Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

БОРИСОВА Людмила Глебовна

доктор социологических наук

«Педагогика жизни» Игоря Иванова

Еще в начале 60-х годов Игорь Иванов взял за основу педагогической деятельности проявление заботы человека, особенно юного, о себе, о близких и далеких друзьях, о старших и младших, о педагогах. Он тщательнейшим, даже несколько педантичным, образом разработал всю систему педагогической заботы, и всё коммунарское движение держалось и держится на идее заботы. Однако официально открытие Иванова не оценили, не было ни исследований, ни материальной поддержки.

Сегодня, хочет этого кто-то или нет, понимает или отказывается, но мы имеем две педагогики — две принципиально отличающиеся друг от друга системы отношений и деятельности. Отличающиеся не деталями и подходами, а фундаментально, по исходным основаниям построения.

Первая — это та, которую многие давно и хорошо знают, — «педагогика урока», или, как ее называет И. П. Иванов, «педагогика передачи и усвоения».

Вторая — «педагогика жизни», или «педагогика общей заботы»: заботы о жизни, о людях и о себе как товарище других людей.

Мы далеки от мысли сопоставлять педагогику урока и педагогику жизни в ценностном отношении — одна, мол, хорошая, другая плохая, одна нужная, другая — нет. Об этом нельзя не сказать, так как обязательно, как это было не раз, возникнет вопрос: «Почему вы против трансляционной педагогики?» Я не против неё, я против её единственности.

Родился ребенок. Он ничего не знает и не умеет. А мир полон всего… Если не транслировать культуру, то как освоить богатство мира? Так что педагогика № 1 («передачи и усвоения») была, есть и будет. Это важное изобретение человечества. Однако человек никогда не станет активным и творческим участником общественных процессов, хозяином собственной жизни, если застрянет на стадии познания и потребления готового — того, что выработало человечество. Научить улучшать окружающую жизнь нельзя на словах, нельзя в локальной (закрытой) образовательной системе — в учебном режиме, по книжкам или на примерах жизни и деятельности великих людей. Суть педагогики № 2 — реальное включение в социальное творчество, заботу о жизни.

Для того, чтобы разобраться в сути двух педагогик, нужно выделить логические основания, опираясь на которые, можно их сравнить. Это поможет сложный анализ сущности двух педагогик сделать простым и доступным. Прокомментируем различия педагогических систем по каждому из шести оснований.

Основания для сравнения двух педагогик Педагогика урока
(трансляционная, «передачи и усвоения»)
Педагогика жизни
(общей заботы, социального творчества)
Что делаем? Передаем и усваиваем (потребляем) готовое (чужое) Создаем (производим, творим) новое (своё)
Где действуем? В локальной (закрытой) образовательной системе — в учебном режиме В открытой системе — в жизни, в реальных делах школы, района, города; в клубе, семье
Когда? По расписанию — сколько положено по учебным планам и программам По собственным срокам — сколько требует жизнь, дело и сколько можем (хотим) сами
Кто ответственный? Педагоги (взрослые) и органы управления (педсоветы, кафедры, министерства) Дети вместе со взрослыми и органы самоуправления (сборы, советы дел, «парламенты» и др.)
С кем действуем? Индивидуально, а чаще в паре «учитель-ученик», «учитель-класс» (группа сверстников) Сообща — с разделением и кооперацией деятельности в группе (не редко разновозрастной)
Для кого (или ради кого) действуем? Для себя или для тех, кто велел (приказал, а то и заставил) Для людей — дальних, ближних и для себя как товарища других людей

Обратим особое внимание на пункт «Кто ответственный?». По Иванову, основой любого дела является совместная организаторская деятельность, участие каждого в руководстве текущей жизнью группы, когда реализуется управленческий механизм через его знаменитые четыре «сами» — сами (и вместе) придумали, подготовили, провели и оценили. Кто обычно управляет учебным процессом? Взрослые. Они придумали все учебные планы и программы, написали учебники, они готовят и проводят уроки, они оценивают и анализируют. А в жизни? В социальном процессе, построенном по второму типу, реализуется демократический, а не авторитарный стиль управления, возникают органы самоуправления, жизнь и деятельность организуется не по указанию сверху, не по чужой (пусть доброй) воле.

«С кем действуем?» Педагогика № 2 — это педагогика жизни, а жизни в одиночку не бывает. В педагогике № 2 личность вплетена в отношения с окружением, действует среди людей и для людей, а в педагогике № 1 — всегда пара: учитель и ученик. И больше никого. Даже если урок дается на стотысячном стадионе. На уроке не то что взаимодействовать с себе подобными нельзя, разговаривать не положено, а подглядывать к соседу и подсказывать просто запрещено. И помощи от товарища получить невозможно. Однако всё это не только можно, но и нужно в другой системе отношений — в организации коллективной творческой деятельности.

Бывают в истории потрясающие явления: когда Эдисон изобрел звукозапись, то очень долго не знали, что с этой «игрушкой» делать. Изобретение есть, а общество не готово к его использованию. Судьба педагога И. П. Иванова в чем-то повторяет судьбу эдисоновского изобретения. Думаю, эта методика активно востребуется во многих общественных движениях. Однако сегодня педагогикой социального творчества владеют немногие. Надо это преодолевать. Демократическому процессу без новаторских технологий управления не пробиться в практику.

(«Новая сибирская газета», 2 февраля 1996 года)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=