Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика
ИВАНОВ Игорь Петрович
доктор педагогических наук, профессор
Каждый, кто знаком с обычным, то есть профсоюзным пионерским лагерем, знает, какое прочное гнездо свила в нем система «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»: культ санаторного режима (для здоровых, полных энергии ребят!) и внешне, сверху организуемого порядка: «работа» по общелагерным планам, которые пишутся руководством лагеря без вожатых и за вожатых, и по отрядным планам, сочиняемым вожатыми без ребят и за ребят; букет из показухи «воспитательных мероприятий», видимость пионерского самоуправления (бесконтрольного со стороны коллектива и по существу бесправного); деление ребят на кучку бессменного актива и остальную массу — исполнителей вместо творческого содружества.
Словом, вместо жизни — отбывание. И опека вместо воспитания!
К счастью, во многих лагерях издавна шла и идет неукротимая, несмотря на поражения, борьба энтузиастов с этой системой, с ее традициями.
Мы начали эту борьбу летом 1957 года в пионерлагере «Вулкан», возобновили ее летом 1963, а затем 1964 года в пионерлагерях «Радуга» и имени Фиделя Кастро.
Опыт этой борьбы обобщен в предлагаемых тезисах.
1. Жизнь пионерско-октябрятского лагеря — это творческая разносторонняя деятельность дружного коллектива детей и взрослых. В ней идет воспитание и самовоспитание старших и младших при ведущей роли педагогов.
Основа жизни — коллективная организаторская деятельность ребят и взрослых — участие каждого во всех творческих делах.
2. Что она предполагает, эта жизнь?
Постоянную заботу о людях — о своих товарищах, о младших, о старших, о «ближних», о «дальних».
Разнообразную познавательную деятельность: прежде всего познание окружающей жизни — жизни природы и жизни окружающих сел, деревень, поселков.
Спорт и туризм в природных условиях.
3. Лагерная смена делится на несколько периодов (3—4). Каждый завершается общелагерным днем-праздником. Такие дни создают систему радостных перспектив, объединяют разнообразную деятельность отрядов, сплачивают их в коллектив единый, общелагерный. Это своеобразный творческий смотр достижений. В составлении плана, подготовке и проведении праздника участвуют все ребята и взрослые.
4. Темы и сроки общелагерных дней-праздников обсуждаются и принимаются педагогическим коллективом, с возможно большим участием ребят.
Календарный план отряда на каждый период составляется в первый (организационный) день периода на большом общем сборе отряда в результате конкурса между звеньями (звездочками) на лучшие предложения. На этом же сборе обсуждаются и принимаются предложения отряда к плану очередного общелагерного дня-праздника.
Сводный план лагеря на день составляется накануне дежурным командиром лагеря — начальником штаба дежурного отряда и дежурным комиссаром лагеря — вожатым дежурного отряда.
5. Высший орган отряда — общий сбор. Здесь обсуждаются и решаются важнейшие вопросы жизни.
Виды общих сборов:
В день приезда отряд проводит общий сбор-старт. Вожатые знакомят ребят с перспективным планом лагеря, режимом дня, «памятками», проводят конкурс между звеньями (звездочками) на лучшее название отряда и звена (звездочки), отрядную эмблему, девиз, отрядную песню.
В первый день каждого периода (всего 3 раза за смену) проводится большой общий сбор отряда. На этом сборе:
По вечерам отряд проводит свой общий сбор-«огонек». Ребята и вожатые обсуждают итоги дня, советуются, как лучше провести следующий день, при этом каждое звено (звездочка) выступает со своим мнением и со своими предложениями.
Накануне дня отъезда — сбор-«финиш». Он обсуждает итоги смены, высказывает свои предложения, составляет наказ смене следующей.
6. Штаб отряда выбирается большим общим сбором на период. Таким образом, в течение смены действуют по очереди несколько «созывов» отрядных штабов. При этом отряд может избирать в состав штаба отдельных пионеров (октябрят) на новый срок при их согласии.
В штаб входят начальник штаба, командиры звеньев (звездочек), командир отряда, вожатые отряда (комиссары), а также — по решению общего сбора — и другие.
Штаб руководит всей жизнью отряда в течение своего периода, выполнением отрядного плана на этот период, действиями отряда, во время общелагерного дня.
На следующем большом сборе он отчитывается перед отрядом и передает эстафету руководства новому штабу.
7. На большом общем сборе выбираются также советы дела из представителей каждого звена (каждой звездочки). Совет отвечает за подготовку и проведение одного определенного дела. Пионеры (октябрята) входят в совет по желанию. Одновременно в отряде действует несколько советов дел, это позволяет вовлечь в организаторскую деятельность не только членов совета отряда, но и всех остальных ребят.
В течение смены каждый пионер и каждый октябренок может и должен принять участие в работе одного или нескольких советов дел, а значит — учиться организации разных сторон жизни коллектива.
Проведение общих сборов, сменность в составе штаба отряда, использование советов дел позволяют избежать разделения коллектива на организаторов («актив») и исполнителей, дает возможность постоянно соединять для каждого пионера и октябренка обе эти позиции, формирует умение и руководить и подчиняться.
8. Выбирая начальника штаба своего отряда на период, большой общий сбор одновременно избирает его в состав совета дружины на этот же период. Таким образом, совет дружины выбирается отрядами на период в первый (организационный) день каждого периода. В состав совета дружины входят начальники штабов и комиссары (вожатые) отрядов, начальник лагеря и старший пионерский вожатый — комиссар лагеря. Председатель совета дружины — комиссар лагеря.
В первый день периода совет дружины собирается на свой большой сбор, в котором принимают участие члены совета и «старого» и «нового» созывов. На этом большом сборе совет дружины:
На вечерней линейке в первый день периода происходит торжественная передача эстафеты руководства от «старого» к «новому» совету дружины.
Сборы совета дружины происходят ежедневно. Совет руководит всей жизнью дружины и отрядов в течение периода, выполнением календарного плана на период, подготовкой и проведением очередного общелагерного дня, работой дежурного отряда.
9. Каждый пионерский отряд по очереди становится дежурным отрядом. Он обеспечивает выполнение сводного плана лагеря на день, проявляя при этом творческую заботу о лагерном коллективе. Возглавляет работу дежурный командир лагеря (начальник штаба дежурного отряда) и дежурный комиссар (вожатый дежурного отряда).
Распределение участков заботы о лагере, разработка плана дежурства, а также подведение его итогов происходит на общем сборе-«огоньке» отряда.
10. Главным делом пионерских отрядов становятся тимуровские походы (десанты и рейды).
Во время тимуровского похода отряд (или группа отрядов) действует в своей зоне заботы: проводит тимуровскую «разведку боем», знакомится с ребятами, молодежью, взрослыми окрестных деревень и поселков, делает им тимуровские сюрпризы, в содружестве с ними проводит творческие дела, например, операцию «Никто не забыт», рейд «Легкой кавалерии», трудовые десанты, концерт-обозрение, «Пресс-конференцию», КВН, политбой, спартакиаду, военные игры.
Все эти дела организуются, как правило, советами дел.
11. Живя в лагере, готовясь к тимуровскому походу, к общелагерным дням-праздникам, пионерские отряды и сводные коллективы по интересам (клубы, кружки, бригады) используют разнообразные коллективные творческие дела: трудовые, познавательные, спортивные. Эти дела могут проводиться как внутри отряда (кружка), так и вместе с другими отрядами (кружками).
Особое внимание — заботе об октябрятах, дружбе с ними. Один из лучших путей организации такой заботы «союзы» пионерских и октябрятских отрядов.
12. Главные дела октябрятских отрядов (групп) — тимуровские вылазки и тимуровские сюрпризы.
Октябрята проводят их вместе с пионерами своих «союзных» отрядов, причем в каждой вылазке участвует не более двух звездочек. Командир сводной команды октябрят и пионеров — вожатый октябрятского отряда. Продолжительность тимуровской вылазки 2—3 часа для младшего и средних октябрятских отрядов, 3—5 часов для старших октябрят.
Звездочка в течение смены участвует в 4—5 тимуровских вылазках. Октябрята вместе с пионерами ведут наблюдения, встречаются с интересными людьми, делают какое-либо доброе дело, задумывают или осуществляют ранее задуманный тимуровский сюрприз.
Маршруты тимуровских вылазок: «Лес», «Поле», «Луг», «Сад», «Озеро», «Железная дорога», «Ферма», «Сельская школа», «Сельские малыши», «Сельский клуб». Тимуровские сюрпризы октябрята могут делать как звездочками, так и всем отрядом: для других отрядов — октябрятских и пионерских, для общелагерного коллектива (в частности, в общелагерные дни-праздники), для родителей, для друзей в окружающих деревнях (по «следам» и во время тимуровских вылазок), для далеких друзей. Тимуровский сюрприз может включать в себя трудовое дело, подарок-самоделку, веселую игру, концерт, номер устного журнала, альбом рисунков, коллективный рассказ, коллекцию и так далее.
13. Важное место в жизни и воспитании октябрят занимают творческие игры.
Руководят играми сводные бригады, кружки, клубы пионеров.
14. Ядро педагогического коллектива — вожатые пионерских и октябрятских отрядов. Раз в 2—3 дня собираются они на дружеские «вожатские огоньки», на которых обсуждают свою работу, отдельные дела и случаи, обмениваются опытом, договариваются о совместных действиях отрядов. Хорошо, если участниками таких «огоньков» становятся и другие сотрудники лагеря.
15. Высший орган педагогического коллектива — педсовет, возглавляемый начальником лагеря. Совет собирается на свои «большие» и «летучие» заседания. «Большое» заседание проводится перед выездом в лагерь и затем в первый (организационный) день каждого периода. Основу заседания составляет коллективная творческая работа педагогов и сотрудников: коллективное обсуждение и решение важнейших вопросов жизни и воспитания в лагере, анализ итогов периода и проведенного накануне общелагерного дня, разработка перспектив дальнейшей деятельности общелагерного коллектива.
«Большое» заседание совета строится, как правило, так:
«Летучие» заседания совета проводятся по мере необходимости и носят, как правило, инструктивный характер.
16. Члены педагогического коллектива ведут постоянную работу по овладению творческой системой воспитания, по преодолению традиций «парной», формальной педагогики.
(«Учительская газета», 26 апреля 1988 года)