Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

ЕЛСУКОВА Людмила Павловна

заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 2 г.Архангельска, Заслуженный учитель РФ

КТД: вчера, сегодня, завтра

Заместителем директора по воспитательной работе работаю 30 лет. Первые годы были годами зарождения и рассвета коллективной творческой деятельности. Ежегодно в школе проходило от девяти до двенадцати КТД, они шквалом обрушивались на всех. Педагоги вместе с учащимися только успевали перейти от анализа вчерашнего дела к этапу планирования следующего, который частично совпадал с последействием предыдущего КТД.

Планы и объявления пестрили аббревиатурой: ТУ, КВД, ДКК и ДКШ. Совместные творческие учёбы родителей и учащихся в рамках Клуба Выходного Дня сменялись планёрками дежурных командиров классов и школы. Операции и десанты были всегда добровольными и носили таинственные названия, например, «ПШКВИП», что означало: ПРИВЕДЁМ ШКОЛУ В ИДЕАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК. Проводились тайные операции накануне праздников, особенно, накануне Дня учителя и Международного женского дня. Каждые каникулы — долгожданная ША (школа актива), где специально никто никого не учил и не учит, а на Огоньках и творческих сборах рождаются новые идеи. Учебный год плавно переходил в трудовую четверть. В ЛТО ребята постоянно трудились и занимались озеленением города, и каждое лето и осень видели результаты своего труда. Система КТД нравилась не только детям и учителям, администрация считала и до сих пор считает: итоговое дело КТД неповторимым контролем.

Шли годы, и многие КТД видоизменялись: боевой, творческий коллектив школьной агитбригады из учащихся и учителей, который мог дать по 4-5 концертов в день на строительных площадках города, перерос в сводный хор старших классов и учителей, ТУ — творческие учёбы — слёты родителей и учащихся стали традиционными семейными праздниками. «7 Я», «Мир дому твоему» популярны у нас не только в начальной школе, но и в средних и старших классах. Традиционными стали весенние творческие отчёты классов и коллективов дополнительного образования перед родителями. «Вертикаль», одно из завоеваний тех лет, живо и сейчас — добрые дела старших для и вместе с малышами: дни дублёра (уроки ведут старшеклассники), отряд ЮИД — 8Б класс — пропаганда ПДД в младших классах, музыкальный класс 8В ведёт занятия «филармонии школьника» для малышей, осуществляя музыкальное просвещение учащихся 1-5х классов, интеллектуальные и другие игровые программы, единые тематические классные часы постоянно ведут только старшеклассники. Традиционные праздники искусств (театра, музыки) и книги (10 лет), весенняя эстафета памяти первого директора В. Ф. Филиппова (4 года), недели творчества и гражданских прав (5 лет). Традиции — это не что иное, как однажды придуманное КТД, которое понравилось ребятам и прочно завоевало себе место в школьной жизни. Коллективная деятельность на благо и радость другим является для нас основополагающей. Это постоянные встречи, Огоньки и концерты для ветеранов ВОВ, педагогического труда и инвалидов, когда практически нет равнодушных при подготовке. Это традиционный сентябрьский общешкольный поход с конкурсами отрядных песен, бутербродов, а теперь ещё и обязательной экологической акцией — уборкой того места, куда приехали, так как после лета большинство островов для отдыха представляют собой печальное зрелище.

Школьная комплексно-целевая воспитательная программа «Ученик, человек, личность, гражданин» — это тоже результат работы коллективных методических практикумов. Все воспитательные программы и подпрограммы создаются в результате коллективной творческой деятельности и при непосредственном участии старшеклассников. Именно по их предложению в этом году начал свою работу факультатив «Мы — друзья родителей». Это и мудрые спектакли с последующим обсуждением Театра кукол и своего школьного дидактического театра и встречи с врачами- специалистами и медицинским психологом, откровенные разговоры со своим родителями.

Постоянно развивается система дополнительного образования для создания условий развития творческой личности.

Школа сегодня — это традиции, которыми гордится и силен коллектив.

Считаю, что будущее — за школой, где тебя понимают, помогут найти цель в жизни и научат, как ее достичь. Школа должна быть единым образовательным пространством, где дополнительное образование является логическим продолжением основного.

Школа «Вторая» — белый фрегат,
Гостеприимство встречает ребят,
Гордо традиции в сердце храня,
Ты понимаешь и любишь меня.

Понять и оказать педагогическую поддержку в развитии личности, создать условия для развития каждого как ребенка, так и взрослого, работающего в школе, — вот наша цель.

(В сб.: «Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра. Межрегиональная научно-практическая конференция». — Архангельск, 2001.)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=