Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук

Отношения общей заботы

Значение современных требований Коммунистической партии к делу созидания нового человека Генеральный секретарь нашей партии М. С. Горбачев на Пленуме ЦК КПСС (18 февраля 1988 г.) выразил так: «Нет никакого сомнения, всё, что касается школы, образования и воспитания, напрямую связано с развитием социализма, с перестройкой. Более того, представляет собой важнейшее её направление. Напомню, что уже в первые труднейшие послереволюционные годы В. И. Ленин считал строительство новой советской школы одним из самых неотложных дел партии. И это понятно, ибо от школы, от обучения и воспитания нового человека зависело — без всякого преувеличения — будущее социализма».

Что и откуда идёт

Сущность стяжательства и накопительства — погоня за вещами, удовольствиями, стремление к превосходству, желание получить дополнительные, незаконные материальные и духовные блага в ущерб другим людям. И как следствие этого — взяточничество, протекционизм, ограбление природы, спекуляция.

Современное хулиганство порождено уже не отчаянием, нищетой или невежеством; его психологическая основа — удовольствие от унижения другого человека. Так же и с пьянством, наркоманией, курением: в основе их — жажда удовольствия в ущерб другим людям и себе.

Глубинной сутью бюрократизма оказывается всё то же равнодушие к людям, упоение властью, маскируемые показной деловитостью и строгостью. Бюрократизм порождает карьеризм, чванство, угодничество, лицемерие, демагогию, позёрство. У этих и многих других социальных пороков общий корень — потребительское личностное отношение к окружающему.

Личность — это совокупность личностных отношений, то есть устойчивых общественно (классово) значимых отношений человека к жизни, к самому себе, к другим.

Современная мещанская психология проявляется не только в зрелых формах, о которых говорилось выше, но и в первичных, а они возникают и при определённых условиях развиваются ещё в детстве. Потребительство развивается из детской жадности. Детские и подростковые невнимательность, грубость, жестокость могут превратиться затем в равнодушие к людям, хулиганство. Детские зазнайство, завистливость, ябедничество оборачиваются карьеризмом, лицемерием; слепое послушание — исполнительством; сластолюбие — чревоугодием и пьянством; капризность — недисциплинированностью, неорганизованностью, небрежностью, слабоволием, равнодушием к заботам и делам общества.

В состоянии непрерывной, непримиримой борьбы с потребительско-эгоистской психологией (во всех её проявлениях — зрелых и первичных) находится психология коммунистическая. Её сущность — гражданские, товарищеские, гуманные личностные отношения человека к жизни, обществу, то есть отношения человека к жизни как источнику общей радости и пользы и отношение к себе как товарищу других людей.

Наши шаблоны

Сущность формализма в воспитании — это невнимательное, шаблонное отношение к живому коллективу или человеку, а следовательно, односторонность и неадекватность (несоответствие) воспитательных воздействий.

Типичные проявления формализма в воспитании:

Все эти недостатки современной воспитательной работы нам надлежит решительно преодолевать.

Для успешной борьбы с мещанской психологией и с формализмом в воспитании важно выяснить, нет ли у этих социальных явлений общего источника.

C нашей точки зрения, формализм воспитания и проявления мещанской психологии порождены общей причиной — традициями педагогики односторонних воздействии и особенно педагогики чрезмерной опеки. Мы долгое, очень долгое время относились к воспитательному процессу как процессу передачи готового общественно необходимого опыта (научного, политического, нравственного, трудового, художественного и так далее) воспитанникам и процессу усвоения, воспроизведения ими этого опыта. Воспитатели действуют лишь как передатчики готового опыта (в лучшем случае — передатчики творческие), а воспитанники действуют как потребители (в лучшем случае — потребители активные).

Но объективный характер деятельности человека порождает соответствующие социально-психологические явления, то есть субъективную личностную позицию.

Именно поэтому объективно-односторонняя деятельность воспитателей становится причиной формализма. А объективно-односторонний характер деятельности воспитанников — источником потребительской психологии.

Время настойчиво требует от всех нас подлинно научного понимания и осуществления процесса коммунистического воспитания как целостно-многостороннего процесса воспитания нового человека, традиций коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников, «отношений общей творческой гражданской заботы».

Эти традиции складывались на основе ленинских идей о коммунистическом воспитании в первые годы Советской власти усилиями сотен и тысяч партийцев, передовых педагогов, лучших представителей интеллигенции и рабочего класса. Эти традиции развивались в последующие десятилетия в острейшей борьбе с педагогикой чрезмерной опеки.

Односторонне-дробный подход в воспитании надо преодолеть в семьях и дошкольных учреждениях, в учебных заведениях и во внешкольных коллективах, в производственных бригадах и общественных объединениях.

Сущность диалектического подхода к воспитанию в современную эпоху можно определить как всемерное развёртывание коммунистических воспитательных отношений, отношений коммунистического товарищества, общей заботы воспитателей и воспитанников.

Чем полнее и глубже развиваются в каждой области жизни нашего социалистического общества воспитательные отношения общей заботы, тем успешнее достигаются цели коммунистического воспитания.

Педагогика общей заботы

Если воспитание вообще как вечная категория общественной жизни есть процесс развития личности под целенаправленным воздействием других людей и самого человека в его собственной целенаправленной деятельности, то коммунистическое воспитание есть процесс всесторонне-гармонического развития личности под таким целенаправленным воздействием, в такой целенаправленной деятельности, которые имеют характер товарищеской, коммунистической заботы об общем деле.

В основе этого определения сущности коммунистического воспитания лежат знаменитые положения, выдвинутые В. И. Лениным в его работе «Великий почин» («коммунизм начинается там, где начинается самоотверженная забота каждого не только о «ближних», но и о «дальних») и в ленинской речи на III съезде комсомола («В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чем состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму»).

Весь лучший опыт коммунистического воспитания за годы Советской власти, начиная с практики и теоретических трудов замечательных советских педагогов 20—30-х годов Н. Крупской, А. Макаренко и многих других, построивших фундамент педагогики будущего, работа их последователей — всё это свидетельствует о неисчерпаемой глубине, бесконечной ценности и возрастающем значении ленинского понимания сущности коммунистического воспитания, в котором столь важное место занимает понятие коммунистическая забота.

В такой заботе — в действительно общей, товарищеской, творческой деятельности, решающей задачи жизненно-практические и воспитательные, — удовлетворяются и развиваются общественные и личные интересы людей — подрастающих и взрослых.

Воспитатели и воспитанники действуют как старшие и младшие товарищи, связанные единой заботой о благе общества. Такое взаимодействие поколений составляет объективную основу формирования активной личностной позиции, коммунистических личностных отношений.

Действительно, ничто так не возвышает воспитанника, ничто так не развивает его всесторонне, как позиция товарища по творческой заботе об улучшении окружающей жизни, о других людях, о себе как их товарище. И ничто так не возвышает воспитателя, не развивает его всесторонне, как позиция старшего товарища воспитанников по общей творческой заботе о других людях и о себе.

Только такой тип воспитательных отношений может обеспечить целостный характер воспитательного процесса.

При этом, во-первых, происходит слияние всех отдельных частей воспитания.

Во-вторых, достигается единство в развитии трёх сторон личности: познавательно-мировоззренческой (научные знания, коммунистические взгляды, убеждения, идеалы), эмоционально-волевой (высокие гражданские чувства, стремления, интересы, потребности), действенной (общественно необходимые умения, навыки, привычки, способности, черты характера).

В-третьих, осуществляется единство всех функций воспитания, таких, как открытая и незаметная передача готового общественного опыта; создание воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового положительного опыта; соединение передаваемого, вновь созданного и прежде накопленного опыта; обмен опытом; накопление и закрепление объединенного опыта; преодоление отрицательного опыта.

В-четвертых, обеспечивается единство всех звеньев воспитания: самовоспитание воспитателей (взаимное и личное), воспитание воспитателями воспитанников, самовоспитание воспитанников (взаимное и личное), воспитание воспитанниками воспитателей.

Всё это и есть борьба за глубокую перестройку воспитательных отношений на коллективистских началах, за педагогику общей заботы и сотрудничества, коммунистического товарищества воспитателей и воспитанников.

(«Учительская газета», 11 июня 1988 года)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=