Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

зав. сектором педагогических учебных заведений отдела по работе среди школьной молодежи ЦК ВЛКСМ

О работе комсомольских организаций педагогических учебных заведений

В свете гениальных указаний И. В. Сталина и решений XIX съезда партии необычайно возрастают требования, предъявляемые к советскому учительству, в том числе к молодым учителям – выпускникам педагогических, учительских институтов и педагогических училищ. Наши учителя должны обладать всеми необходимыми качествами, чтобы воспитывать и обучать подрастающее поколение в духе коммунизма, всесторонне развивать физические и духовные способности учащихся, подготавливать их к свободному выбору профессии, формировать в них черты, присущие активным деятелям общественного развития, прививать им коммунистическое отношение к труду.

14 января 1953 г. центральный орган нашей партии – газета «Правда» писала в передовой статье: «Коммунистическое воспитание студенческой молодежи – важнейшая задача всех работников высшей школы, партийных и комсомольских организаций вузов. Выполнение этой задачи является непременным условием успешного осуществления указаний XIX съезда партии о подготовке высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культурного строительства».

Задача коммунистического воспитания студенческой молодежи очень важна для педагогических учебных заведений, выпускники которых должны непосредственно осуществлять коммунистическое воспитание наших детей.

В указанной выше передовой статье «Правды» говорится также о том, что «большая ответственность за воспитание студенческой молодежи ложится на комсомольские организации высшей школы».

Постановление IX пленума ЦК ВЛКСМ (август 1952 г.) «О работе комсомольских организаций в высших учебных заведениях» определило направление и помогло исправить многие недостатки в работе не только комсомольских организаций педагогических вузов, но и – в значительной мере – комсомольских организаций педагогических училищ. Как боевую задачу восприняли комсомольцы – будущие учителя призыв пленума ЦК ВЛКСМ «настойчиво овладевать наукой и культурой, готовиться стать высококвалифицированными специалистами, способными внести свой вклад в дело борьбы за выполнение плана новой пятой пятилетки, за построение коммунизма в нашей стране».

Существенную помощь в работе комсомольских организаций педагогических учебных заведений принесли четкие указания пленума о воспитании у каждого студента сознательного отношения к изучению науки, об улучшении изучения студентами марксистско-ленинской теории, об активном вовлечении студентов старших курсов в научно-исследовательскую работу, об усилении заботы о студентах-первокурсниках, о необходимости внимания к вопросам производственной практики и ряд других.

Исключительно важной задачей, стоящей в настоящее время перед педагогическими учебными заведениями, является организация глубокого изучения всеми студентами замечательного труда товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», решений и материалов XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Согласно приказу министра высшего образования СССР № 2000 от 2 декабря 1952 г., руководители вузов, заведующие кафедрами должны «в основу повседневной борьбы за дальнейшее улучшение лекционных и семинарских занятий, курсовых, дипломных и диссертационных работ положить гениальное произведение товарища И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» и исторические решения XIX съезда партии». Этим же приказом в 1952/53 уч. г. в вузах СССР на всех курсах введено изучение решений XIX съезда КПСС и классического труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». С этой целью, учебные планы увеличены на 30 час. (18 лекционных и 12 семинарских).

Директора педагогических училищ руководствуются письмом Министерства высшего образования СССР от 25 декабря 1952 г. «Об изучении в средних специальных учебных заведениях решений XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, произведения И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В письме указывается, что «вся учебная и политико-воспитательная работа с учащимися в средних специальных учебных заведениях должна строиться на основе гениальных указаний И. В. Сталина в его труде «Экономические проблемы социализма в СССР», решений XIX съезда КПСС». Согласно этому письму, во втором семестре 1952/53 уч. г. все учащиеся педагогических училищ изучали решения XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза, на что отведено 12 час., и прослушали лекцию на тему «Историческое значение труда И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Понятно, что комсомольские организации педагогических учебных заведений должны возглавить борьбу комсомольцев за то, чтобы каждый студент и учащийся глубоко овладел материалом, изучаемым на лекциях, уроках, семинарских занятиях и посвященным решениям XIX съезда КПСС и гениальному труду И. В. Сталина; чтобы этот материал широко использовался студентами и учащимися при решении различных вопросов коммунистического воспитания, возникающих в процессе учебной и общественной работы.

Комитеты комсомола педагогических учебных заведений должны позаботиться о том, чтобы наиболее удачные доклады и рефераты, написанные студентами и учащимися на темы, связанные с решениями XIX съезда партии и трудом И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР».

Постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 11 декабря 1952 г. «Об изучении решений и материалов XIX съезда КПСС в системе политического просвещения в комсомоле» предусмотрена организация для комсомольского актива, молодой интеллигенции, студентов вузов чтения лекций о труде И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», о решениях XIX съезда партии. Комсомольские организации педагогических учебных заведений должны широко привлекать студентов и учащихся к прослушанию указанных лекций.

Как же должна строить свою работу комсомольская организация педагогического учебного заведения, чтобы успешно выполнить те ответственные задачи, которые стоят перед ней в настоящее время?

Остановимся сначала на некоторых вопросах организационной работы, а затем – на вопросах содержания комсомольской работы в педагогических высших учебных заведениях и в педагогических училищах.

Структура комсомольской организации педагогического высшего учебного заведения определена постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 16 сентября 1946 г. «О структуре комсомольских организаций высших учебных заведений» с поправкой, внесенной постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 6 сентября 1950 г. «О создании курсовых комсомольских организаций на факультетах в высших учебных заведениях». Если комсомольская организация педагогического высшего учебного заведения насчитывает менее 100 чел., то избирается комитет комсомола вуза и создаются комсомольские группы, избирающие комсоргов групп. Если комсомольская организация педагогического вуза насчитывает более 100 членов, а на каждом факультете учится менее 100 комсомольцев, то, кроме общеинститутского комитета ВЛКСМ и комсомольских групп с комсоргами, на каждом факультете создаются факультетские комсомольские организации, избирающие бюро организации ВЛКСМ факультета. Если в составе педагогического вуза нет отдельных факультетов, а комсомольская организация насчитывает более 100 членов, то создаются курсовые комсомольские организации на правах факультетских, избирающие бюро ВЛКСМ курса.

Однако самыми распространенными являются комсомольские организации педагогических вузов, насчитывающие более 100 комсомольцев на большинстве факультетов института. В этих случаях, кроме комитета ВЛКСМ института, факультетских комсомольских организаций со своими бюро и комсомольских групп с комсоргами, согласно постановлению бюро ЦК ВЛКСМ от 6 сентября 1950 г., «…могут в каждом отдельном случае с ведома райкома, горкома комсомола создаваться комсомольские организации курсов с предоставлением им прав первичных комсомольских организаций». Как видим, бюро ЦК ВЛКСМ совсем не обязывало создавать на всех курсах вузов курсовые комсомольские организации. Однако в ряде педагогических институтов указанное постановление было неправильно истолковано, и на всех курсах всех факультетов стали создаваться курсовые комсомольские организации, причем без ведома райкома, горкома комсомола. Это привело к тому, что на многих курсах, где имеется только одна учебная группа, кроме комсорга группы избирается еще и курсовое бюро ВЛКСМ. В результате на сравнительно немногочисленных факультетах чуть ли не половина комсомольцев состоит членами различных выборных комсомольских органов, один и тот же вопрос, кроме факультетских и групповых комсомольских собраний, обсуждается еще и на курсовых собраниях, фактически повторяющих собрания группы. Такое явно ненормальное положение должно быть устранено.

Следует учесть также, что в постановлении бюро ЦК ВЛКСМ от 6 сентября 1950 г, установлен следующий порядок приема в ВЛКСМ в комсомольских организациях тех вузов, где созданы курсовые комсомольские организации: вопрос о приеме рассматривается бюро комсомольской организации курса, затем собранием комсомольской организации курса, и после этого комитетом ВЛКСМ института.

Что касается комсомольских организаций учительских институтов при педагогических институтах, то по постановлению бюро ЦК ВЛКСМ от 16 сентября 1946 г. эти организации создаются на правах факультетских комсомольских организаций. Таким образом, если комсомольская организация учительского института при педагогическом институте насчитывает свыше 100 чел., то могут быть созданы (опять-таки в случае реальной необходимости и обязательно с ведома районного, городского комитета ВЛКСМ) комсомольские организации I и II курсов с курсовыми бюро ВЛКСМ.

Структура комсомольских организаций педагогических училищ определена постановлением бюро ЦК ВЛКСМ от 15 января 1948 г. «О структуре комсомольских организаций техникумов и приравненных к ним специальных средних учебных заведений». По этому постановлению в педагогическом училище, насчитывающем менее 100 комсомольцев, избирается комитет ВЛКСМ училища, а в комсомольских группах – комсорги групп. Если педагогическое училище имеет отделения (например, пионерское), а комсомольская организация училища насчитывает более 100 членов, то создается комсомольская организация отделения (даже, если на самом отделении учится менее 100 комсомольцев), выбирающая бюро ВЛКСМ отделения. Если же в педагогическом училище нет отделения, а комсомольцев свыше 100, то создаются курсовые комсомольские организации (на правах комсомольской организации отделения), избирающие свои бюро ВЛКСМ курса.

Что касается распределения обязанностей между членами бюро или комитета комсомола, то практика показала нецелесообразность создания так называемых «секторов» или «секторатов». В этом случае работа бюро или комитета комсомола фактически подменяется работой «секторов», собирающихся во главе с 1-2 членами бюро или комитета, принимающих самостоятельные решения, вызывающих отдельных комсомольцев для отчета и т. д., что недопустимо. Следует всячески добиваться превращения бюро или комитета комсомола в полноценный орган единого коллективного руководства комсомольской организацией, стремиться к тому, чтобы каждый член бюро или комитета принимал активное участие в решении любого вопроса, обсуждаемого на бюро или в комитете. Это, конечно, не исключает распределения поручений между членами бюро или комитета комсомола. Однако вряд ли нужно в этом вопросе придерживаться какого-то раз навсегда установленного шаблона. Сами поручения, обязанности отдельных членов бюро или комитета комсомола должны определяться конкретными задачами, стоящими перед комсомольской организацией, уровнем организаторских навыков членов бюро или комитета и т. д. Так, например, практика показала, что в ряде случаев полезно в составе бюро или комитета комсомола педагогического вуза, педагогического училища выделять 1—2 членов, отвечающих за учебную работу. Однако гораздо более важно, чтобы каждый член бюро или комитета в той или иной форме был организатором комсомольцев на борьбу за улучшение качества учения и укрепление учебной дисциплины. В таком случае необходимость выделения специальных «ответственных за учебную работу» может отпасть.

Нецелесообразность создания «секторов» совсем не означает, разумеется, что члены комитета или бюро комсомола не должны привлекать к порученной им работе «рядовых» комсомольцев. Наоборот, комитет или бюро комсомола достигает успеха в своей работе только в том случае, если и при составлении плана работы, и при обсуждении отдельных вопросов, и при организации различных мероприятий, и при контроле за исполнением поручений опирается на возможно более широкий актив комсомольцев, не ограничивается опорой на небольшую группу активистов, входящих в секторы.

Остановимся на некоторых важных условиях организаторской работы каждого выборного комсомольского органа, каждого комсомольского активиста, без учета которых нельзя успешно разрешить задачи, стоящие перед комсомольской организацией педагогического учебного заведения.

1. Целенаправленность всей воспитательной работы

Комсомольские активисты педагогического вуза и педагогического училища в своей работе должны всегда исходить из необходимости воспитания у комсомольцев и молодежи как общих моральных качеств, необходимых советскому молодому человеку, так и разнообразных качеств, необходимых советскому учителю. Планируя свою работу в группе, на курсе, факультете, отделении, опытные комсомольские активисты прежде всего учитывают, какие конкретные стороны личности таких-то студентов или учащихся должны быть сформированы или укреплены, а с какими мнениями, наклонностями, привычками, вредными и для морального облика молодежи и для их будущей педагогической деятельности, следует вести решительную борьбу. Далее определяется совокупность мероприятий, которые способны наиболее успешно осуществить поставленные воспитательные задачи, устанавливается, кому и какие поручения целесообразнее всего дать. В ходе подготовки и проведения мероприятий и при подведении итогов проделанной работы комсомольские активисты все время ставят перед собой вопрос: а как реализуется каждая из поставленных воспитательных задач, что еще надо сделать для того, чтобы был достигнут нужный воспитательный результат?

Такой подход к комсомольской работе в педагогическом учебном заведений является верным средством против формализма, позволяющим избежать такого положения, когда в институте или училище проводится масса разнообразных мероприятий, а значительная часть студентов или учащихся оказывается впоследствии плохо подготовленной к педагогической деятельности. Именно отсутствием целенаправленности в комсомольской работе можно, например, объяснить следующие факты. Комсомольская организация факультета русского языка и литературы Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена считается одной из сильнейших в институте. Это дает основание предполагать, что бюро ВЛКСМ факультета не упускает из поля зрения ни одного раздела комсомольской работы. Но вот при проверке работы факультета обнаруживается, что студенты недопустимо слабо владеют русским языком. Даже студенты IV курса получили за контрольный диктант около 20% неудовлетворительных оценок. Каковы же причины тякого исключительно тревожного положения? Оказывается, многие студенты факультета пренебрежительно относятся к грамматике русского языка. Комсомольская организация факультета, и прежде всего ее руководители, увлеченные проведением большого количества «мероприятий», проглядели одну из самых важных своих воспитательных задач: работу по привитию каждому студенту любви и интереса к великому русскому языку, не возглавили борьбу за полную грамотность в каждой группе.

В Тюменском педагогическом училище пионерское отделение до сих пор комплектуется за счёт выдержавших вступительные экзамены, но не прошедших по конкурсу на школьное отделение. Естественно, что многие учащиеся пионерского отделения занимаются без желания, к пионерской работе питают полное равнодушие, при первой возможности стараются уйти с отделения.

Казалось бы, что такое положение должно было побудить комитет ВЛКСМ училища поставить перед собой задачу организации работы по привитию учащимся пионерского отделения любви и интереса к пионерской работе. Однако этого не случилось. Из года в год комсомольская работа на отделении ведется по шаблону и сводится, в основном, к собраниям «об успеваемости и дисциплине». Не поставив перед собой четкой воспитательной задачи, комсомольские активисты училища и отделения проходят мимо таких фактов, когда практическая работа учащихся отделения в пионерских отрядах ведется однообразно, скучно, ограничиваясь проведением трафаретных сборов и руководством работой немногих кружков; в училище до сих пор не создан кабинет пионерской работы, не собираются материалы, отражающие ценный опыт работы пионерских дружин, не собираются и не обобщаются материалы педагогической практики по пионерской работе, которую проводят учащиеся педагогического училища.

В то же время многие факты ярко показывают, что там, где комсомольские активисты педагогического вуза или училища ставят перед собой конкретные воспитательные задачи, подчиняют их выполнению разнообразные мероприятия, поднимают весь комсомольский коллектив на осуществление поставленных задач, там комсомол действенно помогает руководству педагогического учебного заведения в подготовке высококвалифицированных советских учителей.

2. Всемерное развитие творческой инициативы и самодеятельности комсомольцев

Как часто еще в педагогических вузах и училищах можно наблюдать следующую картину: небольшая кучка «штатных» активистов пытается тащить на себе «воз» многообразной и напряженной комсомольской работы, а большинство комсомольцев стоит в стороне и наблюдает за этим. Такое положение создается там, где комсомольские активисты, противопоставив себя «рядовым» комсомольцам, забывают о том, что любая задача, стоящая перед организацией, может быть успешно решена только при условии всемерного развития творческой инициативы и самостоятельности всех комсомольцев. Внимательное изучение опыта лучших комитетов и бюро факультетских организаций комсомола, комсоргов групп раскрывает «секрет» успехов их работы, который заключается в использовании разнообразных средств пробуждения активности каждого комсомольца в борьбе за единую воспитательную цель. Здесь и «разговор по душам» («А как ты думаешь?»), и умело выбранное поручение, и коллективное обсуждение сделанного, и поощрение, увлеченность, «огонек» самого комсомольского активиста.

Овладение методикой развития творческой инициативы и самодеятельности комсомольцев чрезвычайно важно именно для студентов педагогических вузов и учащихся педагогических училищ. Опыт показывает, что причины неудач в работе учителей с пионерской и комсомольской организациями в школе коренятся зачастую именно в неумений строить работу отряда, звена, комсомольской группы на основе самодеятельности самих пионеров и комсомольцев. Поэтому, если выпускник педагогического учебного заведения приходит в школу со сложившимися у него в процессе комсомольской работы навыками развития инициативы и самодеятельности товарищей по организации, то он очень быстро осваивается и с ролью тактичного, умелого воспитателя пионеров и комсомольцев. И, наоборот, пассивный комсомолец в вузе, училище – это в будущем, как правило, классный руководитель, доставляющий школе много лишних хлопот и огорчений.

3. Учет особенностей задач и требований работы

Очень важно, чтобы и при определении конкретных воспитательных задач, и при пробуждении творческой активности комсомольцев принимались во внимание особенности задач и требований работы курсов, отделений, факультетов.

Возьмем, к примеру, такую форму работы, как организация встреч студентов или учащихся с лучшими учителями. Как правило, такие встречи проводятся в педагогических вузах и училищах одновременно для студентов или учащихся разных курсов и специальностей. Такой подход к делу не позволяет использовать в полной мере те богатейшие воспитательные возможности, которые таит в себе эта интересная форма работы. Гораздо полезнее устраивать подобные встречи систематически, имея в виду каждый раз задачи, стоящие перед данной конкретной группой или перед данным курсом того или иного факультета. Скажем, на I курсе студенты педагогического вуза изучают психологию и проходят соответствующую практику. Очень важно было бы с целью привития будущим педагогам интереса к вопросам изучения психологии школьников организовать одну-две встречи каждой группы с опытными учителями, классными руководителями, директорами школ – знатоками детской психологии. На II курсе хорошо провести несколько встреч с передовыми педагогами, которые в живой беседе раскроют перед студентами «романтику» того или иного раздела курса педагогики, изучаемого в этот период; на III и IV курсах – встречи с учителями-предметниками по отдельным проблемам методики классной и внеклассной работы по тому или иному учебному предмету.

Учет особенностей задач и требований курсов и специальностей необходим, конечно, и при использовании других форм комсомольской работы: собраний, читательских конференций по художественной и научно-популярной литературе, вечеров, докладов, экскурсий и т. д.

В постановлении IX пленума ЦК ВЛКСМ указывается на такие особенности работы со студентами-первокурсниками, как оказание им помощи в приобретении навыков самостоятельной работы в вузе, проведение бесед о будущей специальности, о конспектировании лекций, учебной и научной литературы. В постановлении отмечается и существенная особенность работы со студентами старших курсов – активное вовлечение их в научно-исследовательскую работу.

Для комсомольцев педагогических вузов и училищ постоянный учет специфики задач и требований работы курсов, факультетов, отделений имеет особое значение в связи с тем, что любому учителю, классному руководителю, пионерскому вожатому приходится вести работу в различных по возрасту и подготовке детских коллективах. Учитель имеет дело либо с одним коллективом (классом) на протяжении нескольких лет, либо с несколькими коллективами (классами). Поэтому от него требуется большое искусство в использовании самых разнообразных педагогических средств в зависимости от особенностей различных детских коллективов или одного и того же коллектива на разных ступенях его развития. Учась в процессе своей комсомольской работы опираться на знание особенностей каждой группы, курса и отделения, будущие учителя формируют у себя навыки конкретного подхода к коллективу, навыки, столь важные и необходимые в их последующей практической деятельности в школе.

4. Индивидуальный подход к комсомольцам и не комсомольцам

Иногда, встретившись с фактом отказа выпускника ехать на работу в отдаленную местность, руководители комсомольской организации педагогического вуза или училища недоуменно спрашивают друг друга: как это могло случиться? Ведь, кажется, неплохой был студент… Подобные факты имеют место в таких организациях, где отсутствует внимательное, вдумчивое отношение к каждому студенту или учащемуся. Нередко члены комитета, члены бюро комсомола факультета, комсорги групп избегают говорить по-товарищески с отдельными комсомольцами, не интересуются их взглядами, вкусами, желаниями, мечтами. Получается весьма странное положение: на занятиях по психологии, педагогике, методике будущие учителя усваивают смысл и значение индивидуального подхода к воспитанникам и в то же время упускают такую замечательную возможность попрактиковаться в индивидуальном подходе, связать теорию с практикой. Отсутствие же индивидуального подхода к не комсомольцам отражается на работе по вовлечению новых членов в комсомол. В результате значительное число выпускников педагогических вузов и училищ идет на практическую работу в школы, не будучи членами ВЛКСМ. Так, в 1952 г. три педагогических училища Смоленской области (Смоленское, Духовщинское и Соболевское) окончили 1112 чел., из них 177 чел. (15%) не являются комсомольцами. До сих пор в ряде педагогических институтов, например, Московском областном, Куйбышевском, Ивановском, Рязанском, свыше 10% общего количества студентов не стоят в рядах ВЛКСМ.

5. Собирать, обобщать и распространять положительный опыт комсомольской работы

Нет такого педагогического института или училища, где бы не было комсомольских групп, добившихся дружной работой сознательного отношения к учению каждого студента и учащегося, где бы на отдельных курсах не проводилась увлекательная политико-воспитательная, культурно-массовая, спортивная работа. Но, наряду с этим, очень часто приходится сталкиваться и с такими явлениями, как опоздания на занятия, прогулы, неуспеваемость, скука на собраниях, срывы мероприятий и т. д. И это в то время, когда комсомольское бюро курса или факультета, комитет комсомола заняты как раз «напряженной борьбой» с… отстающими группами, курсами, факультетами. На их заседаниях слушается отчет за отчетом, гремят обвинительные речи в адрес недобросовестных комсомольцев, принимаются грозные решения, в которых снова и снова перечисляются известные всем недостатки, выносятся взыскания… Но проходят месяцы, а количество «узких мест» не уменьшается. Напротив, группы и курсы, когда-то бывшие на хорошем счету, «вдруг» оказываются в прорыве. В чем же дело?

Дело в том, что многие бюро и комитеты комсомола проявляют непонятное равнодушие к тем росткам творческого отношения к учению и общественной работе, которые постоянно наблюдаются в жизни отдельных комсомольских коллективов. Бурно прошедшее в период педагогической практики комсомольское собрание, оказавшее на всю группу благотворное влияние, удачная читательская конференция, скажем, по книге М. Прилежаевой «Над Волгой», инициатива факультетской стенной газеты, поднявшей волнующий весь институт вопрос о «любимых и нелюбимых» предметах, организация технического кружка на пионерском отделении – всё это воспринимается членами комитета или бюро комсомола факультета как само собой разумеющееся. Принято к сведению… А ведь как много значит в борьбе с недостатками внимательное изучение ценного начинания какой-либо группы, курса, отделения, факультета, обсуждение такого начинания с комсомольцами и в товарищеских беседах, и на заседаниях, и на собраниях! Своевременно заметить и поддержать полезную и интересную инициативу, поощрить инициаторов, широко популяризировать их ценный опыт через печать, путем принятия специальных решений, обсуждения на семинарах актива и т. д. – значит поднять дух творческого соревнования между комсомольскими коллективами, создать в институте, училище бодрый, мажорный тон коллективной жизни.

Будущим педагогам такое отношение к ценному начинанию или смелой инициативе, умение собирать, обобщать и распространять положительный опыт очень пригодится в школе. Ведь принцип «опоры на положительное» в широком его понимании является одним из важнейших принципов коммунистического воспитания и обучения.

6. Воспитание в духе нетерпимости к недостаткам

В постановлении IX пленума ЦК ВЛКСМ говорится: «Во многих комсомольских организациях вузов не развернута критика и самокритика, комсомольцы слабо воспитываются в духе нетерпимого отношения к недостаткам».

Критика и самокритика в комсомольской организации педагогического учебного заведения должна быть принципиальной в том смысле, что она исходит из задачи формирования у каждого студента и учащегося качеств советского учителя, из задачи преодоления всего того, что может помешать ему стать высококвалифицированным специалистом. Вот эта педагогическая направленность критики и самокритики и характеризует, прежде всего, комсомольские коллективы передовых педагогических вузов и училищ.

Настоящая критика, подлинная нетерпимость к недостаткам в комсомольской организации педагогического учебного заведения не гасит, не подавляет активности комсомольцев, а наоборот, служит важным средством развития их творческой инициативы и самодеятельности. Такая критика не огульна, не шаблонна, а всякий раз опирается на знание особенностей и возможностей того коллектива и тех комсомольцев, которые подвергаются критике. Такая критика не только вскрывает недостатки и ошибки, но, опираясь на положительный опыт, указывает пути преодоления этих недостатков и ошибок.

Важно, чтобы в комсомольской организации педагогического учебного заведения сознательно создавалась и всячески поддерживалась традиция непримиримого отношения к любым недостаткам, где бы и у кого бы они ни проявлялись. Нужно широко поощрять и поддерживать комсомольцев, находящих в себе мужество поднять голос против недостатков. Нужно смело помогать комсомольцам, взявшимся собственными силами за устранение, может быть, уже «привычных» недостатков в любой области комсомольской работы.

О том, как плохо еще используют комсомольские организации многих педагогических вузов и училищ свое право поднимать перед партийными организациями и перед руководителями учебных заведений вопросы, связанные с улучшением любой стороны жизни и деятельности института или училища, свидетельствуют такие факты. Некоторыми преподавателями лекции по педагогике читаются плохо, в отрыве от практики. Об этом знают все студенты, но комитет комсомола молчит. Некоторые студенты неправильно относятся к практике: пишут за школьников темы докладов и выступлений, сами оформляют стенные газеты, заранее договариваются с учащимися о вызове для ответа на зачетном уроке. Однако бюро факультетских и курсовых организаций комсомола закрывают на это глаза. В институте не работают студенческие научные кружки по педагогике, еле теплится жизнь в кружках при кафедрах общественно-политических дисциплин, – комитет комсомола мирится и с этим.

Понятно, какой ущерб делу воспитания комсомольцев наносит такое равнодушие к недостаткам со стороны комитета, бюро комсомола в педагогических вузах и училищах.

Воспитание студентов и учащихся педагогических учебных заведений в духе нетерпимого отношения к недостаткам, в духе смелой и принципиальной критики и самокритики вооружит их чрезвычайно ценными качествами для будущей практической деятельности. Выпускник педагогического вуза или училища, воспитанный в таком духе комсомольской организацией, придя в школу, с первых же шагов своей работы будет подвергать острой критике свой собственный опыт, будет смело вскрывать недостатки в жизни педагогического коллектива, показывая пример самоотверженной работы по их устранению.

7. Недопустимость перегрузки комсомольцев общественной и другой неучебной работой

IX пленум ЦК ВЛКСМ резко осудил факты перегрузки студентов общественной и другой неучебной работой. Министр высшего образования СССР в своем приказе № 1865 обязал руководителей вузов не допускать подобной перегрузки. Комсомольские организации педагогических институтов и училищ должны раз навсегда покончить с проведением в учебные часы различных собраний, совещаний, заседаний, спортивных соревнований и других мероприятий. Нельзя допускать также того, чтобы студент или учащийся-комсомолец выполнял два и больше общественных поручения. Нужно, как указывается в постановлении IX пленума ЦК ВЛКСМ, сократить количество собраний и заседаний и обеспечить их тщательную подготовку. По рекомендации пленума комсомольские собрания на факультетах следует проводить, примерно, один раз в три месяца, на курсах – не чаще одного раза в два месяца.

Некоторые комсомольские руководители и активисты педагогических учебных заведений задают недоуменный вопрос: разве можно на деле совместить два такие, казалось бы, взаимоисключающие требования, как резкое улучшение всей комсомольской работы и сокращение времени на эту работу? Этот вопрос, конечно, имеет свои основания. Понятно, что при том «заседательском» стиле работы, который сложился в ряде комсомольских организаций педагогических вузов и училищ, выполнить новые огромные требования к воспитательной работе, среди будущих учителей едва ли возможно. В этих случаях нужна решительная перестройка внутрикомсомольской организационной работы.

Комсомольцы педагогических вузов и училищ должны осуществить мудрые советы М. И. Калинина о внесении организованности и культуры в комсомольскую работу, о том, чтобы «не делать лишнего дела», «чтобы каждое движение давало результаты», «чтобы на собраниях не было лишнего каляканья, чтобы, если поставлен вопрос, то не вообще говорить об этом вопросе, а конкретно, чтобы этот вопрос деловито решать и доводить дело до конца».

Комсомольская работа в педагогическом учебном заведении должна стать школой четкости, точности, уменья бережно расходовать каждую минуту рабочего времени. Важность этих качеств для советского педагога должна быть глубоко осознана каждым студентом и учащимся. Всякий, кто знаком с жизнью советской школы, хорошо знает, как много обязанностей лежит на плечах учителя: уроки и подготовка к ним, внеклассные мероприятия, работа с родителями, работа в педагогическом коллективе, занятия по повышению своего идейного, педагогического и культурного уровня, общественная работа и т. д. Чтобы одинаково хорошо справляться со всеми этими делами, нужно овладеть драгоценным умением работать точно, четко, быстро. Часто молодой учитель, не обладающий этим умением, теряется перед множеством задач, стоящих перед ним, и запускает то одно, то другое дело. Проходит длительное время, пока он «становится на ноги», начинает работать и жить организованно, культурно.

Борясь за деловой, организованный стиль в своей работе, комсомольская организация педагогического учебного заведения тем самым помогает будущим учителям заранее овладевать трудным, но совершенно необходимым в педагогической работе искусством «делать много, быстро, хорошо».

Из рассмотренных нами некоторых важных условий успешной организаторской работы комсомола в педагогических учебных заведениях следует сделать вывод, что стиль и практика комсомольской работы в педагогическом учебном заведении есть своеобразная «педагогическая практика» для будущих деятелей народного образования. Недостатки в стиле и практике комсомольской работы пагубно отразятся на той подготовке, с которой выпускник придет в школу.

Теперь остановимся на некоторых вопросах содержания комсомольской работы в педагогическом учебном заведении, которые определяются как общими задачами, поставленными перед системой народного образования XIX съездом КПСС и гениальным трудом И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», так и спецификой педагогических вузов и училищ.

Прежде всего остановимся на таком важном в деятельности комсомола в педагогическом учебном заведении вопросе, как работа по привитию студентам и учащимся любви и интереса к педагогической профессии.

Нельзя сказать, чтобы в последние годы, особенно после IX пленума ЦК ВЛКСМ, комитеты и бюро ВЛКСМ в педагогических вузах и училищах не уделяли внимания этому вопросу. Однако во многих педагогических учебных заведениях работа по привитию любви и интереса к педагогической деятельности не связывается органически со всей комсомольской работой, отрывается от повседневной борьбы за сознательное отношение к учению и прочную дисциплину, за высокий моральный облик каждого комсомольца, от борьбы за творческое изучение марксистско-ленинской теории, общественно-политических дисциплин. И это, конечно, неправильно.

Опыт лучших комсомольских групп показывает, что там, где комсомольцам удается под руководством партийной организации и преподавательского коллектива возбудить и поддержать общий интерес к профессии педагога, там, где к любому «будничному» событию подходят с точки зрения будущей педагогической деятельности, там «само собой» приходит добросовестное отношение к учению. В таких группах почти не приходится говорить об опозданиях, пропусках занятий, пассивности на семинарах, несвоевременном выполнении учебных заданий. Атмосфера увлечения, товарищеского соревнования, непрерывного движения вперед к радостной перспективе самостоятельной педагогической работы царит в таком коллективе.

Какими же средствами можно добиться создания прочного интереса к педагогической профессии? Конечно, целой системой хорошо продуманных мероприятий, в их числе: регулярное проведение встреч с лучшими учителями, пионерскимй вожатыми, работниками детских внешкольных учреждений, родителями; чтение и коллективное обсуждение в товарищеском кругу новинок педагогической литературы: статей из педагогических журналов и газет, брошюр, книг, вводящих будущих учителей в те жгучие вопросы, которыми живет современная педагогическая мысль; широкая пропаганда художественной литературы, посвященной школе, пионерской и комсомольской организациям: рекомендательные списки, витрины, бюллетени, читательские конференции, диспуты; глубокое изучение жизни и деятельности замечательного советского педагога А. С. Макаренко: систематическое – от курса к курсу – чтение и обсуждение его творчества по отдельным проблемам; устройство теоретических конференций, вечеров, выставок, посвященных выдающимся отечественным ученым, писателям, педагогам; тесная связь с бывшими студентами и учащимися, ныне учителями (встречи, переписка и другие формы).

Самое же главное это то, чтобы изучение марксистско-ленинской теории, истории Коммунистической партии органически связывалось с изучением педагогики, частных методик, специальных научных дисциплин. В педагогическом учебном заведении можно интересно построить изучение жизни и деятельности наших великих вождей – В. И. Ленина и И. В. Сталина, являющихся величайшими в истории воспитателями народных масс, творцами теории и вдохновителями практики коммунистического воспитания миллионов трудящихся. Ленинско-сталинское искусство воспитания партии и народа, развитие товарищем Сталиным марксистско-ленинского учения о преобразующей роли передовой идеологии, практика коммунистического воспитания трудящихся в нашей стране – эти вопросы должны серьезно изучаться студентами на семинарах по общественно-политическим дисциплинам в педагогическом вузе, они должны служить темами для углубленной работы в студенческих научных кружках, для докладов и рефератов.

В свою очередь, на занятиях по педагогике, методике преподавания отдельных учебных предметов, по специальным научным дисциплинам (языкознанию, литературоведению, физике, географии, естествознанию и т. д.) студенты должны учиться пользоваться марксистско-ленинской теорией, диалектическим и историческим материализмом как величайшим инструментом научного познания и изменения действительности.

Обсуждая на заседаниях комитета и бюро комсомола, на комсомольских собраниях, на семинарах актива вопросы успеваемости и дисциплины отдельных комсомольцев и целых групп, курсов, отделений, факультетов, комсомольцы всякий раз должны думать о том, что сделано и что еще необходимо сделать с целью привития любви и интереса к педагогической профессии, должны связывать изучение общественно-политических дисциплин с изучением специальных предметов.

Стоит только комсомольской организации поставить в центр внимания вопрос об отношении студентов и учащихся к своей будущей педагогической деятельности, как вопросы успеваемости и дисциплины предстанут в новом свете.

Ты пренебрежительно относишься к грамматике? Но ведь это значит, что ты будешь безграмотным учителем. Хочешь ли ты подвергнуть себя такому позору?

Ты опаздываешь на занятия? Значит, привыкаешь к распущенности, станешь опаздывать и на уроки. Как же после этого ты будешь смотреть в глаза своим ученикам?

Ты нехотя выступаешь на семинарах, равнодушно пересказываешь заученное – значит, так же безразлично будешь вести уроки в школе.

Ты уклоняешься от активного участия в читательской конференции, не хочешь организовывать спортивные соревнования, не интересуешься стенной газетой? Но ведь в школе тебе придется быть душой детского коллектива, помогать своим ученикам в организации обсуждения книг, спортивных соревнований, в налаживании выпуска стенгазеты. Что же ты скажешь ребятам, когда они попросят тебя об этом?

Обсуждение в педагогическом вузе или училище вопроса о моральном облике студентов и учащихся, проблем коммунистической морали на заседаниях комитета, и бюро комсомола, на комсомольских собраниях, читательских конференциях, диспутах и просто в товарищеском кругу принесет наибольшую пользу только в том случае, если оно будет иметь и специальную направленность. Возьмем, к примеру, вопрос о дружбе и товариществе. Можно, конечно, обсудить его безотносительно к педагогической профессии. Но как много интересного получат для себя будущие педагоги, если задумаются над тем, почему так важно для учителя и вожатого уменье быть настоящим товарищем и другом. Как воспитать у себя это качество? Как воспитывать дружбу и товарищество в детском коллективе? Как «дружить» со своими воспитанниками? Чему учит воспитателя дружба Маркса и Энгельса, Ленина и Сталина? Как надо работать над собой, чтобы стать настоящим советским педагогом?

Такую же профессиональную педагогическую направленность может иметь и обсуждение других, разнообразных вопросов коммунистической морали: о советском патриотизме, о социалистическом отношении к труду, о коллективизме, о честности и правдивости, о критике и самокритике и т. д. В этом случае легко преодолевается недостаток, которым страдают многие комсомольские собрания, конференции, диспуты на моральные темы, проводящиеся в педагогических учебных заведениях и ничем не отличающиеся от подобных же мероприятий, скажем, в технических вузах.

Педагогическую профессиональную направленность необходимо придавать и разнообразным мероприятиям в политико-воспитательной, культурно-массовой, спортивной работе. Возьмем, например, политическую информацию. Можно при подготовке к ней ставить своей задачей, как это делается в любом учебном заведении, просто познакомить студентов или учащихся с текущими событиями. В педагогическом учебном заведении очень важно поставить перед собой другую, педагогическую задачу: овладеть умением популярного изложения политического материала, умением организовать активное обсуждение слушателями этого материала.

Возьмем другой пример – читательские конференции. Можно из года в год поручать устройство их одним и тем же товарищам, набившим, как говорят, руку на этом деле. Можно свыкнуться и с тем, что на конференциях постоянно выступают одни и те же лица, большинство же студентов или учащихся остается лишь пассивными слушателями. Такое положение особенно нетерпимо в педагогических учебных заведениях, где подготовка и проведение читательских конференций могут и должны использоваться комсомолом как школа привития навыков работы по пропаганде книги, столь важных для каждого учителя, каждого пионерского вожатого.

Проведение культпоходов и экскурсий в педагогическом учебном заведении должно использоваться комсомолом как путь привития будущим педагогам необходимых навыков организации посещения школьниками спектаклей, кинофильмов (с последующим их обсуждением), музеев, предприятий и т. д.

Проведение спортивных праздников, соревнований, сдачи норм на спортивные значки, вылазок и походов в педагогическом учебном заведении служит прекрасным средством формирования у студентов и учащихся умения организовывать разнообразную физкультурную и спортивную, туристическую и краеведческую работу.

Комсомольская организация Красноярского педагогического института шефствует над комбайновым заводом, детским домом. В прошлом учебном году студенты прочитали в общежитиях и цехах завода 43 лекции. В отзывах о лекциях рабочие давали студентам полезные советы. Легко представить себе, какой прекрасной школой педагогического мастерства было для студентов чтение этих лекций. Многому научили их и другие мероприятия: читательская конференция по роману А. Коптяевой «Иван Иванович» на комбайновом заводе, диспут в рабочем общежитии на тему «Дружба и товарищество», соревнования по баскетболу и волейболу, концерты, гоголевский вечер.

Исключительно благотворное влияние оказала на студентов дружба с подшефным Краснореченским детдомом. В своих письмах в институт пионеры писали о том, как они учатся, что читают, как проводят свободное время, о чем мечтают. В праздничные дни студенты привозили воспитанникам подарки: книги, настольные и спортивные игры, альбомы, пионерские атрибуты. Пионеры детдома с большой любовью относились к студентам. Вот что написала своим старшим товарищам пионерка Нина Р.: «Мы часто играем в те игры, которые вы нам привезли, но после того, как вы уехали, стало невесело, даже скучно. Приезжайте к нам чаще, даже без подарков». Такое отношение детей глубоко взволновало даже тех студентов, которые до этого были равнодушны к своей профессии. Перед ними впервые ощутимо раскрылась красота педагогического труда.

Очень большое значение для качества подготовки студентов и учащихся педагогических учебных заведений к практической деятельности имеет педагогическая практика. Но, как ни странно, многие комсомольские организации педагогических вузов и училищ проявляют к ней полное равнодушие.

Как должна строить свою работу комсомольская организация педагогического учебного заведения, борясь за высокое качество педагогической практики? Перед началом практики бюро комсомола факультета или курса организует во всех комсомольских группах обсуждение вопроса о том, какие задачи ставят перед собой коллектив и отдельные студенты или учащиеся на период практической практики, какие вопросы они будут стремиться разрешить, какие знания и навыки они постараются получить. Неплохо на такое комсомольское собрание пригласить опытного учителя.

В период педагогической практики комсомольские активисты подают пример образцового выполнения заданий преподавателя и постановлений комсомольского собрания. Комсомольцы время от времени собираются на короткие «летучки» и обсуждают ход работы, обмениваясь опытом, критикуя свои ошибки и недостатки. Все члены руководящих органов комсомола института или училища в той или иной мере следят за ходом практики, оперативно помогают комсоргам, организуют освещение практики в стенной печати. Интересные начинания, ценный опыт отдельных групп распространяются по всем группам.

Завершение педагогической практики – большое событие для комсомольской группы. На специальном открытом собрании комсомольцы подводят итоги своей работы, извлекают уроки на будущее. Комсомольское бюро факультета, комитет комсомола также обсуждают результаты участия комсомольских организаций в борьбе за высокое качество практики, широко отмечают и поощряют передовые коллективы и отдельных комсомольцев.

В центре внимания комсомольцев и перед началом практики, и в ходе ее, при подведении итогов должны быть два вопроса: 1) Что мы намечали получить и что фактически получили от данной педагогической практики как будущие педагоги? 2) Что мы намечали дать и что фактически даем школе, ее пионерской и комсомольской организациям?

При рассмотрении того и другого вопросов речь должна идти не просто о тех мероприятиях, которые должны были провести и провели практиканты, чтобы получить зачет, а о разнообразных общепедагогических, психологических, методических знаниях, умениях, навыках и т. д., приобретенных студентами или учащимися в результате практики, о пользе, принесенной практикантами школе, в которой они проходили практику.

Остановимся подробнее на втором вопросе. Он тесно связан с вопросом о работе комсомольской организации педагогического учебного заведения по выполнению постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина».

Дело в том, что в ряде педагогических вузов и училищ работа студентов и учащихся в школе во время педагогической практики неправомерно отрывалась и кое-где отрывается до сих пор от работы по выполнению постановления VII пленума ЦК ВЛКСМ. Между тем, та и другая работа должны органически сочетаться.

На первом курсе педагогического вуза и училища едва ли целесообразно давать студентам или учащимся общественные поручения, связанные с длительной работой в школе. Но это не значит, конечно, что отдельные студенты или учащиеся не могут работать в школе отрядными вожатыми, руководителями кружков, выступать на пионерских сборах и комсомольских собраниях и т. д. Комитет комсомола должен организовать для таких товарищей семинары, консультации опытных преподавателей, внимательно следить за их работой, и вовремя помогать им советом, поощрением.

Студенты и учащиеся остальных курсов должны прежде всего хорошо выполнить основную задачу педагогической практики: широко и глубоко изучить систему учебно-воспитательной работы в школе. Однако это изучение не должно носить созерцательного характера. Побывав, например, на уроках, на пионерском сборе или комсомольском собрании, познакомившись с работой редколлегии стенгазеты, практиканты могут после беседы с преподавателями поговорить с ребятами, с отрядным вожатым, с пионерским и комсомольским активом. Правильная оценка положительных и отрицательных сторон в работе пионерской и комсомольской организаций, товарищеские советы и оперативная помощь производят, как правило, очень сильное впечатление на школьников и оказывают серьезное влияние на их работу.

Другим видом помощи в работе пионерской и комсомольской организаций со стороны практикантов являются те мероприятия, которые они проводят под руководством преподавателей. Практиканты ни на минуту не должны забывать, что любой подготовленный ими сбор, собрание, политинформация, экскурсия и так далее должны стать своего рода образцом для дальнейшей работы пионерской и комсомольской организаций школы.

Наконец, та работа, которую проводят отдельные комсомольцы в качестве отрядных вожатых, руководителей кружков и т. д., не может не рассматриваться как своеобразная педагогическая практика этих комсомольцев, дополняющая обязательную, «академическую» практику.

Задача комитета и бюро комсомола по отношению ко всем видам помощи школе состоит, прежде всего, в контроле за правильным сочетанием всех этих видов помощи, в обеспечении комсомольцев необходимой квалифицированной консультацией со стороны преподавателей, в организации широкого обмена опытом работы в школе (через собрания, семинары, конференции, стенную печать) и поощрения товарищей, наиболее успешно сочетающих активную помощь школе с подготовкой себя к будущей педагогической деятельности.

Комитет комсомола должен проявлять заботу о том, чтобы в стенах учебного заведения накапливался, систематизировался и экспонировался материал, освещающий опыт педагогической практики, опыт работы комсомольцев в помощь школе.

Большой интерес представляет также работа, которая проводится комитетами комсомола некоторых педагогических вузов и педагогических училищ в помощь школе в стенах самого педагогического учебного заведения. Сюда относятся, например, встречи преподавателей, студентов, учащихся с пионерскими вожатыми, комсомольскими и пионерскими активистами, организация докладов и бесед для гостей из школ, «экскурсии» в учебные кабинеты и т. д. В Московском государственном педагогическом институте имени В. И. Ленина все подобные мероприятия проводятся в специальный день, который называется День вожатого.

* * *

Большую и интересную работу начали проводить многие комсомольские организации педагогических вузов и училищ, включившись в выполнение указаний XIX съезда КПСС о подготовке к переходу на всеобщее политехническое обучение Эта работа ведется по двум основным линиям:

1) комсомол помогает преподавательскому коллективу, руководителям педагогического учебного заведения в вооружении студентов и учащихся основными политехническими знаниями и навыками;

2) комсомол принимает активное участие в привитии студентам и учащимся знаний и навыков политехнического обучения школьников.

Расскажем об этом на примере опыта работы комсомольской организации Пятигорского педагогического института. На специальном заседании комитета ВЛКСМ, проведенном совместно с активом, а также представителями кафедр, было решено широко разъяснить студентам указания XIX съезда партии о политехническом обучении в школе, рассказать о сущности политехнического обучения, о задачах института и комсомольской организации в связи с директивами съезда по этому вопросу. После заседания комитета в группах, на курсах, факультетах прошли беседы, собрания. Комсомольцы-активисты красочно оформили списки литературы «Что читать о политехническом обучении». Члены комитета, факультетских и курсовых бюро, комсорги групп показали пример внимательного изучения рекомендованных материалов, беседовали с комсомольцами, добиваясь того, чтобы каждый студент понял задачи, стоящие перед ним как будущим учителем. С помощью кафедр был составлен и начал осуществляться план работы комсомольской организации по ознакомлению студентов с основами современного производства. Одна группа комсомольцев вместе с преподавателями разработала цикл лекций и бесед о новостях науки и техники на такие темы: «Гидроэлектростанции — стройки коммунизма», «Атомная, энергия и ее применение», «Новые источники света», «Фотоэлемент в науке и автоматике» и др.

В институте проводится цикл лекций, подготовленных городским отделением Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний по вопросам: об основах электротехники, скоростном методе резания металла, технологии электромеханического производства и т. д. Комсомольцы явились инициаторами организации ряда производственных экскурсий студентов всех факультетов: на городскую электростанцию, в аэропорт, на завод «Сельэлектро», на ремонтно-механический завод, ткацко-прядильную фабрику. В частности, экскурсии на ремонтно-механический завод дают студентам возможность ознакомиться с процессом литья, ковкой и обработкой металла. Комсомольцы городского кинотеатра «Машук» в дневные часы демонстрируют для студентов учебные и научно популярные фильмы. По инициативе комсомольской организации институт приобрел 12 кинокартин, среди них «Баку – город нефти», «Донбасс», «Кузбасс», «Травопольная система земледелия», «Мичуринский метод селекции».

Комсомол института проявил почин и в деле привития студентам различных факультетов некоторых политехнических навыков. С помощью городского комитета ВЛКСМ комсомольцы педагогического института договорились с комсомольцами ряда предприятий и учреждений города о создании в институте нескольких технических кружков. Так, комсомольцы завода «Сельэлектро» дали согласие организовать для студентов электротехнические кружки, а комсомольцы института аэрогеодезии – кружки топографии. Работники городского автоклуба взяли на себя обязательство подготовить из студентов 60 мотоциклистов и 40 водителей автомобиля. Клуб предоставляет институту автомашины и наглядные пособия. Силами преподавателей и наиболее подготовленных студентов в институте проводятся занятия в нескольких радиотехнических кружках. Еще в декабре 1952 г. в технических кружках Пятигорского педагогического института занималось 600 студентов (из 900).

Большое внимание уделил комитет ВЛКСМ вопросам помощи преподавателям и руководству института в деле вооружения студентов навыками политехнического обучения школьников. На занятиях научно-технических кружков будущие учителя не только овладевают навыками обращения, скажем, с двигателем внутреннего сгорания или навыками изготовления различных приборов и механизмов, но и стремятся тут же установить наиболее простые и правильные способы передачи этих навыков своим будущим ученикам. Все больщее число студентов и во время педагогической практики и после нее принимает участие в первых шагах педагогических коллективов школ г. Пятигорска по политехническому обучению учащихся. Так, только в одной из школ – школе № 1 – студенты ведут фотокружок, кружок по изучению алоскопа и проекционного фонаря, выступают с лекциями о достижениях науки и техники, помогают учителям в оборудовании учебных кабинетов.

Конечно, комсомольская организация Пятигорского педагогического института использовала пока далеко не все формы участия комсомольцев в работе по политехнической подготовке студентов. Опыт других педагогических вузов и училищ показывает, как много может сделать комсомол педагогического учебного заведения в организации встреч с передовиками производства, в налаживании тесной связи с мастерскими предприятий и техническими учебными заведениями, в оборудовании учебных кабинетов в своем институте или училище, в улучшении работы на учебно-опытном участке и т. д. Однако в опыте комсомольцев Пятигорского педагогического института ценно то, что идея политехнизации зажгла весь студенческий коллектив, что подавляющее большинство студентов почувствовало горячий интерес к технике и с воодушевлением принимает участие в разнообразных формах политехнической подготовки. Ценно в этом опыте также и широкое использование местных возможностей, которых в Пятигорске, конечно, значительно меньше, чем в любом крупном промышленном городе.

Исходя из главной задачи – активного участия в улучшении качества подготовки будущих педагогов, – комсомольская организация педагогического института не может не уделять самого пристального внимания и вопросам научно-исследовательской работы студентов.

Как известно, IX пленум ЦК ВЛКСМ осудил стремление комитетов комсомола некоторых вузов вовлечь в работу научных кружков большинство студентов первых курсов. Пленум справедливо указал, что от студентов-первокурсников «требуется в первую очередь хорошо овладеть общетеоретическими дисциплинами и приобрести навыки самостоятельной работы». Это указание целиком и полностью относится, конечно, и к педагогическим вузам.

Обсуждая на заседаниях комитета и бюро комсомола, на комсомольских собраниях, на совещаниях и семинарах актива вопросы научно-исследовательской работы студентов, комсомольцы должны подходить к этому с точки зрения того, насколько занятия в том или ином кружке помогают студентам в их педагогической подготовке. Какие знания и навыки, нужные им для работы в качестве учителя, классного руководителя, приобретаются студентами в процессе научно-исследовательской работы?

Особое внимание комсомольская организация педагогического вуза должна обратить на то, чтобы в научных кружках при педагогических кафедрах студенты глубоко разрабатывали вопросы, связанные с работой пионерской и комсомольской организаций в школе, чтобы ими обобщался опыт работы с пионерами и комсомольцами лучших местных учителей и вожатых, а также опыт, накапливаемый во время педагогической практики.

В 1952 г. на республиканский конкурс лучших студенческих научных работ было прислано лишь 20 работ, написанных по указанным вопросам. Из них всего 3-4 работы могут быть признаны удачными. Большинство же написано очень слабо; в них много общих фраз, отдельных фактов, но нет самого главного – анализа этих фактов, раскрытия средств и методов достижения нужных воспитательных результатов. Авторы ряда исследований проявляют поверхностный подход к работе пионерской организации, игнорируют трудности в этой работе, не учитывают действительных условий для успешной борьбы пионеров за глубокие и прочные знания.

Комсомольские организации педагогических учебных заведений должны интересоваться качеством проводимых студентами исследований по вопросам пионерской и комсомольской работы, вовремя помогать им советами, выносить исследования на широкое товарищеское обсуждение, поощрять и популяризировать удачные доклады и рефераты – таким должно быть основное направление деятельности комитета комсомола в этом отношении.

В заключение коротко остановимся на вопросах руководства работой комсомольских организаций педагогических учебных заведений со стороны райкомов, горкомов, обкомов, крайкомов комсомола и ЦК ВЛКСМ союзных республик.

За последнее время руководящие комсомольские органы стали больше интересоваться работой комсомольских организаций учебных заведений. Однако и при обсуждении соответствующих вопросов на заседаниях бюро, и в беседах с комсомольцами педагогических вузов и училищ, и на совещаниях по обмену опытом работы комсомольские руководители зачастую подходят к комсомольским организациям педагогических учебных заведений без учета специфики их работы. Это конечно, неправильно. Руководящие комсомольские органы, на местах смогут оказать серьезное влияние на деятельность комсомольских организаций педагогических вузов и училищ только в том случае, если они будут учитывать важность педагогической направленности всех сторон этой деятельности. В первую очередь именно с этой точки зрения необходимо подходить к изжитию недостатков в работе комсомольских организаций педагогических учебных заведений, к обобщению и распространению положительного опыта их работы.

Пронизать на деле все звенья комсомольской работы в педагогическом вузе и училище идеей всесторонней подготовки студентов и учащихся к успешной педагогической деятельности – такова теперь задача. Осуществив ее, комсомол педагогических учебных заведений внесет свой вклад в дело выполнения директив XIX съезда Коммунистической партии Советского Союза и исторических указаний нашего великого вождя и учителя И. В. Сталина.

(журнал «Советская педагогика», 1953 год, № 6)

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=