Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

доктор педагогических наук

О системе коллективных творческих дел в их взаимосвязи с другими средствами учебно-воспитательной работы в начальных классах

Понятие «коллективные творческие дела» (КТД) было введено нами в середине 60-х гг. по двум основным причинам. Прежде всего, наша многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости выдвинуть такое звено в этом наследии, в котором, как в «клеточке», в наиболее доступной и вместе с тем глубокой форме выражалось бы главное в педагогике будущего, существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и «свободного воспитания». Коллективные творческие дела — так мы назвали это основное звено современной методики коммунистического воспитания, создававшейся трудами всех поколений передовых советских педагогов.

Важнейшие особенности КТД стали раскрываться особенно наглядно в сравнении с воспитательными мероприятиями для воспитанников — с различными формами открытой передачи им готового общественно ценного опыта, которые в нашей методике всегда были и будут необходимыми, но все же вспомогательными средствами воспитательной работы.

Каждое коллективное творческое дело, это, прежде всего, проявление жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни; иначе говоря — это совокупность определенных действий на общую радость и пользу. Поэтому оно — дело.

Оно — коллективное дело, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается воспитанниками и воспитателями, как младшими и старшими товарищами по жизненно-практической гражданской заботе.

Оно — творческое коллективное дело, потому что на каждой стадии его осуществления все воспитанники вместе с воспитателями и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важной практической задачи. Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности — ведь оно частица жизни!

Осуществление этой жизненно-практической стороны каждого КТД определяет реализацию другой, собственно воспитательной стороны, иначе говоря, определяет следующие особенности решения воспитательных задач:

Продолжая исследование КТД в единстве с другими средствами учебно-воспитательной работы в начальных классах, мы пришли к выводу, что воспитательная роль различных видов КТД тем значительнее, чем полнее и глубже осуществляются системообразующие связи коллективных творческих дел: во-первых, внутри каждого КТД (связи первого порядка); во-вторых, между коллективными творческими делами (связи второго порядка); и в-третьих, между ними и остальными средствами учебно-воспитательной работы (связи третьего порядка):

а) другими комплексными средствами коммунистического воспитания (коллективной организаторской деятельностью, творческими товарищескими играми и творческими праздниками);

б) воспитательными занятиями (мероприятиями);

в) учебными занятиями (прежде всего уроками);

г) товарищеским общением воспитателей и воспитанников.

В данной статье мы раскроем подробнее связи второго и третьего порядка.

Общим для них является применение при использовании того или иного средства учебно-воспитательной работы опыта (знаний, умений, интересов и т. д.), приобретенного при осуществлении другого средства. В передовом опыте и его исследовании раскрывается путь осуществления воспитательных возможностей любого КТД и всей системы последних, это их использование в единстве с другими средствами учебно-воспитательной работы.

Чем полнее и глубже учитель начальных классов и воспитатель группы продленного дня раскрывают это единство, строят систему КТД как часть общей системы учебно-воспитательной работы, тем эффективнее влияние КТД, тем успешнее решение воспитательных задач.

КТД, прежде всего, не являются единственной группой комплексных средств воспитательной работы. В другие группы подобного рода объединяются различные виды и формы коллективной организаторской деятельности, различные виды и формы товарищеских творческих игр и творческие праздники — традиционные и неповторяющиеся.

Все это — виды общей творческой практической и организаторской заботы воспитателей и воспитанников об улучшении своей и окружающей жизни, их общей практической и организаторской деятельности на общую радость и пользу, направляемой товарищеской заботой воспитателей о воспитанниках. Для общей творческой практической и организаторской заботы, иначе говоря, для решения жизненно-практических задач характерно также теснейшее единство, слияние всех внутренних сторон, звеньев воспитательного процесса: передачи готового общественно необходимого опыта воспитателями воспитанникам (передачи открытой и, по возможности, незаметной), усвоения этого опыта воспитанниками, применения его в единстве с собственным, накопленным ранее опытом, создания воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством нового общественно необходимого опыта, объединения этого опыта с ранее приобретенным, обмена таким объединенным опытом, накопления его и закрепления в традициях, преодоления отрицательного опыта. Ведущую роль в таком «сплаве» играет, что тоже характерно именно для комплексных средств воспитательной работы, применение ранее приобретенного опыта в неразрывном единстве с созданием нового опыта, т. е. творческое применение опыта.

Однако при общей сущности различные группы комплексных средств воспитательной работы имеют свои особенности, отличаются друг от друга своеобразными проявлениями этой сущности.

Если коллективные творческие дела — это проявления, прежде всего, практической заботы, то коллективная организаторская деятельность с такими ее видами, как коллективное планирование, текущая организация работы с проверкой выполнения задуманного, коллективное подведение итогов, с такими ее формами, как общий сбор-старт, работа совета коллектива и «советов дел», «смотр дружбы», общий сбор-«огонек», линейка с творческими рапортами и многие другие — это микросистема непосредственной организаторской заботы воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей об улучшении своей и окружающей жизни.

В отличие от КТД и коллективной организаторской деятельности, которые осуществляются, прежде всего, в повседневных ситуациях внеучебной жизни, творческие праздники проходят в ситуации радостного события.

В отличие от КТД, коллективной организаторской деятельности и творческих праздников, где практические и организаторские действия на общую радость и пользу совершаются, прежде всего, в действительных, реальных обстоятельствах, товарищеские творческие игры — игры по правилам познавательные, музыкальные, подвижные в том числе — спортивные и сюжетно-ролевые — проходят в условных, воображаемых обстоятельствах, как бы дополняющих и отражающих реальные обстоятельства, реальные ситуации.

Эти особенности коллективных творческих дел и других групп комплексных средств воспитательной работы определяют необходимость их взаимосвязей, их взаимного — внешнего и внутреннего — подкрепления, а также преемственности и перспективности.

Рассмотрим эту необходимость на опыте учительницы Л. И. Кориковой. В числе воспитательных задач, выдвинутых ею на тематический период «Золотая осень» (в 1-м классе), было развитие у младших школьников заботливого отношения к родной школе и формирование начал гражданского отношения к природе. Первая из указанных задач решалась таким КТД, как операция «Золотая фантазия», вторая — «Путешествие по нашей Родине осенью». Между этими коллективными творческими делами установилась взаимосвязь внешнего подкрепления. Однако комплексный подход к решению указанных задач (как и остальных задач воспитательной работы, решавшихся в данный период) не ограничился использованием данных КТД и их взаимосвязью.

Для успешного решения поставленных задач большое значение имел, прежде всего, общий сбор-старт как основная форма коллективного планирования жизни 1-го класса и их старших товарищей на весь период. Приобретенное на этом сборе первоначальное умение сообща строить радостную перспективу, возникший общий замысел как «Путешествия», так и «Золотой фантазии», охватившее всех желание осуществить эти замыслы получили свое развитие, стали непосредственным источником коллективной творческой деятельности в процессе подготовки (начиная с разработки конкретного плана) и проведения каждого из намеченных КТД. Так с помощью коллективной организаторской деятельности усиливалось и углублялось комплексное воспитательное значение каждого из коллективных творческих дел. Опыт, приобретенный в этих делах, творчески использовался, осмысливался, оценивался на пятой стадии периода – в процессе коллективного подведения итогов всей работы на заключительном сборе-«огоньке». Таким образом, коллективная организаторская деятельность находилась при решении задачи формирования гражданского отношения к природе во взаимосвязи внутреннего подкрепления с КТД «Путешествие», а при решении задачи развития заботливого отношения к родной школе — во взаимосвязи внутреннего подкрепления с КТД «Золотая фантазия».

Несколько иное место в строившейся конкретной микросистеме средств воспитательной работы заняли короткие познавательные игры, посвященные природе (например, викторины, загадки, картинки «Угадайка»), в которые по совету Л. И. Кориковой, а нередко и с ее участием играли на переменах и на сборах «пятерок» и «шестерок», «в гостях у старших друзей» пионеры с первоклассниками. Эти игры были предназначены, прежде всего, для «внутреннего» подкрепления КТД «Путешествие»: они давали ребятам те сведения, возбуждали те конкретные интересы к отдельным явлениям осенней природы и труду людей, развивали ту любознательность и то эстетическое чувство, которые использовались первоклассниками и пионерами уже на начальном этапе сбора материалов по «маршруту», выбранному каждым микроколлективом («Лес», «Огород», «Сад», «Поле», «Берег реки», «Берег озера» и т. д.).

Таким образом, познавательные игры-«молнии», прежде всего, усиливали и углубляли комплексный характер задачи формирования гражданского отношения к природе, в особенности ту часть «сплава», которая относится к умственному воспитанию в единстве с нравственно-политическим, трудовым, эстетическим воспитанием.

Вместе с тем уже в первые минуты операции «Золотая фантазия» учительница увидела, что ее воспитанники, собирая листья для гирлянд, вспоминают «тайны», разгадывавшиеся ими во время игр-«молний», что эти воспоминания воодушевляют их, побуждают к поискам и открытиям новых красок, сочетаний, к размышлениям о причинах удивительного искусства природы… Заметив это, учительница стала направлять этот поиск и размышления, опираясь на опыт, приобретенный в познавательных играх, стала тут же, делая гирлянду, задавать новые загадки, играть с ребятами в «цепочки синонимов» и т. д. Так познавательные игры-«молнии» стали содействовать решению и другой воспитательной задачи — развитию заботливого отношения к родной школе, вступив во взаимосвязь внешнего подкрепления с КТД «Золотая фантазия».

Заключительная часть «Путешествия» — рапорты-сюрпризы каждого микроколлектива — вошла в праздник «Славься, Осень Золотая!», проведенного первоклассниками вместе со старшими друзьями и под их руководством на 4-й стадии данного тематического периода. Этот праздник самым непосредственным образом подкреплял КТД «Путешествие». Но в этом же периоде обнаружились и другие возможности взаимосвязи этих средств воспитательной работы: при обсуждении итогов «Путешествия» на общем сборе-«огоньке» было высказано предложение, горячо подхваченное и развитое Л. И. Кориковой, о проведении в дальнейшем таких же праздников, посвященных другим временам года — зиме, весне, лету. Так родилась в этом коллективе замечательная традиция «цепочки творческих праздников», решающих, прежде всего, перспективную задачу формирования и развития гражданского отношения к природе. Родилась благодаря той связи между КТД и творческими праздниками, которую без всяких сомнений следует отнести к связи преемственности и перспективности.

Кроме комплексных средств воспитательной работы, в систему учебно-воспитательной работы входит группа воспитательных занятий, т. е. мероприятий для воспитанников, в которую входят воспитательные беседы политического, эстетического содержания, по искусству, о профессиях и т. д., встречи с интересными людьми, тематические воспитательные экскурсии, просмотр диа- и кинофильмов, телепередач и спектаклей, прослушивание радиопередач, чтение отрывков из книг, практические занятия по обучению трудовым умениям, выпуск стенгазеты, разучивание новой песни, игры и т. п.

Указанные средства носят вспомогательный характер по отношению к комплексным средствам, играют роль усиления, углубления той или иной комплексной воспитательной задачи.

В отличие от комплексных средств, направленных на формирование личностных отношений в целом, специальные средства решают задачи только определеннойчасти коммунистического воспитания.

Здесь на первый план выступает уже не создание нового опыта воспитанниками вместе с воспитателями и под их руководством на основе использования опыта, приобретенного ранее, a открытая передача воспитателями, прежде всего педагогами, готового общественно ценного опыта (нравственно-политического, трудового, организаторского, художественно-эстетического, оздоровительно-спортивного и т. д.), опыта, нужного для решения жизненно-практических задач, прежде всего для коллективных творческих дел, но вместе с тем такого, который не был передан (и не мог быть передан) в процессе учебной работы, т. е. дополнительного опыта.

Специальный характер используемых для передачи готового опыта средств закономерен: передача, а значит, и усвоение воспитанниками готового опыта не может не происходить по его отдельным частям. Иное дело – творческое применение разнообразного опыта для решения жизненно-практических задач. В комплексных средствах воспитательной работы как раз и осуществляется – в теснейшем единстве, в слиянии – творческое использование опыта, полученного воспитанниками от воспитателей во время воспитательных занятий (воспитательных мероприятий).

Рассмотрим это на примере разных типов связей между коллективными творческими делами и наиболее широко распространенными формами воспитательных мероприятий: беседами, экскурсиями, практическими занятиями. Воспользуемся для создания целостной картины воспитательного процесса частично описанным и проанализированным опытом воспитательной работы Л. И. Кориковой по решению в тематическом периоде «Золотая осень» (1-й класс) таких задач, как формирование начал гражданского отношения к природе и развитие заботливого отношения к родной школе. Мы видели, как связываются между собой и с другими комплексными средствами воспитательной работы КТД «Путешествие» и КТД «Золотая фантазия», используемые для решения указанных задач. Поскольку, однако, для развития указанных личностных отношений у первоклассников особо важны такие их компоненты, как знания о природе (кроме тех, которые даются на уроках), умение наблюдать, ряд трудовых умений, необходимых для создания гирлянд и оформления школьных помещений, учительница (с помощью пионеров) проводит с первоклассниками беседу об осенних явлениях природы и разных местностях, экскурсию в парк и практическое занятие по обучению необходимым трудовым умениям. Первые два из этих мероприятий направлены на решение задачи формирования гражданского отношения к природе и делают это, расширяя и углубляя те его компоненты, которые относятся к умственному воспитанию; полученные знания и умения используются, однако, не только в КТД «Путешествие» (связи внутреннего подкрепления), т. е. для решения другой воспитательной задачи (связи внешнего подкрепления). Практическое занятие не только подкрепило указанную трудовую операцию, но после подведения итогов работы на общем сборе-«огоньке» оказалось первым в серии подобных занятий по технике оформления классного помещения, необходимость которых и содержание которых диктовались опытом «Золотой фантазии»; вместе с тем опыт, приобретавшийся первоклассниками и пионерами на этих коротких, но важных занятиях, творчески использовался в процессе КТД «Забота о своем классе» (чередование творческих поручений микроколлектива, в особенности такого поручения, как «хозяева класса»). Сама эта операция, продолжавшаяся весь учебный год, была своеобразным последействием практических занятий по оформлению помещений, начиная с первого, проведенного еще на третьей стадии периода «Золотая осень».

Таков пример взаимосвязей преемственности и перспективности между коллективными творческими делами (в данном случае — операциями «Золотая фантазия» и «Забота о родном классе») и воспитательными мероприятиями для воспитанников (в данном случае — практическими занятиями по украшению помещений школы и класса).

Рассмотренные взаимосвязи различных групп воспитательной работы, комплексных и специальных, относятся к одной из трех частей общей системы средств учебно-воспитательной работы. В нее входят еще две обширные подсистемы: средства учебной работы (учебные занятия разного вида, начиная с уроков) и различные виды и формы товарищеского общения воспитателей и воспитанников.

Комплексные средства воспитательной работы, прежде всего коллективные творческие дела, объединяются со средствами учебной работы по тем же основаниям, что и со специальными средствами воспитательной работы: опыт, который открыто передается воспитанникам при решении задач обучающего характера, творчески используется при решении задач жизненно-практического и организаторского характера. Естественно, однако, что опыт, который передается воспитанникам (учащимся) средствами учебной работы, несравненно более обширен и представляет собой сложнейшее единство. Вместе с тем взаимосвязи комплексных и специальных средств воспитательной работы, с одной стороны, и средств учебной работы — с другой, устанавливаются и осуществляются при решении конкретных воспитательных задач — для более глубокого и полного раскрытия и реализации их комплексного значения.

Так, продолжая рассмотрение системного подхода к учебно-воспитательной работе в тематическом периоде «Золотая осень» (1-й класс), отметим теперь, что обе воспитательные задачи, о которых уже говорилось, решались Л. И. Кориковой с помощью всех трех типов взаимосвязей между коллективными творческими делами, а вместе с ними и воспитательными мероприятиями – беседой, экскурсией, практическими занятиями и уроками. Так, задача формирования гражданского отношения к природе осуществлялась при опоре КТД «Путешествие» (а также познавательных игр-«молний», бесед о природе, экскурсий в парк) на знания и умения, получаемые на уроках, посвященных жизни нашей Родины в осеннее время года, на уроки рисования. А на этих уроках использовался опыт, возникавший в процессе подготовки и проведения «Путешествия» (впечатления, конкретные интересы и т. п.) Подобные же взаимосвязи внутреннего подкрепления осуществлялись при решении задачи развития заботливого отношения к родной школе между КТД «Золотая фантазия» и уроками трудового обучения, а также математики (счет, простейшие измерительные умения и т. д.) Вместе с тем уроки, посвященные осени, и уроки рисования оказывались весьма полезными для решении задачи развития заботливого отношения к родной школе (углубляя ее с точки зрения умственного и эстетического воспитания), взаимодействуя внешне с КТД «Золотая фантазия» и практическим занятием по технике оформления, а уроки трудового обучения и математики содействовали решению задачи формирования у младших школьников гражданского отношения к природе (расширяя и углубляя ее с точки зрения трудового и умственного воспитания), вступая в такое же по типу внешнее взаимодействие с КТД «Путешествие по нашей Родине осенью».

Что касается связей преемственности и перспективности, то и здесь нужно упомянуть операцию «Забота о родном классе», которая стала проводиться со следующего тематического периода («Красная звездочка») и во время которой продолжались (в решении задачи развития заботливого отношения к школе) не только КТД «Золотая фантазия» и практические занятия по технике оформления, но также уроки трудового обучения и рисования.

Чрезвычайно интересен и еще один способ осуществления связей внутреннего подкрепления, а вместе с ними и двух других типов взаимосвязей между комплексными средствами воспитательной работы — таких, как коллективные творческие дела и товарищеские творческие игры, с одной стороны, и уроки — с другой. Это проведение познавательных игр, прежде всего, на уроках русского языка, чтения, математики, музыкальных игр — на уроках пения, подвижных творческих игр — на уроках физического воспитания, и также проведение коллективных творческих дел — познавательных (например, «рассказ-эстафета», «турнир-викторина») — на уроках языка, математики, чтения, природоведения, трудовых – на уроках трудового обучения и т. д.

Перейдя теперь к рассмотрению третьей из основных подсистем средств учебно-воспитательной работы — к товарищескому общению воспитателей и воспитанников, отметим, что для него характерно сочетание обоих типов коммунистических воспитательных отношений — творческого содружества и товарищеского творческого обучения. Прежде всего, в товарищеском общении выступает на первый план обмен опытом (впечатлениями, знаниями, мыслями, чувствами, интересами, умениями и т. д.). В этом обмене опытом и проявляется по преимуществу как общая практическая, а также организаторская забота, так и в теснейшей взаимосвязи, переплетении с ней общая обучающая забота, проявляется как незаметная, так и в слиянии с ней открытая забота воспитателей о воспитанниках.

Именно эта существенная особенность товарищеского общения воспитателей и воспитанников определяет и своеобразие места данной подсистемы средств учебно-воспитательной работы в общей системе. В отличие от комплексных и специальных средств воспитательной работы и от средств учебной работы товарищеское общение как совокупность определенных видов и форм не функционирует отдельно, а осуществляется в составе других подсистем: или в процессе учебной работы, или в процессе воспитательной работы (во внеучебной жизни).

В учебной работе, прежде всего на уроках, товарищеское общение педагога и учащихся носит по преимуществу характер открытой (обучающей) воспитательной заботы — воспитателя о воспитанниках, воспитанников — друг о друге и является в этом качестве важнейшим средством воспитания школьников в процессе обучения, существенным условием реализации системы дидактических принципов.

В воспитательной работе товарищеское общение осуществляется в трех видах:

— во-первых, как повседневное общение воспитателей и воспитанников во внеучебной жизни (на переменах, после уроков и т. д.);

— во-вторых, как организованные встречи воспитателей и воспитанников для совместного решения каких-либо практических задач (например, сборы микроколлективов в гостях у старших друзей — для выполнения поручений, подготовки сюрпризов и т. п.);

— в-третьих, как организованные встречи воспитателей и воспитанников с новыми и для детей, и для взрослых явлениями в окружающей жизни: в природе, искусстве, технике, спорте (прогулки, поездки, посещения музеев, стадионов и т. п.).

Каждый из видов товарищеского общения (в любой его форме) используется вместе с КТД (и другими средствами воспитательной работы) для одновременного (связи внутреннего подкрепления) и последовательного (связи преемственности и перспективности) решения одной и той же воспитательной задачи или разных воспитательных задач (связи внешнего подкрепления).

Необычное многообразие в содержании опыта, которым можно обмениваться (а в теснейшем единстве с таким обменом творчески применять ранее полученный опыт, создавать новый, объединять новый опыт с прежним, закреплять и накапливать такой объединенный опыт, преодолевать неправильные взгляды, отрицательные эмоции, желания, привычки), легкость перехода от одной темы к другой и другие психологические особенности свободного общения во внеучебной жизни делают все виды и формы товарищеского общения воспитателей и воспитанников богатейшим, далеко еще не в полной мере используемым арсеналом средств углубления и расширения всех сторон любой из воспитательных задач, раскрытия и осуществления разных частей коммунистического воспитания: нравственного и политического, умственного и трудового, эстетического и физического.

Таким образом, были рассмотрены основные звенья системы средств учебно-воспитательной работы с точки зрения комплексного подхода к воспитательному процессу.

Было показано своеобразие трех подсистем средств учебно-воспитательной работы: воспитательной работы, учебной работы и товарищеского общения воспитателей и воспитанников; особенно подробно раскрыт состав подсистемы средств воспитательной работы – комплексных и специальных; определены особенности каждой группы комплексных средств и их отличие от средств специальных.

Основное внимание было уделено системообразующим связям между различными компонентами указанных групп и подсистем средств учебно-воспитательной работы, прежде всего между КТД и всеми остальными компонентами системы. Данные проведенного нами многолетнего исследования приводят к выводу, что для реализации комплексного подхода к учебно-воспитательному процессу, начиная с младших классов, существенно важное значение имеют три типа системообразующих связей между средствами учебно-воспитательной работы: связи внешнего подкрепления, связи внутреннего подкрепления, связи преемственности и перспективности, отличающиеся между собой разным отношением к выдвинутым конкретным воспитательным задачам, однако единые в своем основном значении — раскрывать, углублять комплексный характер каждой воспитательной задачи и процесса ее решения. Так, то или иное КТД (а также другое средство учебно-воспитательной работы), нацеленное прежде всего на решение определенной воспитательной задачи, может использоваться для решения другой воспитательной задачи, если опыт, приобретенный воспитанниками в одном КТД, творчески применяется в процессе осуществления другого КТД, другого средства, нацеленного уже на решение второй задачи (связи внешнего подкрепления). Если два (и больше) КТД (или другие средства воспитательной работы) одновременно используются для решения одной и той же воспитательной задачи так, что опыт, полученный воспитанниками в одном КТД, творчески применяется в процессе осуществления другого, реализуются связи внутреннего подкрепления.

Особое значение для формирования таких компонентов положительных личностных отношений, как привычки, имеют связи преемственности и перспективности — связи между коллективными творческими делами, а также между КТД и остальными средствами учебно-воспитательной работы при последовательном использовании этих средств для решения определенной перспективной воспитательной задачи, когда опыт (знания, умения, интересы и т. д.), приобретенный при использовании одного средства, творчески применяется в дальнейшем.

1984 год



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=