Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

действительный член АПН СССР

Коллективное творческое воспитание

Дорогие друзья — учителя, преподаватели, пионерские вожатые, воспитатели групп продленного дня, родители! Предлагаю вашему вниманию некоторые советы по организации воспитательной работы. Их следует рассматривать лишь как основу, как канву, по которой можно вышивать любой рисунок в соответствии с вашими конкретными условиями.

Коллективное творческое воспитание — это система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей. Организовать эту работу мы рекомендуем по тематическим периодам коллективной творческой жизни.

Суть этого метода заключается в том, что при планировании жизни коллектива определяются периоды учебного года и такие темы комплексного воспитательного значения, которым могут быть посвящены выбранные периоды в данном классе, октябрятском, пионерском и комсомольском коллективах, группе продленного дня. Например, в первом классе тематическими периодами могут быть: «Здравствуй, школа!», «Красная звездочка», «Прощай, Букварь, здравствуйте, Книги!».

Жизнь любого коллектива в каждом таком периоде, работа педагогов должны быть одухотворены ведущей идеей. Каждая из ведущих идей отражает различные стороны нашей жизни. Так, ведущая идея периода «Здравствуй, школа!» — забота о родной школе, ее учителях, сотрудниках, ветеранах, учащихся других поколений. Ведущая идея периода «Золотая осень» — забота об уборке урожая, его сохранении, о природе.

В каждом тематическом периоде осуществляется единство всех видов общей творческой гражданской заботы: учебной и собственно воспитательной, практической и организаторской, всех направлений этой заботы — о своем коллективе, классе, группе, школе, о родном крае, о далеких людях. Это единство воплощается в кульминационном событии каждого периода — в празднике, в коллективных творческих делах, которые проводятся до праздника, на самом празднике и после праздника, в содержании чередующихся творческих поручений, выполняемых микроколлективами в повседневном, опять-таки — творческом общении воспитанников и воспитателей.

Воспитательную работу руководитель коллектива осуществляет в содружестве с другими педагогами, родными и шефами воспитанников как их старший товарищ. Эта работа проходит шесть стадий.

1 стадия. Предварительная работа воспитателей. Самоподготовка руководителя коллектива: педагог обдумывает идею праздника, его воспитательные возможности, намечает те коллективные творческие дела и творческие поручения микроколлективам, которые могут быть осуществлены до праздника и на самом празднике (2-3 варианта), и готовит свои предложения к общему сбору-старту. Намечает те воспитательные занятия и творческие встречи на выбранную тему, которые проведет с воспитанниками сам или кто-то по его поручению. Думает над тем, что могут сделать шефы и родные воспитанников при подготовке праздника, в чем будет заключаться его сотрудничество с другими педагогами.

Затем руководитель коллектива «по секрету» от воспитанников обсуждает замысел праздника с шефами, стремясь пробудить и их инициативу. Необходимы и совместные размышления с родными воспитанников: как лучше выполнить работу, подготовить и провести праздник.

Проводятся нацеливающие (стартовые) беседы с ребятами, экскурсии и т. п. Этими мероприятиями и в повседневном дружеском общении педагоги раскрывают радостную перспективу будущего праздника, увлекают ею и воспитанников, и их родных.

2 стадия. Коллективное планирование. Оно осуществляется на общем сборе-старте. На этом сборе руководитель коллектива сначала ставит перед всеми вопросы-задачи для размышления, обсуждения, решения: какие дела, игры стоит сделать лучше всего до праздника, на самом празднике? На радость и пользу кому? Где лучше провести? С кем вместе провести?

Затем в микроколлективах (звездочка, звено отряда, временное объединение нескольких человек) каждый высказывает свое мнение, свои предложения. Руководитель коллектива незаметно помогает самому слабому микроколлективу — дает идеи на выбор, всячески поощряет.

Далее — общая работа: представители каждого микроколлектива высказывают свои мнения и предложения, идет обсуждение. Руководитель подхватывает предложения воспитанников, развивает их, помогает отобрать наиболее целесообразные, обобщает отобранное. Происходят выборы «советов дел». «Совет дела» — это сводный коллектив представителей всех микроколлективов, который окончательно разрабатывает подробный план того или иного коллективного творческого дела, распределяет поручения между микроколлективами, готовит это дело, руководит его проведением.

3 стадия. Подготовка к празднику. Осуществляются одно-два коллективных творческих дела. Для лучшего их проведения, в помощь воспитанникам, устраиваются творческие встречи, руководитель коллектива «по секрету» проводит работу мобилизующего и обучающего характера с выбранными «советами дел», с шефами и с родными воспитанников, стараясь, чтобы они тоже участвовали и в коллективных творческих делах, и в воспитательных мероприятиях: политинформациях, беседах, кружковых занятиях.

4 стадия. Проведение праздника. Стержень праздника — два-три коллективных творческих дела, как заранее подготовленных, так и импровизационных, типа «концерт-молния», эстафета-«ромашка» и т. д. Весь праздник может пройти в форме ролей творческой игры. А руководитель коллектива выступает здесь в роли главного «доброго волшебника».

5 стадия. Коллективное подведение итогов проделанной работы. Проводится, по преимуществу, в форме общего сбора-«огонька». Предварительно в каждом микроколлективе обсуждаются три вопроса: что было хорошо — почему? Что не удалось — почему? Что сделаем в будущем? Затем на сборе-«огоньке» представители микроколлективов докладывают результаты обсуждения, сравнивают свои оценки, стараясь найти общее мнение. Руководитель коллектива подводит итоги.

Итоги работы надо обсудить и в воспитательском коллективе — с родными воспитанников и с педагогами.

6 стадия. Последействие проделанной работы (использование ее опыта). Надо попробовать реализовать предложения, возникающие и принятые на общем сборе-«огоньке» и в воспитательском коллективе. Планируются и готовятся новые коллективные творческие дела. Педагоги используют опыт и материалы проведенного творческого праздника в классных занятиях, во внеучебной работе, как общей, так и специальной — с воспитанниками, шефами, родными учащихся.

Думаю, можно назвать коллективной деятельность, если в ней участвует каждый воспитанник — участвует вместе со старшими товарищами и в планировании общей жизни, и в выполнении намеченного, и подведении итогов.

Высший орган коллектива — общий сбор. Здесь воспитанники и их старшие товарищи сообща обсуждают и решают самые важные вопросы жизни коллектива. Общий сбор имеет разновидности.

Сбор — рождение коллектива. Воспитанники вместе со своими старшими товарищами определяют «лицо» коллектива: каждый микроколлектив выбирает своего руководителя на первый период, придумывает свое название и вносит предложения о названии всего коллектива, а также о его эмблеме-значке, девизе, песне-гимне. После обсуждения принимается самый интересный вариант.

Общий сбор-старт. На этом сборе составляется план предстоящего праздника, связанных с ним творческих дел и игр. После вступительного слова ведущего идет размышление по микроколлективам. Затем выступают представители микроколлективов, предложения обсуждаются, уточняются, из них выбираются лучшие; выбираются «штаб праздника», «советы дел».

Общий сбор-«огонек». На этом сборе обсуждается проведенный праздник, связанные с ним дела и игры, удачи и ошибки, чтобы был урок на будущее. Обычно выпускается стенная газета, рукописный журнал и т. д.

Общий сбор-молния. Этот сбор обсуждает значительные и неожиданные события.

Общий сбор — очень важное дело. Это — школа коллективной мысли; здесь учатся защищать свои мнения и предложения, выступать от имени микроколлектива (звездочки, отряда и т. п.), вдумываться в предложения товарищей, ставить вопросы, анализировать свой и чужой опыт, выбирать оптимальное решение, извлекать уроки на будущее, строить перспективу — ближнюю, среднюю и дальнюю.

Планирование жизни коллектива может быть сжатое — сразу на общем сборе-старте и развернутое — с предварительной беседой руководителя, разведкой дел и друзей, которую в течение 2-3 дней ведут микроколлективы по выбранным маршрутам и результаты которой докладываются и обсуждаются на общем сборе. В плане отражаются вопросы: что сделаем для своего класса, для другого класса, для школы, для своих родных, для малышей, для ветеранов, для окружающей среды, для родного края, для далеких друзей? Кто участвует: все микроколлективы, некоторые микроколлективы — по желанию, добровольцы (сводный отряд, команда, бригада)? С кем вместе сделаем: с микроколлективами шефов, со всем коллективом шефов, с другими коллективами, с родными и другими взрослыми друзьями? Кто ведущий: совет коллектива, совет (штаб) праздника, «совет дела», командир сводного отряда (команды) добровольцев? Где сделаем?

В текущей организаторской работе участвует каждый воспитанник или в составе совета коллектива (каждый в течение периода работает руководителем своего микроколлектива), или в составе того или иного (по желанию) «совета дела», или в качестве командира сводного отряда добровольцев, созданного на общем сборе для подготовки и проведения какого-то коллективного творческого дела.

О коллективных творческих делах более подробно можно прочитать в моей книге «Энциклопедия коллективных творческих дел», которая скоро выйдет в издательстве «Педагогика». Здесь же ограничусь напоминанием тех условий, которые необходимы для воспитательной результативности этих дел.

Условия такие: единство жизненно-практической и воспитательной направленности каждого дела. То есть дело должно решать и чисто практическую задачу по улучшению окружающей жизни и жизни самого коллектива и одновременно — одну или несколько воспитательных задач. Каждое коллективное дело надо сделать творческим: «чистых» исполнителей не должно быть; на всех стадиях планирования, организации и проведения каждый, кто в этом участвует, должен быть включен в непрерывный поиск лучшего решения какой-то жизненно важной задачи. Какие же дела могут быть у коллектива?

Дела общественно-политического характера: «Родине — нашу заботу», «Звездный марш-поход», «Герои с нами», «Пресс-конференция», «Защита проектов будущего», «Город веселых мастеров», «Вечная память и слава!», «Творческий суд над общественным злом», «Форум» и другие.

Трудовые дела: трудовая «атака», трудовой «десант», операция «Родной школе», операции «Мастерская» и «Фабрика», операции типа «Зеленый друг», «Забота о лесе», «Птицам нашу заботу», «Подарок малышам» и другие.

Познавательные дела: эстафета любимых занятий, рассказ-эстафета, сказка-эстафета, повесть-эстафета, «Кинотеатр», вечер разгаданных и неразгаданных тайн, защита фантастических проектов, турнир-викторина, «Эстафета цветов» и другие.

Художественно-эстетические дела: эстафета-«ромашка», концерт-молния, кольцовка песен, литературно-художественные конкурсы, вечер поэзии, вечер песни, вечер музыки, турниры знатоков поэзии, театра, музыки, песни, «Кукольный театр» и другие.

Спортивно-патриотические дела: «Снежная Олимпиада», спартакиада народных игр, веселые спартакиады — летняя, осенняя, зимняя, весенняя, игры на местности «Космонавты и метеоры», «Десант — ракеты», «Бой неуловимых», сюита туристских игр и другие.

Организаторские дела: сбор-рождение коллектива, общий сбор-старт, общий сбор-«огонек», разведка дел и друзей, смотр дружбы, «Анкета желаний», «Анкета мнений и предложений», линейка-смотр, газета-молния и другие.

В жизни коллектива могут разрабатываться и использоваться различные виды творческих поручений микроколлективам.

«Хозяева» («Вахтенные») — дежурят по коллективу: обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о порядке на переменах, от имени коллектива готовят творческие поздравления с днем рождения, самоделки, рисунки, наглядные пособия, стихи, сценки и т. д.

«Санитары» — заботятся о внешнем виде товарищей, о сменной обуви, о чистоте рук, о выполнении режима; учатся оказывать первую медицинскую помощь, создают и ведут санитарный стенд.

«Книголюбы» («Друзья книги») — заботятся о сохранности учебников, держат связь со школьной библиотекой, знакомят товарищей с интересными книгами, новинками детской литературы, работают в «книжной больничке», собирают, хранят и используют библиотечку своего коллектива, устраивают книжные выставки.

«Любознательные» («Мудрейшие») — проводят викторины, придумывают загадки для использования в устном журнале, работают с газетами и журналами, ведут стенд «Это интересно», «Уголок любознательных» и т. п.

«Друзья природы» — заботятся о цветах, растениях в помещениях коллектива, ведут календарь природы, помогают товарищам в заполнении личных «дневников природы», первыми участвуют в операциях охраны природы.

«Веселята» («Затейники») — находят или придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, хранят, пополняют и используют игротеку коллектива.

«Спортсмены» («Друзья спорта») — подготавливают и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята делали утреннюю гимнастику, помогают педагогам проводить спортивные игры, праздники.

«Журналисты» — придумывают небольшие устные рассказы, создают устный журнал со страничками, например, «Загадки», «Новости», «Герои», «Тайны вокруг нас» и т. п. Выпускают бюллетени, стенную газету, молнии.

Поручение микроколлективу дает общий сбор после того, как ребята их обсудили и сообща выбрали понравившиеся. На общем же сборе обсуждают и решают, на какое время дали эти поручения и как будет проходить обмен ими: по заранее составленному графику или по жребию. Опыт показывает, что поручения целесообразно менять каждую неделю или через две недели.

Главное в чередовании творческих поручений — развитие взаимной товарищеской, бескорыстной заботы о своем коллективе и в повседневной жизни, и при подготовке к праздникам. Каждое поручение микроколлектив выполняет вместе со своими старшими товарищами.

В этих условиях всё быстрее и полнее выявляются богатейшие воспитательные возможности чередования творческих поручений: каждый воспитанник участвует поочередно в разных видах творческой деятельности — на радость и пользу окружающим людям. Делится с товарищами своими интересами, знаниями, находками, набирается опыта и от товарищей, и от шефов, родных, педагогов. Учится ценить добрые традиции и обогащает их своим творчеством.

Какими путями можно включать родителей (бабушек, дедушек) в творческую, повседневную, многообразную заботу об общем коллективе, о каждом микроколлективе, о каждом воспитаннике?

Взрослым надо определить, для какого ребячьего коллектива они хотят стать старшими товарищами; готовы принять ребят у себя в гостях (раз в неделю или в две), помочь выполнить творческое поручение, учебное задание, организовать совместное чтение интересной книги и ее обсуждение, совместный просмотр телепередачи. Очень полезно включение всё большего числа родных воспитанников в планирование, подготовку, проведение и обсуждение — вместе с воспитанниками — коллективных творческих дел, праздников.

Еще раз повторю: система коллективного творческого воспитания не только допускает, но и предусматривает непременно творчество каждого, кто в ней участвует. В связи с этим приведу несколько строк из письма, полученного недавно из далекого Минусинска. Ранее незнакомая мне Надежда Петровна Краснопеева, организатор воспитательной работы в школе № 4, рассказывая о своем опыте применения коммунарской методики, в частности, пишет: «Постарались мы выйти и на родителей, ибо без них трудно выбраться из застоя. По такой же технологии мы провели родительскую конференцию, которая привела всех в восторг. Именно здесь было принято решение о создании в школе парламента. На сегодняшний день прошло уже три заседания парламента, выпущено три газеты, прошел брифинг учащихся с членами парламента. Сейчас все мы работаем над уставом школы. В парламенте девять родителей, четыре учителя, шесть учеников. Создано пять секций, куда по желанию вошли и ученики, и учителя, и родители».

Здесь описана одна из возможных форм включения родных воспитанников в общую коллективную творческую жизнь. Эти формы могут быть и иными. Возможности выбора — творческого выбора, неограниченны, а сам он зависит от вас.

(журнал «Семья и школа», 1989 год, № 8)

Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=