Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ИВАНОВ Игорь Петрович

Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в средней школе

(автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук)

I

Руководство пионерской организацией имени В. И. Ленина составляет одно из самых ответственных поручений, данных Коммунистической партией комсомолу – верному помощнику партии в воспитании подрастающего поколения. Коммунистическая партия придавала и придает огромное значение работе ВЛКСМ с пионерской организацией имени В. И. Ленина, постоянно направляет эту работу, оказывает через партийные организации необходимую помощь комсомолу в выполнении задач, связанных с практическим руководством пионерами.

Новым ярким свидетельством заботы Коммунистической партии о воспитании юных ленинцев является обсуждение на XII съезде ВЛКСМ в марте 1954 года вопроса «О работе пионерской организации имени В. И. Ленина». Руководствуясь указаниями XIX съезда КПСС и Центрального Комитета партии, съезд дал всестороннюю оценку работы комсомольских организаций с девятнадцатимиллионной армией юных пионеров, выдвинул конкретные требования по улучшению этой работы.

В Уставе ВЛКСМ, принятом на XII съезде, указывается: «Комсомольские организации обязаны повседневно руководить работой пионерских отрядов и дружин, развивать самодеятельность и инициативу пионеров, воспитывать их в духе коллективизма, добиваться, чтобы каждый пионер был примером для учащихся в учебе и дисциплине».

В воспитательной работе с пионерами комсомол опирается на всё возрастающую поддержку со стороны советских педагогов.

Рассмотрение фактического материала из жизни школ, имеющегося в педагогической литературе, убеждает в том, что внимание широких кругов как учительства, так и научных работников всё больше и больше привлекается к вопросам работы комсомольцев с пионерами в школе. Практический опыт всё большего числа педагогов свидетельствует об огромном воспитательном влиянии этой работы и на пионеров, и на комсомольцев-учащихся. Вместе с тем вызывает очень большой интерес и то обстоятельство, что в школьной практике возникает и приобретает всё более значительную роль такая форма работы комсомольцев с пионерами, как постоянная связь, содружество классных комсомольских организаций (комсомольских групп) с пионерскими отрядами. В 1949 году появляются описания подобного опыта, сделанные директором Удельнинской средней школы Московской области П. М. Казуриным и учительницей школы № 4 г. Бабушкина той же области Э. П. Вайнштейн. В 1952 году о таком опыте подробно рассказывают Б. Александровский (деятельность комсомольской организации 9Б класса 54-й средней школы г. Новосибирска) и В. Ф. Любова, директор средней женской школы № 105 г. Ленинграда. В 1950-53 г. М. В. Кропачева в своих работах «Учитель и комсомольская организация школы», «Мои друзья-комсомольцы», «Воспитательная работа комсомола в школе» рассматривает опыт содружества классных комсомольских организаций с пионерскими отрядами в ряде ленинградских школ. В 1953 году выходит в свет целая серия работ, описывающих подобный опыт во многих школах страны: мужской средней школе № 468 г. Москвы (работа И. Г. Гордина), школ г. Ростова-на-Дону (сборник «Комсомольская и пионерская работа в школе»), г. Сталинграда (сб. «Воспитательная работа в школе. По материалам VIII научно-практической конференции учителей г. Сталинграда и Сталинградской области»), 58-й железнодорожной школе г. Краснодара (статья Л. Новиковой) и т. д.

Оба указанных выше явления не носят случайного характера. Ведь с каждым годом возрастает воспитательная роль комсомольских и пионерских организаций в школе, усиливается необходимость всемерного использования самодеятельного характера этих организаций. Однако до сих пор задача педагогического изучения работы комсомольцев с пионерами в школе не выполнялась с тем вниманием, которое вызывается размахом этой работы и всё возрастающим в практике обширным материалом, требующим своего теоретического обобщения. Настоящее исследование представляет собой попытку такого обобщения практического опыта воспитательной работы комсомольцев с пионерами в школе, накопившегося за последние годы.

Основная задача исследования состоит в следующем:

1-е – выяснить, какова сущность явлений, которые получили широкое распространение в школьной практике: 1) единства воспитательного влияния работы комсомольцев с пионерами как на старших, так и на младших школьников и 2) установления постоянной связи классных комсомольских организаций (комсомольских групп) и пионерских отрядов.

2-е – определить, в каком направлении идет в настоящее время развитие воспитательной деятельности комсомольцев-учащихся по отношению к пионерам и каковы педагогические условия улучшения этой деятельности.

II

Характер источников и методов данного исследования определяется обеими частями, из которых складывается задача исследования. Главным источником является опыт школ, накопленный в области работы учащихся-комсомольцев с пионерами. Этот опыт имеет свое двоякое выражение. Во-первых, он воплощается в конкретной деятельности, осуществляемой коллективом, определенной школы. Во-вторых, опыт школ отражается в педагогической литературе как в виде фактических сообщений, так и в более или менее обобщенном виде.

Решающее значение при изучении опыта имеет марксистско-ленинская методология. Поэтому степень успешности решения поставленной перед данным исследованием задачи определяется тем, насколько в нем удалось, во-первых, выяснить объективную взаимосвязь работы комсомольцев с пионерами с другими моментами жизни школьного коллектива, а также взаимосвязь различных сторон самой этой работы, во-вторых, раскрыть характер развития этих взаимосвязанных явлений.

Исходя из указанных выше положений, мы шли к решению задачи, поставленной перед исследованием, двумя путями:

Первый путь это рассмотрение педагогической литературы, посвященной вопросам воспитательной работы в школе, как отражения процесса развития практической деятельности ученических комсомольских организаций по воспитанию пионеров, процесса, в котором всё более отчетливо проявляются определенные педагогические закономерности, процесса, идущего уже ряд лет в школах нашей страны. По нашему мнению, достаточное внимательное изучение педагогической литературы (в диссертации рассмотрено 167 работ) под таким углом зрения должно было дать ответ на вопрос о сущности отмеченных выше явлений в практике работы комсомольцев с пионерами. Мало того, это изучение должно было подвести к решению и второго вопроса — о направлении, в котором развивается воспитательная работа комсомольцев с пионерами в наших школах. Поэтому среди глав данного исследования нет такого обзора литературы, который только ставит проблему, а есть анализ фактического материала, имеющегося в литературе, анализ, производимый на основе теоретических положений советской педагогической науки.

Второй путь — это изучение опыта ряда средних школ г. Ленинграда. В центре здесь стоит попытка ознакомиться с развитием системы воспитательной работы в средней мужской школе № 210, начиная с момента создания школы в 1945 году, и проанализировать деятельность комсомольской организации этой школы по воспитанию пионеров как органическую часть указанного процесса. На основе такого ознакомления автор старался определить объективные тенденции дальнейшего развития работы комсомольцев с пионерами и вместе с педагогическим коллективом школы помочь ученической комсомольской организации реализовать эти тенденции в 1953/54 учебном году.

Исследователь стремился сделать свою работу по ознакомлению с прошлым и текущим опытом школы и по практическому осуществлению некоторых положений органической частью деятельности самого педагогического и ученического коллектива по подведению итогов воспитательной работы комсомольцев с пионерами и по подъему этой работы на новую ступень. Практически это выразилось, в частности, в проведении общешкольного комсомольского собрания на тему «Долг комсомольцев в воспитании смены». Весь период подготовки к этому собранию был временем разносторонней работы комсомольцев и педагогов по осмыслению не только опыта текущего учебного года, но и долголетних традиций «шефской» работы в школе. В эту работу естественным путем вошли беседы, которые проводил исследователь индивидуально и с группами учителей и учащихся, изучение документации школы с непосредственной целью оказания помощи в подготовке доклада, наблюдение за деятельностью классных комсомольских организаций, за действиями педагогического коллектива и помощь советами, необходимость которой возникала по ходу этих наблюдений.

Выполняя решение общего комсомольского собрания, комитет и классные бюро ВЛКСМ развернули активную деятельность, направляемую партийными организациями, руководством школы и поддерживаемую всеми учителями. Для самого исследователя участие в этой деятельности было своеобразной формой «естественного эксперимента» по осуществлению и уточнению некоторых положений, ставших звеньями общей программы улучшения работы комсомольцев с пионерами в 210-й школе. Методы наблюдения, беседы, изучения письменных материалов являлись на этом этапе средствами, с помощью которых участие исследователя в работе коллектива по выполнению поставленных задач оказывалось действительно полезным.

Подобная же работа была проведена исследователем в средней женской школе № 193 г. Ленинграда. Сравнение материалов и выводов, полученных по этим двум школам, а также привлечение данных, установленных путем ознакомления в 1949-54 годах с деятельностью комсомольских организаций ряда других школ г. Ленинграда и Ленинградской области, дало возможность проверить и развить положения, которые были сформулированы на основе изучения материалов педагогической литературы.

Существенное значение имел для исследователя также критический анализ его собственной работы в качестве классного руководителя средней школы № 202 г. Ленинграда в 1949/50 и 1950/51 гг.

III

В первой главе диссертации вопросы работы комсомольцев с пионерами рассматриваются в свете проблемы единства классного и общешкольного коллективов.

В практике многих школ страны, отраженной в педагогической литературе, имеют место три основные формы существования классного коллектива внутри школьного коллектива, в ряде случаев взаимодействующие и переплетающиеся одна с другой:

1) относительное обособление ряда сторон жизни классного коллектива от жизни других классных коллективов;

2) взаимосвязь целой группы классных коллективов, устанавливаемая, главным образом, в пределах основных возрастных групп классов (способами этой взаимосвязи являются выполнение классом поручения общешкольного характера, почин классного коллектива, обращенный к другим классам, совместное обсуждение и решение определенного вопроса, соревнование, ознакомление классов с жизнью друг друга);

3) постоянная взаимосвязь старшего и младшего классных коллективов.

В условиях относительного обособления классного коллектива воспитательное воздействие школьного коллектива осуществляется на основе участия учащихся класса в создании, взаимной передаче и усвоении положительного опыта жизни своего классного коллектива. Чем больше масса учащихся класса вовлекается в этот процесс, тем сильнее воздействие классного коллектива (как части школьного коллектива) на каждого ученика в воспитании политическом, нравственном, умственном, трудовом, физическом, художественном. Степенью участия в этом процессе определяется и степень единства воспитания и самовоспитания учащихся. Однако в этих условиях учащиеся воспитываются преимущественно на опыте лишь небольшой части школьного коллектива – на опыте одного класса. Этим обстоятельством объективно ограничена степень воспитательного воздействия школьного коллектива на учащихся данного класса.

В условиях взаимосвязи целой группы классов воспитательное воздействие школьного коллектива осуществляется на основе участия школьников в создании, передаче и усвоении положительного опыта не одного, а многих классных коллективов. Однако и этот путь использования воспитательных возможностей процесса создания, усвоения и передачи коллективного положительного опыта в известном отношении ограничен. В силу возрастных отличий взаимосвязь между многими классными коллективами осуществляется в наших школах чаще всего в границах определенной возрастной группы классов. Это, в частности, и приводит к такому положению, когда в школах, не идущих дальше данного способа существования классных коллективов, жизнь школьной комсомольской организации (во взаимосвязи классных комсомольских организаций, комсомольских групп) слабо связана с жизнью пионерской дружины (во взаимосвязи отрядов) и большинство комсомольцев фактически не участвует в процессе воспитания пионеров.

В условиях взаимосвязи старшего и младшего классных коллективов, т. е. в условиях повседневного личного общения старших и младших школьников, создается возможность постоянного участия каждого учащегося в создании, передаче и усвоении положительного опыта классных коллективов, относящихся к разным возрастным группам классов. Чем полнее реализуется эта возможность, тем сильнее воспитательное воздействие школьного коллектива в этих условиях, тем больше осуществляется, в частности, единство воспитания и самовоспитания учащихся.

В каждой из форм существования классного коллектива внутри общешкольного коллектива обнаруживается одна и та же объективная закономерность, которую можно сформулировать следующим образом: степень воспитательного воздействия школьного коллектива на учащихся определяется степенью их участия в процессе создания, передачи и усвоения положительного опыта жизни классных коллективов.

Указанная закономерность составляет в условиях школы сущность единства общего и первичного коллективов, о котором говорил А. С. Макаренко.

Осуществление указанной закономерности лежит в основе единства воспитания и самовоспитания школьников, в частности единства воспитательного влияния работы комсомольцев с пионерами как на тех, так и на других. Участвуя в создании вместе с пионерами положительного опыта, в передаче им положительною опыта жизни комсомольского коллектива, комсомолец (отрядный вожатый и любой его помощник) не может не усваивать сам этот опыт, не работать в той или иной мере над собой, т. е. не воспитывать самого себя.

Установление постоянной связи между комсомольскими группами (классными комсомольскими организациями) и пионерскими отрядами («шефства») есть выражение стремления к наиболее полному использованию указанной выше объективной закономерности, в частности такого ее следствия, как единство воспитания и самовоспитания школьников.

Это положение раскрывается в исследовании на основе анализа фактического материала из жизни ряда школ страны, представленного в работах Л. Е. Сапирштейн (школа № 529 г. Москвы), Н. И. Костаревой (школа № 433 г. Москвы), А. У. Межерицкого (школа № 52 г. Ростова-на-Дону), З. Чистяковой (школа № 3 г. Химки), В. Алдониной (школа № 19 г. Красноярска). Этот же материал позволяет сделать предположение, что и в самом шефстве комсомольских классов над пионерскими отрядами указанная закономерность проявляется с разной силой и полнотой, что в практике намечается определенное направление развития воспитательной работы массы комсомольцев школы с пионерами.

Раскрытие того, насколько правильны эти предположения, а также решение вопроса о том, как ведется педагогическим коллективом воспитательная работа с ученическим коллективом, чтобы обеспечить это развитие, составляет задачу последующих глав исследования.

IV

Воспитательная работа комсомольцев с пионерами в 210-й школе (рассматриваемая во 2-й главе диссертации) являлась и является неотъемлемой частью той обширной системы связи между классными коллективами, о создании и укреплении которой педагогический коллектив, руководимый Т. Е. Конниковой, заботится с первых дней существования школы. Сущность различных форм этой связи заключается в создании, передаче и усвоении учащимися положительного опыта классных коллективов, причем особенно важным звеном в этом опыте является положительное отношение к школьному коллективу (чувство чести, гордости за него и чувство ответственности). Хорошо передано такое отношение в словах одного из комсомольцев, обращенных от имени выпускников 1951 года к учащимся школы: «Мы не говорим вам, мы просто требуем от вас — храните наши школьные традиции, укрепляйте наш коллектив, – это самое главное».

Ступени в развитии воспитательной работы комсомольцев с пионерами в 210-й школе органически связаны с теми основными этапами, которые проходил процесс сплочения школьного коллектива, расширения и углубления связи между классными коллективами.

Первый этап этого процесса относится к 1945-48 гг. и характеризуется возникновением у учащихся школы (во всяком случае, у значительного числа их) положительного отношения к школьному коллективу. Формирование этого отношения явилось результатом внедрения целого ряда форм непосредственных связей между многими (всеми) классными коллективами: дежурство по школе, первая и вторая олимпиады, празднование 30-летия Октябрьской революции и т. д. Объективными показателями данного отношения явились такие события 1948/49 учебного года, как забота 9-го и 8-х классов о хорошем дежурстве пятиклассников, борьба 8А класса за поручение устроить вечер старших классов, посвященный А. С. Пушкину, замечательная встреча первоклассников коллективом 7Б класса, передача учащимися первого выпуска, окончившими школу со средним баллом «4,5», своего девиза «Береги честь смолоду» коллективу 6Б класса. В эти годы воспитательная работа комсомольцев с пионерами идет, в основном, по линии деятельности отдельных комсомольцев и их групп, выполняющих постоянные (отрядные вожатые) или временные (участие в жюри олимпиады, судейство при проведении дружинного сбора и т. д.) поручения комитета ВЛКСМ. Эта линия вполне оправдывает себя и продолжает использоваться и в последующие годы.

Второй этап процесса сплочения общешкольного коллектива начинается в 1949 году и характеризуется дальнейшим укреплением положительного отношения учащихся к школе. Установление постоянных связей между старшими и младшими классными коллективами по инициативе самих комсомольцев является, с одной стороны, показателем высокого уровня развития этого отношения, с другой стороны – средством дальнейшего его укрепления. Важным толчком для установления подобных связей послужила деятельность комсомольцев первого выпуска (продолженная затем всеми последующими выпусками) по передаче своего девиза и их забота о том классном коллективе, которому этот девиз был вручен. В данных условиях и возникает «шефство» классных комсомольских организаций 8-10-х классов над пионерскими отрядами. Большое значение имели при этом указания об улучшении работы с пионерами, данные XI съездом ВЛКСМ весной 1949 года, и создание классных комсомольских организаций — в начале 1950 года.

Первой линией такого шефства становится (у 10-го и 9-х классов в 1949/50 уч. году) линия передачи, усвоения и создания опыта требовательного отношения к учению и поведению в школе, навыков учебного труда. Эта линия осуществлялась посредством так называемого «личного шефства», занятий с отстающими учениками, пионерами и непионерами, контроля за выполнением домашних заданий, разговоров «по душам» младших школьников с комсомольцами – членами бюро и активистами шефского класса и т. д.

В 1950/51 году получает всеобщее признание и начинает утверждаться в практике школы другая линия постоянной связи между классными комсомольскими организациями и пионерскими отрядами, вплотную примыкающая к первой. Это – линия передачи, усвоения и создания опыта морально-политического воспитания: интереса к политической жизни, осознанного стремления стать комсомольцами, быть примером для младших товарищей. Эта линия осуществляется посредством проведения комсомольцами политинформаций (под руководством педагогов-коммунистов) в подшефных классах, помощи в подготовке звеньевых и отрядных сборов и целой системы работы комсомольских организаций 10-х и 9-х классов с семиклассниками по подготовке к вступлению их в комсомол, по налаживанию работы новых классных комсомольских организаций (деятельность комсомольцев третьего выпуска – Рамзая Ж., Виктора Я. и других, комсомольцев четвертого выпуска — Саши К., Юры Г., Вени Р. и их товарищей, комсомольцев 10А, 10Б и 9Б классов в 1953/54 уч. году).

Третий этап сплочения общешкольного коллектива, начавшийся в 1953/54 учебном году, характеризуется стремлением педагогов и ведущей группы комсомольцев преодолеть сложившуюся у части учащихся привычку ограничивать связь классных комсомольских организаций с пионерскими отрядами одной-двумя линиями в содержании передаваемого и создаваемого положительного опыта и – соответственно – ограничивать число участников постоянной работы с пионерами. В этом стремлении обнаруживается дальнейший рост положительного отношения к школьному коллективу, понимания комсомольского долга, чему немало способствует обстановка подъема всей комсомольской и пионерской работы в школе в связи с XII съездом ВЛКСМ, а также в связи с подготовкой к районному и городскому слету пионеров.

В этих условиях появляется и начинает упрочиваться линия участия «шефов»-комсомольцев в борьбе пионерских отрядов за первенство в различных общешкольных и общедружнниых мероприятиях: спортивных соревнованиях (классные и комсомольские организации 9В, 10Б, 10В, 8В классов и пионерские отряды 6А, 7В, 6В, 5Б классов), олимпиаде (комсомольцы 10А и 10Б классов и отряды 7А и 7В), конкурсах на лучшую самоделку, на лучший по чистоте класс и т. д. Эта линия позволяет комсомольцам передавать пионерам и создавать вместе с ними самый разнообразный по содержанию опыт (трудового, физического, художественного воспитания), делает массу комсомольцев постоянными участниками жизни дружины в целом, а не только своего подшефного отряда, побуждает и комсомольцев, и пионеров к проявлению инициативы, к активной творческой деятельности.

Закрепление традиционного и создание нового опыта воспитательной работы комсомольцев с пионерами, как часть всего процесса создания положительного опыта жизни школьной комсомольской организации и воспитания на этом опыте каждого комсомольца, осуществляется в 1953/54 учебном году путем использования всех форм взаимосвязи классных комсомольских организаций: коллективного обсуждения и решения назревшего вопроса (подготовка и проведение общего комсомольского собрания на тему «Долг комсомольцев в воспитании смены»), соревнования (между классами и с комсомольской организацией 193-й женской средней школы на лучшую работу с пионерами), ознакомления с опытом друг друга (стенная газета, радиопередачи, совещания актива, щит со сводками о ходе соревнования), поручения классному коллективу (выпуск комсомольцами 9Б класса специального номера стенной газеты по заданию комитета ВЛКСМ), почина классной комсомольской организации, обращенного ко всем старшим классам (инициатива комсомольцев 10В класса, наладивших личное шефство над пионерами). Такая система существенно помогала педагогическому коллективу в преодолении трудностей, связанных с вовлечением всей массы комсомольцев школы в воспитательную работу с пионерами.

В третьей главе диссертации рассматривается опыт воспитательной работы комсомольцев с пионерами в 193-й женской школе и ряде других ленинградских школ (21-й, 185-й, 105-й, 71-й, 221-й), совпадающий в своей сущности и направлении развития с опытом 210-й школы.

В четвертой главе путем анализа фактического материала из жизни школ и применении положений А. С. Макаренко делается вывод о том, что необходимым условием успешности воспитательной работы комсомольцев с пионерами является организация (под руководством педагогического коллектива) общей борьбы комсомольцев и пионеров за интересы школьного коллектива, что в основе использования различных воспитательных методов лежит установка на вовлечение всех учащихся в такую борьбу на всех ее этапах.

V

Основные итоги работы сводятся к следующим выводам, которые заключают в себе ответ на поставленные перед исследованием вопросы:

1. С педагогической точки зрения сущность обоих подвергшихся исследованию явлений в практике воспитательной работы комсомольцев с пионерами – единства воспитания пионеров и самовоспитания комсомольцев и установления постоянной связи между классными комсомольскими организациями (комсомольскими группами) и пионерскими отрядами – составляет осуществление (использование) следующей объективной закономерности собственно-воспитательного процесса в советской школе:

степень воспитательного воздействия школьного коллектива на учащихся определяется степенью их участия в создании, передаче и усвоении положительного опыта жизни классных коллективов.

2. Участвуя в передаче пионерам положительного опыта старших классных коллективов, в создании вместе с пионерами положительного опыта младших классных коллективов, а тем самым – с необходимостью – в усвоении положительного опыта тех и других, комсомольцы (как отрядные вожатые, так и все остальные) влияют и на товарищей, и на самих себя, пользуясь опытом школьного коллектива (единство воспитания пионеров, вообще младших школьников, и самовоспитания комсомольцев). Вовлекая пионеров в усвоение, создание и передачу положительного опыта, комсомольцы добиваются одновременно такого положения, при котором сами пионеры воспитывают товарищей и самих себя на опыте школьного коллектива (единство воспитания и самовоспитания пионеров).

3. Форма «шефства» классных комсомольских организаций (комсомольских групп) над пионерскими отрядами в отличие от других форм воспитательной работы комсомольцев с пионерами (постоянные и временные поручения комитета ВЛКСМ школы отдельным комсомольцам и группам их) дает возможность вовлечь в постоянное участие в процессе передачи пионерам положительного опыта старших классных коллективов, создания вместе с пионерами положительного опыта младших классных коллективов, усвоения опыта тех и других всю массу комсомольцев, следовательно, обеспечить тем самым единство воспитания и самовоспитания массы комсомольцев и пионеров, т. е. достигнуть высокой степени воспитательного воздействия школьного коллектива на учащихся.

4. Появление шефства классных комсомольских организаций (комсомольских групп) над пионерскими отрядами в практике всё большего числа средних школ есть прямое следствие всё более полного осуществления (использования педагогическим коллективом) воспитательных возможностей участия школьников в создании, передаче и усвоении положительного опыта жизни классных коллективов, прежде всего опыта положительного отношения к школьному коллективу (чувство чести, гордости за школу и чувство ответственности).

5. Необходимым условием вовлечения всей массы комсомольцев и пионеров в процесс создания, передачи и усвоения положительного опыта классных коллективов является организация общей борьбы классных комсомольских организаций (комсомольских групп) и пионерских отрядов за интересы школьного коллектива – частицы советского общества.

Вовлекая пионеров в коллективную деятельность, комсомольцы сами становятся ее активными участниками, побуждают и самих пионеров вовлекать своих товарищей в общую жизнь всей школы. В такой обстановке создание, передача и усвоение положительного опыта классных коллективов превращаются в необходимые и желанные для самих учащихся условия достижения общего успеха.

6. Методы воспитательной работы комсомольцев с пионерами (убеждение примером, привлечение радостной перспективой, совместное выполнение поручений, помощь советом и т. д.) являются по существу своему средствами вовлечения учащихся в коллективную деятельность при опоре на положительные качества, свойственные детям и молодежи (стремление к самостоятельной деятельности и преодолению трудностей, потребность в ярком, новом, необычном, стремление к радости и т. п.). Указанные методы представляют собой систему, определяющуюся логикой организации общей борьбы за интересы всего коллектива. Эта система используется педагогами и при их помощи – комсомольцами в воспитательной работе с пионерами.

7. Развитие воспитательной работы комсомольцев с пионерами определяется всё более полным овладением педагогическим коллективом и под его руководством — комсомольцами указанной выше (см. вывод 1-й) объективной закономерностью и происходит в направлении:

а) всё более широкого вовлечения комсомольцев в процесс передачи пионерам, создания и усвоения вместе с ними разностороннего положительного опыта коллективной жизни;

б) перехода от участия массы комсомольцев («шефов») в передаче пионерам положительного опыта лишь своей классной комсомольской организации к участиию в передаче им опыта всей школьной комсомольской организации и от создания вместе с пионерами опыта только «подшефного» пионерского отряда к созданию вместе с ними положительного опыта пионерской дружины в целом;

в) всё более успешного использования методов организации общей борьбы комсомольцев и пионеров за интересы школьного коллектива, а следовательно, развития инициативы и самодеятельности и комсомольцев, и – что особенно важно — пионеров.

* * *

Сложная проблема воспитательной работы комсомольцев с пионерами в школе, конечно, не исчерпывается кругом вопросов, рассматриваемых в данном исследовании. Многие вопросы содержания этой работы, деятельности отрядных вожатых, роли старшего пионерского вожатого, всего педагогического коллектива и т. д. в значительной степени уже освещены в исследованиях В. Г. Яковлева, В. С. Ханчина, М. В. Кропачевой, Н. Ф. Колесниковой, И. Г. Гордина и др. Целый ряд сторон этой проблемы, в том числе вопрос о влиянии общественной деятельности комсомольцев и пионеров на формирование различных черт характера учащихся, вопрос об изменении содержания и методов работы комсомольцев с пионерами в зависимости от возраста учащихся, вопрос о взаимосвязи отдельных методов воспитательной работы комсомольцев с пионерами и многие другие, еще нуждается в специальной глубокой разработке.

Автор выражает надежду, что данные настоящего исследования окажутся полезными в выполнении этой задачи и – главное – в деле дальнейшего улучшения воспитательной работы в наших школах.

1954 г.



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=