процессе коммунистического воспитания.

2. Коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников

Речь идёт о развитии объективных отношений коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, как важнейшем условии развития творческой заботы каждого об улучшении окружающей жизни и о себе, как строителе и гражданине нового общества. Невозможно осуществлять такую заботу и, следовательно, добиваться нужных воспитательных результатов, не развивая объективные отношения воспитателей и воспитанников, как старших и младших товарищей по коммунистической заботе о новом обществе и каждом его члене. Напротив, чем активнее строятся и укрепляются общественные отношения коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже развиваются существенно важные для воспитания черты коммунистического образа жизни, и тем успешнее, следовательно, достигаются цели коммунистического воспитания. С другой стороны, чем полнее и глубже развивается коммунистическая забота каждого воспитанника и каждого воспитателя, тем прочнее и шире развивается коммунистическое товарищество старших и младших, тем быстрее и полнее вытесняются регрессивные типы воспитательных отношений: авторитаризм, «свободное воспитание», чрезмерная (мелочная) опека.

Это – объективная взаимозависимость основных объективных условий достижения целей коммунистического воспитания, закономерность, которую можно было бы назвать законом «единства коммунистического образа жизни и коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников» или, кратко, – законом «коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников».

Коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников – это взаимодействие представителей старших и младших поколений, которые сообща развивают – при ведущей роли старших – творческую заботу (жизненно практическую и воспитательную) об окружающей жизни, друг о друге и каждого о себе, как строителей нового общества.

В этих отношениях воспитатели и воспитанники занимают объективную позицию старших и младших товарищей по общей творческой заботе – жизненно практической и воспитательной – о своей и окружающей жизни.

Коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников – это один из видов объективных общественных отношений, развивающихся в нашем обществе, первичными, определяющими среди которых являются производственные отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

Коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников это оптимальная – для осуществления целей коммунистического воспитания – система объективных воспитательных отношений. Она представляет собой единство двух типов таких отношений: отношений развивающего обучения (в широком смысле слова) и отношений творческого содружества поколений.

Существование и необходимость именно этих типов воспитательных отношений (развивающего обучения и творческого содружества поколений) определяется диалектикой, взаимопроникновением двух типов коммунистической заботы: жизненно практической и воспитательной.

Воспитательная забота может быть открытой и скрытой. В первом случае воспитательные цели деятельности (воздействия) объявляются и преследуются открыто, как ведущие, а жизненно практические задачи (трудовые, спортивные и т. д.) рассматриваются и достигаются как средства выполнения воспитательных целей. Во втором случае ведущими объявляются, наоборот, жизненно практические задачи, а цели воспитательные достигаются незаметно, скрыто от человека или рассматриваются, как средства для решения жизненно практических задач. Воспитательные цели здесь как бы «скрыты» за жизненно практическими задачами.

Не следует смешивать открытое воздействие с прямым, а скрытое с косвенным (опосредованным). И открытая, и скрытая забота может проявляться в непосредственном личном общении (прямо) и опосредованно (через изменение внешних условий деятельности воспитанника).

Оба типа коммунистической заботы и обе её формы (открытая и скрытая) по-разному выступают в объективных отношениях развивающего обучения и творческого содружества поколений.

Воспитательные отношения развивающего обучения («разумной опеки») – это взаимодействие воспитателей, которые открыто передают накопленный ранее общественно ценный опыт, организуя для этого активную учебную деятельность воспитанников, и воспитанников, которые овладевают этим опытом в разнообразной (в том числе, организаторской) активной учебной деятельности, приобретающей всё более самостоятельный и творческий характер.

В этих отношениях воспитатели занимают объективную позицию творчески действующих наставников (учителей – в широком, а не только в «школьном» смысле слова), которые развивают открытую воспитательную заботу о воспитанниках, а воспитанники занимают объективную позицию активных, творчески действующих учеников, которые превращают эту заботу о них в открытую воспитательную заботу о себе. Иначе говоря, в отношениях развивающего обучения воспитатели и воспитанники занимают объективные позиции старших и младших товарищей по общей – открытой – воспитательной заботе о каждом воспитаннике, как строителе и гражданине нового общества.

Воспитательные отношения творческого содружества поколений, как другой из двух типов коммунистического товарищества, представляют собой взаимодействие воспитателей и воспитанников, которые сообща – под руководством старших – создают новый общественно ценный опыт (используя и развивая накопленный ранее) в разнообразных видах общей творческой жизненно практической деятельности, прежде всего, в общей организаторской деятельности: вместе думают над тем, что можно и нужно сделать на радость и пользу людям, вместе ищут и находят нужное для других людей, для своего коллектива, вместе планируют свою деятельность – строят радостную перспективу улучшения жизни, вместе осуществляют задуманное, преодолевая трудности, вместе обсуждают и оценивают сделанное и пережитое, извлекают уроки на будущее.

В отношениях творческого содружества поколений воспитатели занимают объективную позицию старших друзей воспитанников, которые руководят общей с ними творческой жизненно практической заботой об окружающей жизни и жизни своего коллектива, развивая при этом скрытую воспитательную заботу о воспитанниках и о себе, об окружающих людях. Воспитанники занимают здесь объективную позицию младших друзей, которые участвуют под руководством старших в жизненно практической, творческой заботе о своём коллективе и окружающей жизни, развивая при этом скрытую воспитательную заботу о себе и других людях.

Чем глубже и полнее единство развивающего обучения (разумной опеки) и творческого содружества в сфере общественной деятельности и, как можно думать, во всех остальных сферах коммунистического воспитания, тем быстрее и легче преодолеваются регрессивные типы воспитательных отношений: авторитаризм, «свободное воспитание», чрезмерная опека.

Авторитаризм, имеющий тысячелетние традиции, представляет собой, как тип объективных воспитательных отношений, взаимодействие воспитателя, который открыто передаёт воспитанникам готовый классово (или даже общественно) ценный опыт, организуя их пассивную деятельность (заучивание и воспроизведение готовых стереотипов), и воспитанников, которые пассивно усваивают этот опыт.

В отношениях данного типа воспитатель занимает объективную позицию «диктатора», а воспитанник – пассивного (послушного) потребителя передаваемого ему опыта, пассивного исполнителя воли старших.

Хотя авторитарные воспитательные отношения лишены в нашем обществе социальных корней, они весьма живучи в разных сферах жизни, особенно – в семейной. А. С. Макаренко убедительно показал это, раскрыв сущность ложного авторитета родителей, различных его видов: авторитета подавления, расстояния, педантизма.

Источником живучести воспитательного авторитаризма в его явных и маскируемых формах является в наших условиях психология «естественного» превосходства взрослых над детьми. Обладание большим жизненным опытом (не только лично, но и общественно значимым, необходимым) и отсутствие, сравнительная бедность такого опыта у детей, вызывает своеобразную, имеющую многовековые традиции, психологическую иллюзию необходимости послушного, безусловного заимствования младшими готового опыта старших.

Авторитаризму нередко противопоставляются отношения «свободного воспитания». Объективный смысл этих отношений – взаимодействие воспитателя, который передаёт воспитанникам общественно (классово) необходимый опыт (незаметно для них или открыто), но не организует их деятельность, во всяком случае прямо, в личном общении и воспитанников, которые сами по преимуществу без участия воспитателя, организуют свою деятельность.

В отношениях этого типа воспитатель занимает позицию «консультанта», «советчика», «помощника» воспитанников, в лучшем случае организатора среды, в которой действуют воспитанники, которые могут принимать, а могут и не принимать его советы, его помощь.

Ещё Н. А. Добролюбов подчёркивал однозначность воспитательных результатов авторитаризма, «произвола» старших, и отношений «свободного воспитания», как «произвола младших»: эгоизм, потребительская психология, «деспотизм», одних, сильных натур и слабоволие, безликость, исполнительская психология других.

Однако существенное значение имеет и понимание объективной разницы этих двух типов воспитательных отношений, вызываемой, прежде всего, характером организаторской деятельности. В отношениях авторитаризма единоличный организатор (причём, пассивной деятельности) – воспитатель, в отношениях «свободного воспитания» – по преимуществу сам воспитанник.

Именно характер организаторской деятельности является ключом к пониманию сущности ещё одного типа объективных воспитательных отношений, получившего широкое распространение с начала 30-х годов в ходе борьбы со «свободным воспитанием» и авторитаризмом. Стремясь, с одной стороны, развивать активную деятельность воспитанников, а с другой – не допускать их «произвола», воспитатели в различных сферах жизни – в быту, в учебной работе, в общественной жизни и т. д. – зачастую строят и укрепляют этот тип объективных воспитательных отношений, который не может быть определён иначе, как «чрезмерная (или мелочная) опека».

В наших условиях – это взаимодействие воспитателя, который передаёт воспитанникам – открыто или незаметно для них – общественно ценный опыт, организуя их активную исполнительскую – учебную и жизненно практическую деятельность, и воспитанников, которые овладевают таким опытом в активной, но не в организаторской деятельности, а лишь исполнительской.

В воспитательных отношениях этого типа воспитатель занимает объективную позицию единоличного организатора активной деятельности младших, а воспитанники – позицию активных (даже иногда творческих) исполнителей и потребителей передаваемого им опыта. Именно эти объективные отношения лежат в основе таких видов ложного авторитета родителей (и вообще воспитателей), также выделенных А. С. Макаренко, как авторитет «любви» и авторитет резонёрства. И именно широкое распространение этого типа объективных воспитательных отношений затрудняет решение многих важнейших задач коммунистического воспитания детей, подростков, молодёжи, в особенности – задач формирования у них качеств убеждённых, инициативных общественников-организаторов.

Условием успешного решения этих задач является дальнейшее, всё более интенсивное развитие системы воспитательных отношений коммунистического товарищества как единства развивающего обучения и творческого содружества. Оба типа воспитательных отношений коммунистического творчества – развивающее обучение и творческое содружество – могут и должны также объединять как самих воспитателей, так и самих воспитанников, являются – с необходимостью – основой взаимного самовоспитания и старших, и младших, вытесняют и на этих уровнях воспитательного процесса регрессивные типы воспитательных отношений.

В сфере учебной работы в советской школе развивающее обучение («школьного» типа) играет ведущую роль, а содружество в действительно общей творческой деятельности – роль вспомогательную, постепенно возрастающую к старшим классам и, в особенности, – во внеклассной работе по различным предметам.

В сфере общественной деятельности советской школы ведущую роль играет творческое содружество воспитателей и воспитанников разных поколений, а вспомогательную – развивающее обучение (разумная опека) – как в повседневном общении, так и в виде специальных «воспитательных мероприятий» для учащихся (беседы, кружковые занятия, экскурсии и т. п.). Отсюда – два пути воспитания в сфере общественной деятельности: ведущий и вспомогательный.

В процессе становления и развития отношений творческого содружества существенную роль играет такое их проявление, как коллективная организаторская деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством.

Именно коллективная организаторская деятельность школьников и их старших друзей – воспитателей, представляет собой одно из проявлений развивающейся у них потребности заботиться об окружающих людях, открывает богатейшие возможности для всё более полного и глубокого её удовлетворения, для формирования у детей и подростков способности действительно творчески улучшать окружающую жизнь.

В этом отношении чрезвычайно важной оказывается система конкретных средств коллективной организаторской деятельности, обеспечивающая всё более полный и глубокий поиск и выбор школьниками – под руководством педагогов – лучших решений встающих перед ними жизненно важных задач.

В эту систему входят:

«Стержневым» приёмом системы коллективной организаторской деятельности является выдвижение задач-вопросов типа: кому мы можем принести пользу и радость? Что и как лучше сделать? Когда и где? Кому лучше участвовать? Вместе с кем? Кому руководить?

Именно эти задачи-вопросы помогают превратить конкурс на лучшее предложение, разведку дел и друзей, создание на общем сборе плана работы коллектива, работу «советов дел» и т. п. в действительно общий творческий поиск жизненно важных задач и их лучших решений, побуждают октябрят, пионеров и старшеклассников ко всё более обоснованному выбору видов и способов общей творческой деятельности, ко всё более глубокому осознанию как своих возможностей, так и необходимости – для успеха этой деятельности – определенных действий и, что особенно важно, определенных личных качеств.

Систематически ставя перед собой и решая эти задачи-вопросы (вместе со старшими товарищами и под их руководством), школьники, начиная с октябрятских классов, учатся, и приучаются не только искать и находить жизненно важные дела, но и строить реальную перспективу таких дел, устанавливать их взаимосвязь и взаимозависимость, раскрывать их смысл.

Коллективная организаторская деятельность появляется уже в младших классах и постоянно развивается, как «стержень», ведущая часть двух других проявлений творческого содружества воспитателей и воспитанников: общих творческих дел-событий (на радость и пользу своему коллективу и окружающим людям) и повседневной систематической заботы об улучшении окружающей жизни (жизненно-практической и воспитательной).

Основной формой проявления отношений творческого содружества является коллективное творческое дело, которое сообща (воспитанниками вместе со старшими друзьями и под их руководством) планируется, готовится, осуществляется, обсуждается, и с помощью которого решается, таким образом, одна или несколько жизненно важных задач по улучшению жизни коллектива и окружающей жизни – организаторского, трудового, познавательного, спортивного характера. Любое коллективное творческое дело – это частица («кирпичик»), событие творческой жизни воспитателей и воспитанников.

Однако для педагогов значение каждого из общих творческих дел не ограничивается его непосредственным гражданским, жизненно практическим смыслом, но имеет своей основой необходимость «скрытого», «незаметного» достижения воспитательных целей, прежде всего – нравственного характера, в единстве с целями умственного, эстетического, физического развития школьников.

В трудовых творческих делах воспитателей и воспитанников на первый план выступает их общая забота об улучшении окружающей жизни (прежде всего – о других людях) практическими действиями, формирования у каждого школьника уменья и привычки практически – в разных жизненных ситуациях – осуществлять нужное людям, используя общественно ценный опыт, приобретенный в процессе обучения.

Для октябрятско-пионерской ступени общественной жизни характерными являются такие их виды, как трудовые сюрпризы, особенно праздничные (подготавливаемые и осуществляемые успешнее всего в форме трудовых ролевых игр – «Мастерская Деда Мороза», «Октябрятско-пионерская фабрика», «Кукольный театр» и т. п.), и трудовые атаки – т. е. операции, имеющие своей целью исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно быстро, в короткий срок, как правило, в течение одного-двух часов, устранить силами младших школьников и их старших друзей (расчистка территории, например, детского сада от снега, листьев; посыпка песком обледенелых дорожек, украшение памятных мест и т. п.)

На пионерско-комсомольской ступени делается возможным не только развитие, обогащение указанных видов трудовых дел («пионерско-комсомольский комбинат», «пионерско-комсомольский театр» и т. п.), но и появление новых, более сложных видов трудовых операций, требующих длительного, непрерывного напряжения физических и духовных сил, применения разнообразных научных знаний: трудовых десантов (силами пионеров и их старших друзей) и помощи местным органам Советской власти, колхозам, совхозам, лесничествам, строительным организациям; трудовых рейдов (длительных трудовых операций комплексного характера); походов; экспедиций.

Для старшеклассников эти виды трудовых дел становятся наиболее привлекательными и значимыми, вместе с тем, именно старшеклассники являются ведущими участниками общих трудовых дел подлинно «гайдаровского» характера – осуществляемых успешнее всего содружеством ребят разного возраста и их взрослых друзей (ведь именно такое содружество – любимая идея Аркадия Петровича Гайдара и пафос его литературно-педагогического творчества!), объединяемых не только общей трудовой задачей, но и часто – в сочетании с необходимым разделением труда – прямым «сплавом» практических действий старших и младших. Такими гайдаровскими операциями, совершаемыми добровольцами из разных классов – от первого до восьмого (в восьмилетней школе) и до десятого (в средней школе) становятся трудовые сюрпризы к общенародным и общешкольным праздникам – с помощью операций типа «Подарок далёким друзьям», «Салют Ветеранам», «Первый памятник», трудовых ролевых игр типа «Гайдаровская фабрика», «Гайдаровское издательство», «Гайдаровская почта», а также «будничные» трудовые операции, например, такие, как «Снежная сказка» (создание для малышей различных скульптур из снега, крепостей, сказочных теремов и т. п.), «Золотая фантазия» (украшение гирляндами из осенних листьев фасада школы, её внутренних помещений, территории детского сада, изготовление коллекций в подарок далёким друзьям и т. д.), и трудовые атаки, например, по благоустройству и озеленению сада, города, посёлка).

В познавательных, художественно-эстетических и спортивных творческих делах воспитанников и воспитателей на первый план выступает их общая забота о своём коллективе (и каждом его члене), о других людях дружеским общением. В этих делах каждый школьник учится и приучается делиться с товарищами своими интересами, мнениями об увиденном, услышанном, прочитанном («Эстафета любимых занятий», «Рассказ-эстафета», вечер-«путешествие», «Устный журнал»), своими вопросами, знаниями, догадками, мыслями (турнир-викторина, пресс-конференция, вечер разгаданных и неразгаданных тайн), своими предположениями и мечтами о будущем («Защита фантастических проектов»), учится и приучается радовать товарищей по коллективу и других людей своей фантазией, юмором, находчивостью, своими практическими умениями (эстафета-«ромашка», концерт-«молния», весёлые спартакиады, игры на местности и т. д.).

Картина развития познавательных художественно-эстетических и спортивных дел – в зависимости от накопленного опыта, приобретаемого воспитанниками в обучении и внеучебной жизни, в особенности от формирования познавательных интересов и творческих способностей подобна изменениям трудовых операций.

Одни из этих дел, появляясь и играя основную роль на октябрятско-пионерской ступени общественной жизни школы, сохраняются и на последующих ступенях, усложняясь и углубляясь по содержанию и формам, возможным вариантам и приёмам: от рассказа-эстафеты в картинках к повести, к журналу в летописи-эстафете; от сбора-путешествия по сказкам или временам года к вечерам-путешествиям «на машине времени», циклам вечеров-путешествий по родной стране и континентам Земного Шара, по профессиям и в Мир Искусств; от Ту-Ви между октябрятскими звёздочками к пресс-бою творческих бригад старшеклассников и т. п.

Другие дела начинают с успехом использоваться на пионерско-комсомольской ступени и, развиваясь, становятся характерными для коллективов старшеклассников и их взрослых друзей: «Пресс-конференция», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, турнир знатоков, творческий суд-диспут, сюита туристских игр.

Третьи способны объединять в решении действительно общих познавательных, художественно-эстетических и спортивных задач школьников разного возраста, от октябрят до комсомольцев выпускного класса, и взрослых, как их старших товарищей, открывая, как и гайдаровские трудовые операции, богатейшие возможности передачи разнообразного общественно значимого опыта представителями старших поколений – младшим в процессе создания и накопления младшими и старшими нового положительного опыта, прежде всего, – опыта творческой заботы о товарищах по коллективу, по объединению. К таким, в полном смысле слова гайдаровским, познавательным, художественно-эстетическим и трудовым делам относятся эстафета-«ромашка», концерт-«молния», спартакиада по народным играм, весёлые спартакиады – осенние и зимние, весенние и летние, игры на местности – такие, например, как «Десант-ракеты», «Бой неуловимых», «Бой за аэродром».

Несмотря на указанные отличия в ведущих средствах (проявлениях) общей заботы воспитателей и воспитанников об улучшении окружающей жизни, и следовательно – в воспитательной роли, познавательные, художественно-эстетические и спортивные дела, с одной стороны, и трудовые, с другой, объединяет не только их основной характер, о чём говорилось выше (всё это – общие творческие дела), но и возможность осуществления познавательных, художественно-эстетических, и спортивных дел на радость и пользу не только своему коллективу, объединению (и каждому его члену), но и другим людям.

Именно эта возможность, реализуемая различными способами (приглашение гостей и выход коллектива «в гости», вовлечение младших и старших гостей или «хозяев» в дружеское общение и т. д.), ведёт к разработке и использованию комплексных творческих дел, включающих решение организаторских, трудовых, познавательных, художественно-эстетических, спортивных задач («Смотр дружбы», «Звёздный марш-поход», «Город Весёлых Мастеров», операция «Тайна», «Эстафета Дружбы» и др.), позволяет школьникам и их старшим друзьям-руководителям готовить и проводить традиционные праздники действительно творчески, применяя и сочетая разнообразные – трудовые, познавательные, художественно-эстетические, спортивные (и комплексные) – общие дела на радость и пользу себе и другим людям, превращать эти праздники в своеобразные «узлы» общей творческой заботы о своём коллективе и окружающей его жизни.

Отдельные общие творческие дела-события (и праздники), мобилизуя и раскрывая творческие силы их участников, возбуждая мажорный тон, вызывая у каждого, даже самого робкого, ощущение своей нужности, полезности своему коллективу и другим людям, давая возможность применять знания, умения, навыки, полученные в процессе обучения, не могут, однако, исчерпать собой заботу воспитанников и воспитателей об улучшении окружающей жизни, заботу, которая развивается и в повседневных систематических действиях на пользу и радость людям, в повседневном дружеском – свободном и деловом – общении.

Эффективными средствами осуществления повседневной заботы являются – на всех ступенях общественной жизни школы – встречи друзей по микроколлективам – для дружеского – свободного и делового – общения, решения текущих организаторских и практических задач – общественных и учебных, и чередование творческих поручений (ЧТП) классного коллектива микроколлективам – звёздочкам, звеньям, бригадам старшеклассников.

Повседневная забота так же, как коллективные творческие дела, опирается на учебные и внешкольные занятия, даёт возможность школьникам, учит и приучает их применять в повседневной общественной жизни, на пользу и радость другим людям, полученные в учебной работе и на внеклассных занятиях знания, умения и навыки, постоянно передавать товарищам по микроколлективу свой опыт, делиться с ними своими интересами (а значит развивать и углублять эти интересы), побуждает – для лучшего выполнения очередного поручения – более сознательно участвовать в учебных и внеклассных, внешкольных занятиях.

Взаимосвязь и взаимопроникновение повседневной заботы и общих творческих дел-событий заключается в том, что эти дела требуют – для своей успешной подготовки – «будничного» дружеского общения, «текущих» практических и организаторских действий («советы дел»!), а выполнение чередующихся поручений успешнее всего осуществляется в виде сюрпризов, подготовляемых каждым микроколлективом для класса и окружающих людей и становящихся также событиями в их жизни.

В процессе общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни старшие воспитанники оказывают воспитывающее воздействие – открытое и скрытое – и на младших, и на себя.

Старшие воспитанники вместе с воспитателями, по преимуществу, незаметно (личным примером) передают младшим положительный опыт разнообразных видов деятельности, раскрывая перед ними систему радостных нравственных перспектив – конкретных образцов деятельности и поведения в предстоящие младшим периоды жизни.

В условиях творческого содружества поколений каждый воспитанник имеет возможность выбора живых образцов, отвечающих не только общим (возрастным), но и индивидуальным особенностям его душевного мира, т. е. создаёт и обогащает свою личную нравственную перспективу, «перевоплощаясь» в те личности, которым подражает.

Младшие воспитанники (начиная с октябрят), участвуя вместе со старшими и под их руководством в общей творческой жизни, учатся быть общественниками на собственном опыте и, вместе с тем, внося свой вклад в коллективную организаторскую деятельность, в коллективные творческие дела, в повседневную заботу друг о друге и окружающих людях, оказывают опосредованное и непосредственное воздействие на старших, помогают им закрепить и углубить потребность в этих формах коммунистической заботы, способность к их осуществлению. Лучшие качества младших школьников – их отзывчивость, самозабвенность, жизнерадостность, жажда быть нужными для других, такая особенность их «внутренней позиции», раскрытой Л. И. Божович и Т. Е. Конниковой, как обращенность к окружающей действительности, – незаметно влияют и на старших, «оживляя» соответствующие стороны их душевного мира, представляя собой как бы «нравственную ретроспективу» положительного опыта.

3. Коммунистический гуманизм воспитания

Коммунистическое товарищество, как система объективных воспитательных отношений, находит своё отражение в системе субъективных воспитательных отношений, которую можно назвать коммунистическим гуманизмом воспитания. Эта система представляет собой единство уважения и требовательности к человеку, как участнику общей творческой жизни в настоящем и будущем.

Уважение к человеку, как участнику общей творческой жизни в настоящем и будущем, – это осознание (понимание) и переживание его творческих возможностей, т. е. его возможностей улучшать жизнь и себя. Требовательность к человеку, как участнику общей творческой жизни, – это осознание и переживание, умение и привычка необходимости реализовывать эти возможности, т. е. на деле улучшать общую жизнь и совершенствовать человека, как строителя и гражданина нового общества.

Существует ли требовательность, не опирающаяся на глубокое уважение к человеку, т. е. на понимание и переживание его творческих возможностей? Да, существует, но это требовательность к человеку только как к пассивному исполнителю воли других людей, в лучшем случае, активному исполнителю. Такая требовательность порождается объективными воспитательными отношениями авторитаризма и сама способствует живучести таких отношений.

Существует ли уважение к человеку, не подкреплённое требовательностью к нему, как участнику общей творческой жизни? Да, существует. Но это только любование человеком, удовлетворённость тем уровнем развития, которого он достиг. Такое уважение порождается объективными отношениями «свободного воспитания» и само способствует живучести подобного типа воспитательных отношений.

Но и единство уважения и требовательности к человеку может быть разным. На практике (и в педагогической литературе) можно видеть широкое распространение концепции единства уважения и требовательности к воспитаннику как к активному исполнителю и потребителю передаваемого опыта, «передатчик» многообразнейших требований воспитателей. В этой системе субъективных воспитательных отношений первична (и это естественно!) требовательность к воспитаннику, потому что уважение к нему производно от того, насколько он выполняет сам и выражает в воздействиях на других воспитанников требования воспитателей.

По нашему глубокому убеждению такая система субъективных воспитательных отношений порождается объективными отношениями чрезмерной опеки и сама способствует их развитию.

Высшее уважение к человеку, как участнику общей творческой жизни, органически взаимосвязано с высшей требовательностью к нему. В такой взаимосвязи первично уважение к человеку, так как требовательность направлена на реализацию тех творческих возможностей, которые отражаются в уважении к человеку (осознаются и переживаются). С другой стороны, требовательность – обязательное условие уважения, потому что, только реализуя свои творческие возможности, т. е. реально заботясь об окружающей жизни, о других людях, о себе, как их товарище, человек раскрывает эти возможности, развивая их, преодолевая собственные слабости, недостатки.

Единство уважения и требовательности к человеку, как оптимальная для коммунистического воспитания система субъективных воспитательных отношений, находится в сложной взаимосвязи с системой объективных воспитательных отношений коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников: единство уважения и требовательности к человеку определяется объективными отношениями коммунистического товарищества, является их отражением, но и само влияет на развитие таких отношений, способствует преодолению регрессивных типов объективных воспитательных отношений (авторитаризма, чрезмерной опеки, «свободного воспитания»).

Чем полнее и глубже выражается и развивается (всеми видами и методами товарищеской воспитательной заботы) единство уважения и требовательности к человеку, как участнику общей творческой жизни, тем полнее и глубже развиваются объективные отношения коммунистического товарищества. И с другой стороны, чем полнее и глубже развиваются объективные отношения коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, тем полнее и глубже находят они своё отражение и выражение в субъективных отношениях уважения и требовательности к каждому человеку, как товарищу по общей творческой жизни, в развитии таких отношений.

Эта объективная взаимосвязь, взаимозависимость объективных и субъективных воспитательных отношений – оптимальных для осуществления целей коммунистического воспитания – представляет собой, по нашему убеждению, третью из основных закономерностей процесса коммунистического воспитания, которую можно назвать законом «единства объективных отношений коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников и субъективных отношений коммунистического гуманизма», или, коротко, законом «коммунистического гуманизма воспитания».

Познание этой закономерности даёт возможность углубить понимание сущности коллектива, в особенности, сущности воспитательного коллектива и его ядра – коллектива воспитательского.

Если коллектив в самом широком смысле слова – это социальная группа, объединенная общественно значимой целью и органами самоуправления, то в собственном, точном смысле слова коллектив – это социальная группа, объединенная объективными отношениями коммунистического товарищества (общей творческой заботой об окружающей и своей жизни) и субъективными отношениями коммунистического гуманизма (единством уважения и требовательности к каждому, как участнику общей творческой жизни).

Воспитательный коллектив – это группа воспитателей и воспитанников, объединенная объективными отношениями коммунистического товарищества (т. е. общей творческой заботой – жизненно практической и воспитательной – об окружающей жизни, друг о друге, о каждом воспитаннике, как юном гражданине нашей Родины) и субъективными отношениями коммунистического гуманизма.

Воспитательский коллектив – это группа воспитателей, объединенных объективными отношениями коммунистического товарищества (т. е. общей творческой заботой – жизненно практической и воспитательной – об окружающей жизни, прежде всего о воспитанниках, и о себе, как их воспитателях) и субъективными отношениями коммунистического гуманизма.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив является, с этой точки зрения, отражением объективных законов (закономерностей) коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников и коммунистического гуманизма воспитания.

Единство уважения и требовательности к человеку, как системе субъективных воспитательных отношений, развивается на всех 4-х уровнях процесса коммунистического воспитания: на уровне самовоспитания воспитателей – взаимного и личного; на уровне воспитания воспитателями воспитанников; на уровне самовоспитания воспитанников – взаимного и личного; на уровне воспитания воспитателей воспитанниками.

В эту систему входят:

Поскольку любые субъективные воспитательные отношения проявляются в воспитательном воздействии, непосредственно определяя характер этих воздействий, то и единство уважения и требовательности к человеку, как система оптимальных для коммунистического воспитания субъективных воспитательных отношений, проявляется (и развивается!) в особом типе воспитательного воздействия, который и представляет собой товарищескую воспитательную заботу. Такая забота – это действенное выражение единства уважения и требовательности к человеку, как участнику общей творческой жизни.

В соответствии с различными видами субъективных воспитательных отношений единства уважения и требовательности, можно и нужно различать различные виды товарищеской воспитательной заботы (на всех 4-х уровнях воспитательного процесса) – заботу воспитателя о воспитаннике, взаимную воспитательную заботу воспитанников и т. д. В системе различных видов воспитательной заботы первичным звеном выступает забота руководителей воспитательского коллектива о товарищах по воспитательскому коллективу и о себе.

Проявляя единство уважения и требовательности к другим воспитателям и себе, как старшим участникам общей творческой жизни, руководители воспитательского коллектива возбуждают у товарищей по воспитательскому коллективу соответствующие уважение и требовательность к себе и другим воспитателям. Воспитательная забота воспитателей о своих товарищах и о себе: открытая и скрытая – является движущей силой взаимного и личного самовоспитания воспитателей.

Проявляя единство уважения и требовательности к себе, как старшим участникам общей творческой жизни, как к воспитателям, воспитатели возбуждают и развивают у себя уважение и требовательность к воспитанникам, как своим младшим товарищам по такой жизни. Воспитательная забота воспитателей о себе, как о руководителях детей и подростков является, таким образом, предпосылкой их непосредственной воспитательной заботы о воспитанниках.

Проявляя единство уважения и требовательности к каждому воспитаннику, как участнику общей творческой жизни, воспитатели возбуждают и развивают у него соответствующее уважение и требовательность к себе и товарищам – сверстникам, младшим и старшим воспитанникам.

Забота воспитателей о воспитанниках – открытая и скрытая – является, таким образом, непосредственным источником воспитательной заботы воспитанников друг о друге и каждого о себе – этой движущей силы взаимного и личного самовоспитания воспитанников.

Укрепление уважения и требовательности воспитанников к себе, как участникам общей творческой жизни, вызывает и развивает у них уважение и требовательность к воспитателям, как старшим товарищам по этой жизни. Воспитательная забота воспитанников о себе становится, таким образом, непосредственным источником их скрытой воспитательной заботы о воспитателях, которая, в свою очередь, стимулирует взаимное и личное самовоспитание воспитателей. Начинается новый цикл развития отношений единства уважения и требовательности.

Отсюда вытекает и вывод о целостном этапно-цикличном характере развития воспитательного процесса и, следовательно, развития воспитательного и воспитательского коллективов.

В основе этого вывода лежит мысль о последовательном (поэтапном) развёртывании всех уровней воспитания и видов воспитательной заботы, что отчётливо выявили материалы нашего исследования воспитательного процесса в общественной жизни классных и школьных коллективов.

На первом – предварительном – этапе (каждого цикла) воспитательный процесс происходит на уровне самовоспитания (личного и взаимного) воспитателей. Движущая сила здесь – воспитательная забота каждого воспитателя (и прежде всего – руководителя воспитательного коллектива) о себе и о других воспитателях, как товарищах по воспитательскому коллективу, и, следовательно, их забота (пока ещё не непосредственная) о воспитанниках. Этот этап – начало развития воспитательского коллектива, как ядра воспитательного коллектива, в первом цикле жизни этого коллектива (если он создан заново) и продолжение этого развития в каждом следующем цикле. Этот этап – время «внутренней», предварительной подготовки воспитательского коллектива к работе с воспитанниками – перед началом учебного года, перед началом очередной учебной четверти, перед выездом в пионерский лагерь и т. д. Длительность этого периода может быть весьма краткой, но роль его исключительно велика.

Второй – переходный этап первого цикла – это период единства двух уровней воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателями воспитанников. Здесь действует уже и новая движущая сила: непосредственная – открытая и скрытая – воспитательная забота воспитателей о воспитанниках, рожденная опосредованной заботой, которая возникла на первом этапе и продолжает развиваться на данном этапе. На этом, втором этапе воспитательский коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива. Этот этап является переходом к следующему, решающему в воспитательном процессе и поэтому не может не быть возможно более коротким по своей длительности.

Третий (основной) этап первого цикла – это период единства трёх уровней воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!) и самовоспитания – взаимного и личного – воспитанников. К действовавшим ранее движущим силам воспитательного процесса добавляется здесь – рождённая ими! – воспитательная забота воспитанников друг о друге и каждого о себе. Этот этап – самый продолжительный.

Четвёртый (завершающий) этап – первого цикла – это период единства четырёх уровней воспитательного процесса: самовоспитания воспитателей (продолжается и углубляется!), воспитания воспитателями воспитанников (продолжается и углубляется!), самовоспитания воспитанников (продолжается и углубляется!) и воспитания воспитателей воспитанниками. К тем движущим силам воспитательного процесса, которые действовали ранее и продолжают действовать на четвёртом этапе, добавляется рождённая ими скрытая воспитательная забота воспитанников о воспитателях. В основе этой заботы лежит единство уважения и требовательности воспитанников к воспитателям, как к старшим товарищам по общей творческой жизни.

Появление и развитие такого отношения воспитанников к воспитателям, достижение определённых воспитательных результатов, возникновение новых обстоятельств общей творческой жизни и, следовательно, выдвижение новых жизненно практических и воспитательных задач, вызывают новый цикл развития воспитательного процесса (и развития воспитательного коллектива с его ядром – коллективом воспитательским). Каждый новый цикл начинается с первого, подготовительного этапа и проходит все остальные три этапа. Однако в каждом цикле (за исключением первого) очерченная выше динамика воспитательного процесса (последовательное «наращивание» уровней) относится только к новым жизненно-практическим и воспитательным задачам, а прежние воспитательные задачи продолжают решаться на всех четырёх уровнях одновременно, в единстве этих уровней на каждом этапе. Происходит как бы «обогащение» достигнутого предыдущим циклом единства четырёх уровней прежнего содержания последовательным развёртыванием уровней воспитательного процесса нового содержания. Каждый цикл – это новый виток спирали, на котором происходит «как бы возврат» к прежним этапам. Таким образом, представляется возможным и необходимым считать непосредственной основой развития воспитательного коллектива развитие не только требований, а единства уважения и требовательности к человеку, как участнику общей творческой жизни, точнее – осуществление той закономерности процесса коммунистического воспитания, которая была названа выше «коммунистическим гуманизмом воспитания». Если эта закономерность осуществляется неполно и непоследовательно, то не происходит естественного перехода от одного этапа к другому, цикл становится незавершенным, а развитие воспитательного процесса – деформированным.

Какими же средствами выражается единство уважения и требовательности человека к себе и другим людям, как участникам общей творческой жизни? Эти средства составляют три метода воспитательного воздействия в процессе коммунистического воспитания, т. е. три метода воспитательной заботы:

1) Метод (система средств) побуждения к реализации (развитию) творческих возможностей человека, т. е. возбуждения и укрепления эмоционально-волевого настроя, нужного для улучшения человеком жизни и самого себя:

– средства, возбуждающие и усиливающие чувство радости, веру в свои силы, гордость за себя и товарищей, чувство чести (увлечение «завтрашней радостью», увлечение Героическим, Добрым, Прекрасным, Удивительным, увлечение творческим поиском, ласка, юмор, поощрение);

– средства, возбуждающие и усиливающие чувство ответственности за себя и товарищей (требование-распоряжение или запрет, контроль, предупреждение, осуждение);

– средства, возбуждающие и усиливающие «сплав» веры в свои силы и чувства ответственности (доверие, помощь, обращение за помощью);

2) метод (система средств) убеждения в наличии определённых творческих возможностей и необходимости их реализации, т. е. создания и развития взглядов, убеждений, нужных для улучшения человеком жизни и самого себя: короткое разъяснение, рассказ-размышление, беседа-размышление («разговор по душам»), обсуждение собственного опыта и опыта других с анализом, оценкой и извлечением уроков на будущее, спор;

3) метод (система средств) приучения к реализации и развитию творческих возможностей, т. е. формирования и укрепления навыков и привычек улучшения человеком жизни и самого себя: эстетика среды; оптимальный режим жизни и деятельности; игра (особенно, длительная ролевая); соревнование, коллективные творческие дела; праздники, традиции, прежде всего – повседневной заботы об улучшении окружающей жизни, друг о друге, о каждом товарище.

Особую роль играет личный пример, как комплексное средство воспитательной заботы о других людях – заботы прямой и, по преимуществу, скрытой. Личный пример – это средство возбуждения, убеждения и приучения в их единстве.

В макаренковском принципе максимальности уважения и требовательности находит своё субъективное выражение именно эта объективная закономерность.

«Как можно больше уважения к человеку» – это значит: как можно полнее и глубже осознавать, понимать творческие возможности человека и переживать их, т. е. чувствовать веру в человека, уверенность в его созидательных силах и их развитии, радость открытия в человек всё новых и новых творческих возможностей, как можно полнее и глубже выражать это сознание и эти чувства.

«Как можно больше требований к человеку» – это значит: как можно больше и глубже осознавать необходимость реализации его творческих возможностей и переживать эту необходимость, т. е. чувствовать ответственность за развитие человека как творческой личности, как можно полнее и глубже выражать это сознание и эти чувства.

Актуальной и очень важной в теоретическом и практическом отношении является задача исследования сущности и эффективности отдельных средств воспитательной заботы, как проявлений единства уважения и требовательности, – на разных уровнях воспитательного процесса (воспитания воспитанников, их самовоспитания, самовоспитания воспитателей), в разных формах такой заботы (открытой и скрытой, прямой и опосредованной), в их сложных взаимосвязях.

Это, по существу, задача исследования педагогического мастерства, как искусства осуществления и развития воспитательных отношений коммунистического товарищества и коммунистического гуманизма.

* * *

Итак, по нашему глубокому убеждению, в сфере общественной жизни современных советских школьников во всё большей мере реализуются три закономерности процесса коммунистического воспитания, которые можно назвать законами коммунистической целенаправленности воспитания, коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, коммунистического гуманизма. Они, эти закономерности, представляют собой «цепочку» объективных взаимосвязей, систему объективных условий достижения целей коммунистического воспитания.

«Коммунистическая целенаправленность воспитания» – исходная закономерность. Она представляет собой, как это раскрывалось выше, взаимозависимость результатов воспитательного процесса и двух важнейших форм коммунистического образа жизни – единства коммунистической заботы каждого о нашем обществе и о себе, как строителе и гражданине этого общества.

«Коммунистическое товарищество воспитателей и воспитанников» – центральная в этой системе закономерность. Она представляет собой взаимозависимость указанных выше сторон коммунистического образа жизни (коммунистической заботы) и объективных отношений коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, как единства отношений развивающего обучения творческого содружества поколений.

«Коммунистический гуманизм воспитания» – «ключевая», опорная закономерность.

Она представляет собой взаимозависимость коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, как оптимальной системы объективных воспитательных отношений, и единства уважения и требовательности к человеку, как оптимальной – для достижения целей коммунистического воспитания – системы субъективных воспитательных отношений.

Дальнейшее познание этих закономерностей, их специфики и взаимосвязи, всё более осознанная глубокая и полная их реализация в различных сферах жизни – наша актуальная задача.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=