Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика

кленовые листья

На главную

БЕЛЯКОВ Юрий Дмитриевич

зам. директора УМЦ ФГОУ ВДЦ «Орлёнок»

Перечитывая заново

Несколько раз отказывался писать «статью про Иванова». Ведь я, к сожалению, не был знаком с ним лично, не входил в круг его единомышленников и студентов с горящими глазами, которые не просто скандировали лозунг «Наша цель – счастье людей!», а верили в это и так жили. Я – не учёный, чтобы исследовать «роль и место И. П. Иванова в педагогической науке». Сведения о нём и его открытиях доходили до меня отрывочно, и, чаще всего, в виде устного народного творчества, передавались «из уст в уста», от тех, кто испил из его источника. Или в процессе совместной деятельности (творческой!) с ними, когда приходило понимание, что по-другому и делать-то нельзя…

Но сегодня я, наконец-то решился. И вовсе не потому что грядет 90-летний юбилей Великого Человека, а потому, что актуальность его идей с годами только возрастает, что многие педагоги начинают искать новые свежие идеи где-то на стороне, вместо того, чтобы сесть и внимательно прочитать Игоря Петровича Иванова…

Пожалуй, впервые я столкнулся с его методикой в 1969 году на областном сборе комсомольского актива в лагере «Ровесник» под Тверью (тогда ещё Калинин), куда я, начинающий секретарь школьной комсомольской организации, был послан райкомом комсомола. Организаторы этого сбора, как теперь понимаю, последователи Игоря Петровича, организовали нашу жизнь по методике лагерных сборов, придуманной и созданной И. П. Ивановым и коммунарами. Были и трудовые десанты на полях совхоза, и обустройство памятников и могил солдат, погибших в годы Великой отечественной войны, калейдоскоп коллективных творческих дел (по 3-5 в день и это считалось нормальным, никто не ставил себе это в достижения!) И, конечно же, огоньки, с откровенными разговорами, песнями, мечтами о будущем. Мы осваивали частицы ивановской методики, совсем не думая, что это – педагогические средства и методы. Для нас это был образ жизни, который мы сами создавали, чтобы затем по этому образцу строить жизнь в своих школах. Организаторы ни разу при нас не упомянули имя Игоря Петровича, возможно, потому, что тогда уже начались гонения на коммунарство и на него, и, как я узнал уже позже, прошла разгромная комиссия ЦК ВЛКСМ в «Орлёнке» в 1966 году. И им просто запретили его называть. Тот коммунарский сбор дал мне очень много — и в плане организации работы в школе, и в выборе будущей профессии — после школы я поступил в Калининский госуниверситет, и создании своего круга друзей, среди которых и по сегодняшний день есть те, с которыми мы когда-то встретились в «Ровеснике». Вообще, по жизни мне здорово везёт на встречи и друзей.

Студенческая жизнь в университете была также наполнена интересными событиями. Учиться, порой было некогда, мы плавно переходили от французского вечера к «Студенческой весне», от неё — к подготовке и работе в стройотряде. Правда, на лекциях по педагогике я опять-таки не услышал имя Игоря Петровича Иванова. Всё больше звучали Ян Амос Коменский, Песталоцци, Ушинский…

Но дух коммунарства и «наша цель – счастье людей» пронизывали тогдашнюю нашу жизнь.

В «Орлёнок» я попал в 1977 году с третьей попытки, но это уже совсем другая история. И так меня могут упрекнуть: что ж ты, Беляков, у тебя статью про Иванова просили, а ты «про себя любимого». Здесь я встретил людей, от которых, наконец-то, услышал заветное имя – Игорь Петрович Иванов. Одушевлённый их рассказами, я прибежал в методический кабинет и попросил, всё, что есть про Иванова и его методику. Методисты, с которыми я уже успел подружиться, сделали большие глаза и приложили палец к губам, а потом с предосторожностями достали из сейфа потрёпанную книжку и протянули мне со словами «Держи. Даём на одну ночь. Сколько успеешь, то – твоё. И потом, когда будешь что-то проводить из этой книги в отряде, имени Иванова не упоминай». В людях еще был силён страх от той самой разгромной комиссии ЦК ВЛКСМ. А книжкой этой была «Коллективные творческие дела коммуны имени А. С. Макаренко». Она до сих пор жива и хранится в нашем УМЦ, порой я демонстрирую её в качестве раритета и реликвии начинающим вожатым. Изредка до нас доходили и другие работы Игоря Петровича, чаще всего в «самиздатовском» варианте. Надо сказать, что в тогдашнем «Орлёнке» многое удалось сохранить из методики и педагогики Игоря Петровича, сказались опыт проведённых коммунарских смен и живое общение с учениками Игоря Петровича.

В школе вожатых на лекциях Л. С. Ждановой по методике работы с детьми я не раз совершал для себя открытия: «Вот, всю жизнь так делаю, только не знал, что это называется КТД!»

Связав навсегда свою жизнь с «Орлёнком», и, наконец-то прочтя работы Игоря Петровича Иванова, (многие из них, к сожалению, были опубликованы после его смерти), понимаешь, как много он дал «Орлёнку» и всей лагерной педагогике.

Ведь «Орлёнок» создавался в период хрущёвской оттепели, когда можно было свободно мечтать, свободно высказываться, свободно мыслить. И у его создателей было большое конкретное дело – создание модели светлого (коммунистического, так они его называли) будущего, построенного на гуманистических и демократических отношениях. В обществе, как вспоминал С. А. Шмаков, носилась идея создания параллельно со взрослым комсомолом особой организации для подростков-школьников. Основателям «Орлёнка» нужна была, как бы теперь сказали, идеология совместной жизни детей и взрослых. И методика организации жизни лагеря пионерского и комсомольского актива. Так была обозначена миссия лагеря – своего рода «курсы повышения квалификации», чтобы затем пережитый опыт переносить в свои пионерские и комсомольские организации.

И они нашли идеи и методику у Игоря Петровича Иванова. Но не просто механически перенесли их в пространство «Орлёнка», а сделали это с учётом особенностей детского лагеря: сборности детского и взрослого коллективов, краткосрочности и завершённости их совместного пребывания, относительной автономности каждого отряда и каждого ребёнка с их правом выбора, интенсивности и событийности деятельности, особым укладом жизни.

Первое приобретение – идея совместного самостоятельного построения жизни, которая затем переросла в принцип совместной деятельности детей и взрослых. Основываясь на этом принципе, педагог, работающий с детским объединением (отрядом), не предлагает детям готовый список или план-сетку мероприятий, которые будут в отряде в течение смены, а каждый раз вместе с детьми придумывает и затем они все вместе создают необыкновенную, яркую, насыщенную интересными событиями уникальную жизнь. «Что будем делать? Как будем жить? Кто поведёт за собой? – к этим вопросам организационного сбора лагеря велась тщательная подготовка.

Здесь надо сказать ещё об одной аббревиатуре, которая в педагогической среде употребляется реже, чем общеизвестное КТД, КОД – коллективная организация деятельности. Игорь Петрович внес в жизнь детской организации макаренковские сводные отряды, советы дела, предложил сменность актива и поручений (ЧТП), коллективные подведения итогов дня. Всё это так прочно вошло в жизнь детского лагеря, что, кажется, по-другому и быть не может. Мы приняли это и так живём. Правда, сегодня организовывать жизнь по системе КОД стало гораздо труднее, и если на общелагерном уровне это срабатывает, то в отряде самоуправление получается далеко не всегда.

Второе приобретение — идея общей заботы и ответственности за тех, кто рядом, о своих родных и близких, о своей малой и большой Родине, о её будущем, об окружающем нас мире.

Что включает в себя подлинно заботливое отношение к людям? (Цитирую И. П. Иванова):

– привычку и умение быть внимательным и чутким, вглядываться в окружающую жизнь. Искать и находить нужное людям, возможность приносить им пользу и радость;

– привычку и умение строить личную и коллективную перспективу, планировать, распределять во времени решение разнообразных жизненно важных задач;

– привычку и умение преодолевать трудности в выполнении задуманного, доводить начатое до конца, воодушевлять товарищей, передавать им свой опыт и использовать опыт других;

– привычку и умение оценивать собственный опыт и опыт других, учиться на собственном опыте и опыте других, извлекать уроки на будущее.

Опираясь на эту идею в «Орлёнке» сформировались законы и традиции совместной жизнедеятельности. Вырабатывали эти законы вместе – дети и взрослые. Они обязательны для всех. Главной из них была и остаётся традиция доброго отношения к людям. Орлята назвали её традицией, а не законом, потому, что не понимали, как же может быть иначе, как можно к людям относиться по-другому? Сегодня во многих лагерях эту традицию пытаются перевести в закон, который следует выполнять неуклонно. Но можно ли быть добрым «по закону»?

В орлятских законах и традициях соединяются культура отношений, поведения и деятельности, все они органически сочетаются с глубокой заботой человека о себе, о своем самосовершенствовании. Ведь только в такой заботе у ребят рождается и крепнет гражданское отношение к окружающей жизни — людям, труду, природе, культуре, как источнику общей радости и пользы, ответственное отношение к самим себе.

К этой идее относится и то самое последействие — поддержка ребят-орлят в их жизни, как мы говорим «на Большой земле»: словом, советом, подсказкой.

Третье приобретение — товарищество.

Исходным здесь является товарищеское уважение: вера в творческие силы, возможности каждого человека как своего со-товарища по строительству совместной жизни, понимание сильных и слабых сторон человека, стремление раскрывать, развивать лучшие стороны и помогать преодолевать недостатки, слабости.

Из товарищеского уважения вытекает и товарищеская требовательность действий на общую радость и пользу, в которых нужно участвовать, чтобы улучшать, совершенствовать себя как товарища других людей.

В «Орлёнке» был придуман гениальный ход — развить это качество через стремление стать настоящим «орлёнком» – человеком, обладающим силой духа, мужеством, верностью, готовым бескорыстно помочь своим товарищам, тем, кому трудно. Образ мальчишки-орлёнка – тот идеал, на которого надо стремиться быть похожим, всегда и во всём поступать по-честному, быть патриотом и гражданином своей Отчизны. И как символ принадлежности к нашей большой орлятской семье вручается мальчишкам и девчонкам орлятский значок. С верой и надеждой, что они всегда будут поступать и жить как настоящие товарищи.

Сегодня слово товарищ не модно в среде подростков, взрослые передали им своё отношение к нему через негативное отношение к свому недалекому прошлому, которое эти дети не пережили. А может, пора его отмыть от разных наносов и вернуть первоначальный смысл?

Четвёртое приобретение — единство мыслей и действии, воли и чувств.

Игорь Петрович пишет: «Воздействовать на ребёнка так, чтобы развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно-мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную. Возбуждать и укреплять высокие чувства, стремления, интересы, потребности».

Педагоги-основатели «Орлёнка» стремились наполнить жизнь детей в лагере, не учёбой и мероприятиями, а соединить знания, приобретаемые умения, способности с воспитанием и развитием отношений и чувств. Для сегодняшних педагогов «Орлёнка» это тем более актуально, что мы работаем с поколением, которому всё больше и больше внушаются идеи потребительства, карьерного роста, где чувства и добрые отношения «не в чести». Именно поэтому и получается разрыв между знаниями и убеждениями, между знаниями и интересами, между умениями и потребностями. И что особенно нетерпимо — разрыв между всем этим и деятельностью.

Пятое приобретение — единый коллектив.

В лагере мы все вместе – и дети, и педагоги, и сотрудники, которые порой даже не замечая этого, вносят свою педагогическую лепту в воспитание. Мы вместе воспитываем детей, а дети воспитывают нас, у них мы, взрослые, тоже многому учимся. И делаем мы это не поучениями и наставлениями, а создавая тот самый уклад, образ жизни, демонстрируя «единство слова и дела, мыслей и чувств».

Опять цитирую Игоря Петровича: «Влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников были бы и способами воздействия самих воспитателей на себя, а также способами воздействия воспитанников друг на друга, на воспитателей и каждого из воспитанников на самого себя. Тогда воспитательный процесс идет в единстве всех своих звеньев: воспитания воспитателями воспитанников, самовоспитания воспитанников — взаимного и личного, самовоспитания воспитателей, воспитание воспитанниками воспитателей. Тогда каждую личность воспитывает единый воспитательный коллектив — старших и младших, воздействуя на общую жизнь, улучшая ее, обеспечивая ее воспитательную результативность».

Отсюда – такая большая наша забота о формировании педагогического коллектива лагеря, команды единомышленников и сподвижников, освоения ими «педагогики отношений», чтобы каждый член коллектива понимал идею совместного бытия (co-бытие), а не соуправления.

Влиять друг на друга так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия – незаметное и открытое, прямое и опосредованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда воспитанники не чувствуют себя и не являются лишь объектами воспитания. Они — прежде всего! — участвуют в творческом решении общих с воспитателями жизненно важных практических задач.

Однако, и прямое, и опосредованное воздействие должно иметь, прежде всего, практическую направленность: что и как лучше сделать, чтобы улучшить жизнь отряда и всего лагеря? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть…), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Тогда открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: «Чтобы успешно сделать что-то, надо научиться тому-то!»

Шестое приобретение – творчество, а не шаблон.

И это должно прослеживаться в организации всей жизни лагеря, а не только в коллективных творческих делах, как полагают некоторые. И в то же время мы должны быть безмерно благодарны Игорю Петровичу и его ученикам за столь простую, понятную и легко воспроизводимую модель КТД. Освоил шесть стадий, понял, что необходимо предусмотреть и сделать на каждой стадии — и вперёд! Только на забудь включить творчество и фантазию. И тогда одна, казалось бы, известная педагогическая форма «вечер» может превратиться в салон, посиделки, встречу с инопланетянами, учёными, политиками, в вечер-портрет, вечер памяти, вечер-реквием и много во что ещё!

Не буду здесь ещё раз пересказывать алгоритм подготовки и проведения дела – об этом много написано. Скажу о другом: сейчас понятие коллективное творческое дело всё чаще заменяется понятием коллективная творческая игра. И опасность здесь вот в чём – уходит социальная значимость: «дело» – то, что мы делаем для улучшения жизни своей и окружающих, подменяется «игрой», анимацией. Подростки сами не участвуют в придумывании дел, а включаются в деятельность (да, творческую) только на стадии подготовки. Я не против анимации как таковой, в организации досуга детей и молодёжи она занимает важное место, но только надо правильно расставлять приоритеты и цели: чего мы хотим добиться?

И КТД и КТИ должны оставаться способом всестороннего товарищеского творческого сотрудничества и взаимодействия воспитателей и воспитанников. Наше время требует реального участия подростков в окружающей жизни, преодоления замкнутости и ухода в Интернет-сообщество. Нельзя уводить ребят от трудных проблем, надо вместе с ними искать пути их разрешения на главных направлениях преобразования нашего общества. Главное, чтобы это были дела, которые бы нас объединяли, чтобы мы сообща видели общие цели, а наши отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.

Вот те уроки, которые я извлёк, читая и перечитывая Игоря Петровича Иванова. Да, впрочем, не я один, а все, кто строил и строит лагерную педагогику сегодня.

(В сб. «Материалы Международной научно-практической конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» 5-7 ноября 2013 г.»)



Оставить  комментарий:

Ваше имя:
Комментарий:
Введите ответ:
captcha
[Обновить]
=