Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

Материалы для «Книги вожатого»

(о макаренковской, т. е. комплексной организации жизни пионерской дружины)

Тебе доверена дружина

Вожатый пионерской дружины — только три слова, но полны они глубокого смысла… Подумаем вместе о том, что такое дружина. Это совсем не простой вопрос. И отвечают на него по-разному. Один вожатый все своё внимание уделяет дружинным мероприятиям: готовит и проводит сборы дружины, культпоходы в кино, субботники по сбору лома, старой бумаги и т. д. И каждое дело он организует вместе с небольшой группой пионерского актива. У такого вожатого «руки не доходят» до пионерских отрядов. И получается, что дружина — сама по себе, а отряды — сами по себе. Хлопочет старший вожатый, перегружены поручениями члены совета дружины, а большинство пионеров — только зрители и пассивные участники дружинных мероприятий.

Другой вожатый спешит из отряда в отряд. В одном проведет отрядный сбор, в другом — поможет выпустить стенную газету, в третьем налаживает помощь отстающим ученикам. Он искренне убежден, что ни в одном отряде не будет интересных дел, если он сам не придёт, не проверит, не сделает… Но отрядов немало, каждый требует помощи — без старшего вожатого «ничего не получается» — и вот уже заброшен совет дружины, отряды живут сами по себе, исчезает забота ребят о родной дружине…

Ты понимаешь, в чём ошибка этих вожатых? Нельзя работать с дружиной — и забывать об отрядах. Нельзя работать с отрядами — и забывать о дружине. Дружина — это дружная семья отрядов, живущая общими заботами, делами, увлечениями. Только сообща, всей дружиной пионеры могут добиться успеха в больших, общественно полезных делах: изучать родной край и вносить свой вклад в семилетку, заботиться о родном поселке, районе и бороться за честь своей школы.

Общие дела пионеров республики и всей страны, всесоюзные пионерские соревнования — это общие дела и соревнования пионерских дружин. Именно к дружине обращается районный или городской совет пионерской организации, дружине даёт задании комсомольская организация.

Дружина направляет жизнь отрядов, объединяет их на решение самых важных, самых трудных задач. Участвуя в общедружинных делах, каждый отряд занимает свое место в общем труде. И от того, как выполнит отряд свою часть общей задачи, от дружбы и сотрудничества отрядов зависит успех всей дружины.

Конечно, в каждом отряде появляются и свои заботы, идут свои дела. В одном — устраивают игру на местности, в другом — веселый сбор. Но об этих делах должна узнать вся дружина, чтобы другие отряды могли использовать опыт товарищей, подхватить их почин.

Особая ответственность лежит при этом на старших пионерских отрядах. Ведь они — самые опытные в дружине. Они способны наиболее сознательно и активно участвовать в разработке дружинных дел, в борьбе за выполнение задуманного. Если старшие любят свою дружину, увлечены общими делами, ведут за собой младших, дружина становится единым, крепким, целеустремленным коллективом.

От дружины в отряды, из отрядов в дружину — таков самый важный, самый плодотворный путь пионерских замыслов, пионерских дел. И руководить этой сложной, многосторонней жизнью должен взрослый, опытный организатор — старший пионерский вожатый. Ставить перед дружиной общие задачи, помогать пионерам выбрать наиболее важные и интересные дела, распределить работу между отрядами, учить их действовать дружно, проявлять и подхватывать инициативу, передавать свой опыт товарищам — всё это входит в круг твоих забот. Но не только твоих. Ведь у тебя есть замечательный помощник — совет пионерской дружины. Именно совет должен быть организатором дружинных дел, душой общих начинаний и дружбы между отрядами. От того, как ты работаешь с советом, как ты помогаешь членам совета вести за собой всех пионеров, зависит успех всей твоей работы с дружиной.

Совет дружины — совет вожаков

Последние дни августа… Жаль расставаться с чудесной летней порой — с веселым отдыхом на берегу реки, походами в далекие края, с песнями и играми у вечерних костров. Впереди — школа, новый учебный год. Что будет делать твоя пионерская дружина? Какие задачи будет она решать? Ты упорно думаешь над этим, вновь и вновь перелистываешь страницы журнала «Вожатый» и пионерских газет, в беседах с товарищами из совета пионерской организации, с учителями и шефами ищешь наиболее интересное и нужное именно для твоих ребят, новое и вместе с тем продолжающее традиции родной дружины. И вот наступает день, к которому ты так тщательно готовился — день первого сбора-встречи совета дружины. Вокруг тебя собираются члены совета, самые близкие твои помощники. Ты с волнением вглядываешься в их загоревшие, радостные лица. Как сохранить на долгие месяцы этот задор, это горячее желание действовать? Как сделать из этих ребят настоящих вожаков, умелых организаторов? Как сплотить их в дружную семью, живущую по принципу «один за всех и все за одного»?

Не торопись высказать ребятам свои предложения. Пусть члены совета сами задумаются, вспомнят снова в этот день свою пионерскую клятву — Торжественное обещание, свои пионерские законы, разговорившись, придут к выводу, что самое главное для дружины, для каждого пионера — жить по заветам великого Ленина.

Вот ребята говорят о ленинском завете «учиться коммунизму». Ты помогаешь им понять глубокий смысл этих слов. У кого же учатся пионеры нашей дружины жить по-коммунистически? И члены совета наперебой вспоминают дела минувшего года: создание Ленинского музея в школе, встречи с комсомольцами из бригад коммунистического труда, сборы, посвященные героям-пионерам. Да, сделано немало. Но как много еще можно сделать, чтобы хорошо выполнять этот великий ленинский завет! Давайте подумаем об этом вместе… И вот возникает, дополняется, уточняется одно предложение за другим. Узнать о жизни и работе депутатов местного совета, подружиться с ними. Узнать, кто из наших земляков награжден орденом Ленина, когда и за что, поместить их портреты и рассказы на ленинских выставках. И о других орденоносцах тоже узнать и рассказать всем ребятам! Подружиться с ударниками коммунистического труда, изобретателями, рационализаторами, узнать, над чем они сейчас работают. Завязать переписку с выпускниками школы и другими нашими землякам, работающими теперь в других местах нашей страны, с зарубежными пионерами. И самим, конечно, учиться «на совесть», помогать друг другу в учебе.

Общая беседа разгорается с новой силой, когда ты напоминаешь ребятам Ленинский завет о повседневном «труде вместе с рабочими и крестьянами». Как мы трудились в прошлом году, что сделали за лето? Что мы должны сделать на общую пользу в новом году?

Идет разговор о больших общих делах всей пионерии страны, таких, как Всесоюзная экспедиция, Всесоюзный сбор металлолома, поход за образцовую чистоту и порядок, соревнование за право называться «отрядом, дружиной — спутником семилетки». Добиваться, чтобы все отряды активно участвовали в этих делах, возглавить борьбу за честь родной дружины — почетная задача совета. С ней тесно связана другая: повести за собой пионеров на помощь районной комсомольской организации, стать вожаками ребят в тех делах, которыми занята молодежь родного района.

Как же должен работать совет дружины, чтобы выполнить эти задачи, чтобы каждый пионер жил по заветам Ленина? О многом скажут ребята, отвечая на этот вопрос. И ты, сводя воедино их мнения, особенно выделишь одну мысль — о связи совета дружины с каждым отрядом. Да, именно в отрядах — сила дружины. В каждом отряде должно быть по-своему интересно, должны возникать свои замысли и затеи, накапливаться свои традиции. Пусть каждый отряд несет в совет дружины свои увлечения, свою инициативу, свой почин. В совете этот опыт станет достоянием всей дружины, он дополнится и опытом других, и — осмысленный, обогащенный — снова вернется в отряды, поднимет творческую активность пионеров. Совет дружины — это родной дом для каждого отряда. И вместе с тем — штаб совместных действий отрядов. То, что решил совет, должно немедленно идти в отрядные коллективы и по-своему претворяться в действиях каждого отряда. Вот почему так важно, чтобы в совет дружины были избраны на общем дружинном сборе председатели советов отрядов. Именно избраны — по предложению своего отряда, с предварительным обсуждением. Вся ли дружина согласна, чтобы этот пионер был не только председателем совета своего отряда, но и членом совета дружины? Конечно, кого-то из председателей могут и не выбрать, но тем острее ощутят свою ответственность перед дружиной и сами председатели, и их отряды. Чем больше председателей советов отрядов выбрано в состав совета дружины, тем теснее совет связан с отрядами, тем легче совету опираться на опыт, инициативу каждого отряда, тем легче удается проводить в жизнь дружинные решения. «Сами обсуждали и решили — сами организуем в своих отрядах», — говорят ребята.

Но в совете дружины не только председатели. Ядро совета — это старшие пионеры, организаторы и вожаки различных участков жизни дружины. Таких членов совета может быть пять или больше — в зависимости от численности дружины. Какие дела им поручить — решает сам совет. Это может быть организация трудовых дел, руководство вожатыми октябрят, руководство стенной печатью и радиогазетой дружины.

Возможно, что совет решит, чтобы один из его членов возглавил спортивную работу в дружине. Еще один постоянный участок жизни дружины — это работа пионеров — друзей искусства. Кто-нибудь из старших пионеров — членов совета возьмется за руководство этим участком.

Работая в составе совета вместе с председателями советов отрядов, старшие пионеры будут вызывать и подхватывать инициативу каждого отряда, помогать отставшим коллективам с помощью обмена опытом между вожаками отрядов. Любое общедружинное дело станет тогда делом не отдельной группы ребят-активистов, а делом каждого отряда, по-настоящему всей дружины.

Но какими же будут эти общие дела пионеров твоей дружины? Что войдет в перспективный план ее работы на год? Надо составить и календарный план на ближайшее время года — на осень. Как это сделать? Лучше всего — провести осеннюю дружинную разведку.

И, может быть, сразу после первого сбора-встречи члены совета дружины, распределив вежду собой маршруты, уйдут в поиск увлекательных пионерских дел. Одни отправятся к депутатам местного совета депутатов трудящихся, в комитет комсомола, пройдут по родному поселку, побывают в детском саду, на почте, в клубе или красном уголке. Другие будут искать интересные и полезные дела в своей школе, советоваться с учителями, с заведующим хозяйством, библиотекарем… Если в этом же здании или где-то недалеко работает вечерняя школа, пионеры-разведчики узнают, чем они могут помочь учащимся этой школы — своим старшим товарищам. Члены совета пойдут на разведку и к своим шефам. Пусть эти шефы очень разные: у одной дружины — завод или строительный трест, а у другой — животноводческая ферма или звено полеводов, шефы всегда могут посоветовать, показать, навести на новые замыслы.

Уже сам выбор участков разведки может стать для тебя и твоих пионеров увлекательным делом. Даже в самом небольшом населенном пункте и в его окрестностях можно найти не один десяток возможных маршрутов. А поиски интересных дел на страницах пионерских газет и журналов? А «радиоразведка» — по передачам пионерского радио?

Дружинная разведка действует

В дни осенней разведки у тебя свои заботы. Надо подумать: по каким маршрутам ребята могут пойти самостоятельно, а на каких участках им потребуется помощь старших. Вот группа членов совета уходит в разведывательный рейд по улицам и дворам. Эти, решаешь ты, наверняка сумеют разобраться сами. Потруднее задача у тех, кто идет к шефам. Как тебе лучше поступить? Пойти вместе с ребятами? Или лучше предварительно встретиться с теми, к кому придут члены совета, вместе наметить предложения старших к пионерской дружине?

Какие-то маршруты тебя особенно беспокоят: туда пойдут ребята, которых надо еще учить вести пионерскую разведку, слишком робкие или равнодушные. Ты поступаешь по-разному: с одними посылаешь опытного члена совета — из старших пионеров, с другими идет отрядный вожатый, с третьими действуешь сам. Например, решаешь вместе с ребятами просмотреть подшивку «Пионерской правды»: надо научить вожаков дружины думать над сообщениями газеты об интересных пионерских делах, выбирать наиболее полезное для своей дружины, обсуждать прочитанное с товарищами, дополнять его своими предложениями. Ты затеваешь спор по поводу отдельных заметок: можно ли устроить такой же клуб воскресного дня и в нашей дружине? Провести такую олимпиаду? Экспедицию? Сделать ли точно так же или по-другому, по-своему? А если по-своему, то как?

Начав вместе с тобой эту работу над газетой, члены совета могут продолжать ее самостоятельно. А старшие пионеры берутся уже за разведку по страницам журнала «Вожатый».

Очень важны короткие беседы с членами совета, прибегающими к тебе на переменах и после уроков, чтобы поделиться свежими впечатлениями от первых шагов разведки. Здесь ты можешь вызвать обмен мнениями, помочь найти дела, объединяющие все отряды. Именно в этих живых разговорах и спорах ты обогащаешь их предложения своими мыслями, вместе с ними мечтаешь, фантазируешь, ищешь наиболее удачные решения, постепенно выковываешь общий замысел разнообразных дружинных дел.

Вот пионеры, побывавшие вчера у депутатов местного совета, наперебой рассказывают тебе об их предложении взять шефство над несколькими улицами. «Что же нам лучше делать? — спрашиваешь ты ребят. — Какие улицы выбрать? Как распределить работу? Может быть устроить конкурсы на лучший двор, на лучшую заботу об улице?»

Вот вернулась из разведки по родной школе другая группа членов совета. Ребятам очень понравился совет одного из учителей о проведении турниров по математике между пионерскими отрядами. Ты подхватываешь эту мысль и помогаешь пионерам развить ее. «А не устроить ли нам такие же турниры и по другим предметам?» Так у членов совета твоей дружины возникает замысел традиционных дружинных олимпиад.

В беседах по ходу пионерской разведки очень полезно сталкивать разные, иногда даже противоположные мнения ребят, разжигать горячие споры. Пусть ребята учатся отстаивать свою точку зрения, взвешивать доводы «за» и «против», вовремя признавать свою неправоту.

— Что нам сделать этой осенью: расширить школьный стадион или соорудить в разных местах небольшие спортивные площадки?

— Чем лучше заниматься пионерскому театру: ставить большие пьесы или показывать обозрения по типу «Живой газеты»?

— Устроить летом один общий пионерский лагерь дружины или отправиться в далекие походы по разным маршрутам?

Это только отдельные примеры тех вопросов, которые могут возникать во время разведки у членов совета дружины. Пусть будет побольше таких вопросов! Пусть думают над ними, спорят, волнуются все члены совета, а вместе с ними — их товарищи, пионеры разных отрядов, особенно — старших.

Ты советуешь членам совета дружины брать с собой в разведку ребят из своих отрядов, обсуждать в отрядных коллективах ход поиска увлекательных дел.

Так с помощью осенней разведки ты с первых же дней ставишь членов совета в положение настоящих вожаков дружины, ответственных за ее жизнь, сплачиваешь, учишь самостоятельно думать и воплощать в практические дела заветы великого Ленина.

Воспитательная сила общей дружинной разведки настолько велика, что стоит повторить ее зимой или весной. Такая зимняя или весенняя разведка поможет сделать более жизненным календарный план на очередное время года.

Но ведь бурная жизнь ежедневно ставит перед пионерами новые задачи! Кто же, как не совет дружины должен постоянно вглядываться в окружающую жизнь, не упускать из виду ни одной возможности повести отряды на новые дела.

Может быть, в твоей дружине появится на видном месте особый щит «Разведка совета дружины сообщает», где будут помещаться сигналы членов совета о делах, которые можно и нужно сделать:

— «В газете «Пионерская правда» напечатана интересная заметка о пионерской чести. Давайте обсудим ее в звеньях и отрядах!»

— «В дружину пришло письмо от пионеров Болгарии. Друзья просят рассказать им о ваших делах. Обращайтесь к члену совета дружины Симе Поповой».

— «В соседней дружине восьмиклассники проводят «звездный турпоход». Приглашают наших ребят принять участие».

Рядом — сообщения о том, кто и как откликнулся на призыв дружинной разведки.

Все члены совета и, прежде всего, старшие пионеры, ответственные за отдельные участки работы, не ожидая сбора совета, дают пионерам такие сигналы. И увлекают своих товарищей по отряду первыми откликнуться на сигнал разведки.

Не забудь и о дружинной стенной газете, о радиогазете. Ведь редколлегия и юнкоры этих газет могут стать замечательными помощниками совета дружины в текущей пионерской разведке.

Дружина составляет план

Вернемся снова к осени. Заканчивается общая разведка. В какой отряд ни заглянешь — всюду новые впечатления, вопросы, предложения. Теперь уже можно создавать перспективный план работы — и дружины, и каждого отряда. Как это лучше сделать? Можно сначала провести сборы отрядов — на них пионеры составят свой отрядный план и здесь же подготовят 1-2 предложения в план работы дружины. Тогда совет создает дружинный план, опираясь на решения действительно всех пионеров. Правда, в этом случая отрядные планы составляются до оформления общедружинного, ребята решают о делах своего отряда без учета того, что им поручит дружина.

Можно пойти по другому пути: сначала совет дружины составит дружинный план, а потом уже пройдут отрядные сборы. Здесь пионеры смогут обсудить, как их отряд будет выполнять этот план, более строго будут отбирать и свои собственные дела. Но в этом случае может получиться, что член совета дружины будет давать предложения в общий план только от своего имени, а не по поручению товарищей по отряду.

Есть путь, избегающий указанных недостатков. Пусть сначала пройдут сборы советов отрядов с участием всех желающих пионеров. На таком сборе ребята обсудят результаты отрядной разведки и договорятся, какие предложения внести к плану работы дружины (это, кстати, важно и для укрепления авторитета совета отряда). На основе таких предложений совет дружины с участием актива создает общий перспективный план, а затем каждый отряд на своем сборе знакомится с этим планом, решает, как будет его выполнять, составляет свою собственную программу действий.

Итак, Большой Осенний сбор совета дружины… Приглашены звеньевые, все желающие пионеры. Ребята рассаживаются по отрядам, ещё раз договариваются, кто с каким предложением будет выступать. Обстановка приподнятая: ведь предстоит составить план работы дружины на целый год, а кроме того — наметить и календарный на три осенних месяца.

Ты можешь провести такой сбор совета дружины по-разному. Например, предоставишь сначала слово старшим пионерам — ответственным за важнейшие участки жизни дружины. Они расскажут о предложениях, которые возникли по ходу пионерской разведки. После их выступлений будут высказывать свое мнение председатели советов отрядов. Они внесут и дополнительные предложения — от имени своих отрядов. Можно сделать и по-другому: начать с выступлений председателей, дать им возможность проявить свою инициативу, свой почин. Тогда старшие пионеры будут вносить свои предложения, развивая, дополняя то, что предложили председатели советов отрядов. В этом случае повышается ответственность отрядных коллективов перед советом дружины, становится очевиднее для самих пионеров роль каждого отряда в жизни дружины. Вместе с тем, и старшие пионеры приучаются не навязывать свое мнение отрядам, а опираться на их опыт, подхватывать и развивать их инициативу.

На таком сборе совета дружины могут снова вспыхнуть споры по вопросам, возникшим во время разведки. Здесь надо общими усилиями найти такое решение острых вопросов, которое удовлетворило бы всех вожаков дружины. Сделать это подчас очень трудно. Постарайся поэтому еще до сбора придти к нужному выводу. Посоветуйся с опытными педагогами, с наиболее вдумчивыми пионерами. Но не спеши рассказать о найденном тобой решении участникам сбора.

Пусть они поищут сами. Одной-двумя репликами, «наводящим» вопросом поверни спор в нужную сторону. И только в крайнем случае, если ребята не смогут найти выход сами, предложи им свое решение.

Например, разгорелся между членами совета спор о строительстве спортивных площадок. Одни говорят о том, что нужно не распылять силы, а всем взяться за расширение школьного стадиона. Другие, напротив, доказывают важность сооружения в разных местах небольших площадок для занятий легкой атлетикой, волейболом, настольным теннисом… «Ведь нам удобнее заниматься спортом около дома», — говорят сторонники этой точки зрения.

«Да на большом стадионе в тысячу раз лучше!» — горячатся их противника. И тогда ты спрашиваешь: «А кто сможет заниматься спортом на дворовых площадках? Только школьники?» «Вот именно, что не только школьники! И малыши, и старшие!» — подхватывает твою мысль ребята. Это самое важное — что не только для себя. Пора переводить спор на практические рельсы. Снова заучит твой голос: «А где именно надо построить в первую очередь такие площадки?» Поднимается лес рук, называются большие дворы, пустыри. Рассматриваются разные варианты размещения будущих спортивных площадок. Отбирается лучший. «А как же быть с расширением школьного стадиона?» Ты напоминаешь ребятам, что сегодня составляется план работы на год, поэтому надо обязательно записать и это важное дело.

«А когда им займемся?» — «Давайте весной, — говорят ребята. — А зимой снова зальем каток!»

…Обсуждается одно предложение за другим. И хотя выступают и горячо спорят сами ребята, ты умело направляешь ход сбора. Задаешь вопросы, побуждающие пионеров задуматься над целью того или иного дела. Следишь за тем, чтобы каждое дело не предлагалось «вообще», а поручалось определенным отрядам. Напоминаешь о требованиях ступеней, когда ребятам трудно распределить работу между отрядами. А главное — помогаешь отбирать для плана самые важные, «стержневые» дела, способные объединить всю дружину.

После сбора ты со своими ближайшими помощниками — старшими членами совета и отрядными вожатыми редактируешь отдельные пункты перспективного плана, уточняешь записи в календарном плане — дела, сроки, участников и ответственных. Вскоре на самом видном месте появляется большой плакат — с яркими строчками, с небольшими картинками, оживляющими текст.

ПИОНЕРСКИЙ ГОД НАШЕЙ ДРУЖИНЫ
1. Заботимся о родном районе.

Охраняем зеленые насаждения на улицах и во дворах.

Создаем аллею «пионерской дружбы» и новые цветники.

Строим спортивные площадки во дворах и на пустырях. Расширяем школьный стадион.

Проводим осенью и весной конкурс на лучшее пионерское шефство над дворами и улицами.

Продолжаем тимуровские дела.

Принимаем участие во Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников: проводим осенью, на зимних каникулах и летом походы по родному краю. Во время походов трудимся, ведем агитработу, собираем материал для школьного музея.

2. Боремся за честь родной школы, за глубокие и прочные знания.

Ведем соревнование между отрядами «Культура школу красит» — на лучшую заботу о своем классе, о школьных помещениях.

Устраиваем дружинные олимпиады, турниры, слеты юных математиков, физиков, химиков, юных натуралистов, литераторов, географов, историков.

Делаем наглядные пособия для своей школы и для учащихся вечерней школы.

Продолжаем работу пионерского кинолектория.

3. Дружно и весело отдыхаем.

Каждое воскресенье принимаем ребят, маленьких и больших, в нашем пионерском клубе выходного дня.

Проводим спартакиады (осенью, зимой, весной и летом), игры на местности.

Устраиваем веселые праздники пионеров и октябрят. На праздниках выступают пионерские театры нашей дружины — кукольный, драматический и сатирический, наши музыканты, танцоры, певцы, рассказчики, акробаты, фокусники, жонглеры.

. . . . . . . .

. . . . . . . .

Таким может быть перспективный план работы твоей дружины. Конечно, в нем будут записаны многие другие дела, будет меняться и оформление. Но старайся, чтобы этот план постоянно напоминал пионерам о тех делах, которые надо делать в течение долгих месяцев, делать сообща всей дружиной. А рядом с перспективным планом вывешен календарный план — конкретная программа действий на ближайшие месяцы. Вот пример и такого плана.

В нашей дружине осенью
Что будет проводиться? Когда? Кто участвует? Кто организует?
1. Субботник по строительству спортивных площадок первая суббота сентября Вся дружина Члены совета дружины: Борис Королёв (8А класс) и все председатели советов отрядов, отряд 8А класса
2. Слёт юных натуралистов и краеведов воскресенье, 10 сентября Юннаты всех отрядов, участники летних походов Пионеры-инструкторы по юннатской и краеведческой работе, совет «Клуба выходного дня», от совета дружины — Лена Маркова (8Б класс)
3. Осенняя спартакиада 10-24 сентября Команды всех отрядов Совет физкультуры, пионеры-инструкторы по спорту, совет «Клуба выходного дня»
4. Первый смотр пионерской заботы о школе (соревнование «Культура школу красит») 18-21 сентября Все отряды Старостат, председатель совета дружины Коля Суханов
5. Праздник «Осень золотая» 30 сентября Отряды I и II ступени Члены совета дружины: Лена Маркова (8Б класс) и председатели советов отрядов I и II ступени, отряд 7А класса
6. Вечер «Заветы великого Ленина» 2 октября Отряды III ступени Совет «Клуба выходного дня»
7. «Неделя зелёного друга» (осенняя посадка аллеи пионерской дружбы и другие работы) 3-13 октября Все отряды Члены совета дружины: Боря Королёв, Лена Маркова, председатели советов отрядов, отряд 8Б класса
8. Турниры юных математиков 15 и 22 октября Команды юных математиков отрядов II и III ступени Комиссия, от совета дружины — Оля Петрова (8А класс)
9. Осенний конкурс на лучшее пионерское шефство над дворами и улицами 23 октября — 1 ноября Все отряды Штаб конкурса (нач. штаба — член совета дружины Борис Королёв)
10. Сбор дружины «Орден Ленина», присвоение лучшим отрядам звания «Спутник семилетки» 4 ноября Вся дружина Председатель совета дружины Коля Суханов, председатели советов отрядов, отряд 7Б класса
11. Воскресник по сбору металлолома 5 ноября Вся дружина Члены совета дружины: Боря Королёв и председатели советов отрядов
12. Агитпоход 6-8 ноября Отряды III ступени Председатели советов отрядов III ступени, пионеры-инструкторы по туризму
13. Слёт юных физиков и химиков 9 ноября Пионеры 7-8 классов — любители физики и химии Член совета дружины Лёня Добровольский
14. Второй смотр пионерской заботы о школе (соревнование «Культура школу красит») 13-16 ноября Все отряды Старостат, председатель совета дружины Коля Суханов
15. Олимпиада юных физиков и химиков 19-26 ноября Пионеры III ступени Комиссия (председатель — Лёня Добровольский)

Этот план меняется несколько раз в году. Так, например, «Осенний» сменяется «Зимним». В марте появляется «Весенний», а потом, к началу июня на большом летнем сборе совета возникает подробная программа «пионерского лета нашей дружины».

Дела дружинные

Теперь посмотрим, как воплощаются эти планы в жизнь, как строятся «сквозные» дела пионеров дружины, увлекающие их в течение долгих месяцев. Воспользуемся для этого примерами, приведенными выше. Забота о родном районе, о родном крае…

Где бы ни находилась твоя дружина — в селе или небольшом поселке, в маленьком городке или крупном промышленном центре — окружающая жизнь открывает широкий простор для постоянной пионерской заботы. Охрана зеленых насаждений и тимуровская работа — это именно те дела, которые идут изо дня в день, не прекращаются ни зимой, ни летом. Как их лучше организовать?

Вот один путь. Отряды школьной дружины распределяют между собой участки родного села, поселка, города. Каждый отряд выделяет один или несколько «зеленых патрулей» (пионеры могут придумать и другое название), одну или несколько тимуровских команд. Состав патрулей и команд может меняться по желанию самого отряда — раз в год или чаще — спустя 2-3 месяца. Лучше, если в течение года все пионеры отряда пройдут через эту работу. Но, наверно, в каждом классе найдутся и такие ребята, которые не захотят с ней расставаться и станут постоянным ядром патрулей и тимуровских команд.

Этот путь хорош тем, что он помогает отряду постоянно выходить своим коллективом за стены школы, сплачиваться там на самостоятельных трудовых делах и переносить в свой класс дух взаимной ответственности, взаимной помощи, возникающие в этих делах. Хорошо также, что ребята приучаются заботиться не только о своем доме, о своем дворе, не только о «ближних», но и о «дальних»: ведь патрули и команды могут действовать и в тех местах, где не живут пионеры данного отряда.

Однако этот путь мало помогает сплачивать пионеров, живущих в соседних домах, на одном дворе, не опирается на естественные товарищеские связи, возникающие у ребят в этих условиях. Поэтому можно создавать патрули, тимуровские команды и по другому: не в «школьных» отрядах, а как сводные объединения по принципу местожительства пионеров.

Здесь появляются свои преимущества. В «зеленый патруль» или тимуровскую команду одного двора или соседних домов объединяются обычно ребята не одного класса, а разного возраста. Старшие пионеры охотнее выступают в роли командиров, организаторов своих младших товарищей, нередко — младших братьев и сестер. Легче идет передача опыта от одного пионерского поколения к другому. Патрулям и командам гораздо легче собираться, удобнее работать. Летом, когда школа не работает, такие сводные объединения гораздо более устойчивы и жизнедеятельны.

Можно использовать различные сочетания этих путей. Например, в течение года действовать «школьными» патрулями и командами, а на лето создавать сводные объединения из ребят, остающихся дома. Или охрану природы — зеленых насаждений, полезных птиц и животных — поручить «школьным» отрядам, а тимуровскую работу — дворовым командам, форпостам.

Но в любом случае добивайся, чтобы совет дружины вызывал на свои сборы командиров патрулей и тимуровских команд, слушал и обсуждал их донесения. Можно вести соревнование между отрядами (если патрули и команды создаются в отрядах) или между сводными объединениями (форпостами). Тогда один-два раза в месяц совет дружины может присуждать переходящие вымпелы, например, «лучшим тимуровцам», «друзьям природы» или «за лучшую заботу о зеленом друге».

Не забывай и о такой яркой форме работы, как дружинные слеты друзей природы, слеты тимуровцев. Их можно собирать раз в год, но лучше перед каждым новым временем года, когда меняются условия и характер деятельности. На слете пионеры рассказывают о своих делах, обмениваются опытом и намечают новые действия. Так, участникам «зеленых патрулей» очень важно собраться перед приходом зимы, чтобы договориться о том, как лучше беречь деревья и кустарники во время морозов, готовить рассаду к весенним дням. Весной — свои заботы и радости: новые посадки, устройство цветников, разбивка газонов…

Подумай, как сделать каждый такой слет волнующим событием в жизни дружины. Может быть, именно к слету совет дружины будет присваивать наиболее активным и опытным «бойцам» зеленых патрулей и тимуровских команд (особенно пионерам III ступени) звание пионера-инструктора, а на самом слете объявлять об этом, выносить благодарность лучшим командам, патрулям, их командирам, вручать памятные фотографии.

Но ведь заботу пионеров о родном районе нельзя свести только к деятельности «зеленых патрулей» и тимуровских команд. Не пропускай ни одной благоприятной возможности! Может быть, недалеко от школы работает книжный магазин или киоск и тогда пионеры II или III ступени охотно создадут бригады и звенья книгонош, которые понесут людям новые книги. Есть библиотека — бригады юных библиотекарей в течение всего года, от осени до лета, будут устраивать передвижки. Есть ясли, детский сад — найдется много увлекательных дел для бригад и звеньев «друзей малышей». Тогда можно развернуть соревнование и между такими бригадами, появятся в отрядах новые переходящие вымпелы «верным друзьям книги» или «лучшим друзьям малышей», будут собираться эти бригады на свои слеты, вырастут новые ряды пионеров-инструкторов, руководителей и активистов пионерских бригад и звеньев.

По-разному можно распределить участки такой работы между пионерскими отрядами. Пионеры I ступени, например, с успехом шефствуют над малышами. Пяти- и шестиклассники увлеченно работают в «зеленых патрулях», тимуровских командах, бригадах друзей книги. Ими руководят старшие ребята, пионеры-инструкторы. Конечно, пионеры III ступени могут создавать и свои собственные патрули и бригады. Но выполняют они самые трудные, самые ответственные задания.

Особенно велика роль старших пионеров в тех случаях, когда вся дружина поднимается на общую дружную работу. Ведь заботу пионеров о родном районе нельзя ограничить деятельностью бригад, команд и патрулей. В окружающей жизни встают и такие задачи, которые нужно выполнить быстро и можно решить только общими усилиями всех отрядов дружины. Тогда ты выбираешь из своего «арсенала» такие формы, как субботник или воскресник, «неделю» или «месячник», смотры и конкурсы на лучшее пионерское шефство. Осенью это могут быть субботники и воскресники по уборке овощей, по строительству спортивных площадок, по благоустройству школы и пришкольного участка, неделя или месячник сада. Зимой — субботники по расчистке снега, устройству катков, снежных горок и городков, по сбору золы. Весной — воскресники по благоустройству дворов и улиц, «месячник зеленого друга» и т. д.

Как лучше организовать эту работу? Руководить ей может непосредственно совет дружины — председатели советов отрядов во главе с одним из старших пионеров. Совет распределяет участки работы для каждого отряда, учреждает и присуждает переходящие или памятные вымпелы и другие награды тем отрядам, кто лучше всех поработал во время субботника или воскресника, например, по сбору металлолома, золы или старой бумаги. В других случаях совет может руководить работой с помощью отрядов или сводных объединений старших пионеров.

Ведь организация субботника, а тем более «недели» или «месячника» требует очень много забот. Надо обеспечить работающих инструментом, рационально распределить силы, наладить обмен опытом по ходу работы, проверить и правильно оценить сделанное. Может быть, выпускать «Молнию» или «Боевой листок», организовать передачу по школьному радио.

Все это и должны делать старшие, наиболее опытные пионеры дружины. Например, отряд 8А класса берется за организацию дружинного субботника по строительству спортивных площадок. Пионеры этого отряда могут действовать по-разному. Или разделятся на бригады «шефов» — и тогда каждая бригада будет работать бок о бок с одним из младших отрядов, выполняя самые трудные операции и одновременно организуя работу младших товарищей. Или распределят между собой поручения различного характера: одни будут ответственными за инструмент, другие за «внедрение рациональных методов труда», третьи — за учет работы и соревнование между отрядами и т. д. По окончании субботника отряд докладывает совету дружины об его итогах, оценивает работу остальных отрядов.

Во время следующего субботника или месячника помощником совета дружины выступает уже другой отряд III ступени. Таким образом, в течение года каждый из старших пионеров побывает в роли организатора младших товарищей.

Но можно поступить иначе. За организацию «недели» или «месячника» берутся старшие пионеры-инструкторы определенной специальности, создают сводную бригаду, куда входят представители разных отрядов. Например, работой отрядов во время «недели сада» руководят инструкторы-юннаты, во время «месячника книги» — инструкторы друзья книги.

А как быть в самых сложных случаях, например, при подготовке и проведении дружинного смотра на лучшее пионерское шефство? Ведь здесь нужно контролировать и правильно оценить самую разнообразную заботу пионеров об окружающей жизни: и озеленение, и борьба за чистоту и порядок, и работу с малышами, и помощь шефам. В этом случае совету дружины может помочь специально созданный штаб смотра, куда войдут и старшие члены совета, и наиболее опытные пионеры-инструкторы разных специальностей. Возможно, что в состав такого штаба совет дружины включит и своих друзей — из учителей, родителей или шефов.

Возьмем теперь другую линию пионерских дел, которая так же, как и забота о родном районе, проходит через все месяцы пионерского года. Это — борьба пионеров за глубокие и прочные знания, за честь родной, школы. Здесь в арсенале совета дружины много испытанных форм: слеты по интересам и выступления пионерского кинолектория, конкурсы и смотры наглядных пособий, конференции и диспуты старших пионеров. Остановимся подробней на одной из этих форм: олимпиадах по различным областям знания.

Как их лучше всего проводить?

Можно устроить одну большую дружинную олимпиаду. Тогда в каждом отряде создается несколько команд — юных математиков, географов, историков и т. д. Учителя помогают старшим пионерам — организаторам олимпиады — составить вопросы, задачи, упражнения. Часть этих вопросов объявляется в отрядах, вывешивается в классах и служит для подготовки к турнирам в течение одной-двух недель. Другие вопросы служат заданиями состязающимся командам. Турниры проводятся по пионерским ступеням и по классам.

Турниры пионеров I и П ступени, например юных математиков 5-х классов, организуют комиссии или жюри из старших пионеров. Состязаниями отрядов III ступени руководят члены совета друзей пионерской дружины.

Такая общая олимпиада может быть проведена осенью или весной. Осенью она поможет пионерам быстрее включиться в учебную работу, восстановить забытое летом. Весенняя олимпиада будет содействовать закреплению и обобщению знаний, усвоенных школьниками в течение года.

Однако организация многих турниров одновременно — весьма сложное дело. Особенно тяжело старшим пионерам, которые и руководят состязаниями младших отрядов и сами соревнуются.

Другой вариант — это проведение различных олимпиад в течение всего года. Например, в сентябре соревнуются юные математики, в октябре или ноябре — физики и химики, в декабре проходят состязания по иностранному языку, а в феврале — турниры литераторов и историков. Весной некоторые состязания могут быть повторены.

При таком построении олимпиад они являются не эпизодическим, а постоянно действующим средством борьбы пионеров за глубокие и прочные знания. Очень важно, что в этом случае каждый пионер может принять участие не в одном, а в разных видах олимпиады. Отряд, готовясь к олимпиаде, например, по математике, может предварительно провести турниры между звеньями. Отрядная команда может включить в себя многих или даже всех пионеров данного класса. Пионеры 7-х и 8-х классов получают возможность более тщательно готовить и проводить как состязания младших отрядов, так и свои собственные турниры.

Опыт проведения каждой олимпиады обсуждается на очередном сборе совета дружины. Председатели советов отрядов вместе с членами жюри обмениваются мнениями и принимают решение о следующих состязаниях.

Очень интересной является возможность сочетания олимпиады с другими формами борьбы пионеров за глубокие и прочные знания: слетами, выставками, вечерами, диспутами.

Можно начать подготовку к олимпиаде, например, по физике и химии, слетом юных физиков и химиков дружины. На таком слете хорошо обсудить условия олимпиады, прослушать сообщения о новинках техники.

В условия той или иной олимпиады полезно включать практические работы: изготовление приборов, таблиц, макетов, проведение опытов, написание очерков и рассказов и т. д. В этих случаях олимпиада дает материал для организации дружинной выставки, для проведения отрядных сборов или вечеров, для выпуска дружинного альманаха. С другой стороны, экскурсии и тематические вечера, работа пионерского кинолектория и конференции могут входить в программу подготовки очередной олимпиады.

Ты видишь, какие богатые возможности заложены в пионерских олимпиадах: они не только сами по себе являются наиболее увлекательной и массовой формой борьбы за глубокие и прочные знания, но и становятся тем стержнем, вокруг которого совет дружины может объединять самые разнообразные виды пионерской работы.

Перейдя теперь еще к одной важной стороне жизни дружины — к организации отдыха пионеров, мы увидим и там замечательную форму, пользуясь которой совет дружины сможет откликаться на самые различные запросы пионеров, развивать их силы и творческие способности.

Речь идет о дружинном «Клубе выходного дня». Если в совет такого клуба войдут энергичные и любознательные пионеры из отрядов III ступени, если они объединят вокруг себя группы пионеров-инструкторов, любителей разных увлекательных дел — спортсменов и туристов, «кукольников» и затейников, музыкантов и фотографов — если к тому же ребятам станут помогать энтузиасты из совета друзей пионерской дружины, клуб быстро превратится в центр дружного и веселого отдыха. Осенью — спартакиада, например, по русским народным играм, слет участников летних походов, праздник «Осень золотая». Зимой — «дни снежных забав», соревнования по лыжам и конькам, зимние игры на местности, новогодние праздники, лыжные походы. Весной — маевки, спортивные состязания, факельные шествия. А летом? Летом клуб станет душой коллективного отдыха тех, кто останется вблизи от школы. Всё, что будет записано в календарном плане дружины на лето — костры и рыбалки, карнавалы и путешествия — всё это может быть сделано пионерским клубом — верным помощником совета дружины.

Забота о родном крае, борьба за глубокие и прочные знания, дружный и веселый отдых — это, конечно, далеко не все дела, которыми занимается пионерская дружина. К тому же каждая дружина живет по-своему. У каждой появляются свои любимые дела, свои традиционные формы. Но есть такая форма пионерской работы, которая действует в любой дружине. Это — общий дружинный сбор. Как его проводить? — спросишь ты. И ответить на этот вопрос нельзя одним рецептом. Есть, пожалуй, только одна обязательная часть такого сбора — линейка дружины. Но и эта линейка может использоваться по-разному: для вынесения благодарности перед строем и для вручения вымпелов и других наград, для приёма в пионеры и вручения комсомольских билетов, для объявления решений совета дружины и принятия вызова на соревнование с другой дружиной. Еще более гибка по своему содержанию и формам основная часть дружинного сбора. Это может быть смотр достижений отдельных или всех отрядов в виде концерта, «Живой газеты», спартакиады. Это может быть встреча со знатными людьми — в школе или у шефов, в клубе или вокруг костра. Дружина может собраться, чтобы провести игру на местности, и для того, чтобы устроить субботник в честь какого-либо большого события.

Дружинный сбор может стать радостным, веселым праздником — с песнями, играми, танцами.

И каждый год, весной или осенью, общий дружинный сбор подводит итоги своей работы, выбирает совет дружины и дает ему наказ.

Дежурный отряд помогает совету

С каждым новым делом у тебя и у совета дружины появляются новые заботы. И, конечно, ни один, даже самый опытный и энергичный актив не сможет хорошо руководить выполнением дружинных дел, если ему не будут в этом помогать все остальные пионеры. Вся дружина. Есть замечательное средство сделать каждого пионера организатором жизни своей дружины. Это средство — дежурный отряд.

…Вокруг стола, тесно прижавшись друг к другу, сидят ребята из первого звена. Их отряд только что принял дежурство по дружине. И уже не звено, а пионерский патруль внимательно изучает «Книгу решений совета и общего сбора». Потом они шепчутся у календарного плана, стоят, волнуются. Патруль выполняет свою первую задачу, которую ты перед ним поставил: самим найти такое решение совета или такой пункт дружинного плана, выполнение которого они будут проверять. Наконец, пионеры окружают тебя и звеньевой — командир патруля — докладывает, что они выбрали. Ты по-дружески беседуешь с ребятами, задаешь им пытливые вопросы по содержанию выбранного ими дела, нацеливаешь на главное. А главное — это пионерская смекалка и дружба… «Только не будьте маленькими бюрократами: пришли, записали в блокноты и с плеч долой»… Ребята смеются; одним-двумя штрихами ты рисуешь перед ними печальную, но, увы, вполне вероятную картину. Одним разговором, конечно, не научишь ребят. И ты терпеливо приучаешь «бойцов патруля» быть настоящими организаторами.

Ты учишь ребят подходить вдумчиво к каждому случаю, докапываться до сути дела и выбирать такие меры, которые лучше всего помогут и отряду, и дружине.

Тревожный сигнал через «Молнию» или по школьному радио. Карикатура в «Колючке» и выступление «Живой газеты» на большой перемене. Экстренный сбор совета отряда или сбор по тревоге всего отряда. Приглашение отстающих «в гости» к другому отряду. Обращение с просьбой о помощи к друзьям отряда или к друзьям дружины.

И это еще далеко не все! Ведь чаще всего ребятам помогает не прямое указание на их недостатки, а поддержка ростков хорошего, нового, что появляется в коллективе.

Поэтому первейшее дело дежурного отряда — это поиски таких ростков и поощрение успехов в выполнении поручений дружины. Об одних достаточно пока коротко сообщить в «Молнии», других стоит сфотографировать для дружинной стенной газеты. О третьих нужно подробно доложить совету дружины.

…Патруль дежурного отряда им. Мичурина, направляясь после уроков на сбор совета одного из отрядов, замечает необычное оживление в помещении 5А класса. Не в обычае патруля проходить мимо! «Мичуринцы» заглядывают в класс и видят, что парты завалены книгами, а большая группа пятиклассников с веселым гомоном перебирает их и раскладывает по разным местам. Вскоре патруль уже знает все: как пятиклассники (из отряда «Огонек») написали письмо ребятам — детям строителей нового западно-сибирского комбината, какой ответ они получили и как решили дружить с ними, а в первую очередь — послать им побольше интересных книг. «Мичуринцы» рассказывают об этом Коле Суханову, на перемене экстренно собирается совет дружины, и вскоре во всех отрядах по примеру отряда «Огонек» кипит работа. Дружина посылает своим новым друзьям несколько больших ящиков с книгами — целую библиотеку.

Так дежурный отряд сообщает всей дружине о хорошем опыте, делает инициативу отдельных отрядов достоянием всех пионеров.

Ты помнишь о постоянной пионерской разведке текущих дел? Эта работа также может быть поручена дежурному отряду. Он сумеет и вовремя находить нужные дела, и сообщать о них всей дружине, и проверять их выполнение. Тогда в такой разведке будут участвовать по очереди, по нескольку раз в год все пионеры.

Видишь, какую большую и интересную организаторскую работу может выполнять дежурный отряд. Самое ценное, что участие в этой работе воспитывает не только группу активистов (которая, кстати, не сможет одна с ней справиться), а действительно каждого пионера.

У тебя, естественно, возникает много вопросов. Всем ли отрядам дежурить по дружине или дать это право лишь пионерам III ступени? На какой срок поручать дежурство отряду — на неделю или больше? Дежурить ли одновременно всем отрядом или звеньями — по 2-3 дня? Как организовать сдачу и прием дежурства? На все эти вопросы ты найдешь ответ вместе со своими пионерами. Здесь нет и не может быть однозначного решения. Даже в одной и той же дружине формы, техника дежурства неизбежно будут меняться. Но пусть и у твоих пионеров станут традицией четкость, красочность его ритуалов и боевой дух смелой, увлекательной борьбы за честь дружины, за пионерскую честь.

Дружина подводит итоги

В мае месяце, на пороге лета, дружина проводит свой отчетно-выборный сбор. Можно готовить его по-разному. Но в любом случае надо добиться сочетания торжественности, приподнятости настроения всех его участников и в то же время деловой, рабочей обстановки. Ведь пионеры разных отрядов должны придти к единому решению — и о самом главном в работе дружины за год, и о новом составе совета дружины, и о своих важнейших делах в будущем.

Совет дружины составляет проект рапорта дружины районному комитету Коммунистической партии, районной комсомольской организации. Обсуждая в отрядах этот проект, ребята еще раз вспоминают, обдумывают сделанное по перспективному плану: конкурс на лучший двор и самую красивую улицу, олимпиады, походы по родному краю …

Идет разговор о каждом пионере отряда: какими требованиями ступени он овладел за учебный год, чему должен научиться летом. Готовит отряд и свое выступление на общем сборе, свои предложения и обязательства перед дружиной.

Ты продумываешь вместе с членами совета и друзьями дружины порядок сбора, отбираешь самый удачный вариант. Здесь важно все: и где проводить сбор, и как рассадить отряды, и какие песни спеть.

Начало сбора должно создать приподнятое настроение, мажорный настрой. Идет торжественная линейка — с принятием рапорта коммунистической и комсомольской организациям, с награждением перед строем дружины лучших пионеров, звеньев и отрядов, с вручением Красного Знамени передовому отряду. Когда все расселись, звучит общая песня — любимая песня пионеров дружины. Затем слово получают один за другим все отряды.

Что подготовит каждый отряд к сбору — это дело его чести, его сюрприз дружине. Здесь может быть и сочиненная отрядом песня, и короткий монтаж, в котором и в серьезной, и в шутливой форме будет дана оценка работе своего отряда и всей дружине. Младшие пионеры покажут изделия своих рук и скажут несколько слов, а старшие могут выступить с короткими сценками, с номерами «Живой газеты». Чем разнообразнее, живее форма, в которой ребята выскажут свое мнение и внесут свои предложения — тем лучше. Ты, как ведущий на сборе, можешь кратко резюмировать эти предложения и обращаться к дружине: «Согласны с этим, ребята?» «Правильно говорят мичуринцы?» «У кого есть возражения?» Не бойся громкого отклика, а порой и короткого спора пионеров — такие моменты очень важны для «разрядки» и выражения их отношения к происходящему.

Эта «отчетная» часть сбора может закончиться выступлениями гостей из соседней школы, друзей дружины, чтением письма от далеких товарищей.

Затем наступает очередь выборов. Сначала каждый отряд рекомендует в совет дружины того пионера, кто уже избран председателем совета отряда. После рекомендации отряда ты спрашиваешь у сбора, есть ли возражения. Если возражений нет — ребята голосуют и ты вручаешь пионеру знаки отличия члена совета дружины. Может случиться, что ребята других отрядов выдвинут веские доводы против избрания в совет дружины пионера, рекомендуемого отрядом. Тогда нужно будет просить отряд или отстоять свою кандидатуру или выдвинуть новую.

После избрания членами совета председателей советов отрядов ты предоставляешь слово отрядам III ступени: они рекомендуют в состав совета своих товарищей — старших пионеров, которые смогут быть организаторами общедружинных дел. Когда весь совет избран, ты представляешь его ребятам и всем присутствующим. Хорошо, если кто-либо из друзей дружины, руководителей комсомольской организации, скажет ему теплое напутствие.

И так кончается этот общий дружинный сбор: звонкой пионерской песней, горячим призывом к новой борьбе за выполнение Ленинских заветов.

(из материалов Ленинградского Макаренковского Мемориально-методического центра)


мечта 19 января 2012 - 09:16
когда это было и где эти времена только осталась одна ностальгия
[Ответить]

Страницы: [1]

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=